kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вербальный имидж педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к личности учителя- средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный  личный и профессиональный  имидж.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вербальный имидж педагога»

Департамент образования города Москвы ГАОУВПО Московский институт открытого образования

Факультет повышения квалификации педагогических кадров

Кафедра педагогики











Kyрсовая работа по теме: «Вербальный имидж педагога.»













Работу выполнила : Суходеева Наталья Петровна.

учитель музыки

ГБОУ школы - интерната №19

Рецензент Исенко Светлана Петровна

доктор культурологии, профессор







Москва 2012г.











Содержание



1.Введение…………………………………………………………………4



2.Основная часть.

Теоретическая часть……………………………………………………

2.1 Понятие «имидж»…………………………………………………5

2.2 Профессиональный имидж педагога. …………………8

Практическая часть……………………………………………………..

2.3.Как сформировать свой имидж?...............................15





Заключение………………………………………………………………24





Библиография……………………………………………………………..25





-3-



1.Введение



Современный этап развития системы образования в нашей стране характеризуется углубленной рефлексией актуальных проблем социальной и профессиональной коммуникации, последовательным усложнением требований к профессионализму работающих в образовании разнонаправленных специалистов, принятием педагогическим сообществом новых ценностных ориентиров и, прежде всего, ориентации на личностную и ненасильственную модель взаимодействия с учащимися. Этим обусловлен повышенный интерес педагогической общественности к проблемам профессионального имиджа и культуры общения современного педагога, которые во многом определяют формирование ценностей личностно-центрированного образования, результативность образовательного процесса, психологический климат в образовательном учреждении, престиж профессии педагога и образовательного учреждения, в котором и он работает и процесс модернизации системы образования РФ в целом.Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками.Часто педагог теряет авторитет своих подчиненных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный личный и профессиональный имидж.

-4-



2. Основная часть

2.1. Понятие «имидж».

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов , Б . Г Ушиков , В.М. Шепель , И.А. Федоров и др.). Имидж — понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец... к вещам (мерседес — не просто машина!).В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. Имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж педагога, политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это её образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности. Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт.

-5-

Исследователи предлагают три возможных подхода к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации; сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи.Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделяют его основные составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».

Можно обозначить две группы функций имиджа:

1.Ценностные функции имиджа:

-Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

-Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

-Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности.

2.Технологические функции имиджа:

Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, установить доброжелательные отношения.Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он



-6-

импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

В научной литературе по политической имиджелогии (А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) выделяются следующие составляющие имиджа или их классификация: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж. Средовый имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания - по его кабинету, жилищу, автомобилю и т.д. Понятно, что созданная человеком среда обитания зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Главный принцип формирования этого имиджа: чуть лучше, чем у всех. Габитарный имидж - это характеристика человека по его собственной внешности - по костюму, макияжу, прическе и т.д.

Личный имидж является важной составляющей для роста карьеры,т.к:

-имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста

-мы верим тому, что видим;

-мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;

-мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;

-хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для нас.

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

-высокая самооценка, уверенность в себе;

-вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;

-социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);

-7-

-желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его.В качестве таковых могут выступать следующие принципы: принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души), принцип речевого воздействия. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.

2.2Профессиональный имидж педагога.

Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности учителя - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факторов, как большой объем аналитико-синтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д. Секрет успеха профессионального имиджа педагога напрямую зависит от того, насколько ему удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных

-8-

особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.Внешний облик помогает педагогу привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. .Вербальные и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как говорит педагог, умеет ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом демонстрирует, что происходит с мимикой, как сидит, стоит и ходит - все это влияет на восприятие другими людьми. Отдельный компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка важна мимика, в другом _ жест, в третьем — костюм учителя.

-9-

В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям ( п о д а н н ы м В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. Вот проблема, которую надо решать незамедлительно! — призывает В.М. Шепель.Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах. Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, педагог тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению

Термином профессиональный имидж педагога можно определить как профессиональную репутацию педагога (мнение о нем как о

-10-

профессионале), которая складывается в результате общения с коллегами, учащимися и их родителями в процессе его профессиональной деятельности. Профессиональный имидж педагога и культура общения определяют силу его авторитета, то есть общепризнанную участниками образовательного процесса ,значимость его личностных и профессиональных качеств и заслуг и основанную на этом силу его влияния на взгляды и поведение коллег, учеников и их родителей. Результатом возрастания авторитета личности педагога является признание за ним права принимать значимые для учащихся решения. Профессиональный имидж педагога носит субъективный, изменчивый характер и определяет готовность окружающих (участников образовательного процесса) действовать по отношению к носителю имиджа определенным образом. В связи с этим педагогу необходимо постоянно стремиться к созданию и поддержанию своего позитивного профессионального имиджа.К системообразующим характеристикам позитивного профессионального имиджа педагога можно отнести высокий уровень сформированности таких личностно и профессионально значимых особенностей, как:

• активный эмоционально-положительный стиль отношения к учащимся и демократический стиль педагогического руководства ими;

• открытость, соучастие и содействие каждому ребенку, возвышение его личности в процессе общения;

• педагогическое мастерство ;

• единство уважения к личности воспитанника и требовательности к нему; культура внешнего вида педагога (располагающая к общению внешность и стильный костюм, соответствующий статусу педагога и коммуникативной ситуации);

• безукоризненность манер (культура речи и невербального общения, соблюдение этикета);

• духовность, нравственность, эрудиция, интерес к знаниям и стремление к самосовершенствованию;

• гражданственность и патриотизм;

-11-

• обязательность и точность в соблюдении обещаний и договоренностей(как проявление долга и чести, дисциплинированности и взаимоуважения, гарантия надежности);

• доброта – может быть сдержанной, но всегда иметь место в поведении и тоне педагога, чувствительность и социально-коммуникативная адаптивность;

• справедливость ,обоснованность, деловой и по преимуществу косвенный характер предъявляемых требований;

• чувство собственного достоинства и уверенность в себе;

•педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, справедливость, требовательность и п е д а г о г и ч е с к и й т а к т ;

• терпимость, основанная на признании многообразия культур и людей,

• эмоциональная экспрессивность и умение управлять своими эмоциями;

• креативность и способность к импровизации;

• ответственность за успехи ребенка на последующих этапах его обучения;

• жизнерадостность и оптимизм;

• артистизм и чувство юмора.

Все перечисленные компоненты позитивного профессионального имиджа и культуры общения можно отнести к педагогам, обучающим все возрастные группы, хотя значимость того или иного компонента меняется в зависимости от возрастной группы обучаемых и ситуации педагогического общения. В ряде случаев отсутствие или недостаточный уровень сформированности какого-либо компонента профессионального имиджа педагога при серьезном отношении носителя имиджа к совершенствованию профессионального мастерства может в той или иной мере компенсироваться другими.Как правило, ученики в процессе оценивания профессионального имиджа педагога ориентируются прежде всего на его личностные, индивидуально-неповторимые черты, а педагоги – на чисто



-12-

профессиональные умения и навыки. Существенные расхождения наблюдаются и в рейтингах значимых имиджевых характеристик педагога, выстраиваемых педагогами и учащимися так, например, ухоженный и стильный внешний вид педагога учащиеся ставят приблизительно на третью позицию, а педагоги – на восьмую.Определяющее значение для формирования профессионального имиджа и авторитета педагога имеет его уровень культуры педагогического общения.Педагогическое общение– это специфическая форма организации взаимодействия педагога и учащихся. К основным специфическим функциям педагогического общения относятся:

– информационная(умелое применение на практике глубоких знаний и разнообразного методического инструментария для обеспечения оптимальной передачи знаний учащимся и прочного, осмысленного их усвоения детьми);

– мобилизационная (активизация познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, поддержание и развитие интереса детей к учебе, полезному труду и общественной работе);

– развивающая (развитие способностей ученика, личности в целом с учетом индивидуально -психологических ,поло-возрастных и проч.характеристик учащихся);

– ориентационная (формирование у учащихся культуросообразных ценностных ориентаций, мировоззренческих принципов, социально одобряемых мотивов поведения, активной жизненной позиции).

Общение с учащимися высококвалифицированных успешных педагогов характеризуется:

• уверенностью педагога в больших возможностях детского интеллекта и подчинение этой задаче всего учебного процесса (интеллектуальной насыщенностью уроков);

• стремлением максимально и всесторонне использовать изучаемый

на занятиях материал;

• стимулированием учащихся на поиски разных способов выполнения действий;

-13-

• п о з и т и в н о с т ь ю предъявляемых педагогических требований;

• у ч е т о м социально-культурных особенностей ученика, знанием инокультурных режимов коммуникации, индивидуальных учебных стилей ученика (условий, путей и способов учения, которые предпочитает ученик);

• способностью к ценностному восприятию действительности и передаче его учащимся в эмоционально-эстетической форме как на смысловом, так и психо-физиологическом уровнях контакта (что обеспечивает проживание детьми личного ценностного отношения и формирование у них ценностных ориентации,духовности, способности к сопереживанию, приобретению навыков оценки любых явлений и событий на основе нравственного разума, диалектического единства этического и эстетического в оценке всех явлений и событий);

• демократическим стилем педагогического руководства.

Условиями эффективности педагогического общения является знание и соблюдение педагогом законов коммуникации, его стремление к уважительному и заботливому наставничеству, к активному созидательному сотворчеству с учеником к постижению коммуникативной ситуации интеллектуально и эмоционально. В процессе общения с учащимися педагог преднамеренно и непреднамеренно продолжает себя в них, осуществляя значимые для детей преобразования их личностных смыслов, мотивов поведения. Педагогическое общение и межличностные отношения педагога с учащимися значительно влияют на эмоциональное состояние и отношение ребенка к учебному предмету, процессу учения, образовательному учреждению, на формирование ученического коллектива, становление личности школьников, подготовки их к последующей самостоятельной взрослой жизни. Это диктует необходимость постоянного совершенствования применяемых педагогом методов воздействия, развития и стимулирования саморазвития учащихся, в том числе в аспекте рефлексии семиотических компонентов их собственной экспрессии,а также коррекции педагогом и учащимися внешних технологий самоподачи. Речь педагога должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь педагога позволяет ему сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог,

-14-

монолог. К профессиональным качествам речи педагога следует отнести

такие свойства голоса, как чистота и ясность тембра, благозвучность, гибкость, полётность. . Хорошая дикция даёт возможность профессиональной речи стать действенной, то есть побуждать людей к изменениям – внешним и внутренним.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен, — пишет В.М. Шепель.

3.Практическая часть

2.3.Как создать свой имидж.

Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации - печать, радио, телевидении. В-четвертых, его создают и окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.Создание имиджа – длительный и сложный процесс, успешность которого зависит от условий и технологий формирования имиджа. По мнению В.М. Шепеля, имиджирование – ряд преднамеренно выстроенных моделей поведения.Создавая свой новый имидж, педагог должен решить: что именно хочет сообщить окружающим. Ответ на вопрос «Для чего?» – один из главных. Чаще всего цель формирования достойного имиджа – доброжелательно настроить к себе других людей. Важно правильно



-15-

определить цель и поставить задачи, работающие на цель. Каждая задача должна быть конкретно сформулированной, реалистичной, измеримой, выполнимой в заданный промежуток времени. За словом «Что?» стоит сам имидж и его атрибуты. Необходимо продумать ,какой имидж выбрать для себя. Нельзя забывать, что удачно выбранный имидж несёт до 80% успеха. Необходимо остерегаться перегрузки в деталях. Предстоит определить, в чём аудитория нуждается больше всего, что вызовет её интерес. «Кому?» Конечно, результат успешной презентации педагога зависит от того, насколько точно педагог сможет соответствовать ожиданиям аудитории.Необходимо задать себе несколько вопросов:

Что ценит эта аудитория (рабочий коллектив, семья, любимый, друг, партнёр)?

Что эта аудитория уже знает о вас?

Что аудитории необходимо узнать, чтобы лучше воспринять вас?

«Когда? Как долго?» Время самопрезентации существенно влияет на то, как аудитория воспримет педагога (страна, время года, начало или конец рабочего дня, недели и т.п.). «Где?»Обязательно должны принять во внимание место, где педагог предполагает появляться в новом образе. Место одинаково воздействует и на аудиторию, и на человека, представляющего свой имидж. Теперь можно приступать к эскизу имиджа.

Эскиз имиджа

Цель создания нового имиджа.

Место предъявления нового имиджа (дом, работа, отдых и т.п.).

Целевая аудитория (на кого рассчитан имидж). Чего ждёт от педагога эта аудитория.



Три особенности, которые необходимо учитывать при общении с целевой аудиторией:

1. Отражение ожиданий аудитории во внешнем облике педагога с помощью цвета:

-16-

одежды (базовые цвета гардероба);

аксессуаров;

макияжа;

волос.

2. Отражение ожиданий аудитории во внешнем облике педагога с помощью линий:

одежды (стиль, покрой, рисунок ткани);

аксессуаров;

причёски.

3. Отражение ожиданий аудитории во внешнем облике педагога с помощью фактуры осязаемой поверхности:

ткани костюма;

аксессуаров;

выбор парфюмерии;

коррекция вербального и общения.

Понятие самопрезентация происходит от английского слова «самоподача», то есть представление себя другим людям. В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам».В самопрезентации недостаточно опираться на собственные дарования и знания. Необходима специальная подготовка, и прежде всего умение ориентироваться в основных составляющих этого процесса. Базовая модель технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопрезентации:

-«Я-концепция» – морально-психологическая подготовка;

-фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;

-кинесика – телесное информирование;

-17-

-дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров;

-владение словом – риторическая оснащённость;

-флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического поля»;

-коммуникативная механика – мастерство общения.

Успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых выступают: принцип самовоспитания, принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности – многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза, принцип речевого воздействия.Эти принципы – обязательные требования к организации имиджирования. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощённых в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства работников социологической деятельности.

1. Принцип самовоспитания и самосовершенствования

Самовоспитание – путь формирования профессионального мастерства педагога. Основу этого принципа составляет самооценка профессиональных качеств и анализ существующего имиджа, как следствие этого составляется программа самовоспитания, основанная на индивидуальном подходе. Усовершенствовать свой образ (профессиональный, визуальный), представляемый окружающим, можно только через понимание самого себя.

2. Принцип гармонии визуального образа

Нельзя недооценивать значение такого социально-психологического явления, как межличностная перцепция. Наряду с умением воздействовать на людей действиями и словом, весьма существенна визуальная привлекательность педагога – гармония его внешнего облика.С.И. Ожегов определяет понятие гармонии как «согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь». Гармония визуального образа – это прежде всего согласованность, стройность в сочетании пропорций (соотношение частей тела), формы лица и тела, цветовой тип личности и тип силуэта. Основной фактор в построении гармоничного визуального образа –принцип

-18-

коррекции. Выявление и использование эффективных приёмов коррекции позволяет визуально приблизиться к законам пропорций, канонам красоты, обоснованным ещё Марком Витрувием Поллионом и Леонардо да Винчи.

3. Принцип коммуникативного и речевого воздействия

Коммуникативность как многообразие форм и способов информационного взаимодействия – важнейшее условие результативности социологической деятельности. В процессе коммуникативного общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми информации, эмоционального настроя. Эффективность этого принципа состоит в профессиональном использовании таких приёмов, как убеждение, внушение и подражание.Профессиональная культура педагога включает в себя культуру речевого воздействия. Его речь должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь педагога позволяет ему сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог, полилог.

4. Принцип саморегуляции

Основу его составляет ортобиотика – наука о технологии самосбережения тела и души, об ортобиозе как разумном образе человеческого бытия.

«Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. В работе над имиджем педагога реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая.

Для понимания самооценки важны три момента. Первое. Важную роль в её формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто присутствует в психотерапевтической методике «Я-концепция», где высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья.

Второй фактор формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

-19-

Наконец, индивид оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определённое дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.Самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, лежат ли в её основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты.Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий.Рост человека, его вес, телосложение, состояние здоровья, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Тело – зримая и ощутимая часть нашего Я. Мы чувствуем, видим, слышим самих себя, и никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же оно выставлено на постоянное публичное обозрение. Необходимо определить образ тела и конструировать имидж, исходя из индивидуальных особенностей, подбирая наилучшие линии для е формы, скрывающие недостатки, подчёркивающие достоинства. В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом облике человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.Лицо – одна из характеристик внешности человека. Зная ключи прочтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения.Физиогномика (по-гречески: «physis» – природа и «gnosis» – знание, познание) – изучение или познание природыВ физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические признаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточены в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными способностями, – в области глаз. Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица

-20-

к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперёд подбородок и т.д. Иными словами, такие яркие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, создают лицу эффект информативности На лице человека отражены его жизнь и жизненный опыт. Итак, правильно используя ключи, которые даёт наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека.Лицо – неисчерпаемый источник информации. Знания, позаимствованные у физиогномики – науки, изучающей выражения лица и его формы, помогают оценивать достоинства людей, строить собственное лицо. Однако психологи советуют доверять не только своим глазам, но и сердцу.Нельзя относиться пассивно к такому прекрасному материалу, как волосы. Новая причёска преображает лицо, она в силах изменить не только внешность, но и саму жизнь. Иметь красивые и здоровые волосы – желание каждого человека. Добиться этого можно при правильном уходе за ними. Мытьё головы. Это одна из процедур по уходу за волосами. Она имеет три цели: гигиеническую – удалить загрязнения с поверхности волос и кожи, деформационную – удалить следы предыдущей причёски, подготовительную – размягчить внешний чешуйчатый слой волос Сушка волос. Основное назначение сушки – зафиксировать ту форму, которая была придана волосам в мокром виде. От того, насколько хорошо высохли волосы, зависит и качество укладки, т.е. окончательный вид и относительная долговечность причёски.Огромную роль в любой причёске играют её силуэт и форма. Смена моды в причёсках и стрижках сказывается в основном на изменении именно силуэта и формы. Это позволяет подобрать модную причёску практически к любому типу лица, варьируя детали, из которых она состоит, применительно к индивидуальным особенностям лица и фигуры. Причёска может быть с чёлкой или без чёлки, симметричной и асимметричной, с открытыми и закрытыми ушами и т.д., но силуэт и форма её должны обязательно отвечать линии моды.Древние китайцы говорили: красота – это судьба. Ваше лицо – ваша удача. Человек сам распоряжается тем, что даровано ему природой, он и вправду кузнец своего счастья. Осознание природных способностей помогает максимально совершенствовать свою внешность, свой характер, а значит, саму жизнь. Макияж выполнит свою задачу только тогда, когда он естественно оживит черты, поможет скрыть мелкие недостатки и выявить достоинства. Последние исследования показали, что женщины, которые прибегают к

-21-

декоративной косметике, более авторитетны, отличаются лучшей профессиональной подготовкой, они продвигаются по службе быстрее тех, кто не пользуется гримом. Макияж не только украшает лицо – он ведёт к славе, успеху, а главное – к гармонии между внутренним Я и окружающим человека миром.Если говорить о декоративной косметике, то она помогает сделать лицо более привлекательным, подчеркнуть то, что уже есть у женщины, что украшает её и обнаруживает её неповторимость. Выявить скрытые достоинства женщины – в этом и есть суть искусства макияжа.Пользуясь декоративной косметикой, надо помнить о времени суток и чувстве меры, о возрасте и стиле, о форме лица и моде.Человеческое общение – это не только говорение и слушание. Это ещё сложнейший процесс мимических действий и телодвижений. Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны – вербальную и невербальную. Ведущую роль в этом процессе занимает первая, т.е. речевое поведение. Слово – вот главный сущностный элемент общения. Однако ни слово, ни речь не могут существовать вне двигательной активности человека. В процессе общения сливаются воедино и речь, и жестикуляция.У каждой женщины свои способы самопрезентации. Единого рецепта нет.. Надо научиться вырабатывать собственный жизненный стиль и личный жизненный почерк. Что для этого необходимо:

-Во-первых, это чудодейственная улыбка. Улыбка не только рождается чувством, но и порождает его.

-Воспламенять взглядом – это следующий приём «флюидного излучения».В облике любого человека самое выразительное – глаза. В наших интересах «извлечь» из своих глаз всё по максимуму. Ведь именно они способны завораживать и держать наших «жертв» в напряжении, излучать волшебную силу и энергию.

-Игра губами – такова суть третьего приёма

-Эффектное интонирование – четвёртый приём «флюидного излучения».

-Звучание и модуляция голоса – важнейший инструмент обаятельной женщины. Многие психологи считают, что собственная речь, воспринимаемая слухом, для самочувствия человека в общении значит примерно то же, что ощущения от ног для равновесия при ходьбе. Надо

-22-

подружиться со своим голосом. Он должен стать уверенным, бодрым, ясным, твёрдым, сочным, с богатыми и гибкими интонациями.

-Элегантность манер – пятый приём.

Правильные манеры – это дар небес, благодаря которым люди себя чувствуют в обществе непринуждённо, легко, свободно.

-Экспрессия тела – таков шестой приём «флюидного излучения».

Следовательно, чтобы женщине стать красивой, ей достаточно внушить это другим. Внутреннее наполнение, одухотворённость – вот что способно придать любой фигуре пластику, свободу и лёгкость движений.Воспитание красивого, выразительного голоса – дело долгое и трудоёмкое. Оно требует постоянного контроля со стороны опытного педагога-речевика. Речь должна быть правильной, четкой .Слово «дикция» в точном переводе означает «произношение». Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Именно этим дикция отличается от орфоэпии, где речь идёт только о правильности сочетаний звуков и расстановки ударений. Чёткая и ясная дикция необходима актёру, чтецу, оратору, лектору, просто культурному человеку; плохая дикция затрудняет понимание аудиторией сути произносимого текста, мешает эффективному общению. Невозможно произвести приятное впечатление на собеседника, если твоя речь невнятна.Чёткое произношение возможно лишь при наличии здорового, нормально устроенного речевого аппарата и правильного его функционирования.Чёткое произношение звуков зависит от степени тренированности наиболее активных речевых органов – губ и языка. Поэтому отработка дикции, соответствующей фонетической норме русского языка, должна начинаться с артикуляционной гимнастики и дикционного тренинга. Наряду со специальными упражнениями для повседневной тренировки речевого аппарата можно использовать сочетание «улыбки и поцелуя», адресованных себе лично. Включение этого приятного упражнения в комплекс утренней разминки обеспечит хорошее настроение в начале рабочего дня.Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, чётким, привлекать внимание.



-23-

4.Заключение



Часто педагог теряет авторитет своих подчиненных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества создавая, таким образом, собственный имидж. От того как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность .

























-24-

Библиография

1.Шепель В.М. Секреты личного обаяния.-Ростов –на-Дону:Феникс,2005г

2.Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера.-М.: Народное образование.2000

3. А.А. Калюжный Технология построения имиджа учителя/ Дополнительное образование,1-2004г





































-25-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Вербальный имидж педагога

Автор: Суходеева Наталья Петровна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства