Урок как основная форма развития музыкального вкуса в школе в рамках реализации ФГОС.
Урок как основная форма развития музыкального вкуса в школе в рамках реализации ФГОС.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.
Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное - они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом, воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.
Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания, ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Приобретая определенные знания о музыке, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих универсальных действий способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.
Настоящий период отмечен все возрастающим вниманием исследователей к проблеме музыкального вкуса, как целостного явления. В то же время интеграция различных областей знания оставляет за каждой из них право специфического ракурса изучения феномена музыкального вкуса.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы «Урок как основная форма развития музыкального вкуса в школе в рамках реализации ФГОc
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок как основная форма развития музыкального вкуса в школе в рамках реализации ФГОС.»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Урок как основная форма развития музыкального вкуса в школе в рамках реализации ФГОС.
(реферат)
Исполнитель:
Стародубцева Марина Владимировна,
учитель музыки МАОУ“СОШ №94”
Консультант:
Шаталова Ирина Леонидовна,
методист кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Кемерово 2016
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….... 3
Урок как основная форма развития музыкального вкуса в школе в рамках реализации ФГОС. ………………………………………………………………5
Заключение…………………………………………………………………….. 14
Список литературы……………………………………………………………. 15
Введение
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.
Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное - они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом, воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.
Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания, ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Приобретая определенные знания о музыке, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих универсальных действий способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.
Настоящий период отмечен все возрастающим вниманием исследователей к проблеме музыкального вкуса, как целостного явления. В то же время интеграция различных областей знания оставляет за каждой из них право специфического ракурса изучения феномена музыкального вкуса.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы «Урок как основная форма развития музыкального вкуса в школе в рамках реализации ФГОС»
Проблемазаключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.
Воспитание детского музыкального вкуса - вопрос сложный и мало изученный. Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Цельюработы является изучение процесса развития музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста в школе.
Задачи исследования:
выявить уровень развития музыкального вкуса обучающихся общеобразовательной школы;
обобщить опыт по формированию музыкального вкуса на уроках музыки в школе.
Урок как основная форма развития музыкального вкуса в школе в рамках реализации ФГОС.
Проблемой становления музыки, как искусства занимались О.А.Апраксина, Л. Школяр и многие другие ученые и педагоги.
Проблемой формирования музыкально вкуса рассмотрены в работах Н.М. Чернойваненко, Д.Б. Кабалевским, и др.
Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкального вкуса требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение музыкального вкуса детей младшего школьного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании музыкального вкуса и ее культуры.
Однако проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры младших школьников в единстве классных и внеклассных форм работы изучены недостаточно полно.
Музыкальный вкус- способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства. Он формируется, прежде всего, под непосредственным воздействием искусства. Это зависит и от индивидуальных особенностей самого человека, его особенности воспринимать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство.
В школьной практике основными путями воспитания вкуса является хоровое пение и слушание музыки. Вместе с тем и другие разделы урока – распевание, музыкальная грамота – могут служить серьезным средством формирования вкуса школьников.
Распевание обычно занимает от 7 до 10 минут, в зависимости от основной цели, поставленной педагогом на уроке и от состава класса. Этот раздел имеет свои определенные учебные задачи: вокально и интонационно настроить класс. В качестве дидактического материала используют чаще всего попевки на различные слоги, слова или названия нот, отрывков из пройденных или разучиваемых песен, коротких песенок. В такой практике есть положительные и отрицательные стороны. Даже малоподвижные дети привыкают к упражнениям и не тратят больших усилий на их интонирование. Вместе с тем повторять надо умело. Если учитель не может на старых упражнениях поставить перед классом какие-то новые задачи, то механическое повторение упражнений не только не приносит пользы, но и притупляет, рассеивает внимание школьников, что отрицательно сказывается на интонации.
Основные педагогические принципы проведения распевания заключались в следующем:
а) исполнение педагогом законченного эпизода из произведения;
б) разучивание мелодии в тесситурно удобной тональности, для чего учителю следует, если это нужно, заранее транспортировать тему;
в) обязательное наличие записи разучиваемой мелодии по нотам;
г) определение школьниками исполнительского плана разучиваемой темы.
Таким образом, распевания помогают педагогу расширять музыкально слуховые представления учащихся, подготовить их к воспитанию сложных произведений, эффективно использовать время урока, воспитывать у школьников музыкальный вкус.
В решении одной из основных задач музыкального воспитания – формирования вкуса школьников – мы, прежде всего, сталкиваемся с проблемой подбора материала, дополняющего и расширяющего рамки школьной программы для слушания музыки. Произведения должны соответствовать учебно-воспитательным задачам, обладать достаточно высоким художественным уровнем, быть доступным восприятию учащихся, вносить что-то новое в их музыкальный опыт.
Точно так же недостаточно владеть только тонкой элементарной грамотностью. Не зная логики музыкального развития и не умея дифференцировано ее проследить, невозможно полностью воспринять, а, следовательно, и оценить музыку.
Музыкальное воспитание школьников происходит в различных видах деятельности. Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке возникает в условиях собственного исполнения – хорового пения, самой доступной, активной и полезной формы деятельности.
Хоровое искусство – неповторимое богатство духовной культуры русского народа – не только ценнейшее наследие прошлого, но и источник развития современной музыкальной культуры страны. В процессе обучения хоровому пению затрагиваются многие проблемы, которые необходимы для эстетического развития человека.
Решение каждой из названных задач имеет значение в массовом непрофессиональном музыкальном воспитании не само по себе, а в комплексе, составляющем необходимое условие для достижения основной цели – привить любовь к музыке, потребность в эстетических переживаниях от общения с нею, воспитать высокие музыкальные вкусы и идеалы, неразрывно связанные с мировоззрением и моральным обликом, с идейно- нравственным формированием личности.
Сложность музыкально-воспитательного процесса определяется рядом моментов. Так, например, учитель должен помнить, что при коллективной форме занятий необходимо учитывать возможности каждого учащегося в отдельности.
Кроме того, даже одна и та же по содержанию задача на разных ступенях общего и музыкального развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается с существенными отличиями.
Поэтому обязательным качеством уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любому выполняемому заданию.
Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь младших школьников, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения.
Таким образом, знания о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов полученные на основе знакомства с самой музыкой, играют огромную роль в расширении музыкального кругозора и в формировании вкуса.
Музыкальное обучение и образование ценны не сами по себе, а как важнейший путь музыкального воспитания, то есть воспитания культурного человека с развитыми музыкальными способностями, высоким вкусом, любовью и интересом к музыке.
Если учащиеся научились только грамотно петь, понимать нотную запись, знают некоторые произведения, но не испытывают при встрече с подлинно художественной музыкой особого чувства радостного волнения, если музыка не обогатила их духовный мир, не сделала более чуткими, отзывчивыми к людям, к их чувствам, думам и делам, не пробудила благородных стремлений утверждать прекрасное в жизни и нетерпимость ко всему пошлому, безобразному, то желаемая цель не достигнута: дети не получили главного – музыкально-эстетического воспитания.
На музыкальных занятиях школьники встречаются с произведениями, не только специально написанными для детей, но и выходящими за пределы сугубо детского музыкального репертуара с сочинениями классическими и современными отечественных и зарубежных композиторов, а также с музыкальным фольклором разных народов. При этом способность школьников к эмоциональному восприятию музыкальной классики свидетельствует о степени их музыкального развития.
На школьных уроках музыки учащиеся знакомятся с творчеством и отдельными произволениями многих крупных композиторов. Важно, в каком качестве, в какой последовательности и в каком контексте это происходит. При изучении различных музыкальных закономерностей они воспринимают уже известную им музыку каждый раз по-новому.
Новый этап использования знаний обучающихся предполагает не только их ориентировочную и операционную функцию, но и функцию целевую и ценностную: они нацеливают музыкальное восприятие на выявление роста общности музыки разных народов. Эта функция вариативно используется в практике музыкальных занятий со старшими школьниками, с тем чтобы помочь им у видеть смысл в произведениях, например, Баха, Мусоргского, Шостаковича и других непростых композиторов в результате целостного охвата произведения.
Классика - самый желанный руководитель психического развития детей. Музыка, выполняя множество жизненно важных задач, призвана решать, может быть, самую главную задачу - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества.
В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, дерзость смыкается с творчеством, складываются общественные связи. Нравственно – эстетическое содержание музыкальной классики – важнейший психолого-педагогический ориентир в деятельности учителя.
Поскольку в младшем воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать разные возрастные особенности младшего школьного возраста и в единстве сущего и должного.
Важнейшим новообразованием является способность детей регулировать свою деятельность на сравнительно большом временном и пространственном отрезке, причем с сохранением представления о требуемом (другим человеком, характеризуемыми чертами общественно полезной деятельности). Воспитание этой способности через порицание ведет к нарушению преемственности с предшествующим психическим развитием.
Существует несколько способов педагогически эффективного воспитания таких качеств личности. Психологи отмечают важность воспитания их через осознание школьником значимости цели.
Например, воспринять произведение полностью младшему школьнику бывает далеко не под силу. Но если представить это произведение как последовательность ряда относительно завершенных фрагментов, эпизодов, то эффект будет другой: ребята оказывается в состоянии воспринять произведение в целом.
Важнейшим новообразованием является способность детей регулировать свою деятельность на сравнительно большом временно и пространственном участке, причем с сохранением представления о требуемом (другим человеком, задачами обучения) результате.
Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушению преемственности с предшествующем психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности к поощрению, положительную оценку успехов детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников. Действие в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.
Нужно отметить, что в учебно-воспитательной музыкальной деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность всегда относятся с ведущей ролью мотивационной, эмоционально- выразительной активности.
Цель музыкальной деятельности как творческой деятельности школьников никогда не предшествует этой художественной деятельности (в отличие от многих других форм учебных занятий детей в школе). Она рождается в процессе деятельности и ее осмысления, переосмысления.
Развитие способностей – это процесс непрерывный. Он захватывает все этапы музыкального развития школьника и, следовательно, все возрастные степени его роста. Музыкальные занятия в начальной школе предполагают развитие у учащихся основных музыкальных способностей – комплекса природных задатков, необходимых для успешной музыкальной деятельности.
В основе построения наших занятий с детьми лежит принцип диагностики и развития музыкального вкуса в процессе обучения детей пению.
При разработке диагностических методик учитывалось, прежде всего:
- чтобы они были собственно музыкальными,
- соответствовали возрасту и степени музыкальной обученности детей,
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение – это еще не все, важно осмыслить идею произведения.
Здесь учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами.
Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение.
Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных способностей.
Большую роль в работе с детьми играет слово учителя, живая и меткая характеристика музыкальных явлений, «событий», процессов и т.д.
Поэтому опытные учителя-практики советуют использовать при слушании небольшие по объему музыкальные произведения, перемежая «чистое» слушание какими-то другими занятиями. Это позволяет удержать внимание, а, следовательно, и процесс восприятия, на достаточно стабильном уровне.
Полезно дать детям «творческое» задание (например, определить характер музыки, пояснить, о чем она рассказывает, что изображает, сравнить две пьесы, найти разницу между ними и т.д.).
Если школьники в ходе обсуждения прослушанной музыки вступают в спор друг с другом, у учителя есть основания рассматривать это как свой успех, как достижение в работе.
Учитель создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств.
Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются вкус и навыки культурного слушания, т.е. умение рассуждать о музыке, давать эстетическую оценку ее содержанию.
Умелое использование этого метода позволяет активизировать слуховое внимание учащихся, находить различия сначала в контрастных произведениях, а затем отмечать более тонкие особенности в похожих по настроению.
В заключении отметим, что развивать музыкальный вкус адекватно воспринимать музыку необходимо у всех детей без исключения, не деля их на более или менее одаренных, музыкально-восприимчивых и т.д.
Во- первых, полная невосприимчивость явление столь же редкое, как и уникальная художественная одаренность; во-вторых, оценки учителем природных возможностей учеников всегда могут оказаться субъективными и пристрастными.
Главное же – создать условия для всестороннего развития каждого учащегося – развития его художественно-образного мышления, эмоциональной сферы, вкуса, эстетически потребностей, интересов и др.
Итак, урок как форма развития музыкального вкуса в общеобразовательной школе является в конечном результате формированием личности и музыкального воспитания ребенка, развитие художественно-образного мышления, вкуса, эстетически потребностей, интересов, восприятие музыки.
Заключение
Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение.
Из всех учебных дисциплин по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.
Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития.
Для правильной организации духовно-нравственного воспитания музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания, а для достижения этих целей, надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего, нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания, направленные на духовно-нравственное развитие в процессе занятий в школе и после ее окончания.
Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, а время нужно знакомить детей с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов.
Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение.
Список литературы
Алиев, Ю.Б., Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [текст]: Учеб, пособие для студ. муз. фак. педвузов - М.: Издательский центр “Академия”,2002.- 416 с.
Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки // Вз-е искусств в пед. Процессе [текст] : Межвуз. Сб. науч. тр. - Л.: ЛГПИ, 1989 - 156 с.
Гофман, Э. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. [текст] 1992. №2. с. 51-54.
Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я [текст]: Пособие для учителя. - М.: Просвещение,2006 с- 207с.
Мазель, А.А. Вопросы анализа музыки. [текст] - М.: Сов. композитор, 1991. - 376
с.
Медушевский, В.В. Музыка в семье искусств // Муз. воспит. В школе. [текст] 1984 № 1, с. 31-35.
9.Орлова, О.С. Нарушение голоса [текст ]: учеб. Пособие. - М.: ACT: Астрель, Владимир: ВТК, 2008 - 220 с.
10.Пчелкина, Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей: дидактические игры на занятиях с младшими школьниками. [текст] М.: Чистые пруды, 2006 - 32 с.
11. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. [текст] - Ярославль: Академия развития, 2007 - 128с.
12.Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе [текст]: учеб.пособие для студентов педагогических вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2008 - 380 с.