Просмотр содержимого документа
«Влияние хорового искусства на духовно - нравственное воспитание гимназистов»
Влияние хорового искусства на духовно-нравственное
воспитание гимназистов
Алексашина Ирина Михайловна,
заместитель директора по УВР
гимназии №18 имени В.Г. Соколова
Музыка - сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. В результате общения с музыкой, человеку передаются её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка - актуальнейшая задача образования сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Оно является средством разностороннего развития человеческой личности, а голос - уникальный музыкальный инструмент, не имеющий пределов совершенствования.
К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
Певческое искусство издревле лежало в основе не только музыкального, но и духовно-нравственного воспитания детей. Песня сопровождала человека от момента рождения и до последних его дней. Именно через пение формировалась у ребенка душевная гармония, вносящая порядок в ритм его жизни, быта, взаимоотношения с людьми и Богом.
Различные педагоги прошлого в своих теоретических трудах неоднократно подчеркивали воспитательное воздействие пения на учащихся. Говорилось о влиянии пения на развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения, воли, на эстетические чувства и даже физическое развитие (Д.И. Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Миропольский, А. И. Пузыревский и др.).
По наблюдениям современных педагогов дети, систематически занимающиеся хоровым пением, лучше учатся в школе по всем предметам, более дисциплинированы и эмоционально развиты, по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися музыкой и, в частности, хоровым пением. Таким образом, пение может служить многосторонним средством для воспитания ребенка. Влияние его захватывает самые глубокие стороны внутреннего мира человека.
Гимназия №18 имени В.Г. Соколова еще с момента своего основания приоритетным направлением в системе дополнительного образования выбрала для себя хоровое воспитание. Именно оно является содержательной основой системы дополнительного музыкального образования в гимназии.
Хоровое пение способствует привитию общечеловеческих ценностей, норм поведения, развитию эстетических взглядов, воспитанию правильного понимания прекрасного в действительности и потребности участвовать в процессах созидания прекрасного в искусстве и жизни, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный уровень. Хоровое пение – это коллективное музицирование в атмосфере творчества, взаимопомощи, ответственности каждого гимназиста за результаты общего дела.
Хоровое исполнительство не только развивает музыкальные способности детей, их художественный вкус, но и содействует развитию общих способностей и определенных черт характера, важнейшей из которых является чувство коллективизма. Золтан Кодай писал: «А существует ли более наглядное и действенное средство общественной солидарности, чем хор?..» Действительно, хоровой исполнительский коллектив, имеющий свои традиции и занимающийся учебной, творческой, просветительской, общественной деятельностью серьезно и последовательно, необычайно эффективен в этой области.
Как известно, большинство школьных предметов по своей сути требуют индивидуализма в изучении. Каждый должен сам решить задачу, сам прочитать книгу, сам выучить теорему или закон. Занятия в хоре коллективны по своей сути, они требуют постоянного общения друг с другом. Причем общения на глубинном уровне, когда понимание другого человека происходит через интуицию, чувство, визуальный и эмоциональный контакт. Хоровые занятия – это те уроки, где важен результат именно коллективной работы, где от каждого участника зависит не только личный успех, но и успех всего хора. Совместная работа в коллективе, выступления, пережитое волнение, поездки – все это необыкновенно сближает детей самого разного возраста, помогает развитию нравственно-коммуникативных навыков.
Вокально-хоровая музыка связана со словом и поэтическим текстом. Здесь происходит процесс интеграции музыки и слова, музыкального творчества и литературы. Разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений расширяет кругозор в области литературы, углубляет знания, причем без фиксированных самим ребенком усилий.
Например, на уроке литературы, изучая роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», подростки обычно увлекаются лишь «светской» любовной линией. Но, исполняя на хоровом занятии Хор девушек «Девицы-красавицы» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», они смогут увидеть и другую сторону жизни той эпохи, прочувствовать колорит русской деревни и кокетство простых сельских девушек. Именно такие штрихи делают классические произведения живыми, близкими, понятными.
Хоровая музыка создает условия для более полного погружения учащихся в поэтический текст, усиливает глубину восприятия художественной литературы, расширяет воображение обучаемых, помогает избежать односторонности в изучении литературного текста.
Знакомство с музыкой различных эпох, жанров позволяет гимназистам погрузиться на эмоциональном уровне в историческую ретроспективу. Например, исполнение таких произведений, как Ф. Шуберт «Баркарола», К. Сен-Санс «Ave Maria», Л. Денца «На качелях», И. Штраус «Весна», грузинская народная песня «Мчит Арагви вдаль», негритянские спиричуэлсы «SometimesIfeel»,«Marryhadababy» и др., дает возможность ознакомить учеников с исторической действительностью, жизнью и бытом других эпох и культур.
Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров исполняемых произведений. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания гимназистов к исполнению хоровой музыки. В репертуаре концертного хора «Соколята» важнейшее место занимают произведения духовной классики: композиторов Чеснокова, Архангельского, Бортнянского, Кастальского, Чайковского, Рахманинова.
Силами творческого объединения «Соколята» и его художественного руководителя Сергея Алексеевича Шестерикова в Рыбинске было организовано исполнение таких масштабных хоровых произведений, как кантата С. Танеева «Иоанн Дамаскин» при участии Ярославского симфонического оркестра и хоровой капеллы «Ярославия» (2010 г.) и кантата Дж. Перголези «Stabat Mater» при участии камерного оркестра Архангельской филармонии (2011 г.). Красота и глубина этих шедевров музыкальной культуры оставила ярчайший след в душах наших гимназистов, о чем позднее неоднократно признавались наши выпускники.
Огромное значение для духовно-нравственного воспитания гимназистов играют выступления хоров «Соколята» в православных храмах нашего города, таких как Храм Сретения Господня, Церковь Александра Невского, Болтинская церковь, Спасо-Преображенский Собор. Хоры гимназии ежегодно являются участниками православных богослужений, посвященных Рождеству и Святой Пасхе. Творческая дружба и духовное сотрудничество связывает гимназию с православным хором Супрасльского монастыря г. Белосток (Польша), руководитель Димитрий Тихонюк.
Правильный подбор песенного материала, с включением в него произведений русских и зарубежных композиторов, а также современных авторов и народных песен, способствует воспитанию у гимназистов чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.
Наши гимназисты ежегодно участвуют в городских концертах, проводимых в рамках празднования Дня Победы. Разучивание и исполнение песен, в которых воспевается подвиг русского народа в Великой Отечественной войне, помогает детям понять чувства героев того времени: солдата, мальчишки, матери, сына. Возникает практически полная идентификация с музыкальным образом, характером музыки. Прикосновение к неизведанным ранее чувствам или, наоборот, освобождение от мучивших переживаний дают ощущение катарсиса, духовного перерождения, через которое совершенствуется внутренний мир личности.
В течение последних четырех лет наша гимназия в мае каждого года становится инициатором и главным исполнительным коллективом ежегодного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности, дню святых Кирилла и Мефодия. На этих концертах составом сводного хора детских общеобразовательных и музыкальных школ города исполняются русские народные песни, такие как «Вниз по матушке, по Волге», «Калинка» Государственный гимн Российской Федерации и Гимн святым Кириллу и Мефодию, произведения русских и советских композиторов, такие как «День Победы», «Дороги», «Катюша», «Пусть всегда будет солнце», песни, посвященные Ярославскому краю и нашему городу, такие как «Ярославия», «Рыбинск - мой город родной». Это те песни, которые с детства знакомы человеку любого возраста нашей страны, которые любят и дети, и их родители. Чувства радости и горя, скорби, пережитой утраты, гордости, героизма переживаются гимназистами и их сверстниками вместе с исполняемой музыкой. Благодаря этому произведения наполняется живым чувством, а пение из вокально-технологического превращается в музыкально-художественный процесс.
Таким образом, имея широкий диапазон содержания, хоровые занятия обогащают эмоциональный мир гимназистов, способствуют духовно-нравственному воспитанию личности. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к подлинной культуре. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.