kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

VМетодическая работа "Формирование у школьников навыков самостоятельной работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа учащихся - это такая же учебная работа, как и весь процесс овладения исполнительскими навыками в целом. Самостоя­тельная работа учащихся осуществляется:

НА САМОМ УРОКЕ - и тогда она вытекает из той работы, которая не­посредственно проводится на нем;

В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ - при исполнении учащимися заданий, полученных на уроке и, тогда она дополняет и закрепляет пройденное на предыду­щем уроке и является средством для овладения учащимися умениями и навыками игры на инструменте в процессе домашней подготовки заданий.

Современной школе присуще стремление к тому, чтобы выпускать учащихся подготовленных к жизни, способных самостоятельно работать, мыслить, умеющих применять полученные знания в жизни, в труде, развивать творческие способности учащихся, т.е. самостоятельное определение применимости знаний в практической деятельности.

Самостоятельная работа это труд, полный мысли, инициативы, во­ли и творческого воображения. Современно звучит такое высказывание великого русского педагога К.Д.Ушинского: «. задача школы состоит в том, чтобы пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить детям привычку к ней; направлять деятельность ребенка, помогая ей, где необходимо и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способности самостоя­тельно, без учителя, приобретать новые познания».

Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обуче­ния. Будить самостоятельную мысль надо как можно раньше, начиная с ранних лет, еще в младших классах. Чем интенсивнее и систематичнее ученик решает на уроке те или иные задачи, тем эффективнее проходит и его домашняя работа. Повышать качество самостоятельной работы ученика - значит последовательно развивать его мышление и самостоя­тельную роль, приучать к преодолению трудностей, к умению самому справляться с заданиями, проявлять инициативу в отборе необходимых для выполнения задания способов и приемов.

Прежде чем дать ученику задание для самостоятельной обработки, не­обходимо объяснить ему сущность задания. Проанализировать способы его выполнения, научить практическому осуществлению. Затем проверить тут же на уроке практически, насколько ученик понял задание и как пытается выполнить его. При выполнении, после анализа ошибок следует добиваться самостоятельного исправления их. Все это относится и к упражнениям, и к этюдам, и к работе над пьесой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«VМетодическая работа "Формирование у школьников навыков самостоятельной работы" »



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республиканская гимназия – интернат им. Г. Альмухаметова

Республика Башкортостан

Автор: Бергазова Виктория Александровна – преподаватель фортепиано








ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ

НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

















г. Уфа, 2014 г.


Самостоятельная работа учащихся - это такая же учебная работа, как и весь процесс овладения исполнительскими навыками в целом. Самостоя­тельная работа учащихся осуществляется:

НА САМОМ УРОКЕ - и тогда она вытекает из той работы, которая не­посредственно проводится на нем;

В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ - при исполнении учащимися заданий, полученных на уроке и, тогда она дополняет и закрепляет пройденное на предыду­щем уроке и является средством для овладения учащимися умениями и навыками игры на инструменте в процессе домашней подготовки заданий.

Современной школе присуще стремление к тому, чтобы выпускать учащихся подготовленных к жизни, способных самостоятельно работать, мыслить, умеющих применять полученные знания в жизни, в труде, развивать творческие способности учащихся, т.е. самостоятельное определение применимости знаний в практической деятельности.

Самостоятельная работа это труд, полный мысли, инициативы, во­ли и творческого воображения. Современно звучит такое высказывание великого русского педагога К.Д.Ушинского: «... задача школы состоит в том, чтобы пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить детям привычку к ней; направлять деятельность ребенка, помогая ей, где необходимо и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способности самостоя­тельно, без учителя, приобретать новые познания».

Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обуче­ния. Будить самостоятельную мысль надо как можно раньше, начиная с ранних лет, еще в младших классах. Чем интенсивнее и систематичнее ученик решает на уроке те или иные задачи, тем эффективнее проходит и его домашняя работа. Повышать качество самостоятельной работы ученика - значит последовательно развивать его мышление и самостоя­тельную роль, приучать к преодолению трудностей, к умению самому справляться с заданиями, проявлять инициативу в отборе необходимых для выполнения задания способов и приемов.

Прежде чем дать ученику задание для самостоятельной обработки,не­обходимо объяснить ему сущность задания.Проанализировать способы его выполнения, научить практическому осуществлению.Затем проверить тут же на уроке практически, насколько ученик понял задание и как пытается выполнить его. При выполнении, после анализа ошибок следует добиваться самостоятельного исправления их. Все это относится и к упражнениям, и к этюдам, и к работе над пьесой.

Для примера возьмем работу над текстом новой, но уже разобранной пьесы. Ноты, текст уже разобраны обеими руками. Однако в этом разборе еще много недочетов: нет четкости в координации левой и правой рук, не осмыслена структура пьесы (части, предложения, фразы и т.п.), не уточнена ритмическая сторона, неверна аппликатура, нет ясности в подходе к овла­дению теми или иными техническими трудностями, есть ошибки в воспро­изведении нового текста.

Как же ученику подойти к самостоятельному разрешению всех воз­никших в процессе разучивания этой пьесы задач? Прежде всего на первый план должна быть выдвинута одна, но наиболее важная задача, оставив на время, как бы в стороне, выполнение остальных задач, с тем, чтобы они включались постепенно, как бы "накладываясь" друг на друга и связывать их с предыдущими.

а) Первоочередной задачей явилось бы ТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НОТНОГО ТЕКСТА. Но важно не только правильно перенести ноты с нотного стана на клавиатуру, но и воспринять и осмыслить ноты, как составные элементы музыкальной фразы, ее мелодико-гармонической структуры. За­тем проанализировать пьесу на основе проигрывания отдельных кусков. Только после этого предложить ученику самому медленно проиграть пьесу, обращая его внимание на ошибки и тут же на уроке исправлять, добиваясь сознательного закрепления исправленного. При воспроизведении нотного текста нужно объяснять ученику, что и как должно быть выполнено, чтобы ему была ясна цель работы. Задание, практически проверенное на уроке, да­ется на дом для закрепления. На этом же уроке делаются указания относи­тельно аппликатуры.

б) Следующий элемент работы - УТОЧНЕНИЕ РИТМИЧЕСКИХ ПРЕДС­ТАВЛЕНИЙ в пьесе, которые, правильно сформированные при "прочтении" текста, прочно связываются мелодическим движением.

в) Освоению текста должно сопутствовать ОСМЫСЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ музыкального произведения( частей, предложений, фраз).

г) Взаимосвязь в выполнении всех этих предыдущих задач - основное

условие в отборе необходимых способцв для преодоления технических труд­ностей. лишь идя от содержания произведения и понимания его смысла к его воплощению, ученик может правильно выполнить стоящие перед ним технические задачи. Как часто в практике можно наблюдать обратный путь! Сначала - просто "ноты", без должной связи между ними, затем - зубрежка - частое повторение одного и того же места с закреплением при этом фальшивых нот, ритмических ошибок, неверных приемов игры, преждевре­менное механическое запоминание наизусть... Результат - груда закреплен­ных ошибок, неверных игровых навыков, от которых потом приходится из­бавляться с огромным трудом - вот почему так опасно давать задание уче­нику в общей форме: "Разбери дома пьесу и подготовь ее к следующему уро­ку" . Такое задание можно дать достаточно подготовленному ученику и то с предварительными пояснениями. На первоначальном этапе обучения ученик в своей самостоятельной работе должен опираться на хорошо понятые им указания учителя.

д) И, наконец, ОТБОР НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ВЫРАЗИ­ТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ: характер звучания, приемы звуковедения( легато, сток- като, штрихи, лиги, акценты и т.п.), динамические характеристики, темп. Ученик должен с первых же занятий учиться понимать их и добиваться точного их выполнения( так же как пауз и других знаков нотной записи). Осмысленное исполнение текста связано неразрывно со способностями му­зыкальной фразировки (движение мелодической линии к ее вершине, подъем и спад мелодии, начало и конец фразы и т.п.).

Это те положения, которые являются общими для всех случаев работы над произведением. При этом необходимо учитывать возрастные возмож­ности учащихся, уровень их подготовки на данный момент, особенности их психики ( сосредоточенность или рассеянность, выдержка, целенаправлен­ность, воля, внимание и т.д.). Поэтому объем и характер самостоятельного задания должны соответствовать возможностям учащегося. Чтобы каждое новое задание опиралось на то, что усвоено ранее под руководством учите­ля. Домашняя проработка задания - это упражнение в закрепление на пред­шествующих занятиях.

Таким образом, основой работы является:

  1. воспитание целенаправленности внимания;

  2. обучение навыкам самостоятельного выполнения задания на уроке.

При этом важно проверить, каким путем учащийся к выполнению пос­тавленной задачи, вовремя показать ему его ошибки, поощрить проявленную инициативу в нахождении необходимых приемов, закрепить успешность их выполнения и добиться сознательного самоконтроля.

"Прежде представь себе ясно, что и как должно звучать, а потом уж играй, а играя проверяй слухом, то ли получилось, что задумал".



РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ



Слуховой самоконтроль - одно из условий формирования музыкаль­но-слуховых представлений. В процессе работы следует добиться: перевода учащимися нот в представление звучания, тщательного вслушивания в зву­чание, слухового самоконтроля и немедленного исправления услышанных недочетов.

Самостоятельная работа учащихся проверяется в процессе выполнения ими задания. Полезно практиковать и словесные отчеты учащихся, которые способствуют лучшему выяснению причин ошибок и способов к самопровер­ке и дает навыки самостоятельно разрешать возникающие в процессе рабо­ты затруднения.

Одним из наиболее важных вопросов в самостоятельной работе уча­щихся является вопрос темпа, в котором должно прорабатываться заданное произведение.

Всем известно, что разучивать надо в медленном темпе. Это значит закреплять связь звучания с соответствующим движением, со звуковысот- ными и ритмическими представлениями, закрепление слухо-двигательных связей, овладение механизмом игровых движений.

"Медленность движений при восприятии новых навыков необходима потому, что при медленном движении получается ясное ощущение от каж­дого движения".

"Переход от медленной игры к быстрой совершается (при достаточном усвоении пассажа) легко, в то время как от быстрой игры к медленной - го раздо труднее. К медленной игре необходимо возвращаться и после оконча­тельного усвоения музыкального произведения" (С.Клещев).

Выдающиеся музыкальные педагоги-исполнители всегда придавали и придают большое значение медленной игре. "Работа медленного темпа приносит большую пользу, - указывал А.И.Ямпольский, прекрасный педагог,-но она не должна быть формальной и бессодержательной. Работать в замед­ленном темпе следует не только над интонационной и технической сторо­ной, но и над произведением в целом, над звучанием, ньюансировкой, сти­лем, художественной отделкой, тщательно вслушиваясь в исполнение при этом. ...точный темп и характер произведения должен быть ясным для ис­полнителя в самом начале изучения произведения".

Играть медленно нужно так, чтобы сохранилось в представлении це­лостность музыкальных образов, чтобы мелодическая и ритмическая струк­тура произведения не разрушалась в своей основе. Длительный период мед­ленной игры, если ее применять без учета темпа, в котором должно испол­няться данное произведение, может затормозить правильное исполнение, отяжелить его в моторном отношении. Поэтому необходимо после медлен­ной проработки пьесы пробовать время от времени проигрывать ее в долж­ном темпе, чтобы получить представление о том, к чему нужно стремиться.

Развитие музыкально-исполнительской самостоятельности у учащего­ся - основное условие успешности его продвижения. Важна роль сознатель­ности в этой работе.

Выработка навыков начинается с овладения умением, т.е. приемами, при помощи которых достигается определенная цель. Постоянство и устой­чивость выработанных способов и приемов - условие их автоматизации. На­выки - это автоматизированные элементы сознательной деятельности. Игра на инструменте - сознательная деятельность, сложная деятельность, в ней сочетаются навыки и творчество. Чем больше мы овладеем игровыми навы­ками, тем больше творчества мы можем внести в исполнение. Творчество проявляется в нахождении способов действия, в осмысливании их, в прояв­лении инициативы, в преодолении шаблонов, т.е. механического применения выработанных способов.

Закрепленные уже навыки положительно воздействуют на выработку новых. Так, например, правильный навык переноса руки со звука на звук на близком расстоянии создает установку для образования навыков переноса руки на большие расстояния - с баса на аккорд; освоение однотипной фигу­ры в аккомпанименте или мелодии легко затем переносится на более слож­ные фигуры, аналогичные по форме, но содержащие более сложные звуковые сочетания; достаточно усвоить аппликатуру до-мажорной гаммы, что бы затем, поняв закономерность ее построения, перенести усвоенное на ряд мажорных гамм от белых клавиш (гамм ре-, ми-, соль-, ля-мажор) и т.д. Од­нако, известно и отрицательное воздействие приобретенных ранее непра­вильных игровых приемов и способов, которые с трудом поддаются исправ­лению и тормозят приобретение других необходимых навыков (например, неверная постановка руки, зажим ее, плоские или наоборот, скрюченные пальцы мешают развитию моторности и т.п.), и опасны они в особенности тогда, когда бесконтрольно закрепляются, что бывает в самостоятельной домашней работе учащихся. Поэтому важно вовремя заставить ученика осоз­нать свои ошибки и тут же на уроке добиться исправления их, с тем, дома он мог осмысленно добиваться необходимых результатов.

Навыки формируются и закрепляются в процессе упражнений. Роль упражнений и методики их применения особенно велика в самостоятельной работе учащихся, так как в процессе упражнений происходит закрепление уже усвоенных действий и их перестройка. Важно научить учащихся самих правильно оценивать свои достижения и недочеты. Пожалуй нигде угроза бездумной, бессмысленной зубрежки не становится такой реальной, как при работе над упражнениями.

Под упражнением мы часто понимаем многократное повторение того или иного приема. Многократные повторения для закрепления навыков не должны превращаться в механическую дрессировку, надо конкретно указы­вать, какие упражнения ученику необходимо выучить к следующему разу и как следует над ними работать. При этом важно направить его внимание на то, чтобы выучить заданное, преодолеть трудность, добиться хорошего ис­полнения в таком-то темпе - это создает для того, чтобы ученик не проиг­рывал, а действительно работал над ними. Смысл упражнений заключается в том, что они в сжатой и обобщенной форме должны вести учащихся к ос­воению наиболее типичных для данного инструмента технических задач.

Для преодоления некоторой механистичности, которая свойственна этюдам, в программу занятий обычно вводится художественный материал, вызывающий у ученика эмоциональный отклик и тем помогающий ему быст­рее овладеть обязательным минимумом умений и навыков.

Особенности обучения игры на фортепиано представляют всегда для начинающих большие трудности, связанные со звукоизвлечением и овладе­нием двигательными навыками. В связи с этим существенным является, во-первых, постепенность в овладении трудностями, а во-вторых, включение их в работу на таком материале, который легко и ярко воспринимаются учащимися и быстро усваивается. Это творческий подход к подбору этюдов и упражнений. Но, иногда, на практике, встречается механическое примене­ние упражнений и включение этюдов в работу. Например, требование к на­чинающим исполнять длинные арпеджио, пока не установилась рука и уче­ник не овладел элементарными приемами игры, их исполнение, требующее больших поворотов и сложных комбинированных движений, вредно сказыва­ется на усвоении простых движений: рука напрягается, движения становят­ся неестественными, все это закрепляется и приводит к отрицательным ре­зультатам .

Работа над гаммами, во многих случаях не только не способствует развитию музыкальной техники учащихся, но наоборот, превращается в "принудительный ассортимент", утомляет учеников.Это вызывается прежде всего не пониманием сущности гаммы, а лишь механическим запоминанием знаков альтерации и аппликатуры, появляются известные ошибки в подкла­дывании и перекладывании пальцев и т.п.

Между тем работа над гаммами должна идти в неразрывной связи с развитием музыкального слуха, с пением звукорядов на уроках пения и му­зыкальной грамоты. Важно добиться у учащихся отношения к гаммам как к мелодической линии, красивого напевного звучания, ощущения ладотональ- ности и взаимосвязи всех составляющих ее звуков. Важна внутренняя логи­ка построения гамм, подбора аппликатуры, применения знаков альтерации.

При изучении гамм необходимо учитывать те характерные трудности, которые связаны с их исполнением и помогать учащимся сознательно их преодолевать. Так исполнение гамм на фортепиано легко для интонирования (готовый звук и наглядность клавиатуры), но трудно в отношении апплика­туры и подкладывания 1-го пальца.

Поэтому на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано сле­дует начинать изучением гамм после того, как усвоены упражнения на 2-х, 3-х, 4-х звуках (2-3, 2-3-4, 2-3-4-5 пальцами) не требующими подкладыва­ния 1-го пальца. Эти упражнения необходимо играть отдельно каждой ру­кой, затем перейти к упражнениям с подкладыванием 1-го пальца и после этого переходить к изучению гамм.

В отношении аппликатуры необходимо привлечь внимание учащихся к принципам применения ее и объединить единой аппликатурой соответству­ющие гаммы. Так, например, гаммы от белых клавиш - до, ре, ми, соль и ля - играются од ной и той же аппликатурой; в гамме от фа - левая рука сход­на с указанными выше, а изменение только в правой и т.д.

Требование осмысленности и выразительности исполнения относятся и к гаммам и к упражнениям, систематичность и сосредоточенность в рабо­те, сосредоточенность внимания и слуховой самоконтроль - надежные усло­вия для действительного овладения техникой исполнения.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Большое значение в домашней самостоятельной работе учащегося име­ет ее режим.

Правильный режим домашней работы требует соблюдения ряда условий:

регулярность и систематичность в работе;

  1. целенаправленное внимание;

  2. сознательность и точность в выполнении заданий;

  3. самоконтроль (умение оценить свои достижения и недочеты);

  4. настойчивость в преодолении трудностей;

  5. самостоятельность в работе.

1.Чтобы добиться регулярности в работе нужно для занятий музыкой отвести более или менее постоянное время и заниматься ежедневно.Это способствует осмысливанию и углублению знаний и умений, постепенному улучшению их качества и, главное, держит ученика все время в "собранном" состоянии.

Целесообразно делать во время занятий перерыв - для учащихся 1-х классов через 15-20 минут, для более старших - через 20-30 минут. В про­тивном случае внимание притупляется и работа перестает быть продуктив­ной .

2. Целенаправленное внимание - характеризуется устойчивостью, пос­тоянным увеличением объема, умением распределить его. Существенным является примерное установление порядка выполнения заданий. Например, можно составить для ученика программу работы на каждый день и указать, сколько времени он должен затратить на упражнения, этюды, пьесы и про­чее. Такой "календарь" работы для маленьких имеет большое значение. Он помогает им построить свою работу планомерно и внимание легко переключается на следующий раздел задания. Следовательно сохраняется принцип воспитания целенаправленного внимания в процессе работы.

Важно при этом, чтобы более старшие учащиеся сознательно "освежа­ли" порядок занятий, чередовали разделы работы (сначала упражнения и Гаммы, затем пьесы и т.д.), не повторяли бы ежедневно один и тот же рас­порядок, так как это в какой то мере шаблонизирует работу и внимание ученика притупляется.

Дети должны знать на что им в данное время следует, в основном, обратить внимание, что доработать, что повторить и т.д.(всем этим должен руководить педагог).

З.В домашней работе необходимы сознательность и точность в выпол­нении задания. Необходимо научить ученика работать, а не "проигрывать" этюд, пьесу или упражнение сначала до конца да еще в произвольном тем­пе .

Как правило, на дом задается выучить пьесу, этюд наизусть. Помимо сознательного овладения текстом и технического закрепления его, от уча­щегося, таким образом, требуется и знание его на память, что является од­ной из центральных задач в самостоятельной работе учащихся, главной опо­рой памяти являются смысловые связи. Чтобы развить свою память, нужно постоянно развивать умение запомнить, удержать в памяти, а затем и при­помнить выученное. Тогда это будет сознательным воспроизведением.

"Срывы" памяти обусловлены моторно-слуховым непроизвольным за­поминанием. Избежать срывов можно только путем сознательного и целе­направленного запоминания отдельных, законченных по мысли кусков про­изведения, путем установления смысловых связей между ними, что укреп­ляется в процессе медленного проигрывания пройденного через некоторые интервалы (1-2 дня).

Таким образом, при разучивании на память следует:

  1. не допускать механического зазубривания;

  2. непрерывно обращаться к нотному тексту.

Для накопления репертуара такую работу надо время от времени про­водить и с ранее выученными вещами. Повторяемая пьеса должна пройти весь путь разучивания ее как бы впервые. Всякая иная работа (воспроизве­дение в темпе, проигрывание просто по памяти и т.п.) ведет лишь к "забал­тыванию", часто и к искажению основного смысла и плана исполнения.

Одним из широко распространенных недостатков в домашней работе является плохая посадка за фортепиано и за другие инструменты, что отрицательно сказывается на технической успеваемости учащегося. Особое значение это имеет в начале обучения, когда навыки игры находятся еще в стадии становления. Хорошая посадка дисциплинирует учащегося, способствует сосредоточению внимания и собранности.

Решающим условием в выполнении режима домашней работы является воспитание у учащихся ответственности за выполняемое ими задание, творческой активности в выполнении.

Это должно быть основной работой педагога.

Все указанные положения относятся к игре на любом музыкальном ин­струменте .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
VМетодическая работа "Формирование у школьников навыков самостоятельной работы"

Автор: Бергазова Виктория Александровна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237682


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства