Влияние конструктивных изменений инструментов на уровень исполнительского мастерства гобоистов
Влияние конструктивных изменений инструментов на уровень исполнительского мастерства гобоистов
Американская музыкальная конференция 1977 года определила гобой как "плохой деревянный духовой инструмент, на котором никто не умеет играть хорошо". Для исправления этой ситуации ведущими фирмами, изготавливающими гобой, проводилась и проводится большая работа по их модернизации. Несомненно, это сказывается и на цене этих инструментов, но даёт возможность исполнителям музицировать с меньшей затратой эмоциональных и физических сил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние конструктивных изменений инструментов на уровень исполнительского мастерства гобоистов »
«Влияние конструктивных изменений инструментов на уровень исполнительского мастерства гобоистов»
Сафронов Евгений Иванович,
преподаватель спецдисциплин по классу «Гобой»
КГУ «Комплекс колледж искусств - ШОД» г. Петропавловск
Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ., нем. и итал. oboe) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра симфонического оркестра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром. Гобой может входить, также, в состав духового оркестра, в различные камерные ансамбли. По звуку «ля» гобоя настраивается оркестр.
Устройство гобоя сложно. Звук в нем возникает в результате вибрации двух связанных камышовых пластинок, называемых тростью, которая насаживается на металлическую трубочку — штифт и туго обвязывается ниткой. Диаметр штифта и размер камышовых пластинок влияют на строй инструмента, его тембр и качество звука. Трость является «голосовыми связками» инструмента. Сама по себе она никаких музыкальных звуков не производит. Если «поиграть» только на одной трости, получится лишь неприятный писк. Однако при соединении трости с инструментом эти звуки приобретают полноценный сочный тембр гобоя. Ствол инструмента (изготовляется из африканского черного дерева) состоит из 3 соединенных вместе колен, образующих прямую и узкую коническую трубку с небольшим раструбом. На канале ствола расположены 25 игровых отверстий, 22—24 из них закрыты клапанами. Сложная система передаточных осей механизма современного гобоя позволяет открывать и закрывать клапаны, находящиеся на любом расстоянии от пальцев исполнителя. Но этому современному гобою пришлось проделать долгий путь к своему современному состоянию.
С середины XVII века крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты при королевском дворе - Оттетер и Филидор - взялись за совершенствование инструмента. Первым нововведением было разделение гобоя на три части для удобства хранения и переноса. В дальнейшем было улучшено интонирование, проведён более точный расчёт местоположения звуковых отверстий и добавлены несколько клапанов. Трость также была усовершенствована: теперь музыкант мог управлять её колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука. Впоследствии такие же реформы привели к созданию современных кларнета и фагота. Оттетер и Филидор считаются создателями инструмента, который сейчас называют «барочным гобоем».
В 1664 году Жан Батист Люлли, придворный дирижёр и композитор, сочинил марш для новых инструментов и включил их в придворный оркестр. Постепенно они вытеснили из оркестра менее технически совершенные круммхорны, перестали употребляться и другие старинные инструменты (блокфлейты, теорбы, виолы, спинеты и др.). Гобои также вошли в состав военных духовых оркестров и таким образом достаточно быстро (вместе с фаготами) распространились по всей Европе. Новый инструмент находил применение в оперном оркестре, придворных балетных постановках, ораториях, кантатах и широко стал использоваться в качестве солирующего и ансамблевого инструмента.
Практически все ведущие композиторы эпохи барокко создавали произведения для гобоя и его разновидностей: гобоя дамур, охотничьего гобоя (oboedacaccia), английского рожка, баритонового гобоя (этот инструмент употреблялся достаточно редко. Что интересно - уже в 1680 году он имел форму, напоминающую саксофон). XVIII век можно с полным правом назвать «золотым веком»гобоя.
Классический гобой (середина XVIII - начало XIX века) практически не отличался от своего предшественника. Для упрощения аппликатуры (например, для исполнения трелей), расширения диапазона (до середины третьей октавы) было увеличено количество клапанов, но в целом форма инструмента не изменилась. Нередкими были случаи, когда дополнительные клапаны добавлялись к гобою спустя достаточно длительное время после его изготовления.
Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий сразу и применил её на своём инструменте - флейте, в дальнейшем эта система была приспособлена для кларнета и других инструментов. Величина и расположение отверстий более не зависела от длины пальцев музыканта. Это позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструментов.
Для гобоя эта система в исходном виде не подходила. Через некоторое время Гийом Трибер и его сыновья Шарль-Луи (профессор Парижской консерватории) и Фредерик предложили адаптированный для гобоя улучшенный механизм, заодно слегка изменив конструкцию самого инструмента. Их последователи - Франсуа и Люсьен Лоре - создали новую модель гобоя, получившую название «Консерваторская модель с плоскими клапанами», быстро взятую на вооружение всеми гобоистами.
Первые гобои изготавливались из тростника или бамбука - для создания корпуса использовалась природная полость внутри трубки. Несмотря на то, что некоторые народные инструменты до сих пор делаются таким образом, довольно быстро стала очевидной необходимость поиска более прочного и устойчивого к переменам обстановки материала. В поисках подходящего варианта музыкальные мастера пробовали разные образцы древесины, как правило, твёрдой, с правильным расположением волокон: самшит, бук, дикая вишня, палисандр, груша. Некоторые гобои эпохи барокко были сделаны из слоновой кости. В XIX веке, с добавлением новых клапанов, потребовался материал ещё более прочный. Подходящим вариантом оказалось чёрное дерево. Древесина чёрного дерева остаётся основным материалом для производства гобоев до сих пор, хотя иногда применяется древесина экзотических деревьев, таких как кокоболо и «фиолетовое» дерево. Проводились эксперименты по созданию гобоев из металла и плексигласа. Одно из последних технологических нововведений применяется фирмой «BuffetCrampon»: инструменты по технологии GreenLine из материала, состоящего на 95% из порошка чёрного дерева и на 5% - из углепластика. Обладая теми же акустическими свойствами, что и инструменты из чёрного дерева, гобоиGreenLine намного менее чувствительны к изменениям температуры и влажности, что снижает риск повреждения инструмента, кроме того, они легче и дешевле.
Долгое время гобой воспринимался слушателем как инструмент в техническом отношении малоподвижный, способный только максимально демонстрировать свои вокальные характеристики в произведениях кантиленного характера. Появление барочного гобоя определило новый этап развития этого инструмента. В середине XVIII столетия во Франции появляется новая модель гобоев - инструменты так называемой «французской системы», которые существенно отличались от барочных гобоев. Они прошли длительный путь в своем развитии, но только в ХХ веке модифицированный гобой стал блистателен в виртуозных пассажах так же, как и при передаче человеческих эмоций и переживаний в кантилене. Его интеллигентное звучание тесно связано, прежде всего, с эстетикой европейской музыки, однако, до сих пор гобой в каждой, отдельно взятой, стране мира, в том числе и у нас в Казахстане, звучит по-разному. Более того, гобой считали только инструментом симфонического оркестра.
История гобойного искусства в СССР, на постсоветском пространстве и у нас в Казахстане сложна и мучительна; это: засилье устаревшей немецкой системы вплоть до середины XX века, отсутствие качественных инструментов, камыша, просчеты в образовательной системе, особенно в большинстве периферийных ДМШ и музыкальных училищах страны, а порой и в консерваториях. Все это было связано с властью коммунистической идеологии, насаждаемой правящей верхушкой страны, породившей примитивизм и косность мышления как в системе обучения, так в исполнительстве непосредственно. Однако, низкий поклон тем талантливым музыкантам и педагогам, которые внесли огромную лепту в развитие отечественного гобойного искусства. Научно-творческую деятельность основателя советской школы игры на гобое, профессора И.Ф. Пушечникова, который внес неоценимый вклад в отечественную педагогику и исполнительство, трудно переоценить. Его ученики достойно продолжали развивать и совершенствовать отечественное искусство игры на гобое. Однако, железный занавес, отгородивший нашу страну от мирового исполнительского опыта (особенно во второй половине XX столетия), вынуждал музыкантов мучительно, часто безрезультатно, искать и разрешать многие профессиональные проблемы, главной из которых была проблема производства звука.
Несомненно, в СССР сложилась и ныне существует отечественная школа игры на духовых инструментах. С 30-х годов XX века лидирующее положение заняла московская школа, основы которой были распространены по всей стране, но в вопросе звукопроизводства на духовых инструментах большинство регионов страны осталось без четкой разработки в этом вопросе. Ни в одной из публикуемых научных работ (хотя бы в виде рекомендаций) не было детальной разработки системы работы связанной системы «выдох-амбушюр-трость». Более того, отличные отечественные музыканты, выезжающие работать в Европу или в США, испытывают растерянность, когда им указывают на то, что тембры их звуков не соответствуют эстетике современного стандарта, и в первую очередь это касается гобоистов. А тем временем современные мировые опыты игры на гобое, среди которых превалирует прогрессивный метод - метод «круглого» звука, достигли высочайшего уровня. Сегодня ярко выделяются две школы: французская и американская. Французская школа игры на гобое отличается виртуозной техникой и ярким акустическим звучанием. Превосходные французские гобоисты в вопросе производства звука отстаивают свою точку зрения, но все больше в музыкальном мире в качестве лидера выступает американская школа игры на гобое, одной из важнейших отличительных черт которой является способность изменять окраску «круглого» звука. Несмотря на некоторые различия по отдельным профессиональным вопросам среди национальных школ, особенно в вопросе тембра, большинство музыкантов-духовиков мира склоняются к единому пониманию процесса звукопроизводства, подкрепленному научно-экспериментальными исследованиями. Наступает эпоха становления глобальной культуры, всепланитарного искусства, и слияние современного опыта различных школ в этой области уже ощутимо.
Несмотря на полное невнимание правительства нашей страны к проблемам обучения и исполнительства на духовых инструментах в наши дни, тем не менее, совершенно очевидно, что в современном Казахстане наступил период, когда больше не следует «вариться в собственном соку», постоянно отставая от Запада, хотя бы потому, что наш народ не менее (а, может быть, и более!) талантлив и музыкален. Вклад тех гобоистов, которые в тяжелое для нас время восславили этот прекрасный инструмент, несомненно велик и значим, но, время неумолимо идет вперед. Сегодня отечественные гобоисты все чаще контактируют с зарубежными коллегами, обмениваясь профессиональным опытом, участвуют в международных конкурсах, делятся опытом и задают вопросы в интернете. Подрастает новое поколение молодых отечественных гобоистов, которые используют современные методы игры на гобое. Наиболее привлекательной для них стала американская школа.
Весьма интересен тот факт, что американскую школу игры на гобое основал… француз Марсель Табюто (а, впрочем, неудивительно - Франция всегда была мировым лидером во всем: в искусстве, в новаторстве, в модификации и изготовлении инструментов, в мастерах игры, в композиции, в живописи, науке, галантности, моде, винах, архитектуре, свободолюбии, революционности и т.п.). Марсель Табюто, единственный из всех музыкантов за всю современную историю гобоя, задумался над тем, чтобы тембр гобоя сливался в оркестре с тембрами других оркестровых голосов, не выделяясь, словно инородное тело. М. Табюто на базе фирмы «LoreeProducts» сделал некоторые изменения в конструкции инструмента. Отказавшись от классического типа заточки трости, разработал иную заточку, более привлекательную для гобоистов, но, главное его открытие это фокусировка звука в трости. Это революционное нововведение в методику игры на гобое кардинально меняет технические и тембральные возможности этого инструмента. Известная английская гобоистка Э. Ротуэлл (LadyBarbirolli) все достижения М. Табюто назвала «открытием гробницы Тутанхамона».
В данном исследовании использовались знания и выводы известных американских гобоистов и гобоистов других развитых стран, опубликованные в различных публикациях в разные годы, начиная с 90-хXX столетия, а также в журналах Международного Общества Двойной Трости (InternationalDoubleReedSociety). Задача данной работы показать обобщенный опыт относительно легкого производства звука на гобое с позиций мышечных ощущений музыканта, т. к. это является очень важным обстоятельством в процессе современного обучения на гобое, особенно в нашей стране.
Современный гобой еще не достиг виртуозности скрипки или кларнета. На нем по-прежнему трудно играть быстро или медленно, тихо или громко, в нижнем регистре или в высоком, и причиной тому является маленькая двухлепестковая трость, капризная и изменчивая. Разница в размерах при заточке трости, измеряемая долей миллиметра, может существенно отразиться на звучании гобоя. Камыш, из которого эта трость изготавливается, меняет свою форму и звучание не только от температуры, но и от влажности, света, микробов. Совершенствование гобоя и его трости продолжается, и каждый гобоист мира обязан внести в это свою лепту. В оркестровом письме композиторы используют гобой все больше как выразителя бурной, эмоциональной, полной острых переживаний музыки. Но, как отмечает солист Чикагского симфонического оркестра Е. Изотов, «на музыкальном полотне гобой это та кисточка, которая бы очень подошла Сезанну, Тулуз-Лотреку, Писарро, Ренуару. В импрессионистической музыке больше всего гобоя. У Дебюсси и Равеля всегда есть гобой, лицо которого всегда взволнованное, нервное, страстное».