kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вебинары в развитии педагогического мастерства преподавателя ДШИ и ДМШ. Опыт, проблемы, перспективы развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются теоретические предпосылки и практический опыт применения вебинаров в системе повышения квалификации преподавателей школ искусств и музыкальных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вебинары в развитии педагогического мастерства преподавателя ДШИ и ДМШ. Опыт, проблемы, перспективы развития.»

Вебинары в развитии педагогического мастерства преподавателя ДШИ и ДМШ. Опыт, проблемы, перспективы развития.


Узкая Елена Владимировна

методист, преподаватель по классу гитары

МБУ ДО ГДМШ «Классика», г. Архангельск


Развитие современного общества сложно представить без использования информационных технологий, которые проникают во все сферы нашей жизни и активно используются в сфере общего и дополнительного образования. В сети Интернет размещаются различные образовательные ресурсы: электронные нотные библиотеки, аудио и видеозаписи выступлений выдающихся исполнителей, сайты преподавателей, отдельные видеоуроки, курсы, открытые музыкальные колледжи.

В условиях динамичного развития сферы дополнительного образования возрастает значимость поиска эффективных средств и форм повышения квалификации преподавателей, обеспечивающих непрерывность профессионального развития, гибкость и мобильность подготовки специалистов. Масштабные программы повышения квалификации с выездом к месту обучения на сегодняшний день нельзя назвать самыми востребованными. Это может быть вызвано географической удаленностью, ограниченным финансированием, длительностью обучения. Отсюда вытекает необходимость развивать новые, малозатратные формы и способы повышения профессионального уровня преподавателей.

С этой точки зрения одним из перспективных направлений в условиях общей информатизации общества, на наш взгляд является расширение спектра интерактивных дистанционных видов повышения квалификации. Формой такого взаимодействия с использованием высокоэффективных мультимедийных средств обмена информацией является технология вебинаров.

Вебинар (от английского web-based seminar) - семинар, организованный при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. В последние пять лет данный вид обучения и общения завоевывает все большую популярность, благодаря предоставляемым возможностями и преимуществам. В частности, к таким преимуществам могут быть отнесены:

  • независимость от географического положения спикеров и участников вебинара, что позволяет единовременно собирать в одном информационном пространстве большое количество специалистов;

  • возможность пригласить в качестве спикеров для обсуждения, консультирования, оказания методической помощи профессионалов самого высокого уровня;

  • снижение финансовых затрат - проведение вебинаров не требует серьезных вложений на приобретение дорогого оборудования, достаточно иметь микрофон, наушники (колонки) и веб-камеру;

  • экономия времени на организацию мероприятия;

  • высокая информационная насыщенность мероприятий за счет использования иллюстративного материала и, что важно с учетом специфики преподавания навыков игры на инструменте – непосредственного показа приемов и особенностей исполнения;

  • многократное повторение изученного материала – возможность получения записи вебинара и методических материалов для дальнейшего использования в практической деятельности;

  • эффективная обратная связь, которая реализуется посредством ответов на возникающие вопросы в режиме реального времени.

Таким образом, рассмотрев преимущества и возможности вебинаров в системе повышения квалификации преподавателей, особенно, актуальную с учетом специфики расположения нашего региона, независимость от фактора географической удаленности, Городской методической службой было принято решение о разработке и внедрении пилотного проекта проведения вебинаров для преподавателей по классу гитары Архангельска и Архангельской области. При выборе тематики вебинаров организаторы проекта руководствовались критериями заинтересованности со стороны слушателей и высокой профессиональной квалификации спикера. Слушателями двух сессии стали 16 преподавателей по классу гитары Архангельска, Новодвинска, Северодвинска и города Мирный.

В первой сессии в ноябре 2016 года в качестве спикера выступил композитор, аранжировщик, гитарист Александр Иосифович Виницкий (г. Москва). Насыщенное практическими примерами преодоления ритмических сложностей, показом специфических приемов исполнения джазовых ритмических фигур выступление Александра Иосифовича получило много положительных отзывов слушателей. Также нельзя не отметить, что возможность задать вопрос непосредственно композитору, чьи произведения активно используются в педагогической практике школы искусств является бесценным вкладом в повышение качества образования.

Выступление «Особенности исполнения произведений И.С. Баха» доцента Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, аспиранта Веймарской Высшей школы музыки имени Листа Ольги Сергеевны Каморник в первой сессии вебинаров было построено по иному принципу. Спикеру заранее были высланы нотные материалы переложений для гитары произведений И.С. Баха, используемые в репертуаре школ искусств. Ольга Сергеевна подготовила очень информативный, насыщенный аудио и видео иллюстрациями материал, посвященный специфике исполнения произведений эпохи барокко как на гитаре, так и на аутентичных инструментах, провела детальный анализ формы, мелизматики и исполнительских трудностей выбранных произведений. Опыт общения со специалистом столь высокого класса, безусловно был полезен для преподавателей.

Вторую сессию вебинаров – в ноябре 2017 года открыл гитарист, композитор, дирижер, педагог, лауреат международных конкурсов - Роман Ташпулодов (Германия, Карлсруэ). Тема выступления «Техника современной классической гитары» была раскрыта спикером в ходе разбора комплекса ежедневных технических упражнений для развития и поддержания исполнительского аппарата гитариста с демонстрацией применения комплекса на практике. Также спикер подробно остановился на вопросах мотивационной составляющей обучения. В качестве бонуса участники получили методическую разработку для развития технических навыков и видеоматериал о преодолении проблем болевого синдрома в руках. Слушатели отметили высокую практическую ценность полученной информации и оценили ораторское мастерство спикера.

Выступление российского гитариста, лауреата международных конкурсов, профессора, заведующего кафедрой классической гитары московской Государственной Классической Академии им. Маймонида - Евгения Юльевича Финкельштейна было посвящено обсуждению вопросов проблем гитаристов, участвующих в конкурсных прослушиваниях. Евгений Юльевич детально разобрал основные сложности, с которыми сталкиваются конкурсанты: выбор репертуара для выступления, посадка гитариста, негативные последствия сценического волнения и способы их преодоления. Особое внимание выступающий уделил проблемам качества звука гитаристов при исполнении приема тирандо. Преподаватели класса гитары, принимавшие участие в вебинаре получили ценный опыт, который в дальнейшем будет использован в подготовке конкурсных выступлений учащихся.

Таким образом, в ходе реализации пилотного проекта «Вебинары для преподавателей по классу гитары Архангельска и Архангельской области» была доказана эффективность и значимость такого рода мероприятий для роста профессионального мастерства специалистов.

В то же время, несмотря на массу преимуществ данной формы повышения квалификации преподавателей, следует учитывать следующие особенности и сложности при организации и проведении вебинаров:

  • отсутствие полноценного эмоционального контакта с аудиторией, который достигается при очном проведении семинаров и мастер – классов;

  • проведение вебинаров требует от спикеров определенных навыков - преподаватели, проводившие занятия только по очной форме обучения, отмечают сложности в перестройке на дистанционное общение;

  • разница в часовых поясах слушателей;

  • техническое состояние и загруженность каналов связи;

  • особенности демонстрации программных средств с учетом существующей асинхронности голоса и картинки.

Техническая поддержка реализации проекта «Вебинары для преподавателей по классу гитары Архангельска и АО» осуществлялась ГАУ АО «Молодежный центр» г. Архангельска. В качестве веб – сервиса в нашем случае была выбрана программа Skype. Выбор веб-сервиса или платформы для проведения вебинара определяется возможностью реализации планируемых видов деятельности. Рассмотрим некоторые бесплатные сервисы, которыми можно воспользоваться в настоящее время:

  • программа Skype - позволяет вести переговоры между двумя собеседниками, демонстрировать экран удаленному участнику, делать запись видеосеанса, имеет русскоязычный интерфейс;

  • видеоконференции в социальной сети Google+ - позволяет вести мероприятия в прямом эфире с возможностью присоединения до 9 человек, предоставляет участникам доступ к экрану компьютера, возможность делать совместные заметки, схемы и т.д.;

  • веб-сервис Webinar2.ru – имеет русскоязычный интерфейс, функции аудирования, чата; но необходимы дополнительные приложения, из – за популярности часто бывает перегружен;

  • Mikogo – возможность для участия до 10 человек одновременно; функции демонстрации экрана, возможность демонстрировать любые изображения в реальном времени без предварительной закачки документов; функция смены докладчика (любой участник может стать докладчиком); есть функция пауза - приостановка трансляции;

  • ooVoo - русскоязычный интерфейс; до 12 участников одновременно; функция записи видеочата; позволяет связываться с участниками через Facebook, Twitter;

  • VZOchat – русскоязычный интерфейс; видеозвонки, видеоконференции 3*3 и 1*120; видеовещание, видеочат; запись и воспроизведение вебинаров;

  • OnWebinar.ru – русскоязычный сервис, сочетающий в себе Internet – университет, образовательную социальную сеть и бесплатный сервис для проведения вебинаров. Функции: безлимитной видеоконференции; общий и персональный чаты; совместные ресурсы; возможность получить обратную связь от слушателей в виде оценок; обмен файлами; техническая поддержка; запись мероприятия. [5]

Также существует большое число платных сервисов (webinar.ru, Gotowebinar, WebEx, V-class.ru, Mirapolis Virtual Room и другие), с различными наборами функций, позволяющих проводить видеоконференции и вебинары.

Развитие вебинаров является логичным продолжением совершенствования дистанционных технологий и методов повышения квалификации преподавателей и продвижения образовательных услуг. Можно обозначить следующие перспективные направления использования вебинаров в сфере дополнительного образования:

  • дистанционное непрерывное повышение квалификации преподавателей в форме круглых столов, виртуальных лабораторий обмена опытом, мастер – классов, семинаров, конференций;

  • научно – методическое сопровождение профессионального роста молодых преподавателей;

  • продвижение образовательных услуг;

  • налаживание межорганизационных партнерских связей с широким кругом профильных учебных заведений;

  • расширение сферы дополнительных платных услуг.

На наш взгляд, использование возможностей интерактивных дистанционных видов повышения квалификации, в частности вебинаров, может стать в будущем наиболее популярной формой, позволяющей привлекать к участию ведущих педагогов - практиков, исполнителей, методистов. Интерактивность и достаточно низкие финансовые издержки по организации и проведению делают вебинар перспективным способом дистанционного повышения квалификации преподавателей.


Список источников

  1. Иноземцева Е.А. Вебинар – современная форма дистанционного обучения // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 39. С. 145-148

  2. Матюхина Т.В. Вебинар как инновационный маркетинговый инструмент: его место и роль в системе продвижения образовательных услуг // Современные технологии управления. 2011. № 4. С. 30-34

  3. Олимпиева Е.В., Швецова С.К. Дистанционные технологии и сетевое партнерство: возможности эффективного повышения квалификации работников учреждений культуры //Человек в мире культуры. 2016. № 2. С. 60-65

  4. Соломина Н.В. Вебинар как современная коммуникативная технология // Динамика систем, механизмов и машин. 2014. № 5. С. 194-196

  5. Стрелкова И.Б., Сидорик В.В. Технология организации и проведения вебинаров: учебно – методическое пособие для преподавателей и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки. – Минск.: БНТУ, 2013. – 64 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Узкая Елена Владимировна

Дата: 27.11.2017

Номер свидетельства: 441063


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства