1.Детский фольклорный ансамбль. Цель, основные задачи детского фольклорного ансамбля
1.1.Ансамблевое пение. Проблемы подбора репертуара.
1.2. Характеристика возрастных особенностей детей старшего школьного возраста.
2. Особенности возрождения традиционного народного обряда. Его воплощение детским фольклорным коллективом.
2.1.Воплощение традиционного народного обряда детским фольклорным коллективом. Обряд, обрядовое действо. Функции обряда. Сценарий обряда.
2.2.Технология разработки сценария обрядового действа. Режиссура обрядового действа. Сценическое оформление народного обряда.
2.3.Народный костюм. Присутствие хореографических композиций в традиционном обряде.
Заключение
Приложение
Ведение
Становление и развитие человека как личности неразрывно связано с сохранением его национальной самобытности. Культура и традиции народа -это та часть истории государства, без которой оно не может существовать.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем, относится к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Музыкальный фольклор - это самобытная культура наших предков, позволяющая глубже познать исторические и национальные особенности своего народа. Народные песни бережно передавались из поколения в поколение. Передача происходила естественно, не заостряя на этом внимания. Так как песня сопутствовала человеку буквально всю жизнь и в буднях и на праздниках.
Теоретическую базу исследования составляют труды ведущих фольклористов, работающих с детскими коллективами – Л.Л. Куприяновой «Основные принципы работы с детским народно-певческим коллективом», Г.П. Науменко «Фольклорная азбука», Г.П. Стуловой «Хоровое пение. Методика работы с детским хором», П.А. Сорокина «Формирование репертуара детского фольклорного коллектива: Учебно-методическое пособие», Л.А. Терентьевой «Методика работы с детским фольклорным ансамблем», В.В. Федонюк «Детский голос. Задачи и методы работы с ним», С.Н. Чабан «Особенности работы над дикцией в народно-певческом коллективе».
Значительную роль в жизни любого народа играют обычаи и традиции. Они представляют исторически устоявшиеся во многом стереотипные способы поведения людей, которые воспроизводятся в любой эмоциональной среде и являются привычными для их членов.
Современное общество переживает нравственный кризис. Современная молодежь, являющиеся свидетелями нравственных противоречий современного общества, испытывают огромную потребность в поиске нравственной опоры, системы нравственных ценностей, что является необходимым условием формирования личности.
Современные традиции и обычаи, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами художественного народного творчества, одной из которых является народный обряд.
Эстетические начала народной музыкальной культуры стимулируют творческое отношение к труду, к совершенствованию самого трудового процесса, таким образом, характерной особенностью обряда является генетическая связь накопленного опыта прошлого поколения с активным вовлечением в современную функциональность. Наша задача, сохранить фольклор, наши корни, историческое прошлое. Мы не можем их сохранить в подлинном варианте, поэтому нужно разрабатывать методику по возрождению русских традиционных обрядов. Это и объясняет актуальность проводимого исследования.
Новизна проекта заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всего проекта, дает возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается.
Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решать задачи не только музыкального развития и эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности:
Цель исследования заключается в том, чтобы показать особенности возрождения русского традиционного обряда для детского фольклорного ансамбля.
Достижение поставленной цели исследования обеспечивается решением следующих задач:
Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и художественно – эстетическую литературу по заявленной теме.
Теоретически обосновать понятие детского фольклорного ансамбля, его роль в возрождении русского традиционного обряда.
Разработать сценарий русского традиционного обряда для детского фольклорного ансамбля.
Практически реализовать разработанный сценарий и представить его в сценическом воплощении.
Объектом исследования является обучение фольклору в детском фольклорном ансамбле.
Предметом исследования является возрождение русского традиционного обряда.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной, исследовательской и
учебно-методической литературы;
- изучение и анализ передового педагогического опыта;
- наблюдение;
- обобщение собственных результатов творческой деятельности с участниками фольклорного ансамбля.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступил фольклорный ансамбль «Початуха» ГАПОУ «Клинцовский индустриально - педагогический колледж».
Детский фольклорный ансамбль. Цель, основные задачи детского фольклорного ансамбля
Роль родного фольклора в формировании духовной культуры подрастающего поколения является ведущей, особенно современных условиях, когда дети и молодежь все больше становятся объектами, на которых, в первую очередь, направляется мощная пропагандистская атака западной массовой культуры. Сохранение же самобытной, унаследованной от предков и уходящей корнями в далекое прошлое традиционной народной музыкальной культуры, позволит обеспечить передачу традиций одного из ведущих способов накопления, освоения и развития культуры из поколения в поколение.
Фольклорный ансамбль относится к коллективным формам музицирования детей, является одной из форм их художественной деятельности. Занятия помогают сформировать профессиональную исполнительскую культуру обучающихся в ансамбле. Однако главной целью занятий является не узкая направленность на достижение высокой техники исполнения различных по стилю и степени сложности произведений, а духовное развитие детей посредством творческого освоения ими лучших образцов народно – песенного русского искусства [4, 12].
Основными задачами детского фольклорного ансамбля являются:
воспитание у детей любви и бережного отношения к родному фольклору;
формирование художественного вкуса у учащихся в процессе отбора и освоения различных народно – песенных произведений;
развитие певческого голоса детей, их музыкального и вокального слуха, навыков ансамблевого исполнения произведений;
освоение специфической «народной манеры» звукообразования, основанной на распевной, разговорной народной речи;
овладение игрой на простейших народных музыкальных инструментах и использование этого навыка в процессе пения;
привитие навыков хореографической культуры и умения актерски воплощать песню на сцене, не просто исполнять ее, а «играть песню», как говорят подлинные певцы;
усвоение специфических приемов народного пения: гуканье, глиссандирование, бурдонирование, различных звуковых «сбросов» и.т.д.;
развитие творческой музыкально – поэтической деятельности посредством освоения приемов импровизации и варьирования [4, 18].
Фольклорный ансамбль является коллективом творческих индивидуальностей, поэтому руководителю крайне важно индивидуально подходить к каждому участнику. В процессе работы необходимо выявить природные данные ребенка, развить их и раскрыть. Чем интереснее и самобытнее будет каждый участник коллектива, тем ярче творческое лицо ансамбля в целом.
При индивидуальном подходе необходимо сохранить естественность каждого участника, начиная от голоса и заканчивая пластикой.
Методы работы фольклорного коллектива, ставящего своей основной задачей реконструкцию и восстановление народно-песенных традиций, формируются в процессе углубленного изучения содержательных и формообразующих закономерностей явлений фольклора.
В первую очередь, в процессе изучения песенных традиций перед участниками коллектива ставится задача максимально полного овладения разнообразными “языками” традиционной музыкальнопесенной культуры – словесным, музыкально-исполнительским, хореографическим или акциональным. При решении этой задачи основным принципом работы должен быть постоянный “контакт” с этнографическим первоисточником – работа с экспедиционными записями подлинных фольклорных образцов, а также, по возможности, общение с самими носителями традиции. Приближение к этнографически достоверному воссозданию фольклорного явления возможно лишь при неизменной ориентации на пение “народных исполнителей”, при условии тонкой работы слуха во время постижения особенностей “этнографического” звучания.
Особое внимание в процессе работы уделяется особенностям словесного или вербального языка. Участники фольклорного коллектива должны уметь говорить на диалекте изучаемой песенной традиции, а также пользоваться им в процессе пения. Для того чтобы не упустить ни одну важную деталь, отражающую специфику местного говора, в репетиционном процессе необходимо использовать, помимо собственно музыкально-песенных форм, и прозаические жанры фольклора (сказки, приговоры, легенды и пр.), а также привлекать записи разговорной речи носителей традиции.
Важно определить те свойства местного говора, которые отличают его от литературного произношения, а также от говора других традиций. Свободное владение диалектной речью предельно важно в фольклорном ансамбле не только потому, что говор отражает специфику местной традиции. Особенности диалектной речи качественно взаимосвязаны с музыкально-исполнительскими закономерностями – диалектными особенностями тембра и звукоизвлечения. То или иное произношение гласных и согласных звуков влияет на качество подачи звука, например “близкий” или “глубокий”, “плоский” или “объемный” звук и т.д.
Ансамблевое пение. Проблемы подбора репертуара
Ансамблевое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учетом возрастных особенностей и закономерностей голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. Для развития и воспитания детского голоса необходимо знать голосовые и певческие возможности ребенка [8, 7].
Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определенной системе и последовательности. Репертуар любого коллектива – это совокупность исполняемым им произведений, так как он определяет его художественно – творческую направленность. В процессе освоения репертуара развиваются творческие навыки певцов. На базе репертуара строится весь учебно – воспитательный процесс, происходит накопление как музыкально – теоретический, так и певческих и артистических навыков. Успех работы зависит от знаний и учета возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
Подбор репертуара – одна из самых важных и сложных методических проблем обучения детей фольклорному искусству. Он во многом определяет содержание обучения и должен быть вариативным, стимулировать их познавательный интерес и активность на протяжении всей многолетней образовательной программы. Репертуар коллектива должен сохранять народно – исполнительские традиции (воплощение черт местной певческой школы); изучать диалектные особенности местного говора; одновременное овладение хореографическими навыками.
Музыкальный фольклор — основа всей музыкальной культуры и музыкального искусства, представляет собой комплекс проявлений народного творчества в вокальном, инструментальном, вокально-инструментальном, музыкально - хореографическом жанрах. Динамика его развития заключается в противоречии константности традиции и непрерывном обновлении, определившем такие имманентные характеристики как импровизационность, вариантность, способность к перекодировке, обусловившие высокую степень адаптации музыкального материала к постоянно меняющимся жизненным условиям. Коды (формулы) - элементы обрядового фольклора, приобретшие свойство знаков, при помощи которых моделируется коммуникация между людьми или социальными группами внутри социума, с одной стороны, и между ними и природным окружением с другой. При её изменении происходит перекодировка информации, содержащейся в произведениях обрядового фольклора.
Руководитель коллектива может считать себя готовым к работе над произведением только тогда, когда у него созревает замысел будущей постановки, предполагающей:
- анализ поэтического текста (подтекст, логический и композиционный анализ)
- идейное истолкование песни
- анализ жанровых особенностей песен
- выбор «предполагаемых обстоятельств»
- определение «темпо-ритма» сценического действия и поведения персонажей
- сценическое решение в пространстве (мизансценирование, планировка, хореография)
- художественное оформление (одежда, бутафория, дикорации, световое и шумовое оформление)
Таким образом, в процессе творческого вхождения в материал, его анализа постепенно складывается замысел произведения.
Выбор исполнительских средств при сценическом воплощении фольклора зависит, прежде всего, от жанра песни и традиции её бытования в народной среде.
Руководитель детского фольклорного коллектива особенно тщательно должен продумывать сценический вариант песни, так как главная задача руководителя заключается в том, чтобы не только продемонстрировать зрелищный момент в показе песни, но и сразу же разбудить интерес к истокам танцевальных движений, жестов, диалекта, манеры пения, игры, костюма в целом или его элементов. Так, например, если песня обрядовая, руководитель должен подробно, ярко и образно об обряде, его особенностях и подчеркнуть на данном примере какие – то детали, специфику ритмики, манеры исполнения мелодии и т.д., вызвать у исполнителей не только эмоциональное восприятие, но и осмысленное, продуманное подкреплённое знаниями. Руководитель народного хора должен всесторонне знать фольклор своей области, так как материал детского фольклорного ансамбля должен базироваться на местных фольклорных традициях: музыкальных, песенных, хореографических.
Такие песенные жанры как календарные, игровые, хороводные дают возможность открыть примарные звуки голоса, найти естественный грудной звук, свойственный народной певческой манере.
Плясовые, скорые песни способствуют активной работе артикуляционного аппарата, помогают устранить различные дефекты речи( например вялый язык, губы и т.д.), развивают произношение согласных и гласных звуков. При использовании скорых песен раскрываются актёрские способности хористов, эмоциональность, а в сочетании пения с движением – пластичность, подвижность, лёгкость и т.д.
Шуточные песни обычно не выделяются в особый жанр, так как шуточная тематика характерна для песен самых разных жанров: детских считалок, дразнилок, плясовых, свадебных песен и т.д. Зачастую эти песни сопровождаются действием, игрой, и дети с удовольствием разыгрывают роли, пританцовывая, подыгрывая на разных инструментах.
Лирические протяжные песни наиболее сложны для исполнения. Обилие распевов, разрывов слов, вставные слова, развёрнутая музыкальная строфа, состоящая из нескольких фраз, богатая мелодическая орнаментика, неторопливый темп лирической песни требует в пении умения экономно расходовать дыхание, использование всех резонаторных возможностей с учетом высокой певческой позиции, техники звуковедения и т.д.
Народная песня содержит яркие, доступные детскому мышлению образы, часто предполагает какое-то сюжетное развитие, даёт возможность с помощью мимики., жеста и других выразительных средств, глубже раскрыть содержание песни.
Хорошо иметь в репертуаре песни с движением, хороводные песни, различающиеся по характеру и темпу исполнения. Рисунков движения хороводов достаточно много: «стенка на стенку», «змейка», « подковка», «улитка», «воротики», разнообразные круги.
Интересный материал для детского хора – календарные песни. Календарные песни связаны со старинными обрядами и обычаями. Можно рассказать детям, как встречали раньше весну деревенские мальчики и девочки: они собирались гурьбой, залезали на заборы, на крыши домов и сараев, подбрасывали выпеченные из теста «куликов-жаворонков», при этом исполняли песни-заклички, веснянки. Это был большой праздник – 1 день прилёта первых птиц.
А под Новый год дети и взрослые ходили от дома к дому и пели под окнами поздравительные песни-колядки с пожеланиями здоровья хозяевам и благополучия дому. За это хозяева одаривали колядовщиков деньгами, пирогами, салом с луком, хлебом. Детям дарили конфеты и пряники.
Сохранение и возрождение народных обрядов обогащает культуру современного общества и служит делу объединения людей разных национальностей, воспитанию патриотических чувств. Оценивая социально-педагогическую роль традиционной культуры, надо отметить, что в современной жизни утрачены основные условия и механизмы естественной трансляции национальных традиций. С помощью современных технологий формируются замещающие их искусственные или специальные механизмы передачи традиционных форм культуры, складываются специализированные институты по ее трансляции.
Характеристика возрастных особенностей детей старшего школьного возраста
Изучение обрядов и их возрождение целесообразно изучать в старшем школьном возрасте.
Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников 10-х, 11-х классов школы. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни.
В старшем школьном возрасте определяются и изменения в развитии нервной системы и мозга в частности. Причем изменения происходят не за счет увеличения массы мозга (это увеличение в данный возрастной период крайне незначительно), а за счет усложнения внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой [10].
Остановимся на развитии познавательных процессов в старшем школьном возрасте. Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими.
В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики старшеклассников. Оно только приобретает специфический характер, более отчетливо связываясь с интересами старших школьников, в частности с их познавательно-профессиональными интересами. При этом ведущая роль в активной познавательной учебной и общественной деятельности сохраняется все-таки за произвольной памятью. Дословное заучивание основанное на повторении не является в этом возрасте распространенным.
Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического диалектико-материалистического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.
Деятельность учащихся старшего школьного возраста во многом определяется условиями их учебной работы. Новый, более высокий уровень требований, который предъявляется в этом возрасте в процессе учебной деятельности, способствует интенсивному развитию всех психических процессов подростков. Уровень учебной деятельности имеет прямое отношение к формированию их интересов.
Восприятие становится содержательным, последовательным, планомерным, что способствует формированию наблюдения как целенаправленного и организованного восприятия. Большую роль при восприятии играет первое впечатление, если оно оказалось неполным, то это может привести к искаженному, неправильному усвоению материала.
Мышление все еще носит конкретно-образный характер. При усвоении знаний большое значение имеет наглядный материал. В дальнейшем мышление становится более логичным и обоснованным, развивается способность самостоятельно анализировать, обобщать, сравнивать. Развивается словесно-логический вид понятия. Внимание совершенствуется и становится все более произвольным.
В старшем школьном возрасте обрядовое действо становится наиболее понятно. Участники коллектива более осознанно подходят к изучению и воплощению народного обряда.
Особенности возрождения традиционного народного обряда. Его воплощение детским фольклорным коллективом.
Одним из способов сохранения русской национальной культуры является именно возрождение традиционных обрядов.
Особое внимание к традиционным обрядам обусловлено тем, что они выступают в качестве эффективной и доступной формы развития современного общества, поскольку содержат широкий круг возможностей для реализации творческого потенциала максимально большого числа участников. Как известно, проблема самовыражения личности в творчестве является одной из наиболее изучаемых. Это связано с тем, что в настоящее время четко прослеживается тенденция поляризации творческой деятельности, когда процесс воспроизводства культуры становится прерогативой меньшинства, в то время как большинство стоит на позиции ее потребления. Такая ситуация обусловливает отсутствие осмысленной совместной творческой деятельности и значительно снижает возможность эмоционального межличностного контакта. Следствие этого – разобщенность и отчуждение в обществе. Причины того, что в настоящее время у молодежи практически полностью отсутствует совместный художественный опыт, кроются в узком диапазоне предлагаемых форм коллективного творчества.
На сегодняшний день актуален поиск оптимальных форм реализации творческого потенциала молодежи, основанный на предшествующем опыте и переосмысленный с учетом требований современного общества.
Нужно вспомнить, что совместное участие разных поколений в обрядах было главным и непременным условием русской культуры. Такое соучастие обеспечивало преемственность традиций и приучало молодых к мысли, что они являются продолжателями длинной и сложной жизни, которая не с них начиналась и не ими закончится. И это была глубокая культура и понимание своего места в жизни.
К настоящему моменту накоплен обширный эмпирический материал по проблемам возрождения традиционного обряда. Однако теоретическое осмысление значения содержательных характеристик традиционного обряда в вопросах духовно-нравственного воспитания молодежи пока недостаточно.
Умелое использование фольклорного и этнографического материала позволяет не только сохранить традиционную культуру, но и продолжить связь между поколениями, воспитывать эстетический вкус современного человека.
Осознавая народную культуру как высокую духовную ценность, важно чувствовать ответственность за свою творческую интерпретацию фольклорных традиций, выносимую на суд зрителей. При этом необходимо быть понятным современному человеку, донести до него духовные идеи народной культуры, укрепить ценностное отношение к национальным культурным традициям и пробудить интерес к их познанию и сохранению. Именно тогда он сможет ощутить себя участником культурного процесса, приобщиться к историческим традициям.
Анализ фольклорного материала Брянской области, подтверждает, что фольклорные материалы, собранные на территории нашей области, позволяют сделать более красочными праздничные действа, придать им колорит той местности, в которой они проводятся, обратить особое внимание на глубинное и смысловое значение обрядов.
Различные виды возрождения фольклорного наследия мы наблюдаем на фестивалях и конкурсах народного творчества, в рамках фольклорных спектаклей и филармонических программ, при проведении городских и областных праздников, организуемых культурно-образовательными учреждениями. В отборе материалов, которые станут основой мероприятия, руководитель и участники, как правило, останавливаются на более или менее полной версии традиционного обряда, а иногда воссоздают какой-либо его этап или фрагмент.
Важное значение обрядового действия как педагогической системы состоит в том, что, объединяя различные формы культурно-просветительной работы, он становится средством познания действительности, способствует выработке и проявлению социально оправданной идейно-нравственной позиции по отношению к наиболее существенным вопросам жизни общества, формирует общественные настроения, воздействует на сознание участников.
Воплощение традиционного народного обряда детским фольклорным коллективом
Итогом возрождение традиционного обряда следует назвать сценическое его воплощение. Для нас существенно выведение такого нового понятия как сценические формы фольклора. Фольклор по своей сути явление не сценическое, а в большей степени практическое, бытовое, утилитарное. Именно в результате разрушения механизмов его бытования и передачи возникает потребность к вынесению отдельных жанров на сцену. И здесь очень важными являются ответы на вопросы: чтовыносить и как это делать [3, 68].
Более сложным моментом становится трансформация музыкальных жанров в рамках сценического зрелища. Мы считаем важным, выделить два пласта музыкального фольклора, подвергающихся наибольшим метаморфозам в процессе адаптации к сценическим условиям. Первый пласт - это обрядовый земледельческий фольклор. На сегодняшний момент прошёл большой исторический путь, в результате которого всё более трансформировался из содержания в форму, благодаря чему органично переносится на сцену. По половозрастному признаку разделялся на следующие группы:
• дети - исполняли колядки, обряды встречи весны и обходов дворов на Егория;
• молодёжь — зимние игрища, обрядовые хороводы (в дальнейшем и необрядовые), весенние обряды, Красная горка;
• женатая молодёжь и старшее поколение - посевные обряды, вьюнишные обходы, Масленица, Купала и т.д.
Но с течением времени стала утрачиваться магия принадлежности конкретного праздника определённой половозрастной группе. Поэтому возможно передача обряда из одной, как правило, более старшей группы, в другую - младшую. Такое явление получило название «детский фольклор, перешедший из взрослого». То есть происходит перекодировка информации музыкальной фольклорной традиции между людьми и природным окружением (утрата религиозно-магического смысла, перенос в игровые формы).
Второй пласт: обрядовый семейный фольклор, сопровождающий основные моменты жизни человека от рождения до смерти. Наиболее яркий обряд здесь - традиционная крестьянская свадьба, состоящая, в свою очередь, из ряда ритуалов: сватанье, рукобитье, сговор, девичник и т.д. При постановке свадьбы на сцене учитываются следующие моменты:
• тип свадьбы;
• функциональность ритуала в данном тире свадьбы;
• содержание обряда;
• соответствие содержания возрастному критерию участников коллектива.
В современных условиях многие ритуалы свадебного обряда теряют своё функциональное назначение, синтезируются с другими подобными. Всё это так же связано с процессом ускорения информационных связей социума, и, в связи с этим, с перекодировкой обрядового фольклора, обеспечивающей модель коммуникации между группами (один род и другой) внутри социума.
Исследование и интерпретация фольклора и народной культуры, их сценическая воплощение сегодня является наиболее актуальной темой. Как показывают результаты исследований, большинство традиционных обрядов в настоящее время не исполняются в повседневном быту, они остаются отдельными фрагментами. С годами снижается исполнительское мастерство, респонденты забывают лексику, репертуар. Эти процессы наблюдаются особенно явно при повторных записях одного и того же автора в разные годы. Существующие в области аутентичные коллективы не всегда могут охватить и передать весь репертуар, найденный на территории своего района, села. Чаще всего коллектив используют его при выступлениях на сценических площадках, а восприятие обрядового материала на сцене становится иным.
В силу объективных причин глубинное и смысловое значение обрядов в настоящее время потеряно, утрачено традиционное праздничное поведение самих участников фольклорного действия. Основная задача исследователей - это подробное описание обрядов, фиксация песен, имена носителей фольклорно-этнографической информации. Собранные материалы позволяют сделать праздничные действия более красочными, придать им колорит той местности, в которой они проводятся.
Обрядовый фольклор большей частью находится в активной и пассивной памяти и почти везде уже вне обрядового (прежде всего календарного) контекста. Сегодня обрядовые песни или хороводы, один из древнейших элементов этой мистерии, стали почти совсем непонятны, так как в них часто действуют нечеловеческие персонажи, а птичьи, животные и растительные тотемы. Сопоставление исполняемого репертуара с архивными материалами указывает на неразрывную связь с традиционными обрядами.
Программы коллектива могут быть разработаны в различных формах, в основе которых лежит тот или иной традиционный обряд. Всевыше названное поможет руководителю создать грамотно выстроенное, яркое, профессионально направленное сценическое действо, которое будет интересно и познавательно для слушателей.
Обряд, обрядовое действо. Функции обряда
Обряд - традиционно-бытовой культурный комплекс, состоящий из действий символического, магического и игрового характера с использованием в соответствующих функциях предметов материальной культуры и фольклорных текстов.
Нужно особо отметить тот факт, что как таковая история обрядового действа мало кем изучена, хотя по сути своей она глобальна. С течением эпох менялся и характер обрядовых действ.
Обрядовое действо как школа социального опыта дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа.
Обрядовое действо – это многогранное общественное явление, отражающее бытие каждого человека и общества в целом. Являясь неотъемлемой частью социальной жизни, праздники проявляют в ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающий гармонию человека и общества или стремление к ней.
Обрядовое действо – это не только своеобразный итог проделанной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, это прекрасная возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без лишних творческих и психологических нагрузок [8, 25].
Обрядовое действо несет в себе обучающую, развивающую и воспитывающую функции:
1.Обучающая функция - заключается в познании мира через художественные образы народных песен, явлений, художественных ситуаций, в формировании способов познавательной деятельности, информационной, художественной культуры обучающихся, в приобретении знаний в процессе творческой песенной деятельности, установлении связей изучаемых народных песен с жизненными явлениями, окружающей средой.
3.Развивающая функция заключается в развитии музыкально – вокальных способностей обучающихся, развитии образного мышления, суждений, вкусов, взглядов, идеалов, благодаря которым ребенок приобретает особое эмоционально – образное знания о народных песнях и окружающем мире, получает возможность выразить свое отношение к ним. В процессе песенной творческой деятельности учащиеся рассматривают самостоятельность в приобретении знаний, определении характера, жанра песенного репертуара, нахождении оттенков настроений и.т.п.
3. Воспитательная функция – это развитие интеллекта и взаимосвязи его с нравственно – эстетическим мировоззрением на природный и социальный мир, формируются взгляды, убеждения, определяющиеся в этических и нравственных нормах поведения, отношениях. На занятиях фольклорного ансамбля, приучая детей к определенной форме общения, руководитель, в меру своих возможностей и условий, обязан решать не только познавательные задачи, но и задачи воспитательного характера, тем самым, формируя в ребенке социально – ценностные потребности, расширяя эту сферу совершенствования в интересах личности, в интересах общества.
Обрядовое действо следует рассматривать:
- как важную самостоятельную форму культурно-досуговой национально ориентированной деятельности воспитанников;
- его можно характеризовать как целостную педагогическую минисистему, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии;
- необходимо помнить, что эта форма имеет свои специфические особенности (определенные временные рамки, локализованные сценические площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой аудитории).
Сценарий обряда
Сценарий обряда – это подробная литературно-текстовая и организованная разработка содержания и хода театрализованного действия. Последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские подходы, демонстрируются переходы от одного эпизода к другому, вносятся используемые художественные или музыкальные произведения или их части с точным указанием продолжительности. Сценарий включает также описание приемов активизации участников ансамбля, описание художественного оформления и специального оборудования.
Нами был выбран обряд закликания весны (Сороки).
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Нами была проведена большая работа по изучению данного обряда: проанализированы особенности обрядовой структуры и поэтических жанров, переработаны экспедиционные аудио и видео записи, которые легли в основу данного сценария. Также нами были изучены национальные костюмы, обрядовый речевой фольклор, ритуальные атрибуты участников обрядового действа.
В процессе изучения, нами было выявлена драматическая игра.
Наша задача – не исказить, а сохранить традиционный обряд в той подлинной структуре, в которой он должен был быть изначально.
Все исторические фольклорные материалы были переработаны и адаптированы для детского фольклорного коллектива.
Таким образом «родился» сценарий обрядового действа «Закликание весны».
2.2. Технология разработки сценария обрядового действа
Сценарий обрядового действа – это подробная литературно-текстовая и организованная разработка содержания и хода театрализованного действия. Последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские подходы, демонстрируются переходы от одного эпизода к другому, вносятся используемые художественные или музыкальные произведения или их части с точным указанием продолжительности. Сценарий включает также описание приемов активизации участников действа, описание художественного оформления и специального оборудования.
Этапы работы над сценарием
1-й этап – определение идейно-тематического замысла обрядового действа, т.е. четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны.
Тема – это круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Это может быть смена времен года или наступление святок, или развитие учебно-познавательных интересов дошкольников и младших школьников.
Идея – основная мысль, оценка изображаемых событий или ценностная установка автора. Идея обрядового действа состоит в том, чтобы через музыкальное и поэтическое творчество русского народа, национальные танцы и игры и.т.п. познакомить воспитанников с народными обычаями, традициями, приблизить и научить понимать историческое прошлое родного народа, пробудить интерес к совместному или самодеятельному творчеству.
Тема задается, как правило, с самого начала. К идее, к общему главному выводу подводят участников в процессе театрализованного или иного действия. В сценарии обязательно должен быть сюжет, т.е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы руководителя над сценарием. Основными персонажами могут быть широко известные персонажи произведений народного творчества, участники фольклорного коллектива, родители и.т.д.
Для построения сценария необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.
2-й этап – построение композиции, т.е. реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном обрядовом действии.
Композиция - организация действия, соответствующее расположение материала. Композиция сценария включает в себя экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Экспозиция – краткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт, например вводное слово сказительницы (руководителя коллектива) о традиционных народных гуляньях во время празднования Масленицы. Экспозиция обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как конкретизируют внимание воспитанников, готовят их к восприятию действия, настраивают на определенный эмоциональный и поведенческий лад.
Следующая часть композиции – развитие действия, или основное действие, то есть изображение событий, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов, каждый из которых имеет логику и внутреннюю композицию. Цепь эпизодов объединяется в стройную композицию сценарным ходом. Через все эпизоды проходят тема и идея обрядового действа.
Развитие действия в сценарии подчиняется следующим методическим требованиям:
строгая логичность и последовательность построения и развития темы;
законченность каждого эпизода;
органичная связь эпизодов и наличие нетрадиционных сценарных ходов;
нарастание действия в его движении и кульминации.
Кульминация - высшая точка развития действия. Заданное экспозицией, завязкой действие, развивается с нарастающей силой, достигает кульминации, затем двигается к развязке. Следует помнить, что в его восходящей линии нельзя переходить от сильных к более слабым по эмоциональному настроению эпизодам. В момент кульминации идея обрядового действа находит наиболее концентрированное выражение. После кульминационного момента может последовать только развязка и финал действия.
Развязка – важная часть композиции, так как ее отсутствие или «смазанность» рождают ощущение незавершенности. Особую нагрузку несет финал, так как является наиболее удачным моментом для максимального проявления активности участниками обрядового действа. Целесообразно в финале сцены включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски.
Далее при разработке сценария руководителю коллектива необходимо обратить внимание на тщательный подбор средств, способствующих созданию праздничной атмосферы. Это фольклорные произведения, которые будут использоваться в обрядовом действе.
Режиссура обрядового действа
Работа начинается с режиссерского замысла, определяющего образный сквозной ход, атмосферу и форму будущего действа. Режиссером обычно выступает руководитель фольклорного коллектива.
Режиссуру можно определить как организационно-педагогическую деятельность, состоящую из основных этапов: подготовительного и репетиционного.
1-й этап (подготовительный) включает подготовку руководителя и участников фольклорного коллектива, всех участников и ведущих к обрядовому действию. В ходе названного этапа необходимо учесть следующие моменты:
- ознакомление участников фольклорного коллектива, отдельных воспитанников с последовательностью выполнения действий в сценарии;
- уточнение репертуара, включенного в сценарий обрядового действа;
- ознакомление с последовательностью и номерами и правилами поведения участников действа;
- предварительное распределение всех участников на сценической площадке;
- оформление сценической площадки.
2-ой этап (репетиционный) – непосредственный процесс работы с участниками фольклорного коллектива и отдельных участников, занятых в обрядовом действии. В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- найти способ введения в материал сценария конкретных номеров, используемых фольклорными коллективами и иных задумок и эпизодов сценария;
- определить метод вовлечения зрителей и гостей в исполнение песен, танцев и иных моментов творчества;
- наметить манеру и стиль поведения персонажей обрядового действа;
- обозначить эффективные приемы активизации зрительского зала и иных гостей;
- расставить смысловые и эмоционально-психологические акценты в обрядовом действии.
В процессе работы руководитель коллектива ставит перед собой ряд задач. Первая направлена на то, чтобы обрядовое действо как зрелище давало возможность участникам и зрителям следить за развитием сюжета, воспринимать и оценивать во всей полноте комплекс элементов фольклорного и обрядового действия. Другая – создание максимальных условий и удобств для выполнения участниками всей системы действий, заложенных в сценарии. В связи с этим необходимо использовать репетиционный процесс, способствующий осознанию, формированию примерного представления об атмосфере и результатах заданного действа.
По окончании обрядового действа руководителю фольклорного коллектива нужно провести анализ проделанной работы. Необходимо определить, на сколько решены поставленные педагогические задачи и реализована цель, что воспитанники получили в интеллектуальном, эмоциональном и практическом планах развития личности, действовали ли воспитанники сообща, сплоченно и дружно, насколько реализованы воспитательные возможности, какова роль и впечатления о подготовке и проведении данного действа у участников, гостей.
Подробный анализ проделанной работы поможет в организации дальнейшей творческой деятельности воспитанников (см. приложение №5).
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что возрождение фольклорного материала, а в частности обрядового действа – это очень долгая и кропотливая работа. И очень важно сделать ее грамотно, так чтобы фольклорный материал не был искажен, чтобы смысл песен не терялся, а песня зазвучала по - новому, интересно. Нужно добиться такого результата работы, чтобы участники коллектива исполняли данные фольклорные произведения с желанием и любо.
Сценическое оформление народного обряда
Выведение фольклора на сцену требует понимания законов сцены, специфики сценического искусства. И здесь необходимо обратиться к опыту других видов зрелищного искусства – театру, массовым действиям, которым свойственно игровое, действенное начало, истоки которого лежат в народных праздниках, фольклорных обрядах, старинных игрищах, во всем том, с чего начиналось собственно драматическое искусство.
Сценическое оформление народного обрядаимеет большое значение в его организации и проведении.
Наиболее распространенные разновидности праздников и обрядов, в которых народные традиции и фольклор являются основой организации событийного материала и массового действия, показывает, что с их помощью можно активизировать аудиторию, втянуть ее в общение, предложить освященный временем стереотип отношений и поведения. Эта деятельная сторона народных традиций и фольклора, столь важная для методики их использования в сценарно-режиссерском замысле праздников и обрядов, проявляется в наиболее повторяющихся типах театрализованного действа в качестве реального канала проявления активности личности. Поиск и обоснование таких каналов активизации, программирование в замысле включения человека в массовое действие чрезвычайно актуальны, так как избавляют от указанной нами часто повторяющейся ошибки сценарнорежиссерской разработки праздников и обрядов - пассивной роли в них аудитории, ее преимущественно зрительской позиции. Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного фольклорного действия, основанного на сложившихся народных традициях.
Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа, позволяющее участникам войти в роли традиционных народных персонажей сложившейся ритуалистики. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, причем порой весьма ценным. Костюм, история которого как отдельная отрасль знаний складывалась на протяжении многих веков, широко используется сегодня в исторических, этнографических и календарных праздниках и обрядах. Притягательная сила костюмирования на таких мероприятиях позволяет формировать группы персонажей, становящиеся центрами, вокруг которых развертывается действие, втягивающее и некостюмированных участников.
Декорации, атрибутика, свет, видео – все это помогает воплотить задачи, поставленные пред коллективом, мысленно перенести зрителя и участников обряда в то далекое прошлое.
Декорации - (от позднелат. decoratio — украшение), оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма.
Декорации должны соответствовать времени, эпохе, о которой идет речь в обрядовом действе. Но нужно учесть и то, что декорации не должны мешать происходящему на сцене, а помогать зрителям и участникам обряда, не должны перекрывать вид, не выбиваться из общего вида. Огромное значение в проведении обрядового действа играет и свет, благодаря которому зрители легко воспринимают происходящее на сцене, понимают где происходит данное действие, в какое время суток. Оформление сцены придает спектаклю определенную форму, определяет стиль постановки. Все это помогает создать единый художественный образ.
Теперь обратимся к одному из основных выразительных средств - музыка. Не одно народное действо не проходит без музыкального сопровождения, с помощью которого режиссер создает атмосферу эпизода, задает действию необходимый ритм и т.д. В народном празднике особенно возрастает роль музыки, без которой такое представление просто немыслимо и использование шумов.
При создании праздника на открытых площадках надо уделять серьезное внимание записи природных звуков. Естественные шумы и звуки живых существ необходимы в природных эпизодах народных действ.
В народном действе, как и в традиционном театре, музыка может быть сюжетной, иллюстрацией и фоновой (или, как говорят в театре, - «создавать настроение») она может выражать внутренний мир героя или быть контрастной по отношению к действию. Но помимо всего, в проставлении она еще играет ассоциативную роль, являясь символом, знаком какого-то события. Мелодия или даже одна строчка позволяют объяснить зрителю, что произошла смена эпох, и следующий эпизод развивается в ином временном отрезке. Кроме того, мелодия помогает погрузить зрителя в соответствующую атмосферу того времени. Чаще всего, когда мы работаем на открытых площадках, музыка звучит в записи.
Теперь остановим свое внимание на «слове», а точнее «художественном слове». «Художественное слово» - жанр сценического искусства, в основе которого лежит литературно-художественный материал. Искусство художественного слова в народном празднике имеет отличия: это общение напрямую со зрителем; рассказ о событиях прошлого, непосредственно происходящих перед зрителем; рассказывание от «себя», от «Я». С определенным отношением к событиям и героям, а не перевоплощение в образ. Вообще, искусство слова - исконно народное искусство.
В народном творчестве применялись различные способы исполнения - от пения до рассказа. Слово играет важную роль в структуре народного действа. Требования, обычно предъявляемые к языку в театре: действенность, индивидуализация языка и поэтическая образность - также применимы и к словесному материалу в народном действе.
2.3. Народный костюм. Присутствие хореографических композиций в традиционном обряде. Средства эмоционального воздействия.
Неотъемлемой частью концертного выступления является народный костюм и присутствие хореографических композиций.
Народный костюм – это неотъемлемая часть концертного выступления. Каждый сценический костюм должен быть тщательно продуман руководителем и детьми. Костюм может быть как стилизованным, так и подлинным, что наиболее ценно. Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок. Сценический костюм требует более выразительных форм, ярких красок, заметных украшений, должен быть удобны и не сковывать движения. Благодаря сценическому костюму мы мысленно погружаемся в прошлое, ясно представляем действие, которое могло происходить в те далекие времена. Народный костюм помогает наиболее ярко отобразить музыкальный образ фольклорных произведений. Русские национальные костюмы очень разнообразны. Не только каждая область, но даже часто отдельный район отличается особенным сочетанием красок, покроем сарафана, формой головного убора, своеобразными узорами. Для России в целом характерны 2 типа женского комплекта: северорусский, в основе которого лежат вышитая рубаха, длинный сарафан, и южнорусский, который состоит из вышитой рубахи и поневы. Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки-косоворотки (разрез воротника не на середине, а сбоку), ворот и разрез часто обшивались узкой полоской кумача. Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками. Позже стали шить гладкие штаны темного цвета. Костюмы участников фольклорных коллективов представляют собой современную реконструкцию старинных нарядов[23, 10].
Народная хореография – это исполнительский вид музыкальной деятельности, где содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении, это один из способов выражения мыслей и чувств артиста. С ее помощью музыкальный номер выглядит наиболее смотрибельным, полным, ярким. Хореографические движения, повороты головы, положения рук помогают более точно отобразить музыкальный образ произведения, звучащего со сцены. Движения должны соответствовать региональным особенностям, традициям, времени, что очень важно для передачи образа фольклорного произведения, не мешать, а помогать восприятию. Содержание танца напрямую связано с содержание произведения.
В исполнительской практике народных ансамюлей немалое место занимают народная хореография, в детском же фольклорном ансамбле удобны для исполнения игровые песни, театрализованные действия. Этой стороной народного творчества нужно заниматься с детьми не меньше, чем пением, а в младших группах фольклорного ансамбля с игровых моментов начинается и заканчивается каждая репетиция: дети через игру быстрее воспринимают произведение, живее и эмоциональнее реагируют, импровизируют, запоминают.
Для каждого хорового коллектива существует целый арсенал хореографических движений, коленец, поворотов, дробушек, проходок и т.д. Петь и танцевать одновременно, как это делалось в старину. Руководитель фольклорного ансамбля должен научить детей определённому набору танцевальных движений, характерных для данной области. Так, например, на юге России пели с высоко поднятыми руками, с очень разнообразными движениями кистей рук, в западных областях более низкие руки в танце. Достаточно разнообразны и движения ног (проходки, дробушки и т.д.) в зависимости от региона. Руководитель фольклорного ансамбля должен чувствовать специфику сочетания песни и танца. Главную роль в хоровом произведении с танцевальными движениями должна играть песня. А танец – это средство более полного раскрытия её содержания.
Хороводы и хороводные песни можно разделить по их содержанию на игровые и плясовые. В первых развивалось и приобретало более острую сюжетную направленность драматическое искусство (в частности, пантомима), во вторых - получила право на самостоятельное существование и развитие народная хореография.
От песен и хороводов второй группы отделились в самостоятельный жанр пляски и сопровождающие их песни. Инструментальное сопровождение вылилось в третью группу, существовавшую и как самостоятельный жанр, и как сопровождающая песни и танцы музыка.
Хороводы – игры представляют собой небольшие законченные музыкально-драматические сценки, разыгрываемые участниками хороводов. Действие обычно разыгрывалось внутри круга, либо между двумя шеренгами поющих. Главное для этих хороводов – содержание песни, ибо всё, о чём поётся в песне, должно изображаться действующими лицами в виде маленькой драматической сцены. Ведущую роль исполняла запевала, начинающая каждую строфу песни, а хор её продолжал. Содержание игровых песен весьма разнообразно, но это всегда какая-нибудь жанровая сценка из народного быта.
Хороводы – пляски представляли собой большие группы танцующих людей. Их отличие состоит в том, что все пляшущие поют песню и стремятся в такт пению соблюдать четкость хореографических построении («змейка», «воротики», «ручеёк») и отчетливо разбивать ногами ритм установленного движения. Содержание таких плясок-хороводов бывает обычно шуточного или лирического характера. Поют песни все участники хоровода, запевала только запевает песню, задавая тон и устанавливая темп. Хор подхватывает песню и продолжает петь её до конца, не останавливаясь. В хороводах-играх с окончанием песни заканчивается и хоровод. А в хороводах-плясках одна песня сменяет другую, но песня не останавливается. Часто на один напев поётся три-четыре песни, разные по содержанию.
Пляски отличаются от хороводов-плясок степенью исполнительского мастерства, виртуозными приёмами. Главное здесь – общение с партнёром и независимость отдельных участников пляски. Поют здесь зрители, вокруг пляшущих. Темп таких песен значительно быстрее, чем в хороводных-плясовых.
Современные фольклорные ансамбли должны не только петь, но и хорошо двигаться, играть на народных музыкальных (шумовых, ударных) инструментах.
Работая над песнями с движениями, руководитель должен помнить, что разводка песни осуществляется им не для того чтобы отвлечь внимание слушателей от музыкальной ткани, а для того чтобы этим мощным средством выразительности помочь глубже раскрыть содержание песни, внести слушателя в ту атмосферу обряда или праздника, в которой естественно обитала звучащая песня с момента своего рождения.
Заключение
Говоря о русских традициях, обычаях и обрядах, важно понимать, что это не просто множество укоренившихся привычек, устоев практической и общественной деятельности, это также национальное наследие, народная культура, которая передается из поколения в поколение. Это характерная черта, выделяющая русский народ на фоне остальных, черта, которая позволяет помнить, ощущать то, что мы являемся частью огромного народа. Помня и храня традиции, человек получает незыблемую опору, устойчивую поддержку.
Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам.
В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях. Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.
Выводы:
Фольклор всегда естественным образом входил в народную педагогику. Художественно – эстетические формы «фольклорного общения» воспринимались народом как обязательные.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.
Данный дипломный проект имеет большие перспективы и может ставить следующие задачи:
Организовать научную обработку огромного массива фольклорного искусства;
Комплексное расследование уникального певческого материала, возрождение традиций и обычаев.
Данный дипломный проект может быть использован в развлекательной, досуговой, игровой деятельности детей среднего школьного возраста, а так же может служить методическим пособием для дальнейшего педагогического исследования.
Список использованной литературы
Аникин, В. Теория фольклора. Курс лекций / В. Аникин.– 2–е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – 432 с.
Баранова, Т. Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: ил.энцикл. / Т. Баранова, Т. Зимина, Е. Мадлевская и др. – СПб.: Искусство, 2002.– 672 с.
Белозерцева, И. Центры народной традиционной культуры как опорные учреждения в деле возрождения культурных традиций Великоустюгского района [Электронный ресурс] / Режим доступа URL: http://cultinfo.ru/arts/folk/demo/books/wozrogd/11.htm. (Дата обращения 18.02.2014 г.)
. Блинова, Г. Русские народные праздники (теория и история): учебн. пособие / Г. Блинова – М.: Вузовская книга, 2000.– 168 с..
Батурина, Г.Е, Лисова, К.Н, Суворова, Г.В. Нравственное воспитание школьников в народных традициях / Г.Е. Батурина, К.Н. Лисова, Г.В. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. – 112 с.
Веретенникова, И.И. Русская народная песня в школе. Пособие для учителей и учащихся / И.И. Веретенникова. - Белгород: БГИКИ, 2015. - 117 с.
Жиров, М. Традиции национальной культуры как ресурс духовно-нравственной позитивности российского общества // Духовная безопасность молодежи: социокультурный аспект: Монография / М. Жиров и др.–Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – 123 с.
Казакова, И.Ю. Программа «Народная культура» / И.Ю. Казакова. - М.: Айрис, 2017. - 153 с.
Калугина, Л.Н. Калинушка лазоревый цветок / Л.Н. Калугина. - Брянск: Центр народного творчества, 2016. - 87 с.
Камаев, А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество /А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. - М.: Академия, - 2008. - 304 с.
Краткий терминологический словарь по музыкальному фольклору / сост. Т.В. Тищенко. - Орёл: Издательство Орловский Государственный институт культуры и искусств, 2005. – 62 с.
Куприянова, Л.Л., Шамина, Л.В., Перышкина, Л.Н Программа по фольклору / Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина, Л.Н. Перышкина. - М.: Музыка, - 1992. - 15 с.
Мельников, И.Л. Обучение школьников. Характеристика учащихся старшего школьного возраста / И.Л. Мельников. Режим доступа: [ http://www.teachguide.ru/teachs-251-1.html], свободный
Медведева, М.В., Калугина, Л.Н. Программа по хоровому классу для народно-певческих отделений детских школ искусств / М.В. Медведева М.В., Л.Н. Калугина. - Брянск: Русская фольклорная академия Красная горка, 2000. - 40 с.
Мерзляева, С.И. Фольклор - музыка - театр / С.И. Мерзляева. - М.: Владос, 2015. - 214 с.
Мерзляева, С.И. Фольклорные праздники: гусли звончатые / С.И. Мерзляева. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 56 с.
Науменко, Г.М. Народный праздничный календарь. Лето - осень / Г.М. Науменко. - М.: Молодёжная эстрада, 1998. - 127 с.
Науменко, Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках / Г.М. Науменко. - М.: Центрполиграф, 2001. - 462 с.
Некрылова, А.Ф., Савушкина, Н.И. Русский фольклорный театр / А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина. - М.: Современник, 1988. - 37 с.
Новицкая, М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: книга для учителя / М.Ю. Новицкая. - М.: Дрофа, 2002. - 207 с.
Обряд как один из способов существования традиций–часть 2 [Электронный ресурс] / Режим доступа URL: http://kultura-gizni.ru/obrazovanie. (дата обращения 04.03.2014 г.)
Петров, В.М., Гришина, Г.Н., Короткова, Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей / В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М.: Сфера, 1998. - 142 с.
Попов, В.С. Русская народная песня в детском хоре / В.С. Попов. - М.: Музыка, 1985. - 80 с.
Поют дети / Сост. Е.А. Краснопевцева. - М.: Советская Россия, 1989. - 80 с.
Пугачева, Н.В., Есаулова, Н.А., Потапова, Н.Н Календарные обрядовые праздники / Н.В. Пугачева, Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 137 с.
Путилов, Б. Фольклор и народная культура [Электронный ресурс] / Режим доступа URL: http://www.infoliolib.info/philol/putilov/1.html (дата обращения 27.01.2014 г.)
Соловьёва, Е. Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодёжи в процессе возрождения народных обрядов / Е. Соловьёва – М., 2011. –209 с.
Традиционный народный костюм Брянской области. - Брянск: Областной методический центр «Народное творчество»1998 . - 24с.
Шаповалова, О.А. Сценарии праздников в начальной школе / О.А. Шаповалова. - Саратов: Лицей, 2005. – 143 с.
Шангина, И. Русские традиционные праздники / И. Шангина.– СПб.: Азбука-классика, 2008. – 336 с.
Шамина Л., Браз С., Медведева М., Куприянова Л. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах. Методическое пособие. - М., 2004.
Шашуков, Н. Фольклор от самой колыбели / Н. Шашуков. – Вологда: ООО «Уч. литература» , 2008.–269 с.
https://moluch.ru/archive/313/71245/ Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках/ М. Е. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 682-684. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71245/ (дата обращения: 02.02.2023).
https://www.referat911.ru/Kulturologiya/vozrozhdenie-narodnyh-prazdnestv-i-obryadov/370607-2830794-place4.html Возрождение народных празднеств и обрядов в современном обществе