kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«взаимодействие образовательных учреждений как средство формирования художественно-творческой активности обучающихся музыке в оош»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье автор размышляет о способах взаимодействия образовательных учреждений с целью формирования художественно-творческой активности учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««взаимодействие образовательных учреждений как средство формирования художественно-творческой активности обучающихся музыке в оош»»

МАОУ «Лицей №14 им.Заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина»













Статья


«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКЕ В ООШ»



Автор

учитель музыки и МХК(искусства)

Ивашина Ирина Владимировна












Тамбов 2019


В Законе РФ «Об образовании» утверждается его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, ее свободного развития[1]. Это значит, что образовательные учреждения в целом и педагоги в частности должны ориентироваться не на формирование суммы знаний, умений и навыков обучающихся, а на развитие их уникальности. Поэтому современное образование характеризуется созданием таких условий, которые способствовали бы самостоятельному проявлению обучающимися художественно-творческой активности.

Уроки музыки в школе предоставляют большие возможности в решении выше перечисленных задач. Они предполагают постижение новых понятий детьми на конкретных примерах, поиск решения учебных задач в ходе обмена мнениями, рефлексию, творческую домашнюю работу и под. Однако, количество образовательных технологий, используемых современным педагогом по музыке, продолжает оставаться ограниченным: презентации биографий и творчества композиторов, выполнение мыслительных операций (сравнения, классификации, обобщения и т.д.) на музыкальном материале, сочетание прослушивания музыки с изобразительной деятельностью и художественным словом. Налицо противоречие между необходимостью формирования художественно-творческой активности обучающихся музыке в общеобразовательной школе и недостатком идей для осуществления этого процесса. Разрешение этого противоречия лежит в сфере организации взаимодействия образовательных учреждений разного уровня, поэтому тема данных тезисов актуальна.

Под художественно-творческой активностью личности современными исследователями понимается такое преобразование действительности, которое способствует самоактуализации и направленона создание и/или восприятие произведения искусства, продуктов художественного творчества с целью генерирования новых смыслов, внесения новизны в уже имеющийся продукт деятельности средствами художественного освоения мира [2].

Условиями проявления художественно-творческой активности обучающимися являются:

  1. наличие личностно-значимой цели;

  2. осознаваемая проблема, которая не может быть решена традиционными способами;

  3. приток новой информации;

  4. режим свободного общения, отсутствие страха непонимания или порицания.

Работа с педагогом придает художественно-творческой активности обучающегося следующие качества:

  1. Систематичность, так как самоактуализация – достаточно трудоемкий процесс, и обучающиеся, зная о том, что на создание творческого продукта уйдут время и силы, предпочтут заменить его репродуктивной деятельностью.

  2. Завершенность, так как у обучающихся часто не хватает сил, чтобы доделать свой продукт до конца, или они не знают, как должен выглядеть конечный творческий продукт, чтобы удовлетворять высокой оценке окружающих.

  3. Общественная значимость, так как, создавая свой продукт, обучающиеся редко задумываются о его назначении. В связи с этим он может иметь ограниченную сферу применения и даже быть асоциальным, поскольку современная массовая культура задает примитивные образцы для подражания.

Однако,даже при грамотном педагогическом руководстве возможности для проявления художественно-творческой активности в условиях одного образовательного учрежденияограничены сложившимся порядком его работы, традициями, квалификацией сотрудников. Прежде всего, проблема состоит в получении и дифференциации новой информации, а также в осмыслении и применении новых педагогических технологий. Часто отсутствие инициативы воспитанников и воспитателей объясняется недостаточным количеством зрителей,оценивающих их результаты, а смелые замыслы остаются нереализованными из-за отсутствия энергии командной работы. В разрешении этих проблем может помочьвзаимодействие образовательных учреждений.

Наиболее распространеннымивидами взаимодействия для общеобразовательной школы являются контакты с

  1. другими школами;

  2. дошкольными образовательными учреждениями;

  3. учреждениями среднего и высшего профессионального образования;

  4. учреждениями дополнительного образования;

  5. молодежными организациями;

  6. домами ветеранов и другими организациями для пожилых людей.

Анализ литературы показал, что оптимизированный алгоритм их совместной деятельности выглядит следующим образом:

  1. Создание программы расширения связей учреждения (с учетом образовательной политики региона).

  2. Поиск и внедрение механизмов межведомственного взаимодействия участников программы.

  3. Совершенствование нормативно-правовой и организационно-управленческой базы для осуществления предпринимаемых действий.

  4. Планирование и реализация межведомственных проектов для решения определенных задач (формирование здорового образа жизни; коррекция поведения и интеллектуальной серы воспитанников; приобщение детей и подростков к культуре и т.д.)[3].

При этом необходимо помнить о наличии двухосновных условийорганизации совместной деятельности образовательных учреждений:

1) она должна способствовать реализации задач общего образования;

2) взаимоотношения должны быть взаимовыгодны для обеих сторон.

К настоящему моменту автором данной статьи, педагогом по музыке общеобразовательной школы, накоплен достаточно большой опыт взаимодействия с учреждением среднего профессионального образования сферы культуры иодним из домов творчества города Тамбова. Этот опыт дает возможность сделать следующие обобщения.

Учреждения среднего профессионального образования сферы культуры способны оказывать общеобразовательным школам поддержку в виде консультацийпо вопросам теории и технологий обучения музыке и организации концертной деятельности. В свою очередь, общеобразовательная школа служит своеобразным полигоном для апробации инновационных идей, создаваемых на более высоком уровне. Уже один-два урока музыки могут подтвердить или опровергнуть практическую значимость той или иной педагогической теории. Кроме того, потребности общеобразовательного учреждения очень широки (концерты и другие мероприятия с музыкальным сопровождением, разноплановая конкурсная деятельность), что выражается в его многочисленных запросах теоретикам и стимулирует их педагогический поиск. Наконец, деятельность домов творчества была и остается примером эффективного примененияиндивидуального и дифференцированного подходов к обучению музыке в разновозрастной группе. Поэтому педагоги, способные использовать этот опыт в условиях других образовательных учреждений, оказываются в более выигрышном положении.

Таким образом, взаимодействие этих трех образовательных учреждений способствует организации теоретически обоснованной инновационной деятельности по активизации художественно-творческого развития, рассчитанной на обучающихся различного пола, возраста и с различным кругом интересов.

Список использованной литературы
Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/. – Загл. с экрана.

  1. Калюжная, Е.Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал [Текст] / Е.Г. Калюжная // Человек в мире культуры. – 2015. – №4. – С. 34-40.

  2. Сетевое и межведомственное взаимодействие школы и Дома детского творчества [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs. – Загл. с экрана.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ивашина Ирина Владимировна

Дата: 10.08.2019

Номер свидетельства: 517541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства