История семиструнной гитары в России почти забыта. Однако это наши национальные корни. Думаю, что для школьников старших классов было бы интересно провести познавательный урок о людях, занимающихся русской гитарой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«У истоков русской семиструнной гитары»
Методическая разработка преподавателя ДМШ №1 им. Э.Бакирова
Елабужского муниципального района РТ
Липатовой Марины Евгеньевны
У ИСТОКОВ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
« Забвение своего наследия – большой грех не только перед отечественной, но и мировой культурой.
Явленное творчество любого народа - ниточка в Вечность,
одна из вибраций духовной амплитуды человечества,
где проверяется подлинность Обетования...»
(Анатолий Ширялин, «Сага о великом гитаристе», Москва, 2003).
… В наши дни семиструнная гитара могла бы играть такую же роль в распространении русской музыки, особенно с появлением на гитарном небосклоне такого уникального гитариста современности, как Сергей Орехов…
Вот только компания по уничтожению русской гитарной школы, длившаяся десятилетия, принесла свои горькие плоды - русская семиструнная стала реликтом даже в России. Испанский композитор Мануэль де Фалья высоко ставил заслуги своего народного инструмента - шестиструнной гитары - как распространителя испанской музыки по всему миру. Шестиструнная гитара стала особенно популярна с середины XIX века благодаря высочайшему уровню профессиональных музыкантов (композиторов, исполнителей, педагогов), уравнявших её по концертным качествам с виолончелью, фортепиано, скрипкой…
Русские гитаристы-семиструнники тоже имели свою трехвековую национальную историю, однако в послереволюционный период (1930-1940гг.) начали массово переходить на шестиструнную гитару. Кто-то делал это неосознанно, под влиянием моды, кто-то делал этот выбор сознательно. Даже несмотря на то, что богатые традиции и педагогические школы семиструнки в России уже существовали, да и музыкальный материал тоже был накоплен к тому времени немалый, раскол в российской среде все же произошел. И споры между шестиструнниками и семиструнниками о том, какая гитара лучше, велись горячие…
Известный Ленинградский гитарист П. И. Исаков в своем письме к А. П. Шулеру (1931 год) так высказывается о причинах своего перехода с семиструнной на шестиструнную гитару: «Перешел я на шестиструнную гитару не под влиянием А. Сеговии, а благодаря открывшимся предо мной богатейшим гармоническим, акустическим и техническим имуществам испанского строя. В гармоническом отношении испанская гитара во много раз превосходит русскую, в чем я окончательно убедился после долгого тщательного анализа и, в особенности, в процессе аранжировок. Короче говоря, А. Сихра, в своем ослеплении, навязав России свой строй, затормозил культурное развитие русских гитаристов на 100 лет, разъединив их еще при этом с гитаристами других стран. Семиструнка мною ликвидирована вплоть до сожжения лучших своих аранжировок».
Прошло почти сто лет … В настоящее время репертуар семиструнной гитары играется нечасто, а ведь есть немало подлинных шедевров гитарной музыки. То, что ныне играется на шестиструнной гитаре, включая в том числе произведения С.Орехова, - это, по большому счёту, суррогатная музыка. Первый международный конкурс имени Сергея Орехова проводился в далеком 2008 году в подмосковном городе Жуковском. Гитарный конкурс им. С.Орехова задуман как долгосрочный проект по восстановлению традиций русского музицирования, получается, что напрямую и традиций русской семиструнки. Удивительно, но до последнего времени произведения С.Орехова, написанные для семиструнки, исполнялись в переложении для шестиструнной гитары. Чаще всего это были переложения С.Руднева, энтузиаста и пропагандиста творчества С.Орехова. С.Руднев просто адаптировал произведения для современных условий музицирования. Ведь ныне в ДМШ преподается не русская гитара, а испанская шестиструнка, и наши дети обучаются игре на западноевропейском инструменте. Подобные переложения С.Руднева, конечно же, нарушают национальные традиции семиструнников: произведения звучат не в стиле, с другими обертонами, а также с огромными аппликатурными потерями у исполнителей. Приходится только восхищаться гитаристами-шестиструнниками, которые дерзают играть семиструнный репертуар, ведь они прилагают неимоверные усилия, играя чуждый по своей природе репертуар.
Одним из организаторов международного конкурса им С.Орехова в г. Казани является преподаватель по классу гитары Казанской консерватории, Заслуженный артист Республики Татарстан и Республики Дагестан, лауреат международных конкурсов в России, Китае, Австралии, Израиле, Украине, исполнитель на классической, русской семиструнной гитарах и ренессансной лютне А.В.Бегутов. А.В.Бегутов уверен, что рано или поздно подрастет поколение талантливых музыкантов, которые будут играть музыку С.Орехова, М.Высотского, В.Саренко и прочих семиструнников именно так, как она была написана в оригинале…
Можно бесконечно рассуждать и спорить об особенностях строя и аппликатуры шестиструнной и семиструнной гитар, о различиях репертуара, о средствах выразительности, обертонах, растяжках и т.д. и т.п., делать выводы о достоинствах и недостатках того и другого строя. Но утверждать, что одна гитара лучше, а другая хуже, нельзя считать корректным. Надо одинаково уважительно относиться к тому и к другому строю. Зрителю, который пришёл на концерт гитариста-исполнителя, по большому счёту безразлично, сколько струн на гитаре. Семиструнная гитара – наше национальное достояние, часть почти уничтоженной русской культуры, которую уже только по одному этому определению надо холить и лелеять. Хотя бы бережно сохранить и не испортить. Иначе, лет через сто – наши с вами правнуки за горсть маковой соломки будут возделывать рисовые поля, которые раскинутся по всей территории бывшей России.
Итак, сегодня мы обратимся к нашим истокам, а точнее, к истории возникновения профессиональной школы игры на семиструнной гитаре…
Игнац Гельд
Несомненно, что распространение гитары было подготовлено всем ходом развития русской музыкальной культуры, но первым, кто может претендовать на значительную роль в пропаганде семиструнной гитары, был автор первой русской Школы игры на семиструнной гитаре - чешский гитарист и композитор Игнац Гельд. Этот музыкант в настоящее время забыт, но чешские источники начала XIX века указывают, что его многочисленные сочинения пользовались в России при его жизни признанием.
Судьба офицера, дворянина И.Гельда показательна для того времени. Йгнац Гельд родился в 1766 году в Тржебеховице (Гогейбруке). Он был старшим сыном местного врача и получил по тому времени хорошее общее и музыкальное образование. Начав музыкальную карьеру в качестве малолетнего певчего в одной из церквей в Праге и, далее, в Градце-Кралове, он, наряду с изучением гуманитарных наук (отец предполагал в нем будущего юриста), серьезно занялся музыкой. В результате усиленных упражнений он приобрел навыки игры на некоторых струнных и духовых инструментах. Через некоторое время он поехал в Петербург, где вступил в ряды русской армии, действовавшей под командованием Потемкина против турок. Гельд принял участие в военных действиях, побывал в Крыму, участвовал в штурме Очакова и получил производство в офицеры. После смерти благоволившего ему Потемкина, последовавшей в 1791 году, Гельд возвратился в Польшу. Здесь он вступил в польскую армию, очень быстро получил чин майора, дворянский диплом и даже звание королевского камергера. Блестяще начатая карьера Гельда вскоре оборвалась. Он принял участие в польском восстании и, когда оно было подавлено, оказался в числе военнопленных. Более двух лет Гельд пробыл в русском плену. Будущее казалось ему бесперспективным. Неожиданный поворот в судьбе Гельда произошел в 1797 году, когда на престол вступил Павел I. Новый император, порвавший с традициями своей предшественницы, Екатерины II, проявил "монаршую милость" в отношении пленных поляков. Он освободил Костюшко и его единомышленников, в числе которых был и Гельд. Получив свободу, Гельд, тем не менее, оказался в трудном положении. Какая-либо служебная карьера в России для него была исключена. В этот тяжелый в его жизни момент на помощь ему пришла музыка. Он стал преподавателем музыки и в 1798 году издал в Петербурге три полонеза для фортепьяно и Школу-самоучитель для семиструнной гитары, называвшуюся «Methode facile pour apprendre a pincer la guitare a sept cordes sans mattre». Это была первая изданная в России гитарная школа. По-видимому, скромное положение, занимаемое в Петербурге, не удовлетворяло Гельда, и в 1800 году он переехал в Москву.
В 1802 году Гельд выпустил второе издание Школы для семиструнной гитары, посвященное императрице Елизавете Алексеевне, а в 1806 году - третье, дополненное Собранием российских песен, содержавшим 40 русских и украинских песен.
О том, какое значение имела музыкальная деятельность Гельда для русских гитаристов и, в частности, его Школа игры на семиструнной гитаре, свидетельствует следующее. Когда в 1819 году один из наиболее талантливых учеников Сихры, С. Н. Аксенов, решил опубликовать найденные им новые приемы игры на гитаре, то в основу своего руководства он взял Школу для семиструнной гитары Гельда, а не какую-либо другую. Этого не случилось бы, если строй гитары и методика Гельда не совпадали бы с приемами, применявшимися Аксеновым и Сихрой. Из сказанного следует, что, очевидно, русская гитаристика начала XIX века формировалась под воздействием методических установок И. Гельда, которого и следует признать в большей степени, чем А. Сихру, основоположником игры на русской семиструнной гитаре.
Андрей Осипович Сихра
Другим основоположником российской гитарной школы считается музыкант, прекрасный арфист – Андрей Осипович Сихра (1771-1850), который родился и жил в Москве в период правления Екатерины II (годы её правления: 1762-1796).
Сихра А.О. снискал себе славу благодаря огромной и бескорыстной деятельности по популяризации и пропаганде гитары в России. Кроме того, он был обаятельным и доброжелательным человеком, обладал ясным умом и мудростью.
В ранний период творчества Сихра издавал свои сочинения для арфы, фортепиано и гитары. Он ввёл в практическое музицирование семиструнную гитару, за которой, со временем, закрепилось название «русская». С именем Сихры связывают «золотой век»
в истории этого инструмента. Он воспитал поистине замечательную плеяду гитаристов, благодаря которым инструмент получил распространение и признание
по всей России. Биографический словарь Русского исторического общества назвал Сихру «патриархом русских гитаристов». Его учениками являлись С.Н.Аксенов, В.И.Морков, Н.И. Александров, В.С.Саренко, Ф.М. Циммерман. А.О. Сихра поддерживал дружеские отношения с М.И. Глинкой, А.Даргомыжским, А.Хандошкиным, А.Варламовым. Последний был страстным любителем гитары и настолько хорошо владел ею, что играл на гитаре в концертах. Знаменитый певец Осип Афанасьевич Петров, первый исполнитель роли Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя» М.И. Глинки, был близким другом А.О. Сихры и брал у него уроки игры на гитаре.
Андрей Осипович создал труд «Теоретическая и практическая школа для семиструнной гитары», изданный в 1832 и 1840 гг. Император Николай I наградил Сихру орденом «За трудолюбие к искусству».
После ухода из жизни Сихры А.О., дальнейшее совершенствование его творческого метода перешло, по свидетельству Стаховича М.А., к одному из его учеников, талантливому гитаристу-композитору Василию Степановичу Саренко. Саренко В.С. был сыном своего времени, по своему уникальным человеком, совмещающим профессиональные занятия музыкой с выдающимися достижениями в своей основной профессии офтальмолога. Каков был уровень музыкального образования в России XVIII –XIX вв., если замечательными музыкантами становились химики (Бородин Н.П.), морские инженеры (Н.А.Римский-Корсаков), инженеры. Саренко встал в один ряд с этими достойными гражданами нашего Отечества! Нам неплохо было бы подробнее познакомиться с ним.
Василий Степанович Саренко
Итак, Саренко В.С. (29 января 1814г. -– 17 июня 1881 г.)- генерал, доктор медицины, дворянин, статский советник, окончивший медицинское отделение Московского университета, автор 20 работ по медицине (из них 12 - по офтальмологии) был участником первой в России пересадке роговой оболочки глаза человеку (1838).
Саренко В.С. был награжден орденами святой Анны 3 степени, Святого Станислава 2 степени с Императорской короной, Святого Владимира 4 степени. Получение ордена Святого Владимира 4 степени позволяло ему претендовать на присвоение потомственного дворянского титула, что и произошло в 1872 году.
Саренко В.С. лечил Великого Князя Михаила Павловича (1787-1849) – брата Императора Николая I.
Как офтальмолог Саренко В.С. представлен в 9 энциклопедиях и справочных изданиях, в том числе в пяти зарубежных (Австрия, Германия, Аргентина, Польша, Украина).
В настоящее время известны его 17 произведений и аранжировок. Произведение Саренко В.С. для гитары «Украинская пляска» переложено для симфонического оркестра.
Исполнитель Саренко В.С.
Василий Степанович осваивал русскую семиструнную гитару сначала самостоятельно, а потом под руководством патриарха гитары – Андрея Осиповича Сихры. Всю жизнь он вспоминал о своём учителе с глубоким уважением и свято хранил его портрет.
По словам М.А Стаховича, Саренко вошёл в плеяду лучших учеников А.О. Сихры. Вот их имена:
Сихра А.О. в ‹‹Школе для гитары в пьесах и этюдах›› поместил образцы сочинений своих лучших учеников: В.С. Саренко, В.И. Моркова, С.Н. Аксёнова, О.А. Петрова и
Ф.М. Циммермана.
Альбом М.А.Стахович Ф.М. Циммерман А.П. Соловьев
Моркова В.И.
Завершив обучение у Сихры, Саренко остался с ним в самых дружеских отношениях, бывал у него дома и не раз помогал престарелому композитору, обременённому заботой о большой семье. По словам В.С. Саренко: ‹‹Сихра так нуждался, что у него не было и двух-трёх рублей››.
Стахович М.А. свидетельствуя о том, что после смерти А.О. Сихры Василий Степанович занимал первое место среди петербургских гитаристов как «игрок
удивительный», писал следующее: «Саренко – ученик Сихры, занимающийся музыкой и следящий за её современным ходом в применении к нашему
инструменту, разборчивый, с тонким вкусом, опытный игрок и мастер замечательный в сочинении для нашего инструмента – маэстро; и дай Бог ему более и более успеха в деятельности для пользы семиструнной гитары».
В игре на гитаре Саренко придавал большое значение развитию и постановке правой руки. Он был продолжателем дела своего учителя А.О. Сихры, который обращал на это особое внимание и любил повторять: «Мы слышим правую руку, а не левую: левая перебирает лады, а правая извлекает звуки из струн; стало быть, вся ясность и чистота зависят от правой руки». История свидетельствует, что за исключением Циммермана, Саренко и Александрова, ни Высотский,
ни Аксёнов – никто в отношении правой руки не продвинул исполнительское мастерство дальше уровня, достигнутого А.О. Сихрой.
Трудно представить, как сильно Саренко любил гитару; он играл на ней не менее 3-4 часов в день: утром до службы и вечером перед сном. Иногда он брал гитару
в больницу, собирал больных кадетов, которые слушали его с большим восторгом и удовольствием. Летом, живя на даче, Василий Степанович часто уходил для занятий на гитаре в лес. «Только при страстной любви к музыке и можно достигнуть чего-либо
на гитаре», – говорил он. Прекрасные слова, достойные быть вырезанными золотыми буквами на скрижалях истории гитары!
Известен интересный эпизод, рассказанный художником-портретистом М.Г. Сухоровским (1840-1908).
«Однажды ночью сильно заболела моя жена. Я бросился к первому попавшемуся доктору и очутился у В.С. Саренко. Прислуга привела меня в спальню, где я увидел доктора, сидящего на кровати и играющего на гитаре.
Он кивнул мне головой на стоявшее возле него кресло и продолжал играть.
– Доктор, – говорю я, – извините.
– Сейчас, сейчас, – перебил он меня. – Вот,
слушайте… Растёт…
– Простите, всё это прекрасно…
– Только одну минуту, – снова перебил он меня. –
Слушайте дальше. Какова музыка? А?
– Очень, – говорю, – превосходная, только…
– А вот и финал… Слушайте, слушайте…
Так проморил Саренко меня около получаса, прежде чем мы с ним отправились к моей больной жене. Долгом считаю прибавить, что жене он очень помог, а играл он так, как никогда я больше не слыхивал…Превосходно играл…».
Дюбюк А.И. (1812-1897) (известный пианист, композитор, написавший музыку ко многим популярным романсам, ученик Джона Фильда (1782-1837)) отзывался о Саренко В.С. также с большой похвалой: «Игрок был первоклассный и музыку знал превосходно, имел много вкуса и фантазии и вообще был всесторонне развитым
музыкантом. Играл элегантно, чисто, плавно; струны у него пели и в быстрых и в медленных темпах… А уж как любил гитару. Только и разговору что о ней!…».
Мнение Дюбюка важно и потому, что он слушал игру многих гитаристов и лично знал А.О. Сихру, С.Н. Аксёнова, М.Т. Высотского, А.А. Ветрова, М.А. Стаховича, И.Е. Ляхова, Цезырева, П.Ф. Белошеина, Ф.М. Циммермана, М.Д. Соколовского. При этом
«помимо Ляхова называл ещё крупных 7-струнников – Моркова, а также Саренко и Александрова…».
Выше всех сам Саренко ценил талант и игру Ф.М. Циммермана. Между ними установились тёплые товарищеские отношения. Василий Степанович частенько гостил у него в имении, а Циммерман у Саренко в Петербурге. Примечательно, что они были
почти земляками, ведь Циммерман жил то в Тамбове, то в своем имении Каменка в Тамбовской губернии, а Саренко родился в г. Воронеже.
Надо отметить, что Циммерман не любил записывать свои гитарные произведения и
импровизации, издавать их и предоставлять для переписки. Однако, Василий Степанович сам старательно изучал и записывал его сочинения, поэтому вполне
возможно, что композиции Циммермана дошли до нашего времени, в том числе, благодаря записям Саренко.
Как сейчас принято выражаться среди гитаристов, Саренко обладал «крупным» звуком. Его внимание было приковано к чёткости и внятности извлечения звука.
Главным в методе Саренко было найти красивый тон и его тембральные краски. Особенно интересно звучала его гитара в высоких позициях.
Несмотря на то, что большая часть его сочинений не дошла до наших дней, принципы подхода к игре на гитаре вполне отвечают современным взглядам
на вопрос звукоизвлечения. Саренко обращал серьёзное внимание на качество звука, получения чистоты его тона и прилагал много усилий для достижения желаемого
результата. Неутомимо, часами он комбинировал музыкальные фразы, меняя тембр звучания и от души наслаждаясь большой палитрой музыкальных красок.
По свидетельству очевидцев, его игру можно было слушать очень долго. Играя, Саренко любил в процессе исполнения эмоционально подчеркнуть удачные, на его
взгляд, места в музыкальном произведении.
Сохранение творческого наследия композитора Саренко В.С.
Как композитор, Саренко В.С. – яркий представитель школы А.О. Сихры. Однако, на его игру сильно повлияли сочинения и манера исполнения его друга Ф.М. Циммермана. Превосходная гармонизация, блестящая виртуозность, изящество и гибкость мелодии, смелая аппликатура, мастерская компоновка, превосходное
знание и умение пользоваться всеми музыкальными средствами и эффектами инструмента – всё это составляет неоспоримые достоинства произведений Саренко. Сочинения Василия Степановича лучше всего дают представление об его элегантной, певучей игре. В особенности славятся «Романс без слов», фантазия на романс «Бывало, бывало».
В числе оригинальных произведений Саренко следует упомянуть его фантазию «На берегу моря». Заслуживает высокой оценки и блестящая по замыслу пьеса «Украинская пляска» – стройное музыкальное произведение, написанная для гитары соло. Пьеса была переложена для оркестра и 27 июля 1902 г. и исполнена в Сестрорецком зале симфоническим оркестром под управлением Булериана.
Этюды Саренко в своё время были высоко оценены А.О. Сихрой, поместившим этюды №1 и №4 в свою школу. Его этюды – прелестные маленькие фантазии, настоящие “перлы” в литературе гитары.
Несомненно, не все произведения Саренко уцелели, многие остались неизданными, в рукописях. Но и то, что сохранилось, составляет крупный и ценный вклад в сокровищницу гитарной литературы и ставит имя Саренко в один ряд с именами её лучших композиторов.
Все сочинения Саренко были приобретены и изданы первоначально музыкальной фирмой И. Пеца, а затем перешли в собственность фирмы Ф. Стелловского, а позднее, московской фирмы А.Б. Гутхейля.
Дружба с гитаристами, и в частности с Саренко, в определенной степени повлияла на творчество А.Даргомыжского. Так, в 1849 г. Даргомыжский опубликовал две цыганские песни «Ненаглядная ты» и «Если встречусь с тобой», в которых ходы мелодии оттеняются характерным гитарным сопровождением.
В течение долгого времени музыкальные произведения Саренко В.С. были забыты…
Следует отметить, что возрождение интереса, "первой искрой" для изучения забытого творчества Саренко В.С. послужило интервью Бардиной Анастасии Владимировны в журнале "Гитаристъ", в котором она рассказала о датском гитаристе Лайфе Кристенсене, записавшем целый диск с произведениями Саренко В.С. в 80-х гг. XX столетия. При этом, Л. Кристенсен, чтобы не нарушать художественного замысла композитора и лучше донести его сочинения до слушателей, даже освоил семиструнную гитару!
Первый существенный материал о Саренко был взят из фундаментального труда Яблокова Михаила Сергеевича "Классическая гитара в России и СССР". Яблоков сделал бесценный вклад в историческое наследие гитары. Полагаю, указанной энциклопедии Яблокова должен быть присвоен статус национального достояния России.
Творчество Саренко В.С. оказывает заметное влияние на современную общественно-культурную жизнь. Так, на основе изучения его биографии был создан «Воронежский Центр Гитары» при региональном отделении Всероссийского Музыкального Общества, к 190-летию со дня рождения издана работа «Генерал-гитарист Саренко» (Красюков А.П., Воронеж, 2004). На заседании Воронежского Историко-Культурного Общества (ВИКО) в 2004 году Красюковым А.П. сделан доклад с исполнением произведений Саренко В.С. на гитаре (фото 18). На юбилейных 150-х краеведческих чтениях Воронежского историко-культурного общества в октябре 2011 года было доложено о результатах семилетних поисков новых данных о потомках Саренко В.С., впервые были представлены картины пра-правнука Саренко В.С. – художника А.Л. Аранышева (г. Ярославль) и В.А. Красюковой (г. Воронеж), посвященные Саренко В.С.
Тезисы о личности Саренко В.С. включены в сборник Международной научно-практической конференции, ежегодно проводимой проректором Тамбовского государственного музыкально-педагогического института Ганеевым Виталием Ренатовичем.
Для популяризации творчества Саренко воронежский энтузиаст гитары Варфоломеев Игорь Иванович безвозмездно создал сайт Воронежского Центра Гитары (www.vcg.lute.ru), предоставил для него интернет-ресурс, отреставрировал ноты Саренко В.С.
Произведения Саренко в переложении для шестиструнной гитары представлены в серьёзной работе Руднева Сергея Ивановича «Русский стиль игры на классической гитаре».
Интересную работу по воссозданию исполнительских традиций XIX столетия ведёт московский гастролирующий гитарист Владимир Маркушевич. Основу репертуара артиста составляют сочинения русских композиторов, входивших в гитарнуюэлиту XIX века: А.О. Сихра, М.Т. Высоцкий, В.С. Саренко, Ф.М. Циммерман и другие.
Творчество Саренко В.С. сподвигло не только на создание Воронежского Центра Гитары, но и на установление дружеских отношений с современными гитаристами - большими энтузиастами гитар.
Высотский Михаил Тимофеевич
Не менее известным был современник А.Сихры, талантливый гитарист, крепостной поэта М.Хераскова Михаил Тимофеевич Высотский. Получив после смерти М.Хераскова «вольную», М. Высотский поселился в Москве. Вскоре он стал известен как гитарист и композитор.
В дальнейшем Высотский сблизился с композитором и педагогом А. И. Дюбюком, который сыграл значительную роль в музыкальном образовании Высотского. Большинство произведений Высотского написаны в форме вариаций на русские народные темы.
В конце XIX века появляется талантливый гитарист, образованный музыкант-педагог Александр Петрович Соловьев (1856-1911). К нему устремляются многочисленные любители гитары. Друг и ученик Соловьева Валериан Алексеевич Русанов (1866-1918) основал журнал «Гитарист» (1904), в котором систематически печатались новинки гитарной музыки, произведения Сихры, Высотского и других.
В.Сазонов А. Иванов-Крамской В.Вавилов
Традиции русской семиструнки жили еще вплоть до 60-70 гг. XX века, постепенно ослабляясь и трансформируясь. А.Агибалов и А.Павлов-Казанчеев были, пожалуй, последними, кто был предан семиструнке без остатка. Многие исполнители, начиная обучение на семиструнной, позже, в зрелом возрасте, переходили на шестиструнную гитару, на которой активно преподавали и концертировали. Среди них можно назвать А.И. Иванова-Крамского, В.Вавилова, В.Сазонова. Мышление их оставалось истинно русским, а вот воплощение музыкальной мысли приспосабливалось западноевропейской шестиструнке.