kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние конструкции звукообразователя (трости) на постановку исполнительского аппарата гобоиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Огромную роль в образовании резонирующего, круглого и мягкого тембра на гобое, помимо правильной работы исполнительского аппарата, играет качество инструмента и трости.

     Трость для гобоя, это то, о чем следует поговорить обстоятельно.  По меткому и, главное, справедливому выражению английскойгобоистки LadyBarbirolli (Ev.Rothwell) «успех или неудача гобоиста зависит от трости на 80%». Говоря о «неудаче», Lady Barbirolli, вероятно,  имела в виду плохую трость, однако, все гобоисты знают, что на таких тростях играть нельзя, да и не нужно. Сделайте или купите себе хорошую трость! Вместе с этим, LadyBarbirolli подчеркивала, что «плох тот гобоист, который свои неудачи и просчеты сваливает на трость». Бывает и так, когда трость неправильно заточена. Но, успех гобоиста будет при наличии хорошей трости только тогда, если правильно и умело он использует в игре свой исполнительский аппарат. Однако, каждая трость строго индивидуальна: одному гобоисту она покажется очень удачной, другому – не очень. Тем не менее, существует целый ряд принципиально важных условий, при выполнении которых трость получается пригодной для профессиональной работы. 

    В этой небольшой подборке материала говорится о тех насущных вещах, которые сопровождают гобоистов на протяжении всей карьеры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние конструкции звукообразователя (трости) на постановку исполнительского аппарата гобоиста »

«Влияние конструкции звукообразователя (трости) на постановку исполнительского аппарата гобоиста»

Сафронов Евгений Иванович,

преподаватель спецдисциплин по классу «Гобой»

КГУ «Комплекс колледж искусств - ШОД» г. Петропавловск



Трости и типы из заточек

Огромную роль в образовании резонирующего, круглого и мягкого тембра на гобое, помимо правильной работы исполнительского аппарата, играет качество инструмента и трости.

Трость, это то, о чем следует поговорить обстоятельно. По меткому и, главное, справедливому выражению английскойгобоисткиLadyBarbirolli (Ev.Rothwell) «успех или неудача гобоиста зависит от трости на 80%». Говоря о «неудаче», LadyBarbirolli, вероятно, имела в виду плохую трость, однако, все гобоисты знают, что на таких тростях играть нельзя, да и не нужно. Сделайте или купите себе хорошую трость! Вместе с этим, LadyBarbirolli подчеркивала, что «плох тот гобоист, который свои неудачи и просчеты сваливает на трость». Бывает и так, когда трость неправильно заточена. Но, успех гобоиста будет при наличии хорошей трости только тогда, если правильно и умело он использует в игре свой исполнительский аппарат. Однако, каждая трость строго индивидуальна: одному гобоисту она покажется очень удачной, другому – не очень. Тем не менее, существует целый ряд принципиально важных условий, при выполнении которых трость получается пригодной для профессиональной работы. Не касаясь деталей изготовления трости, остановим свое внимание на ее заточке.

Буквально 60 лет назад классических типов заточек трости для гобоя насчитывалось великое множество, но суть многих из них сводилась к трем основным:

а) овальный тип: такая заточка практиковалась в Германии и частично в США. Тембр таких тяжелых тростей отличался чрезмерной матовостью, был «гундос» и мало полетен;

б) тип «V». Практиковался в Италии, России и частично во Франции. – Трости более легкие, их звук более светлый и полетный, однако, с некоторым ограничением высочайшего диапазона;

в) тип «W». Широко использовался во Франции и затем в США. Тембр покорял слушателя своей солнечностью, яркостью, акустической полетностью.

В 70-е годы румынский гобоист и исследователь P.Tornea пришел к выводу, что для «легкого амбушюра» гобоиста, уже распространенного в Европе в то время, подходит тот принцип заточки, когда, начиная от очень тонкого наконечника, трость затачивается небольшими пластами с постепенным утолщением. Таких овальных пластов насчитывалось до 3-4, камыш стачивался сверху не более 8 – 8,5 мм.

Разумеется, в основе лежала «пружина» как самая толстая часть заточки; она то и придавала трости упругость, акустичность, яркий тембр, устойчивое интонирование и легкую отзывчивость. Это классический тип заточки трости для гобоя. На инструменте стали играть легко, виртуозно, ярко. Но не всех гобоистов устраивало присутствие в звуке некого металла.

Шли поиски новых типов заточки, проводились исследования уже не эмпирическими методами, а с помощью специальной аппаратуры. Музыканты тяготели к акустическому звучанию, но, более смягченному. Так, например, американские гобоисты (основоположник – M.Tabuteau) стали использовать такие типы заточки трости, когда небольшой по площади наконечник был тоже тонким, но вся остальная затачиваемая часть удлинялась до 15 мм, а в центре вытачивалась некая выпуклость, однако такая заточка трости наносила ущерб акустичности звучания, хотя тембр звука становился бархатным, сочным и сконцентрировано выразительным, сливающимся с другими инструментами оркестра.

На рубеже столетий стремление к мягкому тембру сохранилось, однако требовалось и еще кое-что. При сохранении опыта предыдущих поколений гобоистов, исследователи пришли к выводу, что необходимо точно соразмерить соотношения затачиваемых участков пера трости, выделив контраст между наконечником и «сердцем» трости. Пружина трости должна располагаться по всему перу трости, а сердцевина должна иметь форму прямоугольника по всей ширине трости.

Ниже приведен пример одного из рациональных типов заточки трости, предложенный современной американской гобоисткой, профессором Мичиганского университета NancyA. King.

Здесь ясно видна пружина трости, тонкий наконечник и «канавки» по обеим сторонам пружины, но едва угадывается утолщение в центре. Длина заточки остается равной 15 мм. Такая трость обладает сильным, но матовым звучанием.

Существует и другая современная версия такого типа заточки трости, на наш взгляд как наиболее привлекательная. Вся затачиваемая часть трости разделилась на определенные участки: наконечник, пласт и основу. Наконечник довольно тонкий, но с утолщением в центре в виде овала, а края остаются - еще более тонкие. «Сердце» (современные гобоисты называют ее «шишечкой») расположена ниже и составляет 5 мм, но тоже состоит из двух частей: верхняя часть чуть тоньше, чем нижняя, затачивается - с увеличением толщины к центру, но она сильно контрастирует с толщиной наконечника. Ниже «сердца» расположена основа на расстоянии 11мм от нижней границы пласта. Здесь в центре расположена «пружина» и «канавки». «Канавки» очень длинные и постепенно к «шишечке» вытачиваются более глубокими. Необходимо обратить внимание на то, чтобы сохранялись так называемые «рельсы», т.е. края трости (вплоть до начала наконечника). Таким образом, общая длина заточки равна 20 мм. Ширина наконечника предлагается чуть больше, чем практиковалось раньше, т.е. до 7,3 мм, но это зависит от вкуса каждого гобоиста. Очень важна и общая длина пера трости от наконечника до обвязки: ровно 25 мм, а толщина выточенной пластинки по центру – 0,6 мм. Камыш обязательно должен быть французским или испанским, но качественным.

Известный американский гобоист и педагог РэйСтилл рекомендует следующие параметры заточки трости: длина пера трости – 69-70 мм, ширина наконечника – чуть меньше 7 мм, длина наконечника и «сердца» - по 3 мм, толщина выточенной камышовой пластинки по центру – 0,58 мм, толщина «канавок» - 0,35 мм, толщина «сердца» по центру – 0,5 мм, а по бокам – 0,4 мм и, наконец, наконечник, его толщина в середине должна быть не менее 0,1 мм, а по бокам от центра – 0,04 мм; по бокам и на расстоянии 0,5 мм от конца пера трости толщина пластинок сводится на нет. При этом РэйСтилл не рекомендует губы подворачивать на зубы.

При правильной работе аппарата звук отличается не только мягким звучанием, но, прежде всего, акустическим, полетным, «круглым» по всему диапазону, включая и третью октаву. Играть на таких тростях легко и выразительно. Это дало возможность теперь в полной мере считать гобой не только «певучим» инструментом, но и виртуозным.

Примечание: при опробывании изготовленной трости на «хрип», должна звучать октава С2 или С#2, как признак хорошего качества трости. Далее: без изменения позиции и давления губ сыграйте на legato А1-А2, В1-В2, Н1-Н2 и т.д. Если при сохранении конфигурации губ и отсутствии их давления на трость звуки второй октавы будут низить, следовательно, трость не годится для игры по рекомендуемому методу. Такая трость не имеет устойчивость интонирования (как говорят американские гобоисты: pitchstability).

Необходимо подчеркнуть разницу звучания европейских и американских гобоистов при исполнении сочинений Вивальди, Моцарта, Штрауса, Стравинского… У немецких гобоистов звук всегда постоянный: темный и плотный, у французских – яркий и интенсивный, у англичан тембр звука более тонкий, но твердый, в России – «с песочком». Одно из главных преимуществ американской гобойной школы это наличие широкого диапазона красок тембра гобоя. Глубина звука гораздо шире, поэтому, американский гобой звучит более интересно и выразительно и, конечно же, он сразу узнаваем. По-английски эта концепция называется toneflexibility (гибкость звука). Для того, чтобы насладиться подобными звуками, достаточно услышать игру представителей современной американской школы: Ричарда Вудамса (солиста Филадельфийского оркестра), Джона Феррилло(солиста Бостонского оркестра), Питера Боумана (солиста Сеинт-Луиского оркестра), Евгения Изотова (солиста Чикагского оркестра) и многих других американских гобоистов, которые продолжили традиции, заложенные Марселем Табюто.

Исполнительский аппарат и работа связанной системы

«амбушюр – выдох – фиксация звука»

Долгое время в Советском Союзе применялся так называемый «вертикальный амбушюр», т.е. трость держалась губами только сверху и снизу в позиции улыбки, поэтому в погоне за образованием такого амбушюра, на начальном этапе обучения игре на гобое некоторые ученики очень часто в результате хватательного рефлекса, подаренного нам прапращурами, мертвой хваткой в центре губ вцепляются в трость, выжимая из нее звук (Подобное М.Табюто называл «крокодиловой хваткой»). Э. Ротуэлл отмечала, что «трость нужно держать нежно…». Нежно-то нежно, однако, несмотря на это, подвернутые концы губ, принимая овальную форму (имеется в виду понятие «О-образности» амбушюра) впереди плоскости зубов, должны уверенно держать часть трости на протяжении всей игры. Наконечник трости внутри полости рта должен быть чуть свободным от влияния губ (примерно 3-4 мм). Центр подвернутых губ, которые образовались вне полости рта, следует чуть подать вперед, словно шепотом произносите звук «у». Образовавшимися площадками губ (границами красного и белого покровов губ) вы будете держать трость; чуть глубже от этого (примерно на 5-8 мм) – «ловить» воздух внутри трости и управлять звуком. Когда нужно играть чуть ярче или в верхнем регистре, губами нужно немного освободить тонкий конец трости, т.е. расположить трость в губах чуть глубже. Мягкий тембр достигается обратным действием, но трость никогда не должна быть в губах глубже 12 мм. Тихое звучание достигается ослаблением интенсивности выдоха в фиксированной точке и усилением сжатия трости губами. Однако эти движения нужно делать осторожно, т.к. трость очень чувствительна. Одной из важных функций губ является создание максимума благоприятных условий для полного колебания лепестков трости, а значит и для мягкого и выразительного звука, что и обеспечивается работой «О-образного» амбушюра и методом «выдавливания» (т.е. поддержкой звука). Рот при этом не должен быть в сомкнутом положении - нижняя челюсть опускается обязательно. В отличие от других способов формирования и работы амбушюра, американский метод предполагает активную работу губного аппарата в процессе игры: губы должны двигаться вперед и назад вместе тростью, тем самым изменяя громкость и окраску звука по необходимости (по принципу движений углов рта к центру и обратно).

Все отлично понимают, что в амбушюре нужно сформировать сильную и гибкую мускульную подушку, но как часто забывают о том, что ее надо «выращивать». И в первую очередь необходимо научиться создавать «О-образность» всех подвернутых губ, и, как уже было отмечено, центральные участки обеих губ удаляются от влияния зубов вперед, и все это принципиально важно. Постепенно это состояние губ автоматизируется. Зубы очень «хитрые», очень часто они незаметно через губы могут надавить на трость, либо «пульт управления» смещен в плоскость зубов, необходимо не допускать этого. Иногда начинающие гобоисты теряют ощущение работы фиксированной точки. Это происходит тогда, когда поток выдоха чрезмерен; здесь фиксированная точка перемещается в плоскость зубов, губы напрягаются и растягиваются, что коренным образом меняет способ звукообразования, причем, в худшую сторону. Следует предостеречь и от того, чтобы в начале образования звука не участвовали только одни губы, без участия выдоха, иначе губы будут чрезмерно сжимать трость, а это пагубно отразится на звучании, (а иногда которого может и не случиться). Это осуществимо только в случае автоматизации диафрагмального вдоха. Играть нужно легко, относительно не напрягаясь, словно вы поете.

Обычно роль языка начинает осознаваться только тогда, когда приступают к работе над техникой, в то время когда следует этим заниматься с первых дней занятий на инструменте. Русский способ постановки языка апеллирует к его естественному положению согласно речевой артикуляции. Опыт зарубежных практикующих музыкантов показывает, что это далеко не так. Конфигурация языка, находящегося в спокойном состоянии, должна принимать форму, аналогичную той, которая образуется при свисте или когда вы шепотом произносите гласную «и-и-и», т.е. язык должен распластаться по низу полости рта, а его кончик должен быть направлен к верхнему ряду нижних зубов. Это связано с тем, что на изгибе согнутого кончика языка сосредоточено большое количество нервных окончаний, что способствует большой чувствительности языка и обеспечивает точность его работы.

Теперь рассмотрим самое главное - выдох. В его основе лежит уже рассмотренный вокальный принцип звукопроизводства. C первых шагов обучения ученик должен твердо уяснить, что при игре, например, фразы, поддержка звука должна быть постоянной, (до конца звучания последнего звука этой фразы) и под определенным давлением внутри трости в области фиксации звука (внутри подвернутых «О-образных» губ, удаленных от влияния зубов вперед примерно на 5 мм). Очень часто ученики в силу еще неразвитой техники выдоха идут на всевозможные компромиссы, но, в конечном итоге, при нарушении правильного выдоха и отсутствии фиксации звука в указанном месте вся нагрузка ложится на губы. Это недопустимо!

Итак, опустите нижнюю челюсть и соедините границы красного и белого покровов обеих губ. Участки губ на клыках слегка втяните вглубь к центру и обнимите трость со всех сторон на «О». Наконечник трости должен быть свободен от концов подвернутых губ (внутри полости рта) примерно на 3-4 мм. Образовавшийся амбушюр слегка подайте вперед, словно вы произносите «у». После этого сделайте вдох, который должен сконцентрироваться на диафрагме и в средней части грудной клетки. Все должно быть легко и ненапряженно. На долю секунды задержите его и затем легко диафрагмой подавайте воздух вверх вплоть до трости, где в фиксированной точке, расположенной чуть глубже, ощутите воздух внутри трости, как бы подхватите его, создавая в этом месте давление до тех пор, пока не преодолеете силу сопротивляемости пружины трости. Вы почувствуете ощущение некой длины интенсивного объема воздуха, (подобно выдавливанию зубной пасты из тюбика), остановившегося на месте, (но, ни в коем случае с силой не продувается через эту точку!), т.е. по физическим законам осуществляется сжимание молекул воздуха в инструменте в виде передачи им должных колебаний.. Обязательно нужно следить за тем, чтобы подвернутые губы не потеряли круглую форму и не прижались к зубам. Необходимо повторить: образовавшийся звук нужно обязательно поддерживать интенсивным выдохом в фиксированной точке до окончания фразы, причем, каждый новый звук начинайте с артикуляционного слога «ту».. При исчезновении диафрагмального давления, при изменении «О-образности» амбушюра, при отсутствии артикуляционного слога и без поддержки звука сразу же исчезает «круглый» звук. Если ваш выдох сильнее силы сопротивляемости пружины трости, звук получится грубым и наоборот; тонко контролируйте свой выдох. Не прекращайте «выдавливания» (поддержки звука), пока не закончится фраза. Смените дыхание и повторите процесс образования звука аналогичным способом. Однако, много, очень много зависит и от трости, но, об этом позже.

Ощутить фокусировку давления внутри трости и управление звуком будет легко физически ощутимым, когда возьмете в руки гобой. Иногда ученик начинает извлекать звук только губами, сбросив давление в груди. Это грубая ошибка. В этом случае диафрагмальное давление исчезает, а губы зажимают трость. Необходимо предостеречь начинающих музыкантов и от другой распространенной ошибки, когда, начиная управлять воздухом, якобы, в фиксированной точке, ученик может сосредоточить свои усилия в средней или задней части полости рта; в этот момент выдох останавливается и сохраняется в груди в виде стоячего воздушного столба. Российская школа игры на гобое использует работу внутриротового давления с опорой выдоха на неподвижный столб воздуха, создаваемый в груди музыканта. Такую «опору» известный английский гобоист Леон Гуссенс в своей фундаментальной работе «Гобой», назвал «пассивной опорой». По мере того, когда воздуха становится все меньше и меньше, а он кончается быстро, фокусировка воздуха в таком «пульте управления» ослабевает и начинает перемещаться назад к горлу; ученик начинает задыхаться, а звук понижает интонацию и грубеет. Это печально. Иногда ученик, создавая диафрагмальное давление, не создает «выдавливания», а просто удерживает давление в трости. И в этом случае качественного звука не получится, т.к. отсутствует интенсивность выдоха. Все эти предостережения относятся, разумеется, к начинающим гобоистам, а в России было много гобоистов, которые пользовались и вертикальным амбушюром, и внутриротовым давлением, и тростью с классической (короткой) заточкой, но играли просто великолепно. Жаль, что они не применяли американский метод звукообразования, который во многом облегчил бы и украсил их игру.

Часто студентов угнетает смена дыхания в процессе игры. Здесь все «просто»: прежде, чем сделаете новый вдох, обязательно выдохните оставшийся воздух. Чем длиннее фраза, тем быстрее это нужно сделать, однако, но над этим нужно долго и упорно работать. Старайтесь менять дыхание в одних и тех же местах, так вы дисциплинируете свой аппарат. Сосредотачиваться следует на выдохе, а не на вдохе. Природой все предусмотрено: когда диафрагма поднимется при выдохе, то легкие начинают работать автоматически, создавая предпосылки для вдоха. Нужно лишь научиться правильно использовать эту данность. 

Освоение новых разработок нелегкое дело. Особенно, когда это приходится делать заочно. Появление видеоуроков помогает преодолеть многие проблемы, но все - же не может заменить общения с живым человеком.





























Использованные интернет ресурсы:

http://en.wikipedia.org/wiki/Oboe

http://raystill.com

http://www.idrs.org

http://vclockov.narod.ru




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сафронов Евгений Иванович

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164357


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства