kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Важность изучения сонатного стиля на раннем этапе обучения учащихся в ДШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В репертуаре ДШИ учеников муз.отделений присутствует крупная   форма, в частности "Сонатины". Важность изучения этой формы у учащихся развивается муз. кругозор, испонительские навыки. 

Просмотр содержимого документа
«Важность изучения сонатного стиля на раннем этапе обучения учащихся в ДШИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»















ВАЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ СОНАТНОГО СТИЛЯ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ДШИ









Преподаватель специального фортепиано ДШИ

Голенищева Галина Ивановна



г Луховицы

2017г.

Значительное место в репертуаре учащихся занимают произведения крупной формы: сонатины, вариации, рондо, концерты. Знакомство с ними происходит уже в младших классах.

Если начало обучения строится на этюдах, пьесах различных жанров, т.е. произведениях малых форм, то знакомство с крупной формой указывает ученику на большие масштабы развития музыкального материала, на большее разнообразие содержания.

При изучении пьес малых форм учащиеся относительно легко воспринимают их содержание и исполнительские средства благодаря устойчивости элементов их речи и фортепианной фактуры.

Иные качества слухового и пианистического порядка нужны в работе над произведениями крупной формы. Исполнение их требует от ученика умения мысленно охватывать значительные построения, при соблюдении единства целого выявлять характерные особенности отдельных образов и тем; также требует навыков переключения с одной художественной задачи на другую, выдержки, большего объёма памяти и внимания.

Соната-( итальянское sonata, от sonare-звучать)- один из основных жанров сольной или камерно-ансамблевой инструментальной музыки. В отличие от других камерных жанров( трио, квартета и др.) Соната предполагает не более двух исполнителей.

Сонатина - небольшая и технически нетрудная соната. Иногда называется «маленькая соната». Первая часть обычно пишется в лаконичной сонатной форме с кратко изложенными темами, не подвергающимися существенному развитию. Разработка в ней отсутствует или заменяется небольшим связующим переходом от экспозиции к репризе. Такая сонатная форма прежде называлась формой сонатины.

Первоначально сонатой назывались вокальные произведения с участием инструментов или самостоятельные инструментальные произведения, которые являлись простыми переложениями вокальных пьес. Как обозначение инструментальной пьесы термин «С» встречается уже в 13 веке, более широко применяется в эпоху позднего Ренессанса(16в.), причём, самым разнообразным по форме и функциям инструментальным сочинениям. Иногда «сонатой» назывались инструментальные части церковной службы, оперные увертюры. Довольно долго не было чёткого разграничения между «сонатой», симфонией и «концертом». К 17в.-2 типа сформировалось: церковная соната, опирающаяся на полифонические формы, и камерная «соната», отличающаяся преобладанием гомофонного склада и опорой на танцевальность.

В начале 17в. распространена трио-соната для двух или трёх исполнителей. Это была переходная форма от многоголосия к сольной СОНАТЕ. Во 2половине 17в. возникла тенденция к расчленению Сонаты на части(обычно 3-5). Обычно это был 4-частный цикл: медленно-быстро и быстро-медленно. Определение камерной сонаты заменялось- «сюита», «партита», «французская увертюра».

В середине18в. Соната осознаётся как самый богатый и сложный жанр камерной музыки. Появление новой формы Сонаты во многом определялось переходом от полифонического склада к гомофонному. Классическое Сонатное allegro особенно интенсивно формируется к одночастной сонате Скарлатти, К.Ф.Э.Баха. Сочинения большинства композиторов этой поры забыты. Формы классичесой сонаты окончательно складываются в творчестве И. Гайдна, В. Моцарта, Л.Бетховена, М.Клементи.

В программных требованиях на раннем этапе обучения подчёркивается важность изучения сонатных allegro, являющихся подготовкой к последующему усвоению сонатного цикла в целом. Над постижением формы и содержания сонатного allegro в занятиях с детьми приходится трудиться не один год. Педагог не должен жалеть времени на подробное объяснение строения сонатного allegro. В каждом конкретном случае следует обращать внимание ученика на своеобразие в структуре произведения, объяснять, чем оно вызвано .Например, задача преподавателя объяснить, что реприза не является простым повторением экспозиции, она синтезирует развитие, подводит итоги. Важно установить новые черты в звучании Главной и Побочной партий, решить, какой образ приобрёл большее значение, проанализировать все изменения, которые произошли в репризе по сравнению с экспозицией. Разобрав строение сонатного allegro, следует указать ученику, что оно служит первой частью сонатного цикла, пояснить построение и сонатного цикла в целом. Цикл-круг.

В музыкальной школе редко можно услышать весь сонатный цикл. Чаще играются первые, реже вторые и третьи части. Желательно хотя бы в порядке ознакомления, по нотам проходить все части, чтобы уяснить их роль в данной циклической части. Эта задача преподавателя- исполнить вслед за

1-ой,2-ую и 3-ю части- покажется интересной и будет способствовать музыкальному развитию ученика.

В репертуаре ученика большое значение принадлежит сонатинам Клементи, Диабелли. Все они подготавливают ученика к будущему усвоению сонатной формы у Гайдна, Моцарта, Бетховена, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Классические сонатины очень полезны для воспитания таких качеств, как ясность и точность выполнения всех деталей текста. Ученик должен выявить в сонатинах такие качества тематического материала, как единство и контрастность, показать его развитие. Наиболее доступным для детского восприятия является контрастное сопоставление музыкального материала по большим законченным отрезкам формы. Главные, побочные и заключительные партии чаще различны по характеру, жанровой окраске, ладо- гармоническому освещению, поэтому учащимся легче поддаются средства их исполнительского воплощения. Более сложны для учащихся явления контрастности внутри партий. Здесь на близких расстояниях происходит изменение ритмо - интонационной сферы, артикуляционных штрихов, голосоведения, фактуры. Всё это требует умения переключаться на новые звуковые и технические задачи.

Музыкальный материал экспозиции неодинаково развит в разработочных частях. Обычно они сжаты, лаконичны. Даже в настоящем смысле слова разработки нет. Повторение экспозиции в новом ладовом освещении(это приближает произведение к старинной сонате). Реприза в сонатинах обычно воспроизводит тематические основы экспозиции. Как правило, ученик легко её узнаёт. Иногда она сокращена. Во многих сонатинах есть небольшие заключительные разделы-коды.

Важным условием овладения учеником сонатной формы является воспитание у него ощущения единой сквозной линии музыкального развития. Нередко выработке этого чувства способствует общность интонационно-ритмических связей главной и побочной партий. Целостное исполнение лёгких сонатин основано не только на слушании интонационного родства партий, но и на развитом чувстве ритмической мерности движения.

Наибольшая сложность учащихся представляют темпоритмические трудности при частой смене фактурных приёмов. Изучение сонатин должно выработать у ученика чувство больших ритмических группировок, применяется «дирижёрский» счёт - по полутактам, по тактам. Важно научить ребёнка находить основной темп с первого же такта. Пианист ЗАК говорил своим ученикам: «Недостаточно играть ритмически точно, надо играть стройно. Стройность - превосходная степень точности. Вы же играете по-военному». А.Б.Гольденвейзер говорил: «Между общим ритмом и ритмом отдельных построений должно существовать единство». Ученик должен быть приучен контролировать темп исполнения. Часто в сонатинах темп репризы не совпадает с начальным, замедляются технически трудные и певучие места. Надо приучить детей во всех построениях такого рода сравнивать время от времени темп с начальным, играя их сразу после первой фразы произведения, чаще исполняющейся в нужном темпе. Надо учить детей в каждом мелодическом построении находить логический акцент, для этого проследить направление мелодии, её интервальный состав, наметить кульминационные точки в каждом построении и общую кульминацию произведения. Надо всегда знать, что ,куда и во что переходит.

Работая над сонатинами, следует заострить внимание на аккомпанементе, типичном для сонат, так называемые «альбертиевы» басы. Они должны мягко, плавно исполняться, с чуть заметной опорой на бас, нижние звуки ни в коем случае не следует задерживать пальцами.

Педаль в классических сонатинах используется относительно мало.

Сонатная форма способствует цельности. Сонатной форме надо следовать не в смысле пассивного усвоения схемы, а в раскрытии богатых возможностей единства, заложенных в ней.

Владение тонкостями исполнения доступно лишь зрелому артисту, но учиться этому надо со школьной скамьи.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Важность изучения сонатного стиля на раннем этапе обучения учащихся в ДШИ

Автор: Голенищева Галина Ивановна

Дата: 17.07.2020

Номер свидетельства: 554828

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства