kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Туба в симфониях П.И.Чайковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа-методическое пособие для студентов средних и высших музыкальных заведений, спецализирующихся в игре на медных духовых инструментах(туба).В статье подробно раскрывается технология игры в симфоническом оркестре.Как правильно раставить акценты,при игре в группе с тромбонами,валторнами,контрабасами, и при сольных эпизодах в симфониях Петра Ильича Чайковского. В данной статье отражен мой личный опыт игры в симфоническом оркестре,которым я хочу поделиться со студентами и колегами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Туба в симфониях П.И.Чайковского »

Старков В.П.

преподаватель отдельной дисциплины

(специальный инструмент – медные

духовые и ударные инструменты)МВМУ


ТУБА В СИМФОНИЯХ

П.И. ЧАЙКОВСКОГО

Среди симфонических произведений П.И.Чайковского

симфонии занимают одно из самых важных мест.

В методической литературе практически не освещена роль тубы

в симфониях П.И.Чайковского, и мне хотелось бы разобраться, на что требуется обратить внимание в партии тубы, если вы исполняете одну из симфоний великого русского композитора, на примере Четвёртой, Пятой и Шестой симфоний.


Тембр тубы присутствует в симфониях, чаще в общих оркестровых эпизодах: в ансамбле с группой тромбонов , валторнами, контрабасами, за редким исключением СОЛО.


П.И.Чайковский усиливал тембром тубы в туттийных местах эмоциональное воздействие на слушателя.

Для достижения мощного , красивого, бархатного звука на тубе,

исполнителю необходим большой арсенал приёмов владения инструментом , высокий профессиональный уровень.


В симфониях П.И.Чайковского музыкант имеет большие возможности для показа своего мастерства.




Четвёртая симфония


В первой части мне хотелось бы обратить внимание на исполнение следующих эпизодов.


Первое вступление тубы в шестом такте симфонии должно, как можно естественней влиться в общее нисходящее движение валторн и тромбонов. Последующий контрапункт шагающих аккордов к главной теме ,усиливает динамику и подчёркивает драматический момент вступления :

Введение тубы в общие эпизоды у П.И. Чайковского всегда оправданы.

В цифре «С», в четвёртом и восьмом тактах ,туба и

бас-тромбон связывают эпизод воедино.

Хотелось бы рекомендовать исполнителям штрих,

не указанный в партитуре , но оправданный с точки зрения исполнения:

В часто встречающемся ритмическом рисунке:

восьмая с точкой должна быть строго выдержана до конца и ни в коем случае не укорочена.

В девятом такте четвёртой части симфонии цифры «А» необходимо поставить смысловые акценты на первую и четвёртую долю, отпуская вторую и третью, и с одиннадцатого такта общее оркестровое «crescendo»:


В общем оркестровом эпизоде, где туба явно солирует

с группой тромбонов , проводящих главную тему , не стоит опираться на первую и третью долю, и следует довести

фразу к началу второго такта:


Очень неудобен в исполнении эпизод в цифре «С» такты тринадцатый и восемнадцатый :


Его необходимо сыграть строго ритмично, двойным языком, не форсируя, после аналогичной групп шестнадцатых у труб, потому что в быстром темпе при форсировании звука пропадает четкость артикуляции.



Пятая симфония


В этой симфонии туба задействована гораздо шире,

чем в предыдущих симфониях.

В ритмической фигуре (ам-стер-дам) восьмая с точкой выдерживается до конца, а последующие шестнадцатая и восьмая должны быть сыграны «staccato».


В сольном эпизоде 1-ой части симфонии туба

представлена в выгодном для звучания диапозоне.

Этот эпизод необходимо сыграть строго ритмично, делая небольшие акценты на первую и вторую долю, не перекрывая струнные ,которые проводят широкую кантитленную тему:


В нисходящем пассаже, перенимая мелодическую линию у первого и второго тромбонов, туба с бас-тромбоном должны удержать напряжение кульминационного момента:



П.И. Чайковский в кульминациях часто использует

крайние нюансы « fff и ffff». Исполнитель на тубе

должен пользоваться этими нюансами очень осторожно,

потому что туба, обладая мощным звуком может

нарушить звуковой баланс в оркестре.


В следующем эпизоде чтобы точно вступить в хоральном

эпизоде с тромбонами, не нарушив при этом ритмического

движения, нужно предшествующие такты до вступления

просчитать восьмыми.

Эта фраза должна быть как бы пропета:



И совсем меняется характер штриха через два такта.

В этом эпизоде необходимо промаркировать каждую ноту,

и довести фразу к первой доле восьмого такта:



Во 2-ой части симфонии эпизод «Un poco piu animato»

исполняется с группой валторн. Исполнитель должен

постараться сыграть этот эпизод мягко, приближаясь к

тембру валторн и через вступающие трубы и тромбоны

подготовить очередную кульминацию:

В кульминации второй части туба с бас-тромбоном,

фаготами и контрабасами удерживают напряжение

в первом такте, и следующее за ним авторское

«diminuendo» распространяется на три такта:

Начало финала туба играет вместе с контрабасами.

Регистр тубы вполне позволяет добиться полного

тембрального слияния:

В цифре «G», в пятом такте и далее, туба с тромбонами

должны сыграть строго ритмично, чтобы не нарушить

ровные четверти литавр и контрабасов с фаготами.

Особо обратить внимание на интонацию квинты

бас-тромбона и тубы «ми»-«си», так как при «diminuendo»

имеется тенденция к завышению:


В цифре «H», с тринадцатого по двадцатый такты,

мелодическая линия проходящая у тубы, играется

как «solo» , придерживаясь авторского нюанса:


Перекличка тубы и бас-тромбона исполняется

Одним штрихом- «marcato», не осаживая темпа,

и не утяжеляя движения:



В сольном эпизоде тромбонов и тубы «Poco piu animato»

Тематический материал подводится к ноте «ре», и залигованная

первая доля следующего такта, должна быть как бы сорвана

на «sfz», хотя это и не указано в авторском тексте:




Шестая симфония


Драматическая концепция Шестой симфонии подразумевает максимальное использование возможностей духовых инструментов,

в том числе и тубы.

Сюда относится: умение слышать свой инструмент в аккорде, точное исполнение штрихов и нюансов, владение диапазоном.

Первое вступление тубы в ансамбле с трубами и тромбонами

должно звучать как можно «cantabile» :


Нисходящие секунды у тубы и последующий хоральный

эпизод с тромбонами играется на общее «diminuendo»

с небольшими акцентами:


Наряду с крупными эпизодами, в партии тубы встречаются

небольшие эпизоды, буквально два-три такта, но они связывают в единое целое всю оркестровую ткань.



Эпизод I: Нисходящие восьмые у духовых, исполняемых

на «staccato» ,требуют большого внимания и ансамблевого

мастерства:


Эпизод II:

Сыграть затактную ноту «sfz» и убрать звук на «mp»,

уступив место солирующим трубам.

Эпизод III:


Исполняется строго «marcato» и последующее «solo»

бас-тромбона и тубы должно прорезать звучание всего оркестра:


Нисходящий ход бас-тромбона и тубы подводит

мелодическую линию к ноте «си», не снимая с дыхания

предыдущую ноту «ля#»:


В кульминации , при проведении «solo» у тромбонов и тубы

шестнадцатую нельзя превращать в триольную восьмую,

как это часто бывает на практике при исполнении:


В конце первой части туба должна влиться в хорал

тромбонов, не нарушив интонацию, и сфилировать

ноту «си» на «ррр»


В пятидольном вальсе II части, в цифре «С», тема начатая

валторнами, переходящая к тромбонам, затем проходит

у бас-тромбона с тубой. Надо постараться сыграть

очень аккуратно на верхней позиции выполнив

общее «diminuendo»:


Во II и III части симфонии автор часто использует

верхний регистр тубы. Чтобы не сорвались верхние

ноты у исполнителя, весь эпизод надо играть на «опоре»,

предварительно выучив на «legato»:


Нисходящие восьмые у тубы в конце III части

рекомендуется исполнить на «mp» с последующим

«crescendo» до «ff»,выводящим музыкальную

фразу на коду. Играть плотно не рассыпая звук:

Большую сложность в финале симфонии представляет

хорал тромбонов с тубой по нескольким причинам:

умение взять всей группой вместе первый аккорд,

слиться тембрально, обращая внимание при этом на

гармонические переходы у тубы, и сыграть последние

аккорды на «diminuendo», подготовив финальное

«pizzicato» контрабасов:


Заканчивая небольшой разбор партии тубы в симфониях

П.И. Чайковского, мне хотелось бы еще раз обратить внимание

на то, что великий композитор в своих произведениях показывает всю красоту тембрального звучания тубы, и дает

возможность исполнителю проявить свое мастерство.








12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Туба в симфониях П.И.Чайковского

Автор: Старков Владимир Павлович

Дата: 21.07.2015

Номер свидетельства: 223260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства