Требования к техническому зачёту в классе деревянных духовых инструментов (флейта)
Требования к техническому зачёту в классе деревянных духовых инструментов (флейта)
Наиболее эффективным средством развития исполнительской техники является работа над гаммами и этюдами. Технические навыки, приобретённые в процессе работы над этюдами, помогают быстрее осваивать музыкально-художественные произведения, сокращая сроки и облегчая из разучивание.
Требования к техническому зачёту распределены по классам с учётом инструмента (блокфлейта, флейта).
Учащимся для подготовки к техническому зачёту послужит "Словарь юного музыканта" (приложение к методической разработке).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Требования к техническому зачёту в классе деревянных духовых инструментов (флейта)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Требования к техническому зачёту в классе
деревянных духовых инструментов (флейта)»
Автор: Стафиевская К.П.,
преподаватель по классу флейты
Дзержинский
2016
Пояснительная записка
Для успешного исполнения музыкального произведения необходимы хорошие технические навыки. В формировании исполнительского мастерства, работа над гаммами и арпеджио играет существенную роль, при этом улучшается интонация, координация комбинированных движений пальцев рук, дыхания, что позволяет добиться ритмичности, ровности звучания регистра. В основе понятия техники лежит хорошо развитая моторика, координированные движения пальцев обеих рук. Пальцы должны иметь слегка закруглённую форму, не допускается игра прямыми пальцами с опорой первой или второй фаланги. Такое положение обеспечит пальцам большую эластичность и подвижность в исполнении. Одним из важнейших условий развития пальцевой техники является способность пальцев обеспечивать нужные игровые движения в нужное время, умение находить рациональную аппликатуру и строго придерживаться её в процессе игры. Аппликатурная точность позволяет учащемуся в более короткие сроки добиваться необходимой автоматизации пальцевых движений. Лучшим средством для достижения этой цели является выполнение различных упражнений в медленном темпе с последующим его ускорением. Повторение позволяет избежать ошибок и выработать хорошие навыки. Автоматизм достигается многочисленными безошибочными повторениями в медленном темпе. Благодаря автоматизму сознание освобождается от необходимости контролировать каждый звук. Оптимальное количество повторений зависит от выносливости, нервно-психического развития ребёнка, особенностей строения, т.е. индивидуально для каждого учащегося. Когда автоматизм выработан в медленном темпе, можно переходить к более быстрому темпу.
Наиболее эффективным средством развития исполнительской техники является работа над гаммами и этюдами. Технические навыки, приобретённые в процессе работы над этюдами, помогают быстрее осваивать музыкально-художественные произведения, сокращая сроки и облегчая их разучивание.
Работа над техникой должна быть осмысленной, учащийся должен ясно представлять себе, для чего он выполняет то или иное упражнение, каково его практическое значение и как правильно работать над ним. Недопустимо механическое исполнение гамм и арпеджио. Необходимо двигаться от простого к сложному. Развитию техники способствует систематическая работа над гаммами, упражнениями, этюдами, с использованием различных приёмов игры, называемых штрихами. В первую очередь, работа над техникой, подразумевает работу над звуком – его ровностью, устойчивостью, чистотой интонации, тембром. При работе над гаммами вырабатывается атака (начальный момент звукоизвлечения). Каждый звук с момента возникновения и до своего окончания обладает протяжённостью во времени или длительностью. Ведение звука в пределах всей его длительности обусловлен не только особенностью атаки, но и применением штрихов. Овладение правильной атакой звука является ключом к освоению штрихов.
В настоящее время при игре на духовых инструментах применяются следующие виды штрихов detaсhe, legato, staccato, двойное staccato. Исполнению штрихов следует уделять большое внимание, т.к. они заключают в себе массу оттенков и помогают полнее отобразить художественное содержание произведений.
Во время технического зачёта гаммы и арпеджио исполняются наизусть, в доступном темпе, в пределах освоенного диапазона.
Технический зачёт в классе деревянных духовых инструментов проводится два раза в течение учебного года: первый зачёт – в последней декаде октября, второй – во второй декаде февраля. Зачёт проводится со второго по шестой класс включительно при восьмилетнем курсе обучения и со второго по четвёртый – при пятилетнем курсе. При переходе с блокфлейты на флейту зачёт в октябре не сдаётся. В выпускных классах проводится контрольный урок в первой-второй декаде декабря.
На техническом зачёте учащиеся исполняют мажорные и минорные гаммы разные по степени сложности (в зависимости от класса и инструмента).
Последовательность исполнения:
мажорная гамма;
арпеджио мажорного трезвучия (Т53) в прямом движении;
арпеджио мажорного трезвучия (Т53) с обращениями;
арпеджио доминантсептаккорда (D7) в прямом движении;
арпеджио доминантсептаккорда (D7) с обращениями;
параллельная гармоническая минорная гамма;
параллельная мелодическая минорная гамма;
арпеджио минорного трезвучия (t53) в прямом движении;
арпеджио минорного трезвучия (t53) с обращениями;
арпеджио уменьшенного септаккорда (УмVII7) в прямом движении;
арпеджио уменьшенного септаккорда (УмVII7) с обращениями.
Этюды исполняются наизусть. Во втором полугодии учащиеся должны показать навыки чтения нот с листа (пьесы, этюды, оркестровые партии, соответствующие классу обучения).
В помощь учащимся для подготовки к техническому зачёту, а в дальнейшем и к коллоквиуму, послужит «Словарь юного музыканта» (приложение к методической разработке).
Словарь является справочным и учебным пособием для учащихся ДМШ по классу флейты, в котором даётся объяснение значений музыкальных понятий и терминов, наиболее часто используемых в профессиональной практике музыкантов-духовиков.
Цель словаря:
расширить кругозор юного музыканта;
повысить уровень музыкальной грамотности;
помочь раскрыть многогранность музыкального произведения.
Задачи:
освоение музыкальной терминологии;
помощь в подготовке к техническому зачёту.
Требования к техническому зачётураспределены по классам с учётом инструмента.
2 класс
Октябрь: блокфлейта
гаммы: C dur, G dur в одну – две октавы, Т53 в указанных тональностях в спокойном темпе, штрихами: detache, legato;
один этюд (по выбору преподавателя);
знание музыкальных терминов.
Октябрь: флейта
гаммы: C dur, G dur, a moll, e moll (гармонический, мелодический) в одну – две октавы, Т53, t53 в указанных тональностях в спокойном темпе, штрихами: detache, legato;
один этюд (по выбору преподавателя);
знание музыкальных терминов.
Рекомендуемые этюды:
Февраль: блокфлейта
гаммы: D dur, F dur, в одну – две октавы, Т53, t53 в указанных тональностях в спокойном темпе, штрихами: detache, legato;
один этюд (по выбору преподавателя);
знание музыкальных терминов.
Февраль: флейта
гаммы: F dur, d moll (гармонический, мелодический) в одну – две октавы, Т53, t53 в указанных тональностях в спокойном темпе, штрихами: detache, legato;
один этюд (по выбору преподавателя);
знание музыкальных терминов.
Рекомендуемые этюды:
блокфлейта
Станкевич И. Этюды № 5, 6, 7, 8, 9. – Станкевич И. Лёгкие этюды для блокфлейты
флейта
Должиков Ю. Этюд G dur. – Сборник этюдов для флейты 1 – 5 класс
Должиков Ю. Этюд D dur. – Сборник этюдов для флейты 1 – 5 класс
Станкевич И. Этюды № 10, 14, 24, 26. 27, 36. – Станкевич И. Сборник этюдов
3 класс
Октябрь:
гаммы: D dur и h moll (гармонический, мелодический) в одну – две октавы, Т53, t53 в указанных тональностях в медленном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccato;
один этюд (по выбору преподавателя);
знание музыкальных терминов.
Рекомендуемые этюды:
Попп В. Этюд № 21 h moll – 100 этюдов для флейты
Прилль Э. Этюд № 1 D dur – 100 этюдов для флейты
Прилль Э. Этюд № 4 B dur – 100 этюдов для флейты
Чиарди С. Этюд d moll. – Избранные этюды для флейты
Февраль:
гаммы: B dur, g moll (гармонический, мелодический) в одну – две октавы, Т53, t53 в указанных тональностях в медленном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccato;
один этюд (по выбору преподавателя);
знание музыкальных терминов.
Рекомендуемые этюды:
Кёллер Э. Этюд № 6 G dur – 100 этюдов для флейты
Попп В. Этюд № 22 h moll – 100 этюдов для флейты
Прилль Э. Этюд № 5 G dur – 100 этюдов для флейты
Чиарди С. Этюд e moll. – Избранные этюды для флейты
4 класс
Октябрь:
гаммы: A dur, fis moll (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccato;
один этюд (по выбору преподавателя);
знание музыкальных терминов.
Рекомендуемые этюды:
Кёллер Э. Этюд № 10 G dur – 100 этюдов для флейты
Попп В. Этюд № 28 h moll – 100 этюдов для флейты
Прилль Э. Этюд № 11 е moll – 100 этюдов для флейты
Прилль Э. Этюд № 9 C dur – 100 этюдов для флейты
Февраль:
гаммы: Es dur, c moll (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccato;
один этюд (по выбору преподавателя);
знание музыкальных терминов.
Рекомендуемые этюды:
Гарибольди Г. Этюд № 24 F dur – 100 этюдов для флейты
Гарибольди Г. Этюд № 39 D dur – 100 этюдов для флейты
Попп В. Этюд № 20 G dur – 100 этюдов для флейты
Попп В. Этюд № 26 h moll – 100 этюдов для флейты
Чтение с листа
Примерный репертуар:
Муаз М. Школа артикуляции. Упражнения и этюды
Школа игры для духового оркестра. Флейта/под ред. В. Цыбина
5 класс
Октябрь:
гаммы: E dur, cis moll (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53 D7 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо;
гаммы: As dur, f moll, (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53 D7 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо;
Сервански Е. Этюд № 35 G dur – 100 этюдов для флейты
Чтение с листа
Примерный репертуар:
Кёллер Э. 20 лёгких мелодических упражнений. Ор. 93. Ч. 1
Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 1
Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 2
Оркестровые трудности для флейты/сост. Б. Тризно
Платонов Н. Оркестровые трудности для флейты
6 класс
Октябрь:
гаммы: H dur, gis moll (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53, D7 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо;
Гарибольди Г. Этюд № 60 D dur – 100 этюдов для флейты
Жардани П. Этюд № 12 D dur – 100 этюдов для флейты
Кёллер Э. Этюд № 43 d moll. – Избранные этюды для флейты
Попп В. Этюд № 38 G dur – 100 этюдов для флейты
Февраль:
гаммы: Des dur, b moll, (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53, D7 с обращениями в указанных тональностях в умеренном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо;
Гарибольди Г. Этюд № 46 Es dur. – Избранные этюды для флейты
Кёллер Э. Этюд № 31 С dur. – Избранные этюды для флейты
Кёллер Э. Этюд № 41 G dur. – Избранные этюды для флейты
Терчак А. Этюд № 64 G dur – 100 этюдов для флейты
Чтение с листа
Примерный репертуар:
Кёллер Э. 20 лёгких мелодических упражнений. Ор. 93. Ч. 2
Оркестровые трудности для флейты/сост. Б. Тризно
Платонов Н. Оркестровые трудности для флейты
7 класс
Декабрь:
гаммы: Fis dur, Ges dur, es moll, dis moll (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53, D7, УмVII7 с обращениями в указанных тональностях в подвижном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо, двойным staccato;
хроматическая гамма в подвижном темпе в штрихах detaсhe, legato, staccato;
один этюд (по выбору преподавателя);
знание музыкальных терминов.
Рекомендуемые этюды:
Дрюе Л. Этюды № 1, 2. 4. – Дрюе Л. 25 этюдов для флейты
Кёллер Э. Этюд № 1 G dur. – Избранные этюды для флейты
Кёллер Э. Этюд № 30 h moll. – Избранные этюды для флейты
Кёллер Э. Этюд № 1 C dur. – Кёллер Э. 25 романтических этюдов. Ор. 66
Кёллер Э. Этюд № 65 C dur – 100 этюдов для флейты
Попп В. Этюд № 51 D dur. – Избранные этюды для флейты
Чтение с листа
Примерный репертуар:
Бартуза К. Оркестровые трудности для флейты
Глазунов А. Оркестровые трудности для флейты. Отрывки из симфонических произведений
Кёллер Э. 20 лёгких мелодических упражнений. Ор. 93. Ч. 2
Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 1
Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 2
Оркестровые трудности для флейты/сост. Б. Тризно
Платонов Н. оркестровые трудности для флейты
8 класс
Декабрь:
исполнение гаммы по выбору преподавателя (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53, D7,УмVII7 в прямом движении с обращениями в указанных тональностях в подвижном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо, двойное staccato;
хроматическую гамму в подвижном темпе в штрихах detaсhe, legato, staccato;
знакомство с гаммами до семи знаков;
один этюд (по выбору преподавателя);
повторение всех пройденных музыкальных терминов.
Рекомендуемые этюды:
Дрюе Л. Этюды № 3, 5, 9. – Дрюе Л. 25 этюдов для флейты
Кёллер Э. Этюд № 2 e moll. – Избранные этюды для флейты
Кёллер Э. Этюд № 49 g moll – 100 этюдов для флейты
Кёллер Э. Этюд № 82 G dur – 100 этюдов для флейты
Фишер О. Этюд № 48 G dur – 100 этюдов для флейты
Чтение с листа
Примерный репертуар:
Бартуза К. Оркестровые трудности для флейты
Глазунов А. Оркестровые трудности для флейты. Отрывки из симфонических произведений
Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 1
Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 2
Оркестровые трудности для флейты/сост. Б. Тризно
Платонов Н. оркестровые трудности для флейты
9 класс
Декабрь:
исполнение гаммы по выбору преподавателя (гармонический, мелодический) в две октавы, Т53, t53, D7, УмVII7 в прямом движении с обращениями в указанных тональностях в подвижном темпе, штрихами: detaсhe, legato, staccatо, двойное staccato;
хроматическую гамму в подвижном темпе в штрихах detaсhe, legato, staccato;
один этюд (по выбору преподавателя);
изучение оркестровых партий;
повторение всех пройденных музыкальных терминов.
Рекомендуемые этюды:
Гарибольди Г. Этюд № 70 E dur. – 100 этюдов для флейты
Дрюе Л. Этюд № 11, 17. – Дрюе Л. 25 этюдов для флейты
Кёллер Э. Этюд № 87 A dur. – 100 этюдов для флейты
Кёллер Э. Этюд № 93 C dur. – 100 этюдов для флейты
Кёллер Э. Этюд № 96 В dur. – 100 этюдов для флейты
Фишер О. Этюд № 67 B dur. – 100 этюдов для флейты
Фишер О. Этюд № 88 F dur. – 100 этюдов для флейты
Фишер О. Этюд № 99 D dur. – 100 этюдов для флейты
Фишер О. Этюд № 94 Es dur. – 100 этюдов для флейты
Чтение с листа
Примерный репертуар:
Бартуза К. Оркестровые трудности для флейты
Глазунов А. Оркестровые трудности для флейты. Отрывки из симфонических произведений
Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 1
Муаз М. Оркестровые трудности для флейты. Т. 2
Оркестровые трудности для флейты/сост. Б. Тризно
Платонов Н. оркестровые трудности для флейты
Список литературы
Гержев В.Н. Методика обучения игре на духовых инструментах. – СПб.: Лань, 2015
Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Гос. муз. изд-во, 1962
Иванов В.Д. Словарь музыканта-духовика. – М.: Музыка, 2007
Крунтяева Т.С. Словарь иностранных музыкальных терминов. – Л.: Музыка, 1987
Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах/гл. ред. Ю.В. Келдыш. ТТ. 1-6. – М.: Советская энциклопедия, 1973-1982
Такташова Т.В. Музыкальный учебный словарь. – М.: Флинта: Наука, 2003
Соната (итал. sonare – звучать) – один из основных жанров сольной или камерно-ансамблевой инструментальной музыки.
Сюита (фр. suite – ряд, последовательность) – одна из разновидностей многочастных циклических музыкальных форм, состоящая из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом.
Тарантелла (Taranto – город на юге Италии) – итальянский танец в быстром темпе.
Фантазия (итал. fantasia – воображение) – инструментальное или оркестровое сочинение, написанное в свободной форме.
Этюд (фр. etudier – учить) – инструментальная пьеса, предназначенная для овладения теми или иными техническими приёмами игры на инструменте
Акцент (лат. accentus – ударение) – выделение, подчёркивание какого-либо звука или аккорда. Акценты бывают динамические, ритмические, тембральные, фразеровочные, фактурные. Обычно акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле.
Альтерация (лат. alterare – изменять) – повышение или понижение высоты звука на полтона или на тон.
Артикуляция (лат. articulo – расчленяю) – способ исполнения последовательности звуков – слитно, раздельно, коротко.
Атака (фр. attaque – наступление) – начальный момент звукоизвлечения. Используются три основных вида атаки: твёрдая, мягкая и комбинированная.
Динамика (греч. dynamikos – силовой) – сила звучания, громкость, интенсивность.
Интонация (лат. intonare – громко произношу) – воплощение художественного образа в музыкальных звуках, воспроизведение звука или интервала с той или иной звуковысотной точностью.
Метр (греч. metron – мера, размер) – последовательное чередование сильных и слабых долей в определённом ритмическом движении.
Модуляция (лат. modulation – размеренность) – переход из одной тональности в другую. Может быть постепенной (переход в родственную тональность) или внезапной – сразу переводящей музыку в далёкую тональность.
Нюанс (фр. nuance – оттенок) – динамические оттенки звука, которые служат средством выразительности и связаны с музыкальной формой, жанром, стилем произведения.
Партия (лат. pars – часть) – составная часть многоголосного музыкального произведения, исполняемая одним или группой инструментов.
Пауза (греч. pausies – остановка, перерыв) – временное прекращение звучания музыки на определённую длительность времени в одном, нескольких или во всех голосах произведения
Размер (греч. metrov – мера) – ритмическая упорядоченность в музыке, основанная на чередовании сильных и слабых метрических единиц.
Регистр (лат. registrum – список, перечень) – часть звукоряда, объединённая общим признаком (тембром).
Реприза (фр. reprise – возобновлять) – повторение темы после её развития.
Ритм (греч. rhytmos – мерное течение) – чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов.
Тема (греч. thema – предмет повествования или обсуждения) – небольшое музыкальное построение, мелодически завершённое по форме, способное стать основой музыкального произведения.