kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творчество белорусских композиторов в жанре народно-оркестровой музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о творчестве белорусских композиторов в жанре народно-оркестровой музыки.

Просмотр содержимого документа
«Творчество белорусских композиторов в жанре народно-оркестровой музыки»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский колледж культуры»

  1. Предмет «Музыкальный инструмент Баян»

  2. Статья - Творчество белорусских композиторов в жанре народно-оркестровой музыки

  3. подготовила

  4. преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

  5. Ширенина Елена Владимировна













  1. г.Шацк 2020

В XX веке произошли значительные изменения в развитии народного инструментального искусства. В это время стали появляться многочисленные профессиональные и самодеятельные оркестры народных инструментов во всех республиках Советского Союза. В Белоруссии, ныне Беларусь, создавались оркестры народных инструментов, которые были весьма разнообразны по своему составу. Здесь получили широкое распространение фольклорные ансамбли, цимбальные оркестры, баянно-аккордеонные, оркестры русских народных инструментов. Фольклорные ансамбли составлялись из бытовавших в народе музыкальных инструментов: скрипки, цимбал, басэтли, дуды (волынки), гармоник, бубна, дудки, жалейки, лиры, гуслей и других народных музыкальных инструментов.

Белорусская народная инструментальная музыка, как и вокальная, возникла очень давно. Жанры ее многообразны: пастушьи наигрыши, охотничьи сигналы, танцевальные мелодии, сопровождение для песен. В танцах, как и в песнях, выражены мысли и думы человека, его настроения и чувства. Многие танцы отражают трудовые процессы («Ленок», «Толкачики»). В танцах изображаются картины природы («Метелица», «Чарот»), лесные обитатели («Кукушка», «Воробей»). В Белоруссии распространены танцы, сопровождаемые пением: песни-пляски («Лявониха», «Янка-полька», «Антон молоденький») и сцены-пляски, так называемые сюжетные танцы («Юрочка», «Как той Зосе довелося», «Сережа», «Козочка»). В более позднее время появились собственно танцы (без песенного сопровождения). К ним относятся кадрили, вальсы, польки, которые исполнялись под аккомпанемент белорусских народных инструментов.

Таким образом, репертуар развивался в русле фольклорной традиции, без авторства. Инструментальные наигрыши создавали сами исполнители-музыканты.

Развитие самодеятельного народного оркестрового исполнительства в первой половине XX века и появление профессиональных оркестровых коллективов привлекло к работе над репертуаром профессиональных композиторов.

Работа белорусских композиторов в жанре народной оркестровой музыки была связана с деятельностью Белорусского государственного ансамбля народных инструментов, созданного в 1930 году Дмитрием Захаром. Повышение художественного мастерства этого коллектива, реконструкция и усовершенствование музыкальных инструментов, входивших в него, благоприятно сказывались на творчестве белорусских композиторов. Многие из них стали первопроходцами в жанре профессиональной народно-инструментальной музыки. Белорусские композиторы внимательно изучали народные инструменты, их тембры, технические возможности и приёмы исполнения, отыскивали оригинальные оркестровые звучания. Своей важнейшей задачей они считали сочетание достижений профессиональной, русской и зарубежной музыки с традициями белорусского народного музыкального искусства.

Усилиями белорусских композиторов и руководителей Государственного народного оркестра БССР на протяжении ряда лет складывался репертуар, значительную часть которого составили аранжировки, оркестровки и переложения сочинений русских и зарубежных композиторов-классиков, а также советских композиторов.

Яркую страницу в репертуаре оркестра составляют оригинальные произведения, написанные композиторами специально для этого коллектива. Необходимо в первую очередь назвать сюиты, вариации, обработки, созданные на основе национальных народных мелодий. Среди них три сюиты на белорусские темы Н.Чуркина, «Вариации на темы белорусских песен» и две «Колхозные сюиты» П.Подковырова, сюита «На Полесье» В.Оловникова, «Полесская сюита» Е. Глебова, а также ряд пьес Н. Аладова, Е. Дегтярика, И. Жиновича, написанные в 40 - 50-е годы.

Шестидесятые годы отмечены новыми именами композиторов и новыми сочинениями (Вариации и фантазия Н.Аладова, Сюита А.Богатырева, Увертюра «Праздничная Беларусь» И.Кузнецова, Увертюра Ю.Семеняки, Минская сюита К.Тесакова, Увертюра, три фантастических танца, Белорусская сюита, скерцо-вальс Е.Дегтярика и др.).

Семидесятые-восьмидесятые годы стали вершиной творчества белорусских композиторов в жанре музыки для оркестров народных инструментов. Тематика их произведений была довольно разнообразна по своему содержанию.

Широко представлены произведения о природе и живописном белорусском крае. К ним относятся: Увертюра «Слава урожаю» В.Войтика, пьеса «Спев дубрав» В.Иванова, музыкальная картина «Колокола» А.Друкта, «Весенняя увертюра» Г.Суруса, «Купальская акварель», концертино «На Купалле», фантазия «Лянок» А.Мдивани.

Патриотическая тематика нашла отражение во многих произведениях этого периода, таких как: «Концерт-поэма», фреска-картина «Земля отцов», фреска-картина «Солдатское поле» В. Иванова, поэма «Партизанская мадонна» Д. Смольского, поэма «Заславская легенда» В. Помозова, Торжественная увертюра Е. Глебова, симфония «Память земли» А. Мдивани.

В этот период написаны музыкальные сочинения, отражающие обрядовую культуру, ярмарочные представления, народный кукольный театр, выступления балагана, праздничное веселье народа. Среди них можно выделить следующие произведения: увертюра-фантазия «Белорусские вечёрки», «Лирический экспромт» К.Тесакова; концертино «Народные игры», сюита «Раёк» А.Мдивани; пьеса «Весёлый ход» В.Полуэктова, «Кубанские зарисовки» И.Ходоско; сюита-шутка «Сельские музыканты», сюита «Батлейка» В.Помозова. В 1983 году за сюиту «Батлейка» В. Помозов получил государственную премию.

Особое место в творчестве белорусских композиторов занимают обработки народных песенных и танцевальных мелодий. Это пьесы «Бульба», «Частушка», «Бубенцы», поэмы «Юрочка» и «Крыжачок» А. Мдивани; сюита на темы белорусских народных песен и фантазия Э. Зарицкого; «Белорусские узоры», «Юбилейная увертюра» Г.Суруса, Увертюра на белорусские темы, «Белорусская фантазия», сюита «Характеры» С. Кортеса; Фантазия на две белорусские народные темы Е. Глебова и многие другие сочинения.

В 90-е годы большим успехом пользовались обработки народных мелодий белорусского автора Виктора Малых. В.Малых – современный белорусский композитор, автор многочисленных обработок народных мелодий и оригинальных пьес для ансамблей и оркестров народных инструментов (цимбального, оркестра русских народных инструментов, баянного, фольклорного и других). Он получил образование в Белорусской государственной консерватории и был направлен на работу в Новополоцкое музыкальное училище. Здесь проявился ярко его талант преподавателя по классу баяна и инструментовки, а также дирижёра оркестра народных инструментов. На протяжении своей педагогической и творческой деятельности он руководил многими коллективами: оркестром белорусских народных инструментов, оркестром русских народных инструментов. В настоящее время Виктор Малых является руководителем всемирно известного ансамбля белорусских фольклорных инструментов «Талака».

Любовь к народной музыке и бережное отношение к ней, отличное знание возможностей инструментов оркестров разного состава позволили В. Малых создать прекрасные образцы обработок народных тем. Его произведения вошли в репертуар Государственного академического народного оркестра имени И. Жиновича Белорусской государственной филармонии. Многие его сочинения стали учебным репертуаром для народных оркестров в музыкальных училищах, колледжах, училищах культуры и искусств, вузах, в том числе, Белорусском государственном университете культуры и искусств. Им написаны произведения в разных жанрах – это увертюры, фантазии, сюиты и др. Среди них: Зимняя фантазия, Увертюра, фантазия “Лявониха”, 4-х частная Старогородская сюита, Барыня, Белорусская полька, Белорусская шуточная, Шуточные наигрыши для цимбал с оркестром белорусских народных инструментов и многие другие. Особой популярностью пользовались «Барыня» и «Старогородская сюита», созданные в жанре обработки белорусских народных мелодий.

Мастерская вариационная обработка тематического материала, в основу которой положены две темы «Ехал на ярмарку ухарь-купец» и в конце произведения «Коробейники», искусное использование тембров оркестра народных инструментов, изобретательное применение ударных инструментов говорят о таланте и мастерстве этого замечательного музыканта, работающего в жанре обработки народных мелодий.

Следует отметить, что обработка народных мелодий имеет огромное значение для сохранения народной культуры любого народа. Музыкальное инструментальное и песенное творчество является неотъемлемой составной частью этой культуры. Народная песня является соединением народной поэзии и народной мелодии. В мелодии отражается дух народа, его менталитет, национальный характер, колорит. Музыкальный фольклор привлекает многих музыкальных деятелей. Композиторы, занимающиеся обработкой народных мелодий, вносят огромный вклад в сохранение и приумножение народных музыкальных традиций!




Список литературы


1. Ауэрбах Л. Белорусские композиторы. - М.: Советский композитор, 1978. с: 160; 206-213.

2. Валькова В.Б. Музыкальный тематизм - мышление – культура. - Н.Н.: Изд. Нижегородский университет, 1992.

3. Василенко С. Искусство дирижирования // Дирижёрское исполнительство. - М.: Музыка, 1975.

4. Вырыпаев Р.Н. Формы и методы работы с самодеятельным ансамблем (оркестром) русских народных инструментов. – М., 1989.

5. Глущенко Г.С., Степанцевич К.И. Белорусская советская музыкальная литература. - Мн.: Высшая школа.: 1981.

6. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М.: Музыка, 1980.

7. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. - М.: Музыка, 1982.

8. Крунтяева Т., Молоткова Н. Словарь музыкальных терминов. – М.-СПб.: Музыка, 1994.

9. Максимов Е.И. Ансамбли и оркестры гармоник. – М.: Сов. композитор, 1979.

10. Малько Н. Основы техники дирижирования. – М.- Л.: Музыка, 1965.

11. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1990.

12. Поздняков А.Б. Работа дирижёра с оркестром русских народных инструментов. – М., 1964.

13. Шахматов Н. Инструментовка для оркестра русских народных

инструментов: Учеб. пособие. – Л.: Музыка, 1985.

14. Широкова В.И. Инструментовка. – Мн.: МИК, 1985.

15. Шырокава В.I. Аркестравая лiтаратура: Праграма курса па спецыяльнасцi «Народная творчасць», спецыялiзацыя «Iнструментальная музыка - народная». - Мн.: БУК, 1996.

16. Шишаков Ю.Н. Техника переложения для оркестра русских народных инструментов. – М.: Сов.композитор, 1963.

17. Юденич Н. Народная ладовая гармония в творчестве белорусских композиторов // Музыка и жизнь. - М.: 1973. - Вып. 2. - С.33.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Творчество белорусских композиторов в жанре народно-оркестровой музыки

Автор: Ширенина Елена Владимировна

Дата: 23.08.2020

Номер свидетельства: 556309

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства