ВОПРОСЫ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ
ВОПРОСЫ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ
статья по теме:
«ВОПРОСЫ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
СО ШКОЛЬНИКАМИ»
для публикации в сборнике «Лучшее от лучших».
ВОПРОСЫ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Ю. Е. Кракович
МОУ «Гимназия №12», г.о. Саранск
На протяжении многих веков истории человечества представители различных наук спорят о путях и истоках возникновения музыки. Но все они сходятся на том, что она родилась, прежде всего, как пение, вместе с речью, а может быть и до возникновения первого слова.
Таким образом, человеческий голос был первым музыкальным инструментом.
Пение и его высшая форма – хоровое искусство является подлинным источником отечественной музыкальной культуры, как в отдаленном прошлом, так и в настоящее время.
Основополагающее место певческого искусства в музыкальной культуре прошлого и современного определяется такими его свойствами, как общедоступность, народность, массовость, что свидетельствует об универсальном общественном и личностно значимом характере пения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВОПРОСЫ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ»
8
статья по теме:
«ВОПРОСЫ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
СО ШКОЛЬНИКАМИ»
для публикации в сборнике «Лучшее от лучших».
ВОПРОСЫ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Ю. Е. Кракович
МОУ «Гимназия №12», г.о. Саранск
На протяжении многих веков истории человечества представители различных наук спорят о путях и истоках возникновения музыки. Но все они сходятся на том, что она родилась, прежде всего, как пение, вместе с речью, а может быть и до возникновения первого слова.
Таким образом, человеческий голос был первым музыкальным инструментом.
Пение и его высшая форма – хоровое искусство является подлинным источником отечественной музыкальной культуры, как в отдаленном прошлом, так и в настоящее время.
Основополагающее место певческого искусства в музыкальной культуре прошлого и современного определяется такими его свойствами, как общедоступность, народность, массовость, что свидетельствует об универсальном общественном и личностно значимом характере пения.
Певческое искусство издревле лежало в основе музыкального и духовно-нравственного воспитания детей. Песня сопровождала человека от момента рождения и до последних его дней: от колыбельной матери, песен-игр и хороводов, до трудовых, церковнообрядовых и пр. Именно через пение формировалась у ребенка душевная гармония, вносящая порядок в ритм его жизни, быта, взаимоотношения с людьми и Богом.
Как показывают многочисленные исследования, пение на протяжении веков было главным инструментом воспитания детей, средством их социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта поколений. Поэтому урок пения в школьной практике изначально был одним из основных учебных предметов наряду с чтением, письмом и счетом.
Различные педагоги прошлого в своих теоретических трудах неоднократно подчеркивали воспитательное воздействие пения на учащихся. Говорилось о влиянии пения на развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения, воли, на эстетические чувства и даже физическое развитие (Д. И. Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Миропольский, А. И. Пузыревский и др.).
Таким образом, пение может служить многосторонним средством для воспитания ребенка. Влияние его захватывает самые глубокие стороны внутреннего мира человека.
По наблюдениям современных педагогов и психологов дети, систематически занимающиеся хоровым пением, лучше учатся в школе по всем предметам, более дисциплинированы и эмоционально развиты, по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися музыкой и, в частности, хоровым пением. Недооценка художественного и в том числе певческого развития учащихся в рамках общеобразовательной школы может привести к отрицательным последствиям в других сферах деятельности человека.
Несмотря на то, что уроки музыки и внеклассная музыкальная деятельность школьников имеют потенциальные возможности для музыкального и певческого развития учащихся, однако они недостаточно полноценно реализуются на практике.
Одна из основных причин – в настоящее время мало уделяется внимания в общеобразовательных школах хоровому пению, в частности вопросам вокально-певческой работы с детьми и подростками, поэтому не решается основная задача вокальной работы – постановка голоса учащихся. А если пение и имеет место на уроке, то оно проходит на уровне массового пения без учета правил вокальной технологии. Такое пение пагубно для физического и психического здоровья детей. При достаточно длительном таком «музицировании» голоса поющих учащихся портятся. У детей искажается представление о хоровом искусстве, которое превращается для них в фактор стресса (Венгрус Л. А.).
Пение непоставленным голосом не приводит к развитию тех личностных качеств учащихся, о которых говорилось выше, а, напротив, способствует разрушению певческих способностей и формирует отрицательное отношение к урокам музыки.
Из такого кризисного состояния дел можно выйти путем активизации хорового пения в системе общего музыкального образования. Кроме того, урок музыки в общеобразовательной школе, особенно в начальных классах, следует строить, главным образом, на основе певческой деятельности, целенаправленно работая над процессом постановки голоса с самого начала. Именно это лежало в основе музыкального воспитания детей в России столетиями.
Традиция работы с детскими голосами имеет многовековую историю. Однако вопрос вокально-педагогической работы с детьми и подростками до настоящего времени остаётся спорным. В то время как некоторые педагоги-вокалисты (А. С. Яковлева, В. С. Зайцева) считают невозможной работу над постановкой голоса до подросткового возраста, другие (Ф. Ф. Заседателев, Н. Теплякова) утверждают, что успешное обучение возможно только после 20 лет.
Более обоснованной представляется нам первая из указанных позиций, согласно которой чем раньше начинать работать над постановкой голоса, тем успешнее будет процесс обучения, выше вокально-исполнительский уровень ученика. Весомым аргументом в пользу занятий вокалом с детьми и подростками является положительное влияние, которое оказывает пение на физиологию и психологию поющего человека. Звуки окружающего мира, случайный звуковой мусор, намеренные звуковые манипуляции оказывают на нас сильное влияние. Дисгармоничные звуки разрушительно действуют на мозг и организм человека. Эффект свободного, резонансного пения имеет вы- сокий уровень результативности в аспекте нейтрализации негативного звукового воздействия. На данных исследований влияния пения на здоровье человека основан метод вокалотерании, обладающий высокой терапевтической эффективностью (Ф. Барраке, С. В. Шушарджан).
Пение – серьёзная аэробная деятельность (работает всё тело от макушки до пяток). Поющие люди лучше выглядят, цвет лица у них свежее, а спина – прямее. По статистике оперные артисты и хористы живут как минимум на 15 лет дольше представителей других профессий. Пение приводит в равновесие вегетативную нервную систему, помогает справляться со стрессом и нервным напряжением, активизирует деятельность головного мозга (улучшается память), активизирует кровоток в малом круге кровообращения, снижает артериальное давление, укрепляет стенки кровеносных сосудов, нормализует сердцебиение, кровообращение, благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и лимфоузлы; повышает местный иммунитет, снижает восприимчивость к простудным заболеваниям, заменяет дыхательную гимнастику, очищает дыхательные пути, способствует развитию лёгких, грудной клетки. Микробиологические исследования подтвердили, что большинство бактерий погибает под воздействием мощного звукового резонанса [7]. Австралийские медики практикуют пение как помощь в улучшении состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов [6]. Американские врачи выдвинули гипотезу, что вокал – отличная профилактика заболеваний мозга [9, с. 12]. Йоги и физиотерапевты используют техники, связанные с пением, для того чтобы расслабить тело – в процессе пения генерируются эндорфины, что позволяет ослабить напряжение, повысить защитные функции организма и снизить болевой порог [7]. Разработаны методики, лечащие от заикания и помогающие улучшить дикцию посредством пения [1].
Основная причина такого воздействия пения на человеческий организм – вибрация. Как известно, звук только на 15% уходит во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны передается внутренним органам, что создаёт эффект вибрационного массажа.
Кроме чисто медицинских показаний, занятия вокалом можно рекомендовать как средство для повышения успеваемости и социальной адаптации. Пение развивает активное внимание и обостряет умственную работу. Занимающиеся пением дети получают больше «пятерок» по другим учебным предметам, лучше выполняют различные школьные тесты; у них лучше развиты речь, мышление и координация, лучше иммунная система; они здоровее и эмоционально более уравновешены [12]. По данным исследования израильских ученых (Университет им. Д. Бен-Гуриона), у детей, часто певших и хлопавших в ладоши, оказались лучше развиты навыки социальной адаптации и моторика; они лучше и разборчивее писали, делали в письменных заданиях гораздо меньше ошибок и опечаток; для них уменьшался риск дислексии, дисграфии и дискалькулии (проблем с арифметикой). При этом учёные отмечают, что с точки зрения развития детей наиболее необходимо пение в возрасте с 6 до 10 лет [10]. Учитывая актуализацию внедрения в учебно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий вопрос, можно ли работать с голосами детей и подростков, следует решить положительно.
Второй вопрос: в каком стиле вокальной музыки целесообразнее работать? Популярность эстрады среди детей и подростков оказывает значительное влияние на выбор педагогом репертуара. Однако достоверно установлено, что классическая музыка благотворно влияет на живой организм, а некоторые современные музыкальные стили оказывают разру- шающее действие. Поэтому выбирая репертуар, педагог должен анализировать музыкальные произведения не только с точки зрения их актуальности, педагогической ценности, но и с точки зрения влияния, которое исполнение данных произведений может оказать на психическое и физическое здоровье ученика. Нельзя забывать, что, кроме вокально-технической направленности, произведение имеет эмоциональную, художественную, образную, психологическую, воспитывающую, развивающую грани. Задача педагога подобрать репертуарные произведения с учётом индивидуальных возможностей, потребностей и вкуса ученика так, чтобы работа над ними позволила достичь максимального результата и всестороннего развития.
Решая вопрос, в какой технике петь, есть смысл прислушаться к мне- нию профессионалов, которые считают, что академическая постановка голоса даёт возможность работать и в фольклорном стиле, и на эстраде, а вот исполнители других стилей не имеют возможности использовать какие-либо ещё манеры пения. Происходит это потому, что методика академической постановки голоса является наиболее разработанной, первой научно обоснованной методикой и положена в основу более поздних методик постановки голоса для исполнения музыки эстрадного и других жанров [5].
На начальном этапе работа с голосами должна опираться на академические методы и приёмы, так как они направлены на развитие вокального слуха и навыков управления мышцами голосообразующего аппарата, что впоследствии позволяет координировать работу голоса в соответствии с заданным звучанием. Выбор исполнительского стиля возможен только после сформированности основных голосовых умений и навыков.
Любые направления вокальной подготовки должны быть основаны на методиках начального этапа академической постановки голоса. Такой под- ход обусловлен тем обстоятельством, что при формировании вокальных умений и навыков происходит вмешательство в физиологию, психологию и функциональную работу внутренних мышц голосообразующего аппарата (артикуляционного, голосового, дыхательного аппаратов). Приобретённые в процессе работы мышечные стереотипы имеют высокую степень устойчивости. Следовательно, академические требования к процессу и результату вокального развития на начальном этапе обучения следует выполнять неукоснительно, независимо от степени одарённости, природных голосовых данных ученика, его возраста и выбранного исполнительского стиля. Коррекция традиционных направлений постановки голоса допускается только в выборе уровня сложности приобретаемых умений и навыков. Форсирование процесса обучения за счёт изменения поэтапности, постепенности и комплексности неизменно приводит к отсутствию конечного положительного результата.
Ещё один вопрос, который встает перед педагогами, работающими с детьми и подростками, и который должен быть решён положительно: имеет ли смысл обучать детей с малыми природно-голосовыми данными?
Помимо приобретения голосовых умений и навыков, занятия вокалом (как было сказано выше) способствуют укреплению физического здоровья, развивают память, внимание, воображение, силу воли и др. Пение, являясь функцией человеческого организма, может быть усовершенствовано при любом начальном (природном) уровне голосовых возможностей. Теория и практика постановки голоса показывает, что голос у человека, имеющего слабые вокальные данные, может быть усовершенствован, развит до уровня профессиональной работы (Л. Б. Дмитриев, Г. М. Ройзен). В зависимости от данных начинающего певца работа над развитием голоса может быть либо шлифовкой основных функций певческого аппарата, либо (при малых природных данных) нахождением, формированием и развитием новых координаций и приспособлений.
Особое значение имеет выбор методов работы с голосами большой природной силы и возможностей. Зачастую педагоги уделяют непростительно мало времени методам начального этапа постановки голоса и чисто технической работе, мотивируя это тем, что ученик и без кропотливой работы справляется с репертуарными произведениями. В данном случае нельзя забывать, что голоса учеников меняются вместе с физиологическими изменениями всего организма. Отсутствие базовых знаний, умений и навыков может отбросить ученика старших классов на несколько лет назад. Кроме того, чрезмерная эксплуатация и неверное функционирование красивого, сильного, но «необученного» голоса, как правило, приводит к непоправимым последствиям – приобретению неверных мышечно-слуховых координаций, переработке голоса и к функциональным нарушениям (а иногда и заболеваниям) голоса. В связи с этим преподаватель, работающий с детскими голосами, должен осознавать ответственность не только за успех концертно-конкурсной деятельности, но и за уровень «обученности» ученика и его здоровье.
В процессе вокально-педагогической деятельности необходимо учитывать особенности детской психологии и физиологии, которые вносят коррективы в общепринятые методики. Работа с детскими голосами требует особенного внимания и бережного отношения к их развитию, так как из-за несформированности голосового аппарата, неравномерности роста по физиологическим показателям, психологической мобильности до- полнительные нагрузки, вызванные занятиями по постановке голоса, концертные выступления (сопровождающиеся стрессовыми состояниями) могут оказать пагубное воздействие как на формирование и работу голосообразующего аппарата, так и на психику ребёнка.
Возрастной особенностью школьников является неравномерность развития организма во время роста, довольно высокое положение гортани, несформированность голосовых складок, быстрая утомляемость. Органы дыхания имеют следующие особенности: носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у детей сравнительно узки и покрыты нежной слизистой оболочкой. Дети не в состоянии брать глубокий вдох, что ограничивает силу голоса. Меньшая жизненная ёмкость лёгких ребёнка требует большей частоты дыхания. Поэтому не рекомендуется отдельно и целенаправленно работать над постановкой вокального дыхания с учениками младшего и среднего школьного возраста. Свободное и естественное дыхание в сочетании с эмоционально-художественными задачами, как правило, дает хороший результат в процессе приобретения навыков певческого дыхания.
Для детских голосов в той или иной степени характерны раскоординированность работы голосового и слухового аппаратов, отсутствие вибрато, малая сила голоса, использование при голосообразовании фальцетного механизма. Чаще всего на годы обучения в школе приходится и мутационный период. Занимаясь с такими учениками, педагог должен быть внимательным и осторожным.
Кроме того, существуют возрастные особенности психологического характера: быстрая потеря внимания и интереса к производимым действиям, упражнениям и часто исполняемому произведению; эмоциональная подвижность; кратковременность активизации мыслительных процессов и концентрации внимания; предпочтение игры учебной деятельности; боязнь ответственности сольного выступления. Все эти объективные причины не позволяют форсировать формирование вокальных умений и навыков детей и подростков, давать полную голосовую, физическую и психологическую нагрузку растущему организму.
Подводя итоги сказанному, отметим, что специфика вокального образования позволяет говорить о том, что наряду с постановкой голоса процесс обучения оказывает положительное влияние на многие физиологические и психологические сферы, на развитие и здоровье учащихся. Однако стремление педагога неоправданно ускорить тот или иной процесс может не только затормозить профессиональный вокальный рост ученика, но и нанести вред его здоровью. Рациональное дозирование, постепенность и регулярность, посильность ставящихся задач, правильное их решение, прочное усвоение и только потом переход к более сложному материалу – условия планомерного, гармоничного и результативного вокального развития.
Литература
1. Андронова Л. З., Арутюнян М. А., Александровская А. С. О влиянии пения на заикание // Дефектология. – 1987. – № 4.
2. Барраке Ф. Самоисцеление голосом. – М. : Столица-Принт, 2007.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М. : Музыка, 1968.
4. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса. – М. : 2011.
5. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – М. : ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, 2008.
6. О пользе пения (по материалам Новокузнецкого вокального семинара, 2002 г.). — Каstaliуа.nагd.гu, 2002.
7. Обертональное пение. – Соsmоforum.uсоz.гu
8. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. Учебно-методическое пособие. – М. :
АСТ – стрель, Транзиткнига, 2005.
9. Пение полезно для здоровья. – Меdicinform.net
10. Петь и хлопать в ладоши полезно для здоровья. – Меd.israelinfo.ru
11. Ройзен Г. М. Особенности формирования певца – артиста оперетты: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. – М., 1977.
12. Самбурская А. Музыка и мозг ребенка. – Svitanokstudia.ucoz.ua
13. Шушарджан С. В. Опыт применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней. – СПб. : Медиц. технологии, 1995.
14. Яковлева А. С. Искусство пения. – М. : Изд. дом «ИнформБюро», 2007.