kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Требования к техническому зачёту в классе деревянных духовых инструментов (флейта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее эффективным средством развития исполнительской техники является работа над гаммами и этюдами. Технические навыки, приобретённые в процессе работы над этюдами, помогают быстрее осваивать музыкально-художественные произведения, сокращая сроки и облегчая из разучивание.

Требования к техническому зачёту распределены по классам с учётом инструмента (блокфлейта, флейта).

Учащимся для подготовки к техническому зачёту послужит "Словарь юного музыканта" (приложение к методической разработке).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Требования к техническому зачёту в классе деревянных духовых инструментов (флейта)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


на тему: «Требования к техническому зачёту в классе

деревянных духовых инструментов (флейта)»










Автор: Стафиевская К.П.,

преподаватель по классу флейты















Дзержинский

2016

Пояснительная записка

Для успешного исполнения музыкального произведения необходимы хорошие технические навыки. В формировании исполнительского мастерства, работа над гаммами и арпеджио играет существенную роль, при этом улучшается интонация, координация комбинированных движений пальцев рук, дыхания, что позволяет добиться ритмичности, ровности звучания регистра. В основе понятия техники лежит хорошо развитая моторика, координированные движения пальцев обеих рук. Пальцы должны иметь слегка закруглённую форму, не допускается игра прямыми пальцами с опорой первой или второй фаланги. Такое положение обеспечит пальцам большую эластичность и подвижность в исполнении. Одним из важнейших условий развития пальцевой техники является способность пальцев обеспечивать нужные игровые движения в нужное время, умение находить рациональную аппликатуру и строго придерживаться её в процессе игры. Аппликатурная точность позволяет учащемуся в более короткие сроки добиваться необходимой автоматизации пальцевых движений. Лучшим средством для достижения этой цели является выполнение различных упражнений в медленном темпе с последующим его ускорением. Повторение позволяет избежать ошибок и выработать хорошие навыки. Автоматизм достигается многочисленными безошибочными повторениями в медленном темпе. Благодаря автоматизму сознание освобождается от необходимости контролировать каждый звук. Оптимальное количество повторений зависит от выносливости, нервно-психического развития ребёнка, особенностей строения, т.е. индивидуально для каждого учащегося. Когда автоматизм выработан в медленном темпе, можно переходить к более быстрому темпу.

Наиболее эффективным средством развития исполнительской техники является работа над гаммами и этюдами. Технические навыки, приобретённые в процессе работы над этюдами, помогают быстрее осваивать музыкально-художественные произведения, сокращая сроки и облегчая их разучивание.

Работа над техникой должна быть осмысленной, учащийся должен ясно представлять себе, для чего он выполняет то или иное упражнение, каково его практическое значение и как правильно работать над ним. Недопустимо механическое исполнение гамм и арпеджио. Необходимо двигаться от простого к сложному. Развитию техники способствует систематическая работа над гаммами, упражнениями, этюдами, с использованием различных приёмов игры, называемых штрихами. В первую очередь, работа над техникой, подразумевает работу над звуком – его ровностью, устойчивостью, чистотой интонации, тембром. При работе над гаммами вырабатывается атака (начальный момент звукоизвлечения). Каждый звук с момента возникновения и до своего окончания обладает протяжённостью во времени или длительностью. Ведение звука в пределах всей его длительности обусловлен не только особенностью атаки, но и применением штрихов. Овладение правильной атакой звука является ключом к освоению штрихов.

В настоящее время при игре на духовых инструментах применяются следующие виды штрихов detaсhe, legato, staccato, двойное staccato. Исполнению штрихов следует уделять большое внимание, т.к. они заключают в себе массу оттенков и помогают полнее отобразить художественное содержание произведений.

Во время технического зачёта гаммы и арпеджио исполняются наизусть, в доступном темпе, в пределах освоенного диапазона.

Технический зачёт в классе деревянных духовых инструментов проводится два раза в течение учебного года: первый зачёт – в последней декаде октября, второй – во второй декаде февраля. Зачёт проводится со второго по шестой класс включительно при восьмилетнем курсе обучения и со второго по четвёртый – при пятилетнем курсе. При переходе с блокфлейты на флейту зачёт в октябре не сдаётся. В выпускных классах проводится контрольный урок в первой-второй декаде декабря.

На техническом зачёте учащиеся исполняют мажорные и минорные гаммы разные по степени сложности (в зависимости от класса и инструмента).

Последовательность исполнения:

  • мажорная гамма;

  • арпеджио мажорного трезвучия (Т53) в прямом движении;

  • арпеджио мажорного трезвучия (Т53) с обращениями;

  • арпеджио доминантсептаккорда (D7) в прямом движении;

  • арпеджио доминантсептаккорда (D7) с обращениями;

  • параллельная гармоническая минорная гамма;

  • параллельная мелодическая минорная гамма;

  • арпеджио минорного трезвучия (t53) в прямом движении;

  • арпеджио минорного трезвучия (t53) с обращениями;

  • арпеджио уменьшенного септаккорда (УмVII7) в прямом движении;

  • арпеджио уменьшенного септаккорда (УмVII7) с обращениями.

Этюды исполняются наизусть. Во втором полугодии учащиеся должны показать навыки чтения нот с листа (пьесы, этюды, оркестровые партии, соответствующие классу обучения).

В помощь учащимся для подготовки к техническому зачёту, а в дальнейшем и к коллоквиуму, послужит «Словарь юного музыканта» (приложение к методической разработке).

Словарь является справочным и учебным пособием для учащихся ДМШ по классу флейты, в котором даётся объяснение значений музыкальных понятий и терминов, наиболее часто используемых в профессиональной практике музыкантов-духовиков.

Цель словаря:

  • расширить кругозор юного музыканта;

  • повысить уровень музыкальной грамотности;

  • помочь раскрыть многогранность музыкального произведения.

Задачи:

  • освоение музыкальной терминологии;

  • помощь в подготовке к техническому зачёту.

Требования к техническому зачёту распределены по классам с учётом инструмента.


2 класс

Октябрь: блокфлейта

  • гаммы: C dur, G dur в одну – две октавы, Т53 в указанных тональностях в спокойном темпе, штрихами: detache, legato;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Октябрь: флейта

  • гаммы: C dur, G dur, a moll, e moll (гармонический, мелодический) в одну – две октавы, Т53, t53 в указанных тональностях в спокойном темпе, штрихами: detache, legato;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

Февраль: блокфлейта

  • гаммы: D dur, F dur, в одну – две октавы, Т53, t53 в указанных тональностях в спокойном темпе, штрихами: detache, legato;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Февраль: флейта

  • гаммы: F dur, d moll (гармонический, мелодический) в одну – две октавы, Т53, t53 в указанных тональностях в спокойном темпе, штрихами: detache, legato;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

блокфлейта

  • Станкевич И. Этюды № 5, 6, 7, 8, 9. – Станкевич И. Лёгкие этюды для блокфлейты

флейта

  • Должиков Ю. Этюд G dur. – Сборник этюдов для флейты 1 – 5 класс

  • Должиков Ю. Этюд D dur. – Сборник этюдов для флейты 1 – 5 класс

  • Станкевич И. Этюды № 10, 14, 24, 26. 27, 36. – Станкевич И. Сборник этюдов


3 класс

Октябрь:

  • гаммы: D dur и h moll (гармонический, мелодический) в одну – две октавы, Т53, t53 в указанных тональностях в медленном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccato;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Попп В. Этюд № 21 h moll – 100 этюдов для флейты

  • Прилль Э. Этюд № 1 D dur – 100 этюдов для флейты

  • Прилль Э. Этюд № 4 B dur – 100 этюдов для флейты

  • Чиарди С. Этюд d moll. – Избранные этюды для флейты

Февраль:

  • гаммы: B dur, g moll (гармонический, мелодический) в одну – две октавы, Т53, t53 в указанных тональностях в медленном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccato;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Кёллер Э. Этюд № 6 G dur – 100 этюдов для флейты

  • Попп В. Этюд № 22 h moll – 100 этюдов для флейты

  • Прилль Э. Этюд № 5 G dur – 100 этюдов для флейты

  • Чиарди С. Этюд e moll. – Избранные этюды для флейты


4 класс

Октябрь:

  • гаммы: A dur, fis moll (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccato;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Кёллер Э. Этюд № 10 G dur – 100 этюдов для флейты

  • Попп В. Этюд № 28 h moll – 100 этюдов для флейты

  • Прилль Э. Этюд № 11 е moll – 100 этюдов для флейты

  • Прилль Э. Этюд № 9 C dur – 100 этюдов для флейты

Февраль:

  • гаммы: Es dur, c moll (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccato;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Гарибольди Г. Этюд № 24 F dur – 100 этюдов для флейты

  • Гарибольди Г. Этюд № 39 D dur – 100 этюдов для флейты

  • Попп В. Этюд № 20 G dur – 100 этюдов для флейты

  • Попп В. Этюд № 26 h moll – 100 этюдов для флейты

Чтение с листа

Примерный репертуар:

  • Муаз М. Школа артикуляции. Упражнения и этюды

  • Школа игры для духового оркестра. Флейта/под ред. В. Цыбина


5 класс

Октябрь:

  • гаммы: E dur, cis moll (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53 D7 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо;

  • хроматическая гамма в умеренном темпе штрихами detaсhe, legato, staccatо, комбинированным штрихом;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Кёллер Э. Этюд № 57 D dur – 100 этюдов для флейты

  • Попп В. Этюд № 16 G dur. – 100 этюдов для флейты

  • Попп В. Этюд № 17 е moll. – 100 этюдов для флейты

  • Попп В. Этюд № 29 A dur. – 100 этюдов для флейты

Февраль:

  • гаммы: As dur, f moll, (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53 D7 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо;

  • хроматическая гамма в умеренном темпе штрихами detaсhe, legato, staccatо, комбинированным штрихом;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Кёллер Э. Этюд № 58 D dur – 100 этюдов для флейты

  • Попп В. Этюд № 19 G dur – 100 этюдов для флейты

  • Попп В. Этюд № 32 А dur – 100 этюдов для флейты

  • Сервански Е. Этюд № 35 G dur – 100 этюдов для флейты

Чтение с листа

Примерный репертуар:

  • Кёллер Э. 20 лёгких мелодических упражнений. Ор. 93. Ч. 1

  • Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 1

  • Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 2

  • Оркестровые трудности для флейты/сост. Б. Тризно

  • Платонов Н. Оркестровые трудности для флейты


6 класс

Октябрь:

  • гаммы: H dur, gis moll (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53, D7 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо;

  • хроматическая гамма в умеренном темпе штрихами detaсhe, legato, staccatо, комбинированным штрихом;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Гарибольди Г. Этюд № 60 D dur – 100 этюдов для флейты

  • Жардани П. Этюд № 12 D dur – 100 этюдов для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 43 d moll. – Избранные этюды для флейты

  • Попп В. Этюд № 38 G dur – 100 этюдов для флейты

Февраль:

  • гаммы: Des dur, b moll, (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53, D7 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо;

  • хроматическая гамма в умеренном темпе штрихами detaсhe, legato, staccatо, комбинированным штрихом;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Гарибольди Г. Этюд № 46 Es dur. – Избранные этюды для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 31 С dur. – Избранные этюды для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 41 G dur. – Избранные этюды для флейты

  • Терчак А. Этюд № 64 G dur – 100 этюдов для флейты

Чтение с листа

Примерный репертуар:

  • Кёллер Э. 20 лёгких мелодических упражнений. Ор. 93. Ч. 2

  • Оркестровые трудности для флейты/сост. Б. Тризно

  • Платонов Н. Оркестровые трудности для флейты


7 класс

Декабрь:

  • гаммы: Fis dur, Ges dur, es moll, dis moll (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53, D7, УмVII7 с обращениями в указанных тональностях в подвижном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо, двойным staccato;

  • хроматическая гамма в подвижном темпе в штрихах detaсhe, legato, staccato;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • знание музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Дрюе Л. Этюды № 1, 2. 4. – Дрюе Л. 25 этюдов для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 1 G dur. – Избранные этюды для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 30 h moll. – Избранные этюды для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 1 C dur. – Кёллер Э. 25 романтических этюдов. Ор. 66

  • Кёллер Э. Этюд № 65 C dur – 100 этюдов для флейты

  • Попп В. Этюд № 51 D dur. – Избранные этюды для флейты

Чтение с листа

Примерный репертуар:

  • Бартуза К. Оркестровые трудности для флейты

  • Глазунов А. Оркестровые трудности для флейты. Отрывки из симфонических произведений

  • Кёллер Э. 20 лёгких мелодических упражнений. Ор. 93. Ч. 2

  • Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 1

  • Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 2

  • Оркестровые трудности для флейты/сост. Б. Тризно

  • Платонов Н. оркестровые трудности для флейты


8 класс

Декабрь:

  • исполнение гаммы по выбору преподавателя (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53, D7, УмVII7 в прямом движении с обращениями в указанных тональностях в подвижном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо, двойное staccato;

  • хроматическую гамму в подвижном темпе в штрихах detaсhe, legato, staccato;

  • знакомство с гаммами до семи знаков;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • повторение всех пройденных музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Дрюе Л. Этюды № 3, 5, 9. – Дрюе Л. 25 этюдов для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 2 e moll. – Избранные этюды для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 49 g moll – 100 этюдов для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 82 G dur – 100 этюдов для флейты

  • Фишер О. Этюд № 48 G dur – 100 этюдов для флейты

Чтение с листа

Примерный репертуар:

  • Бартуза К. Оркестровые трудности для флейты

  • Глазунов А. Оркестровые трудности для флейты. Отрывки из симфонических произведений

  • Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 1

  • Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 2

  • Оркестровые трудности для флейты/сост. Б. Тризно

  • Платонов Н. оркестровые трудности для флейты


9 класс

Декабрь:

  • исполнение гаммы по выбору преподавателя (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53, D7, УмVII7 в прямом движении с обращениями в указанных тональностях в подвижном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо, двойное staccato;

  • хроматическую гамму в подвижном темпе в штрихах detaсhe, legato, staccato;

  • один этюд (по выбору преподавателя);

  • изучение оркестровых партий;

  • повторение всех пройденных музыкальных терминов.

Рекомендуемые этюды:

  • Гарибольди Г. Этюд № 70 E dur. – 100 этюдов для флейты

  • Дрюе Л. Этюд № 11, 17. – Дрюе Л. 25 этюдов для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 87 A dur. – 100 этюдов для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 93 C dur. – 100 этюдов для флейты

  • Кёллер Э. Этюд № 96 В dur. – 100 этюдов для флейты

  • Фишер О. Этюд № 67 B dur. – 100 этюдов для флейты

  • Фишер О. Этюд № 88 F dur. – 100 этюдов для флейты

  • Фишер О. Этюд № 99 D dur. – 100 этюдов для флейты

  • Фишер О. Этюд № 94 Es dur. – 100 этюдов для флейты

Чтение с листа

Примерный репертуар:

  • Бартуза К. Оркестровые трудности для флейты

  • Глазунов А. Оркестровые трудности для флейты. Отрывки из симфонических произведений

  • Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 1

  • Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 2

  • Оркестровые трудности для флейты/сост. Б. Тризно

  • Платонов Н. оркестровые трудности для флейты












































Список литературы


    1. Гержев В.Н. Методика обучения игре на духовых инструментах. – СПб.: Лань, 2015

    2. Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Гос. муз. изд-во, 1962

    3. Иванов В.Д. Словарь музыканта-духовика. – М.: Музыка, 2007

    4. Крунтяева Т.С. Словарь иностранных музыкальных терминов. – Л.: Музыка, 1987

    5. Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах/гл. ред. Ю.В. Келдыш. ТТ. 1-6. – М.: Советская энциклопедия, 1973-1982

    6. Такташова Т.В. Музыкальный учебный словарь. – М.: Флинта: Наука, 2003

    7. Федоров Е.Е. Исполнительское дыхание музыканта-духовика. – Новосибирск, 1990









































Приложение

УСТОЙЧИВЫЕ ТЕМПЫ

Итальянские термины

Произношение

Значение

adagio

allegretto

allegro

andante

andantino

grave

larghetto

largo

lento

maestoso

moderato

mosso

presto

sostenuto

veloce

vivace

vivacissimo

vivo

адажио

аллегрэтто

аллегро

андантэ

андантино

гравэ

ларгэтто

ларго

ленто

маэстозо

модэрато

моссо

прэсто

состэнуто

вэлочэ

вивачэ

вивачиссимо

виво

медленно

довольно быстро

быстро

неторопливо

не спеша

тяжело

скорее, чем largo

широко

медленно

величественно

умеренно

подвижно

очень быстро

сдержанно

быстро

скоро, живо

в высшей степени живо

скоро, живо

ТЕМПОВЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

Итальянские термины

Произношение

Значение

аccelerando

incalzando

rallentando

rapido

ritardando

ritenuto

rubato

slentando

stretto

stringendo

аччэлерандо

инкальцандо

раллентандо

рапидо

ритардандо

ритэнуто

рубато

злентандо

стрэтто

стринджэндо

ускоряя

ускоряя

замедляя

быстро

замедляя

замедляя

свободное исполнение

замедляя

ускоренно

ускоряя

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Итальянские термины

Произношение

Значение

сrescendo

diminuendo

forte

fortissimo

mezzo forte

mezzo piano

morendo

pianissimo

piano

sforzando

крещендо

диминуэндо

фортэ

фортиссимо

меццо фортэ

меццо пиано

морэндо

пианиссимо

пиано

сфорцандо

усиление

ослабляя

громко

очень громко

не очень громко

не очень тихо

замирая

очень тихо

тихо

внезапный акцент

ХАРАКТЕРНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Итальянские термины

Произношение

Значение

animato

appassionato

cantabile

capriccioso

deciso

dolce

espressivo

grandiosо

irato

ironico

leggiero

marcato

marciale

marziale

piacevole

placido

risoluto

scherzando

semplice

tranquillo

анимато

аппассионато

кантабиле

каприччиозо

дэчизо

дольчэ

эспрэссиво

грандиозо

ирато

иронико

леджьеро

маркато

марчале

марциале

пьячэволе

плачидо

ризолюто

скерцандо

сэмпличэ

транкуилло

воодушевлённо

страстно

певуче

причудливо

решительно

нежно

выразительно

величественно

гневно

иронично

печально

выделяя

маршеобразно

воинственно

приятно

спокойно

решительно

шутливо

просто

спокойно

Неакцентированные штрихи

Итальянские термины

Произношение

Значение

legato

portato

tenuto

dеtachе

staccato

легато

портато

тэнуто

дэташэ

стаккато

связное исполнение

ровное исполнение

выдержанно

отделять

отрывисто

акцентированные штрихи

мarcato

martelе

маркато

мартэле

подчёркнуто, чётко

отрывисто, резко


Музыкальная форма – строение музыкального произведения.


ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ


Ария (итал. aria – воздух) – сольная инструментальная пьеса, преимущественно певучего характера.

Багатель (фр. bagatelle – безделушка, пустяк) – небольшая пьеса, обычно простая по содержанию и технически несложная для исполнения.

Бурре (фр. bourer – делать неожиданные скачки) – старинный французский народный танец.

Вальс (нем. Walzen – кружиться) – парный танец, основанный на плавном кружении в трёхдольном размере.

Концерт (лат. concertare – состязаться) – трёхчастное музыкальное произведение для солиста и оркестра.

Менуэт (фр. menuet – маленькие шаги) – танец народного происхождения с трёхдольным размером.

Ноктюрн (фр. nocturne – ночной) – пьеса певучего, лирического характера, в медленном или умеренном темпе.

Полонез (фр. polonaise – польский) – старинный торжественный трёхдольный польский танец.

Полька (чешск. pulca – полшага) – двудольный чешский народный танец.

Прелюдия (лат. praeludere – играть вступление) – инструментальная пьеса свободной формы.

Пьеса (фр. piece – часть, кусок) – законченное небольшое по форме музыкальное сочинение.

Рондо (фр. ronde – круг) – музыкальная форма, в основе которой лежит повторяемая тема (рефрен), чередующаяся с новыми эпизодами.

Сицилиана (итал. siciliana – сицилийская) – старинный итальянский танец в спокойном, плавном движении.

Скерцо (итал. scherzo – шутка) – инструментальная пьеса подвижного характера.

Соната (итал. sonare – звучать) – один из основных жанров сольной или камерно-ансамблевой инструментальной музыки.

Сюита (фр. suite – ряд, последовательность) – одна из разновидностей многочастных циклических музыкальных форм, состоящая из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом.

Тарантелла (Taranto – город на юге Италии) – итальянский танец в быстром темпе.

Фантазия (итал. fantasia – воображение) – инструментальное или оркестровое сочинение, написанное в свободной форме.

Этюд (фр. etudier – учить) – инструментальная пьеса, предназначенная для овладения теми или иными техническими приёмами игры на инструменте


Акцент (лат. accentus – ударение) – выделение, подчёркивание какого-либо звука или аккорда. Акценты бывают динамические, ритмические, тембральные, фразеровочные, фактурные. Обычно акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле.

Альтерация (лат. alterare – изменять) – повышение или понижение высоты звука на полтона или на тон.

Артикуляция (лат. articulo – расчленяю) – способ исполнения последовательности звуков – слитно, раздельно, коротко.

Атака (фр. attaque – наступление) – начальный момент звукоизвлечения. Используются три основных вида атаки: твёрдая, мягкая и комбинированная.

Динамика (греч. dynamikos – силовой) – сила звучания, громкость, интенсивность.

Интонация (лат. intonare – громко произношу) – воплощение художественного образа в музыкальных звуках, воспроизведение звука или интервала с той или иной звуковысотной точностью.

Метр (греч. metron – мера, размер) – последовательное чередование сильных и слабых долей в определённом ритмическом движении.

Модуляция (лат. modulation – размеренность) – переход из одной тональности в другую. Может быть постепенной (переход в родственную тональность) или внезапной – сразу переводящей музыку в далёкую тональность.

Нюанс (фр. nuance – оттенок) – динамические оттенки звука, которые служат средством выразительности и связаны с музыкальной формой, жанром, стилем произведения.

Партия (лат. pars – часть) – составная часть многоголосного музыкального произведения, исполняемая одним или группой инструментов.

Пауза (греч. pausies – остановка, перерыв) – временное прекращение звучания музыки на определённую длительность времени в одном, нескольких или во всех голосах произведения

Размер (греч. metrov – мера) – ритмическая упорядоченность в музыке, основанная на чередовании сильных и слабых метрических единиц.

Регистр (лат. registrum – список, перечень) – часть звукоряда, объединённая общим признаком (тембром).

Реприза (фр. reprise – возобновлять) – повторение темы после её развития.

Ритм (греч. rhytmos – мерное течение) – чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов.

Тема (греч. thema – предмет повествования или обсуждения) – небольшое музыкальное построение, мелодически завершённое по форме, способное стать основой музыкального произведения.

Тембр (фр. timbre – колокольчик) – качество, окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту.

Темп (итал. tempo – время) – степень быстроты исполнения музыкального произведения.

Тесситура (итал. tessitura – ткань) – высотное положение звуков мелодии по отношению к общему диапазону музыкального инструмента.

Фермата (итал. fermata – остановка) – увеличение длительности звука, аккорда или паузы, выходящее за пределы такта.

Финал (лат. finalis – конец) – заключительная часть музыкального произведения, имеющего несколько частей.

Форшлаг (нем. Vorschlag – предшествующий удар) – мелодическое украшение, при котором основному звуку предшествует короткий вспомогательный.

Фраза (греч. phrasis – оборот речи, выражение) – любая небольшая и относительно законченная часть музыкальной темы.

Штрих (нем. Strich – черта, линия) – исполнительский приём, связанный с началом (атакой), ведением, соединением и окончанием извлекаемого на инструменте звука.






14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Требования к техническому зачёту в классе деревянных духовых инструментов (флейта)

Автор: Стафиевская Ксения Павловна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 388750


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства