kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание самостоятельности учащихся на уроках в классе баяна-аккордеона

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание самостоятельности учащихся на уроках в классе баяна-аккордеона»

Воспитание самостоятельности учащихся на уроках в классе баяна-аккордеона

В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Центральное место среди новых педагогических тенденций в преподавании игры на музыкальных инструментах и в музыкальном образовании вообще занимает вопрос: как достичь такого положения, при котором обучение органично гармонизовало бы с внутренним миром ребенка и производило бы на него такое воздействие, чтобы ребенок, увлеченный обучением, на более позднем этапе стал самостоятельно заниматься музыкой.

Способность к приобщению знаний, умений и навыков, в первую очередь, развивается при выполнении самостоятельной работы, при активной познавательной деятельности. Над развитием этих качеств у ученика педагогу надо работать повседневно, в течение всего периода обучения баяниста (аккордеониста) в учебном заведении. Педагогический процесс успешно протекает лишь в том случае, когда преподаватель может сохранить и умело поправить развитие присущих человеку навыков к самостоятельности. Воспитатель-педагог не должен ограничивать инициативу ученика. Лишенный возможности самостоятельно сделать какое-либо дело, он быстро теряет к нему интерес. Подлинная свобода-это умелое руководство со стороны преподавателя, которое активизирует мышление учащегося. Средства воспитания навыков самостоятельности многообразны.

Одним из методов, с помощью которых успешно решаются эти задачи, является проблемное обучение. При проблемном обучении ученику не даются готовые знания или образцы деятельности (скажем, приемы игры или фразировка, динамика и т. д.), а показываются путь приобретения знаний и навыков, пути развития мысли, при формировании данного понятия, умения, навыка.

Занятия на уроке должны строиться так, чтобы максимально активизировать ученика. Необходимо создать на уроке условия, при которых учащийся слушает, ищет, сравнивает и мыслит, а не только является послушным инструментом в руках педагога. Вопросы «Как?», «Зачем?» всегда волнуют человека, а ответы на них составляют форму умственной деятельности, которая носит активный творческий характер.

Нахождение решения – наиболее трудный процесс. Одним учащимся он дается относительно легко, другие же не справляются с ним самостоятельно даже при наличии соответствующих знаний. К таким заданиям можно отнести следующие:

Прием обмена ролями между педагогом и учеником.

Прием индивидуально-групповых занятий.

Прием группового прослушивания подготовленной учебной программы. Этот прием является наиболее распространенным и используется большинством педагогов детских музыкальных школ. В практике он получил название классного концерта, который необходимо проводить с последующим коллективным обсуждением во всех деталях и подробностях.

Прием группового прослушивания и анализ исполнения музыкальных произведений, самостоятельно подготовленных учащимися.

Прием соревнования. Он может проводиться на следующих видах занятий:

а) подбор музыки по слуху, который развивает слуховые ощущения учащихся, углубляет их знания в области гармонии, подготавливает к созданию обработок, а главное находит широкое применение в практике;

б) чтение нот с листа, особенно необходимо для аккордеонистов вообще и в концертной практике в частности;

в) лучшее исполнение избранных произведений.

Прием анализа обучаемыми своего творческого развития. Суть его заключается в том, что учащийся должен научиться видеть те сдвиги и недостатки, которые возникают при его работе в течение дня, недели или большего срока и соответственно реагировать, приспосабливаясь и меняя формы своих занятий. Необходимо периодически контролировать свое музыкальное и общее развитие, фиксируя положительные и отрицательные стороны, сравнивая его с достижениями других учащихся.

Прием выбора наиболее рационального режима работы. Суть состоит в том, чтобы ученик смог самостоятельно определить и выбрать для себя наиболее рациональную форму занятий, связанную и с режимом дня, и с количеством времени (когда заниматься лучше, сколько, с чего начинать, чему отдавать основное время, сколько учить наизусть и т. д.). Можно вести записи.

Прием ознакомления учащихся со спецификой обучения других исполнительских отделений. Обучаемые периодически присутствуют на обыкновенных или открытых уроках других исполнительских отделений, на которых знакомятся с различными образцами музыкальной литературы, со многими особенностями, тонкостями процесса обучения по данной специальности. Подобная форма занятий дает разностороннее музыкальное развитие, расширяет кругозор, заставляет переосмысливать те или иные моменты, помогает лучше разобраться в своих достижениях и недостатках.

Все вышеизложенные приемы и формы работы взаимосвязаны. Они не имеют между собой четких границ. Поэтому можно использовать их, объединяя по группам и в комплексе, хотя каждый из них имеет свое направление, свои особенности и задачи. Разумеется, эти приемы не исчерпывающие. Круг их может быть расширен и, безусловно, со временем они получат свое дальнейшее диалектическое развитие.

Существенный способ развития у обучающегося навыков самостоятельности – это сравнение нового материала с тем, который изучался ранее. Воспитание самостоятельности у учащихся не следует отождествлять с воспитанием аккуратного выполнения домашнего задания. Поэтому прежде чем оценить самостоятельно сделанную работу, надо уметь правильно сформулировать ее в домашнем задании. Вся работа учащегося проходит под руководством преподавателя, который стремится сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Для этого он использует фактор заинтересованности, а также учит обобщать, делать выводы и самостоятельно их применять в процессе овладения игрой на инструменте.

Конечный итог педагогического процесса, в частности, воспитания учащегося баяниста-аккордеониста - научить его самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, обогатить профессиональным мастерством, творческим мышлением, научить самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Воспитание самостоятельности учащихся на уроках в классе баяна-аккордеона

Автор: Перебоева Ольга Александровна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 391911


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства