Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано. Проблема переигранных рук.
Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано. Проблема переигранных рук.
Методическая разработка, для учителей ДМШ, ДШИ, посвящена проблеме переигранных рук, связанных с неправильной их постановкой, на начальном курсе обучения.
Профессиональные заболевания рук довольно распространены среди музыкантов. Причины разные, но основная-это неправильная работа пианистического аппарата. Педагогу, детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течении длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание «подстережёт» ученика. «Переигранные руки» являются следствием неправильной посадки и постановки, а в дальнейшем складывается такая картина: ученик во время занятия чувствует неудобство в игре, неудобство в движениях рук,и продолжает заниматься ничего не меняя, считая, что и скованную технику преодолеет путём многократных повторений(пусть и неправильными движениями), и играть станет удобнее. А ведь часто ученик даже не догадывается, что играет неверными движениями. Но проходит время, и ученик замечает, что от многократных повторений играть становится легче только чуть-чуть. Кроме того, ученик попадает в зависимость от количества часов, проведенных за инструментом- он начинает чувствовать, что, не позанимавшись один день, все наработанное им за последние дни просто исчезает. В итоге ученик попадает в ловушку, для того, чтобы хоть как-то подготовиться к выступлению (урок у педагога, зачет, экзамен, концерт или конкурс) ученику приходится просиживать за инструментом много времени каждый день. Таким образом, неудобные движения рук, которые полностью зажимают и руки, и запястья, и психику ученика, повторяются ежедневно. Естественно, что через определенное время руки зажимаются настолько, что это приводит к болям в мышцах. Руки начинают постепенно болеть.
Особо целеустремленные и упорные ученики продолжают заниматься и в таком состоянии-через боль в руках. В итоге весь этот набор приводит к переигранным рукам: когда ученик не в силах даже просто прикоснуться к клавише, когда пальцы перестают шевелиться, когда от взгляда играющего пианиста у ученика начинают болеть руки.
Постановка игрового аппарата является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того маленькому пианисту приходится играть сразу на взрослом инструменте, в отличии от струнников и народников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано. Проблема переигранных рук.»
Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано.
Проблема переигранных рук.
Профессиональные заболевания рук довольно распространены среди музыкантов. Причины разные, но основная-это неправильная работа пианистического аппарата. Педагогу, детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течении длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание «подстережёт» ученика. «Переигранные руки» являются следствием неправильной посадки и постановки, а в дальнейшем складывается такая картина: ученик во время занятия чувствует неудобство в игре, неудобство в движениях рук,и продолжает заниматься ничего не меняя, считая, что и скованную технику преодолеет путём многократных повторений(пусть и неправильными движениями), и играть станет удобнее. А ведь часто ученик даже не догадывается, что играет неверными движениями. Но проходит время, и ученик замечает, что от многократных повторений играть становится легче только чуть-чуть. Кроме того, ученик попадает в зависимость от количества часов, проведенных за инструментом- он начинает чувствовать, что, не позанимавшись один день, все наработанное им за последние дни просто исчезает. В итоге ученик попадает в ловушку, для того, чтобы хоть как-то подготовиться к выступлению (урок у педагога, зачет, экзамен, концерт или конкурс) ученику приходится просиживать за инструментом много времени каждый день. Таким образом, неудобные движения рук, которые полностью зажимают и руки, и запястья, и психику ученика, повторяются ежедневно. Естественно, что через определенное время руки зажимаются настолько, что это приводит к болям в мышцах. Руки начинают постепенно болеть.
Особо целеустремленные и упорные ученики продолжают заниматься и в таком состоянии-через боль в руках. В итоге весь этот набор приводит к переигранным рукам: когда ученик не в силах даже просто прикоснуться к клавише, когда пальцы перестают шевелиться, когда от взгляда играющего пианиста у ученика начинают болеть руки.
Постановка игрового аппарата является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того маленькому пианисту приходится играть сразу на взрослом инструменте, в отличии от струнников и народников. Поэтому необходимым условием для развития техники являются физические размеры руки, растяжка между пальцами, удобный, подвижный 1й палец, ногти, не залезающие на подушечки пальцев.
Первый год обучения важен тем, что является годом постановки игрового аппарата. Невозможно научить ребенка в 1 год всем техническим приемам, поэтому приходится мириться с низким художественно-звуковым уровнем исполнения. Каждый прием вводится постепенно, и каждый навык считается усвоенным не после его понимания учеником, а после того как возникает автоматизация приёма. Должна возникнуть память рук на определенные движения.
На педагоге лежит огромная ответственность, т.к. грамотная постановка рук, обеспечит в дальнейшем свободную игру, беглость, умение играть кантилену, что сделает игру выразительной, эмоциональной, а главное, ребёнок сможет избежать напряжения, и связанных с ним профессиональных заболеваний.
Зажатость аппарата-это не внезапно образовавшаяся «болезнь», а приобретенное состояние на протяжении нескольких лет игры. Сутулая спина , поджатые к туловищу локти, игра когтеобразными пальцами, неподвижность руки, отсутствие полного контакта пальцев с клавиатурой, неполный слуховой контроль-все это причины, которые вызовут в будущем заболевание рук.
Для того чтобы понять, как правильно должен играть аппарат, нужно разобраться в анатомии. При игре на фортепиано участвуют не только пальцы, но и вся рука. Это понятие должно быть ключевым в работе педагога. Многие педагоги локализуют кисть, заставляя остальную часть руки быть неподвижной. Это неправильный подход. В игре участвуют пальцы, кисть, пясть, предплечье, надплечье, а также все это поддерживают мышцы плеча, спины, груди, и плечевого пояса. Правильной работе этих компонентов способствует, прежде всего, верное положение корпуса при игре. Должен ощущаться «стержень», который проходит вдоль спины, мышцы поясницы поддерживают весь корпус, грудная клетка раскрыта, плечи опущены, а голова при правильной осанке, находясь в высоком положении, как бы наблюдает со стороны за всем происходящем на инструменте. В положении пальцев и ладони нужно руководиться принципом естественности- нет зажатости, ладонь раскрыта, пальцы слегка закруглены. Играет не ноготь , а мякоть подушечки.
Итак, к неправильным движениям, приёмам и прывычкам относятся:
сутулая посадка;
слишком расхлябанные или слишком зажатые локти;
слишком прижатые или слишком отставленные локти;
слишком поднятые или слишком опущенные запястья;
слишком разболтанные или слишком статичные запястья;
высокий замах пальцев;
слишком зажатые или слишком расслабленные пальцы;
вялые концы пальцев;
Замена одного действия другим:
вместо активной работы запястья, активная работа локтя;
вместо правильных точных движений рук, лишние движения корпусом;
вместо свободного владения весом, сильное давление;
Очень важна правильная посадка за инструментом.
Правильная посадка за инструментом важна для того, чтобы сформировать основу, или базу правильного положения рук и пальцев будущего музыканта. Если на начальном этапе не придать должного внимания на эту незаметную, невидимую, но очень важную часть освоения инструмента, то будет опасность того, что из-за неправильной посадки и постановки рук не будет хорошей базы для наработки и освоения быстрой, скоростной игры на инструменте. Другими словами, если руки и кисти рук будут в неправильном положении, то в будущем при быстрой игре, когда необходимо будет играть быстрые и красивые пассажи, мышцы рук будут зажиматься. При такой зажатой игре невозможно добиться легкости и красоты звучания инструмента. В перспективе не будет возможности играть любые музыкальные произведения, а лишь только медленные. А это будет значительным ограничением в музыкальном развитии будущего музыканта. Прежде чем начинать заниматься на инструменте, необходимо научиться правильно и удобно за ним сидеть. Это правильное положение ступней ног, коленей, положение спины, плеч, локтей, кистей рук и как финал-правильное положение пальцев рук.
Основные ощущуения при игре на инструменте:
легкость (не зажатость) ощущения во всем теле;
естественные и расслабленные ноги;
прямая и спокойная (не натянутая) спина;
свободные и расслабленные (опущенные вниз ) плечи;
свободно висящие вниз локти, а также расслабленные кисти рук Кисти при этом находятся над клавиатурой ладонями вниз на ширине плеч.
Следующий этап-правильное звукоизвлечение. Существует несколько технических вопросов о правильном звукоизвлечении, которые на определенном этапе обучения начинают волновать исполнителя:
Причины зажатия рук.
Причины статичного негибкого запястья.
Как сделать пальцы крепкими, а концы пальцев цепкими, живыми и чувствительными.
Как научиться «петь на инструменте».
Причины зажатия рук.
Основная причина зажатия рук – это не налаженный контакт между тем, что исполнитель хочет сказать (его внутреннее слуховое представление-ВСП) и тем, как это грамотно предать на инструменте. Т.е. у ученика есть «знания», но нет «умений».
Например: ученик представляет звук с движением, но не знает, как запястье выражает представление о движении звука. Если ученик не продолжает ВСП звука в движении запястьем, то статичность запястья начинает уже влиять на ВСП движения звука-движение звука в представлении ученика начинает постепенно угасать. Неправильные движения негативно влияют на наши слуховые представления. Мышечные зажимы постепенно вызывают и психологические зажимы.
Все это является следствием того, что у ученика нет «умений». Когда он, играя, слышит, что его ВСП не совпадает с реальным звучанием на инструменте, ученик зажимается.
А если контакт «голова-руки-голова» налажен, то мышцы рук и запястья начинают естественно двигаться, дышать, напрягаться, как при вдохе и расслабляться, как при выдохе.И если исполнитель хочет что-то изменить в своих ВСП- динамику звука или штрих-движения мышц рук сразу перестраиваются на нужное ВСП.
Концы пальцев.
Концы пальцев выражают качественное представление звука. Поэтому причиной вялых концов пальцев является отсутствие у ученика четкого и качественного ВСП всех градаций звука: тембра, гармонии, динамики, баланса, окраски и педали. Именно поэтому исполнителю часто сложно сделать даже простейшую динамику.
А если у ученика есть четкое ВСП всех градаций звука, его концы пальцев становятся цепкими, крепкими, чувствительными и «умными». Пальцы сами начинают чувствовать, где им больше раскрыться, чтобы площадь соприкосновения подушечек пальцев с клавишей стала больше (для певучего звука), а где собраться (четкого звука). Конец 1-го пальца также вынужден научиться брать звук и играть самостоятельно, а не за счет запястья.
Пение на инструменте.
Со стороны каждый музыкант может точно определить, «поет» у исполнителя инструмент или нет. Если исполнитель дает лететь, жить, вибрировать звуку до конца, значит, инструмент у него поёт. А если он зажимает, забивает звук, значит не поёт. И сам он не играет, а «стучит» на инструменте.
Для пения нужен голос - у исполнителя это ВСП звука с движением. Ученик умеет говорить этим голосом, играя на инструменте. Но для того чтобы этим голосом петь, а не говорить, исполнитель овладевает знаниями правильного интонирования звуков и умениями грамотно передавать интонирование на инструменте с помощью веса и верной посадки. И, овладев этими умениями у него появляется чувство, что он поет, играя на инструменте. Появляется ощущение, что один звук перетекает в другой.
Что такое техника?
Это беглость пальцев, гибкая, пластичная, удобная игра, когда руки и запястье не зажимаются, это крепкая и уверенная игра даже в самых быстрых темпах. Что нужно чтобы быть техничным? Качественно играть много быстрых и виртуозных произведений. Все просто. Но на самом деле встречается масса проблем на пути к достижению виртуозной техники- при быстрой игре начинают зажиматься руки и запястья, пальцы перестают шевелиться, произведение звучит некачественно.
В чем причина возникновения таких проблем?
В неправильном звукоизвлечении -когда неверно развиваются мышцы пальцев, кисти и запястья, когда нет основных навыков передачи веса в инструмент через интонацию. Все это является причиной появления лишних движений в игре, которые сильно тормозят технику: высокий замах пальца перед взятием клавиши и лишние движения кисти, запястья и локтя. Первое-следствие отсутствия цепких концов пальцев (когда недостаточно просто положить палец на клавишу, чтобы взять ноту, а приходится делать замах пальцем). Это следствия отсутствия правильного интонирования интервалов, которое ведет к ошибочному представлению о том, что беглость находится в самих пальцах, когда, на самом деле, беглость пальцев заключена в суставах, которые находятся в кисти руки.
Второе-следствие отсутствия гибкого, певучего запястья, когда исполнителю приходится машинально делать дополнительные движения, чтобы освободить руки. Часто это приводит к непопаданию на нужные звуки в скачках (отчего исполнитель начинает еще больше зажиматься) и к смазыванию звуков, что называется, на ровном месте.
Таким образом, причиной отсутствия техники у пианиста является неправильное звукоизвлечение – когда у исполнителя нет ощущения того, что он стоит на крепких и упругих пальцах, что его концы пальцев играют в звуке, что его запястья гибкие и певучие, и что его руки, как шланги переливают вес в инструмент. В более позднем возрасте, начиная с 10ти лет, переставить правильно руки невозможно, т.к. опыт неправильного звукоизвлечения и неправильных движений слишком велик. Именно поэтому преодолеть проблемы с техникой в этом возрасте возможны только через осмысленную игру.
Благодаря навыкам налаженного контакта голова- руки(представление-исполнение), мышцы рук, через некоторое время, уже начинают сами правильно двигаться –больше напрягаться и освобождаться. Это называется мышечной памятью, когда при правильном представлении, вы уже внутренне начинаете чувствовать, как ваши мышцы рук будут исполнять на инструменте представленную музыку. Руки должны быть умными, тогда они будут свободными. В расслабленных руках нет жизни, и при любом непродуманном движении они снова зажмутся.
При правильных движениях руки начинаю «дышать»-естественным образом напрягаются, как при вдохе и расслабляются, как при выдохе. Руки становятся свободными, гибкими, они начинают жить.
Из-за проблем с постановкой рук возникают проблемы с музыкальными средствами выразительности, такими как:
Тембр
Движение звука
Полифония
Интонация
Игра без правильного интонирования с весом- это одна из трех причин возникновения неудобства при исполнении любого произведения. Остальные две причины-это отсутствие точного представления музыкальных средств выразительности и отсутствие умения правильно исполнить на инструменте задуманное.
Как следствие игры без интонации начинают зажиматься руки, т.к. отсутствует ощущение веса и свободы. От недостаточного ощущения веса пальцы не укрепляются, а в концах пальцев нет ощущения игры в звуке, а есть ощущение простого прикосновения к клавишам. Также, игра без интонации не дает глубокого и рельефного ощущения мелодического движения, рисунка. Играемое произведение, кажется плоским, вне пространства. А главное, отсутствует, ощущение тончайших градаций интонирования звуков, тех самых малейших rubato которые просто необходимы для красивой и естественной игры. Эти нюансы интонирования почти незаметны на слух, но отлично чувствуются в музыке и исполнителем и слушателем.
При игре без интонации музыка не льется от сердца, и с души, как в пении, а просто сводится к перебиранию пальцами нужных звуков на клавиатуре. При такой игре возникает очень неприятное ощущение того, что пианист находится вне музыки, и как бы со стороны смотрит на играемое произведение. И не смотря на то, что он очень старается выразительно и красиво играть, учение не может в полной мере выразить в звуке, музыке все, что чувствует. Появляется чувство неудовлетворенности.
Благодаря игре с правильным интонированием, с весом, у ученика появляется чувство, что он начинает создавать музыку в каждый момент, в каждый миг игры. Музыка проходит через душу пианиста и переливается через руки и пальцы в инструмент.