Просмотр содержимого документа
««Владимир Семенович Высоцкий - один из наиболее ярких представителей авторской песни»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Муниципального района
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»
Проект
«Владимир Семенович Высоцкий - один из наиболее ярких представителей авторской песни»
Выполнил: ученик 9 «б» класса
МАОУ «СОШ № 6» г. Краснокаменска
Безъязыков Максим Викторович
Руководитель:
Медведева Алевтина Валерьевна
Учитель музыки
МАОУ «СОШ № 6» г. Краснокаменска
2021
План:
Введение
II. Теоретическая часть
2.1. Особенности жанра авторской песни
2.2. История развития жанра авторской песни
2.3. Биография В.С. Высоцкого
2.4 Творчества В.С. Высоцкого и традиции авторской песни
III. Заключение
IV. Список использованной литературы
Введение
Мой Проект посвящен жизни и творчеству талантливого поэта, певца и актера В.С. Высоцкого. Творчество Владимира Высоцкого и в наши дни интересно совершенно разным поколениям людей, та как В.С. Высоцкий-один из необычных поэтов и бардов 20 века. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Так кто же он - актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: "Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез,- может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет."
Цель: повысить интерес к авторской песне, углубить знания о личности В. С. Высоцкого посредством его творчества.
Задачи:
- изучить и проанализировать материал по теме проекта;
- послушать и изучить песни Высоцкого, определить главные темы его песен;
- выяснить особенности творчества барда, его исполнительского стиля;
- сделать выводы.
II. Теоретическая часть
2.1. Особенности жанра авторской песни.
Авторская музыка, песня— песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой. [1]
Суть авторской песни состоит в утверждении авторской - т.е. свободной, неподцензурной, самостоятельной (от греч. autos - сам) - жизненной позиции , авторского мироощущения. Каждой такой песней автор как бы говорит: “это - мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью” (Б.Ш. Окуджава). Такие песни не пишутся “на потребу”, они рождаются спонтанно, естественно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен того же Окуджавы, “каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить...”. Личностное начало пронизывает авторскую песню и определяет в ней все - от содержания до манеры преподнесения, от сценического облика автора до характера лирического героя.
Авторская песня, в отличие от массовой эстрадной, адресована далеко не всем и каждому. Она обращена лишь к тем, кому автор доверяет, кто настроен в унисон с ним, готов разделить его мысли и чувства или, по крайней мере, душевно расположен к нему. Поэтому аудитория, ее состав, ее настрой, даже ее размеры - важная составляющая жанра авторской песни. Да и сам автор здесь неотделим от аудитории, он всегда – «один из нас», «такой же, как мы ».[2]
2.2. История развития жанра авторской песни
Авторская песня как жанр возникла в середине прошлого века одновременно в нескольких странах. Обычно такие песни исполняют под гитару, текст превалирует над музыкой.
Историки считают, что предшественником авторской песни был городской романс. Изначально большинство авторских песен было написано студентами или туристами. Любая авторская песня – это исповедь ее создателя, рассказ об одном из эпизодов жизни или зарифмованная точка зрения по тому или иному вопросу. Считается, что начало жанру положил Николай Власов, сочинивший знаменитую «Студенческую прощальную». До сих пор многие помнят эти строки: «Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…».
В 1950-х годах студенческие авторские песни стали необыкновенно популярны. Почти каждый слышал песни Л. Розанова, Г. Шангина-Березовского, Д. Сухарева, которые в то время учились на биологическом факультете Московского государственного университета, или же песни Ю. Визбора, А. Якушева, Ю. Кима – студентов Педагогического института имени В.И. Ленина. Их исполняли в походах у костра, во время студенческих выездов.
Популярность авторской песни в 60-е была феноменальной. Пели везде - на улице, в поездах, автобусах, институтских аудиториях. Имена: Визбор, Кукин, Якушева, Городницкий бесконечно повторялись. Пелись и авторы второго ряда: Клячкин, Луферов, Новелла Матвеева, Полоскин, Вера Матвеева, Егоров, Ланцберг, Никитин, Стеркин, Ким, Берковский, Вахнюк, Михалев, Крылов, Анчаров, Дулов, Вихорев, Канер и множество других.
Позже, в 70-х полноводная река авторской песни стала мелеть, талантливые авторы стали появляться реже и реже.
В 80-х жанр начинает разлагаться. Личное и заумное, декаданс, ансамбли, скрипки (раньше признавали только гитару или аккордеон).
С появлением магнитофонов авторы записывали свои произведения, а их друзья обменивались кассетами. В 1960-1980 годах плодотворно писали в этом жанре Владимир Высоцкий, Евгений Клячкин, Александр Галич, Юрий Кукин, Александр Мирзаян, Вера Матвеева, Вероника Долина, Леонид Семаков, Александр Дольский. Авторская песня долгие годы была одной из главных форм выражения своей точки зрения у так называемых «шестидесятников».
Представителями направления авторской песни также являются Булат Окуджава и Юрий Визбор.
Первым из доминирующих и четко выделяющихся этапов развития авторской песни является романтический. Он датируется 1950-серединой 1960 годов. В этом ключе писал знаменитый Булат Окуджава. Дорога в таких авторских песнях была представлена как линия жизни, а человек – странник. Одним из центральных образов являлась дружба.
Таким образом, авторская песня и движение бардовской песни, начавшееся еще в пятидесятых годах прошлого столетия, сумели в новых условиях не только выжить, но и создать или сохранить собственные, независимые от тенденций эстрады пути выхода к слушателям. В чем же особенность такой «устойчивости»? Интерес к человеку, его духовным ценностям, способность собирать вокруг себя обширный круг неравнодушных к жизни, «думающих» людей - все это сделало авторскую песню не столько художественным, эстетическим, сколько социо-культурным явлением и предопределило ту особую роль, которую она сыграла в глобальном процессе смены ценностных ориентаций. [2]
2.3. Биография В.С. Высоцкого
Детство и юность
День рождения Высоцкого Владимира Семеновича – 25 января 1938 года. Будущий кумир миллионов родился в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы на 3-й Мещанской улице (теперь ул. Щепкина, дом 61/2). Его семья жила на 1-ой Мещанской улице в коммунальной квартире, мать Нина Максимовна (урожденная Серегина; 1912—2003) работала переводчиком-референтом, отец Семен Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1915—1997) – полковник и ветеран Великой Отечественной войны, родом из Киева.
Когда Владимиру исполнилось 4 года, началась война, и они с мамой эвакуировались в Оренбургскую область (село Воронцовка), где прожили два года, после чего вернулись в Москву. В 1945 году Высоцкий пошел в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы.
После войны родители Высоцкого развелись и завели новые семьи. Владимир остался с отцом, и в 9 лет с его новой женой (армянкой Евгенией Степановной Высоцкой-Лихалатовой (урожденной Мартиросовой) (1918—1988)) попал в оккупированную Германию. Здесь будущий музыкант учился кататься на велосипеде и брал уроки фортепиано.
С мамой Женей, так называл свою мачеху Владимир, у него сложились очень хорошие отношения. В 1949 году Высоцкие вернулись в Москву и поселились на Большом Каретном переулке. Владимир пошел в 5-й класс мужской средней школы № 186.
В апреле 1952 года он был принят в комсомол. А с 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В те времена у будущего музыканта завязывается «роман» с гитарой. Он дружил с компанией городской молодежи, чье детство прошло в военные годы. В моде была блатная романтика, из каждого двора доносились душераздирающие песни под гитару про Мурку, Колыму и Воркуту.
Образование
После окончания школы в 1955 году по настоянию родственников, Владимир поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушел после первого семестра.
С 1955 по 1963 годы Высоцкий жил у матери, сначала на 1-й Мещанской, а позднее в построенном в 1956 году на этом месте новом доме, на проспекте Мира. При этом он много времени проводил на Большом Каретном переулке в компании друзей.
Неожиданное решение о том, чтобы оставить учебу в техническом вузе, Владимир принял в новогоднюю ночь 1956 года. Под бой курантов вместе со школьным другом Игорем Кохановским Высоцкий рисовал чертежи для сдачи сессии. Готовые чертежи, он внезапно стал поливать тушью со словами: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...».
Творчество Владимира Высоцкого
Театр
В том же 1956 году Владимир Высоцкий поступил в Школу студию при МХАТе на актерское отделение. Он занимался у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова.
На первом курсе Высоцкий познакомился со своей первой женой – Изой Жуковой, свадьба с которой состоялась в 1960 году.
Через три года он сыграл свою первую роль в учебном спектакле «Преступление и наказание» и впервые попал на телеэкран. Он сыграл небольшую роль в картине «Сверстницы».
С 1960 по 1964 год Высоцкий с перерывами сотрудничает с Московским драматическим театром имени А.С. Пушкина, Театром миниатюр, но играет эпизодические роли.
В 1961 году познакомился со своей второй женой Людмилой Абрамовой на съемках фильма «713-й просит посадку». Брак официально был зарегистрирован в 1965 году.
«Свой» театр Владимир Семенович нашел в 1964 году. Им стал Театр на Таганке. Именно здесь он сыграл Гамлета, Свидригайлова, Пугачева, Галилея. Здесь Высоцкий подружился с Валерием Золотухиным, Аллой Демидовой, Леонидом Филатовы. С актерами Театра на Таганке Высоцкий ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.
В Театре на Таганке В. С. Высоцкий проработал до конца жизни, хотя его отношения с руководителем театра Ю. П. Любимовым на протяжении всего этого периода складывались очень непросто. При этом Любимов часто по-отечески закрывал глаза на проступки Высоцкого, чему завидовали коллеги.
Кино
Параллельно с театром Высоцкий снимался и в кино. В 1961 году Владимир Семенович сыграл небольшую роль в картине «Карьера Димы Горина». В то время актеру доставались небольшие серые роли второго плана, пустые и скучные. Утешение Высоцкий начал находить в пьянстве. Это стало причиной разлада на работе и в семье.
В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года) и сыгравшей большую роль в жизни актера.
В 1968 году состоялся развод со второй супругой, в то время Владимира Высоцкого уже знала вся страна по песням из кинофильма «Вертикаль», в котором он снимался.
Песни Высоцкого
Интерес к авторской песне, который возник у Высоцкого под влиянием Булата Окуджавы, вылился в написание собственных авторских произведений. Свои первые песни Высоцкий пишет в начале 60-х годов. Одной из них была песня «Татуировка» 1961 года.
Владимир Высоцкий написал множество песен к кинофильмам, в которых сам играл роли. Его песни звучат в таких фильмах как «Вертикаль», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Опасные гастроли», «Я родом из детства» и другие.
Всего за свою жизнь Высоцкий написал более 600 песен и 200 стихов. Его произведения до сих пор остаются очень популярными и не теряют своей актуальности, они обладают потрясающей энергетикой, они искренни. Каждая песня Высоцкого находит своего слушателя, ведь тематика обширна – военные, лирические, юмористические, романтические, блатные, песни-сказки и песни-диалоги.
При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 альбомов (миньонов):
1968 г. «Песни из кинофильма Вертикаль»
1972 г. «Песни Владимира Высоцкого»
1972 г. «Песни Владимира Высоцкого»
1974 г. «Песни Владимира Высоцкого»
1974 г. «Владимир Высоцкий. Песни»
1975 г. «В.Высоцкий. Песни»
1975 г. «Песни Владимира Высоцкого»
Личная жизнь
Высоцкий был трижды женат.
Первая жена - Изольда Константиновна Высоцкая (урожденная Мешкова, по первому браку — Жукова). Родилась 22 января 1937 года. Свадьба была 25 апреля 1960 года. Дата развода неизвестна. Сын Изы Константиновны Глеб, родившийся в 1965 году, носит фамилию Высоцкий, будучи на самом деле сыном другого человека.
Вторая жена - Людмила Владимировна Абрамова. Родилась 16 августа 1939 года. Свадьба состоялась 25 июля 1965 года, развод - 10 февраля 1970 года. В браке родилось двое сыновей.
Третья жена - Марина Влади, известная французская актриса кино, театра, телевидения, писатель. Родилась 10 мая 1938 года. Женаты с 1 декабря 1970 года по 25 июля 1980 года.
Смерть Высоцкого
Позывные исчезли с радаров его сердца ранним утром 25 июля 1980 года. Вечером в олимпийской Москве было удивительно тихо. Все передавали друг другу печальную весть – умер Высоцкий.. Вспоминались «Райские яблоки» - «я когда-то умру, мы когда-то всегда умираем…». Но что бы так неожиданно, в неполные 43 года. ..
Три дня возле театра на Таганке круглыми сутками стояли люди. Горели свечи, пламенели гвоздики и розы. Раздавали портреты, переписывали последние стихи. В горький день прощания с Поэтом многотысячная очередь измерялась слезами и километрами. Тысячи людей в округе, как на вахте, стояли на балконах и перед окнами домов. Высоцкий на глазах превращался в Памятник [3]
2.4 Творчества В.С. Высоцкого и традиции авторской песни
Одной из примет хрущёвской оттепели стал человек с гитарой, которая, в свою очередь, оказалась своеобразным символом авторской песни. Благодаря этому жанру советская интеллигенция получила возможность для творческого самовыражения. Словосочетание «авторская песня» подразумевало, что произведение пишет и исполняет один и тот же человек, причём на фоне возросшего интереса к поэзии первостепенное значение имело слово. В конце 1950-х годов в СССР возникло новое явление — «магнитоиздат». Песни, тексты которых не признавала цензура, стали записывать на плёнку в дружеских компаниях. Записи были, как правило, некачественными, однако это не мешало им быстро распространяться по стране.
К тому моменту, когда Высоцкий начал сочинять свои первые песни, на магнитофонах уже звучали произведения Булата Окуджавы, Михаила Анчарова, Новеллы Матвеевой и других поэтов[91]. Творчество некоторых авторов весьма ощутимо повлияло на художественный почерк Владимира Семёновича. В их числе — трио в составе Сергея Кристи, Алексея Охрименко и Владимира Шрейберга. В послевоенные годы написанные ими песни («Ходит Гамлет с пистолетом», «О Льве Толстом — мужике непростом» и другие) считались частью городского фольклора[92]. Одно из их произведений — «Я был батальонный разведчик, / А он писаришка штабной. / Я был за Россию ответчик, / А он жил с моею женой» — представляло собой стилизацию под популярные в конце 1940-х годов вагонные куплеты. Молодой Высоцкий включал их в свой репертуар и даже придумывал для «жалобного» сюжета гротескные развязки. Одна из первых песен Владимира Семёновича — «Сорок девять дней» — несла отголоски «Батальонного разведчика». Эпическое начало произведения Кристи — Охрименко — Шрейберга («Я был…») в дальнейшем использовалось поэтом в таких песнях, как «Я был душой дурного общества», «Я был слесарь шестого разряда». Сочинённая Высоцким в 1963 году драматическая история под названием «Я женщин не бил до семнадцати лет» создана фактически «по мотивам» «Батальонного разведчика» и написана тем же стихотворным размером (амфибрахием).
Весьма значительное воздействие на формирование поэтического мира Высоцкого оказал Михаил Анчаров. Два автора сблизились в начале 1960-х годов, и анчаровская песня «Цыган-Маша» («Штрафные батальоны за всё платили штраф») стала для Высоцкого откровением — он впервые узнал о штрафных воинских подразделениях. В результате возникла песня «Штрафные батальоны»[94]. Во многом благодаря Анчарову Высоцкий сумел расширить тематику своих произведений, начать движение от «блатного цикла» к «энциклопедии русской жизни». Своеобразная поэтическая перекличка обнаруживается в сочинённой Анчаровым «Балладе о парашютах» (1964) и «Песне о лётчиках» Высоцкого (1968). В первом из упомянутых произведений герой — «грешный» десантник Гошка — попадает после гибели в рай и становится там хранителем мира. Подобная же участь уготована и персонажам Высоцкого: «Хранить — это дело почётное тоже, / Удачу нести на крыле…».
С поэтом и актёром Юрием Визбором Высоцкого сближали песенные циклы о горах. При этом сами авторы относились к альпинизму по-разному. Если Визбор постоянно участвовал в восхождениях, то Высоцкий в горы выезжал два раза в жизни (в 1966 году — на съёмки фильма «Вертикаль» и в 1970-м — частным образом). Поэтому песен, посвящённых горам, у Владимира Семёновича меньше, чем у его коллеги. Однако поэтическое мировооззрение, связанное с представлением об альпинизме, у двух авторов было близким: и тот, и другой воспринимали восхождение как работу для сильных людей, которые на большой высоте несут ответственность и за себя, и за других. В песнях, сочинённых Высоцким для «Вертикали» и включённых в эту картину, прямого влияния поэтики Визбора не обнаруживается; вероятно, образы гор появились у Владимира Семёновича благодаря личным впечатлениям от пребывания в киноэкспедиции. Но своеобразная отсылка к творчеству Юрия Иосифовича всё-таки замечена в «Скалолазке» — песне, не вошедшей в ленту Станислава Говорухина. Так, герой Высоцкого говорит, обращаясь к альпинистке: «Мы теперь одной верёвкой связаны…». Подобное же признание звучит из уст персонажа песни Визбора «Верёвочка»: «Всю смену я больной — / Хожу, томлюсь. / Наверно, я с тобой / Не развяжусь. / Связал нас чёрт с тобой Верёвочкой одной».
В своих выступлениях перед зрителями Высоцкий упоминал, что в молодости начал работать со «стихами, которые надо исполнять под гитару», во многом благодаря Окуджаве. Тем не менее поэтический мир Высоцкого был весьма далёк от песенной камерности Булата Шалвовича. Их прямой «диалог» звучал нечасто. Но одно из своих произведений — «Притчу о Правде и Лжи» — Владимир Семёнович не только посвятил старшему коллеге, но и уточнил, что она создана «в подражание Окуджаве». Само подражание, вероятно, заключалось в том, что образы Правды и Лжи были столь же условны, как и аллегорические персонажи из разных песен Окуджавы — речь идёт о Вере, Надежде и Любви («Три сестры») и госпоже разлуке («Ваше благородие…»). В то же время в «Притче…» Высоцкого есть непосредственная отсылка к стихотворению Окуджавы «Клевета» (1967), содержавшему, в частности, строки: «Пробралась в нашу жизнь клевета, / как кликуша глаза закатила, / и прикрыла морщинку у рта, / и на тонких ногах заходила».
В число представителей авторской песни, сыгравших определённую роль в творческой биографии Высоцкого, входили не только его современники. Среди них был и поэт Серебряного века Александр Вертинский, строчки из песни которого «Лиловый негр» герой Высоцкого — капитан Жеглов — спел в фильме «Место встречи изменить нельзя». Этим эпизодом перекличка двух поэтов не ограничилась. Во время работы над картиной, в 1978 году, Высоцкий написал песню «Белый вальс», в котором рассказ о преданных женщинах, спешащих на помощь, сопровождался описанием: «Их бальный зал — величиной во всю страну». Подобные мотивы звучали и в песне Вертинского «Рассеянный король» (стихи Николая Агнивцева): «Рассеян шёлком тронный зал / На всю страну сегодня…».
Очевидно, мотив бального зала «величиной во всю страну» Высоцкий позаимствовал у предшественника. О том, что стихи написаны не Вертинским, он мог и не знать, да это и неважно — достаточно того, что они воспринимались на слух с голоса Вертинского и потому были им невольно «авторизованы». Точно так же некоторые чужие песни, напетые Высоцким (например, «На Тихорецкую» М. Таривердиева и М. Львовского), слушателями будут восприниматься порой как принадлежащие ему.[4]
III. Заключение
Изучив материал по теме проекта, я сделала следующие выводы: авторская песня возникла из протеста пустой развлекательности, эти простые гитарные песни объединили людей разных возрастов и профессий. Они возникли и распространились в народе сами собой, минуя эстраду и средства массовой информации. Произошло это потому, что всем им свойственна одна уникальная черта – их хочется не только слушать, но и петь вместе. Автор говорит со слушателем о том, что будет волновать людей всегда, о вечных ценностях.
Внимание бардов привлекают люди мужественные, смелые, стойкие. Дружба, выбор друга – эта тема тоже волнует бардов. И, конечно же любовь! Чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее. Ради любви мы готовы сдвинуть горы. Любовь – это счастье и горе, радость и слёзы, ревность и доверие.
Владимир Семенович Высоцкий - один из наиболее ярких представителей авторской песни, оказавший существенное влияние на ее развитие как самостоятельного жанра искусства, объединяющего в одном лице поэта, композитора, певца и музыканта. Авторская песня родилась в 1937 году как альтернатива массовой песне, как противостояние страшному времени, и она зажила новой жизнью. Свое развитие авторская песня получит в конце 40-х – начале 50-х. Всего Высоцким было написано около 450 авторских песен, многие из которых записаны на грампластинки, звучали в кинофильмах и спектаклях, по радио и телевидению. Темы их всеохватны, разнообразны. Каждая песня напоминает маленький спектакль, произнесенный одним героем.