kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Условия развития творческого потенциала личности ребенка по классу фортепиано»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа "Условия развития творческого потенциала личности ребенка по классу фортепиано" направлена,прежде всего, на конкретизацию постановки задач развития творческих способностей и поиску наиболее рациональных путей их реализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Условия развития творческого потенциала личности ребенка по классу фортепиано»»



КГКП «Детская школа искусств № 15» акимата города Усть-Каменогорска

















Методическая разработка

по результатам реализации поисковой темы

на формирующем этапе

«Условия развития творческого потенциала

личности ребенка по классу фортепиано»









Преподаватель фортепиано:

Норикова А. Я.


















2017-2018 уч. г.

г. Усть-Каменогорск



Методическая разработка

по результатам реализации поисковой темы на формирующем этапе

«Условия развития творческого потенциала личности ребенка

по классу фортепиано»


Аннотация: методическая работа «Условия развития творческого потенциала личности ребенка по классу фортепиано» направлена, прежде всего, на конкретизацию постановки задач развития творческих способностей и поиску наиболее рациональных путей их реализации.

«Фортепиано класы бойынша баланың шығармашылық әлеуетін дамыту шарттары» әдістемелік жұмысы ең алдымен шығармашылық қабілеттерін дамыту және оларды жүзеге асырудың ең ұтымды жолдарын іздестіру міндеттерін белгілеуге бағытталған.

Methodical work “Conditions for the development of the creative potential of the child’s personality according to the piano class” is aimed primarily at specifying the setting of the tasks of developing creative abilities and searching for the most rational ways of their realization.

Ключевые слова: творчество, потенциал, развитие, субъектность, структура, результат.

Тенденция расширения и усовершенствования системы дополнительного образования содержит в себе ряд объективных и субъективных оснований. На развитие дополнительного образования нацеливают нормативные документы: Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2013 года №228 «Об утверждении Типовых правил деятельности, видов организаций дополнительного образования для детей». В приказе говорится: «Дополнительное образование для детей и взрослых должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых… Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

Тема моей работы по ОЭР «Условия развития творческого потенциала личности ребенка по классу фортепиано» помогает раскрыть одну из задач формирования учебного процесса в детской школе искусств. Для создания условий развития творческого потенциала у учащихся фортепианного класса необходимо использование различных форм, методов и приемов работы. Мной используются такие методы на уроке, как:

- метод наблюдения за музыкой,

- метод сопереживания,

- метод музыкального обобщения,

- забегания вперед и возвращения к пройденному,

- размышление о музыке, эмоциональной драматургии,

- метод «сочинения сочиненного»,

- метод интонационно-стилевого постижения музыки.

Если на поисковом этапе шло изучение каких-то теоретических аспектов, и велась организация теоретических, инструктивно-методических практикумов с подбором и проведением первичных методических и диагностических материалов. То на формирующем этапе осуществлялась разработка, обоснование и апробация критериев диагностики условий развития творческого потенциала учащихся, повышение профессионального уровня по данному направлению, обобщение промежуточных диагностических срезов и анализ полученных данных.

Диагностика творческого потенциала учащихся

Диагностическая карта по изучению общих способностей учащихся класса фортепиано 2016-2017 учебный год:

Диагностическая карта по изучению специальных способностей учащихся класса фортепиано 2016-2017 учебный год:

Диагностическая карта по изучению способностей учащихся класса фортепиано 2016-2017 учебный год:

Мониторинг по изучению общих способностей учащихся класса фортепиано 2014-2017 учебный год:

В период с 2014 по 2017 учебные годы мною проводился мониторинг по изучению творческого потенциала учащихся класса фортепиано, в ходе которого была проведена оценка общих способностей учащихся по следующим критериям:

−33333333333333333333333333333 восприятие

− память

− гибкость мышления

− работоспособность

− контактность

− эмоциональность

Результаты данного мониторинга показали увеличение числа учащихся, обладающих высоких уровнем диагностируемых показателей на 5% (с 64% до 69%). И снижение числа учащихся с первоначально низким уровнем общих способностей на 8% (с 10% до 2%). Что, несомненно, говорит о правильно выбранной мною методике обучения детей класса фортепиано.

Говоря об использовании различных методов и приемов, в классе фортепиано, хочется подчеркнуть какую огромную роль на начальном этапе обучения должно отводиться постановке игрового аппарата. Первые прикосновения к клавиатуре зачастую становятся решающими в последующей работе по преодолению пианистических трудностей. Поэтому к первым опытам звукоизвлечения необходимо отнестись с особым вниманием.

Мои наработки в этой области говорят о том, что я двигаюсь в верном направлении. Каждый ребенок требует индивидуального подхода – если физиологически (от природы) дана маленькая кисть – упражнения, направленные на мышечную «растяжку» в последующем облегчают справляться с разнообразными трудностями по овладению искусством игры на инструменте. Например, учащаяся, пришедшая в мой класс в пятилетнем возрасте занималась по моей методике, которая включает в себя различные виды упражнений. А также постановку игрового аппарата и в том числе, мышечную «растяжку» и уже через три года учащаяся поступила в Академию искусств г.Астаны по классу фортепиано и продолжает успешное обучение, принимает участие в различных конкурсах, где занимает призовые места. У другой моей учащейся второго класса проблема психологической зажатости, как на уроке, так и во время выступления на экзамене. Ребенок отличается высокой работоспособностью, присутствует большая внутренняя концентрация внимания, но эмоциональная зажатость, «уход в себя», не позволяют в полной мере раскрыться ее творческому потенциалу, что привело к нервному срыву после выступления на экзамене в первом классе. Но все усилия с моей стороны: беседа, благоприятная атмосфера на уроке, что в результате направленного психолого-педагогического воздействия за промежуток до следующего выступления на академическом концерте дали положительный результат – ребенок выступил без эмоционального срыва, уверенно отыграл программу и в настоящее время готовится к региональному конкурсу.

Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

В современных научно-методических и практических исследованиях не определена эффективная модель образовательного процесса по развитию творческого потенциала учащихся, не выявлены оптимальные механизмы ее реализации. Нет достаточно четких, систематизированных условий оптимизации заявленной педагогической системы в учебном процессе, который ориентирован на требования новой личностной парадигмы образования, ставящей во главу угла развитие личности ребенка; отсутствуют программы по развитию творческого интеллекта учащихся, необходимого для осуществления интеллектуально-творческой деятельности.

Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация:

- между объективной потребностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала школьника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике общеобразовательных учреждений;

- между нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность и неготовностью ряда учителей к созданию особых сред развития, способствующих воспитанию необходимых установок в деятельности ребенка по осознанию ценности обретения творческого опыта в интеллектуальной сфере деятельности и необходимостью проведения этой работы в связи с требованиями, предъявляемыми к современной школе;

- между потребностью в поколении людей, способных мыслить нестандартно, и отсутствием таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали бы не формированию у учащихся нормативных знаний, а формированию, развитию, совершенствованию личностных качеств, обеспечивающих возможность реализации интеллектуально-творческого потенциала.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи педагогической деятельности.

Социальный заказ общества ориентирует отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне. Но сегодняшняя система образования испытывает острый дефицит в опыте творческой деятельности, и возникает необходимость в создании новых педагогических программ и методик, которые будут содержать компонент развития творческих способностей у школьников разного возраста. А также, следует уделить особое внимание развитию индивидуальных творческих способностей подрастающего поколения.

Решение этой проблемы предполагает дифференциацию учебно-воспитательного процесса, внедрение методик развития творческих способностей.

Творческий потенциал (англ. Creativepotential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Процесс формирования личности ребенка и ее способностей может осуществляться лишь в обучении. Но начинается оно задолго до школьного возраста, практически с первого дня жизни ребенка. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться окончательно, реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Развитие творческого потенциала учащихся включает в себя следующие компоненты:

  • расширение общего кругозора и эрудиции детей, пополнение словарного запаса, повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;

  • овладение учащимися умственными и практическими умениями;

  • диагностика творческих способностей личности;

  • контроль знаний и умений со стороны учителя;

  • актуализация знании, умении, творческих способностей личности.

Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков. И поэтому задача педагога - создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, настолько это возможно.

Структура творческого потенциала

Творческий потенциал включает компоненты:

• мотивационно-целевой;

• содержательный;

• операционно-деятельностный;

• рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности, стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

- мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

- мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности.

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент основан на организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов

Ожидаемые результаты

Основные задачи для достижения результатов

Развивать у учащихся:

1) стремление к получению новых знаний;

2) способность к самостоятельному добыванию знаний;

3) умение использовать полученные знания на практике;

4) творческие способности и инициативу.

Планируемые образовательные результаты

1. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

2. Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей.

3. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности.

4. Создание условий для самореализации, самоопределения.

Развитие творческого потенциала учащихся будет успешным, если:

• будут найдены педагогически стимулирующие факторы и новые методические подходы, адекватные особенностям возрастного развития и интеллектуальному опыту учащихся, повышающие продуктивность мышления;

• за счет расширения индивидуального опыта познавательной деятельности;

• учебная информация будет рассматриваться педагогом и учащимся как культурно-образовательный материал;

• учащийся будет ориентирован на создание нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества.

Заключение

Условия формирования музыкально-творческих способностей можно представить, как повышенную реактивность на музыкальные впечатления, которые порождают потребность к слушанию музыки и ее исполнению. Все музыкально-творческие способности развиваются в условиях тесного взаимодействия: не может быть одной способности, при полном отсутствии другой, но качественное развитие индивидуально различно. Благодаря постоянному и активному привлечению связи музыки с жизнью, заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и ее выразительных средствах, подключению музыкальных знаний и ассоциаций, выявлению и обогащению музыкально-художественного и жизненного опыта у учащихся происходит правильное и полноценное формирование музыкально-творческих способностей, которые в комплексе составляют целостную систему.

При формировании благоприятных условий на уроке фортепиано в педагогическом процессе значительно повышаются психические возможности учащихся, что позволяет педагогу-музыканту расширять спектр средств педагогического воздействия. Это становится возможным благодаря постоянному и активному привлечению связей музыки с жизнью, заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и ее выразительных средствах, подключению музыкальных знаний и внемузыкальных ассоциаций, выявлению и обогащению музыкально-художественного и общего жизненного опыта учащихся.



ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.

2.Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие / Т.Б. Алексеева. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2008. - 301 с.

3.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

4.Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

5. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. №9, 2002.

6. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003.

Электронные ресурсы:

1. Материалы сайта http://www.allbest.ru/;

2.Материалы сайта http://www.prescol.km.ru/

3.Материалы сайта lib.direktor.ru

4.Материалы сайта www.vestniknews.ru



7








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Условия развития творческого потенциала личности ребенка по классу фортепиано»

Автор: Норикова Анна Яковлевна

Дата: 19.02.2018

Номер свидетельства: 458462


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства