kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретические основы конструирования урока музыки в исполнительском классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение, раскрывающее проблемы современного исполнительского обучения. В статье дана подробная характеристика содержания музыкального образования и рскрыты теоретические вопросы организации обучения в исполнительском классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы конструирования урока музыки в исполнительском классе»



Теоретические основы конструирования урока музыки в исполнительском классе


В методическом сообщении будет идти речь о конструировании урока музыки. Попытаемся рассмотреть урок музыки с позиции реалий сегодняшнего дня и особым образом подчеркнуть значимость содержания музыкального образования. Именно содержания музыкального обучение и есть ключ к конструированию урока музыки. Иными словами – то о чем мы хотим поведать ученику и станет основой планирования учебного процесса.


Коротко из теории

Урок – форма организации учебного процесса. Это внешняя сторона организации учебной работы, которая связана со временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Современная дидактика в основном сохраняет разработанную К.Ушинским классификацию урочных занятий, где основными типами уроков, имеющих свою содержательно-целевую и методическую направленность являются:

  • смешанные и комбинированные уроки;

  • урок изложение нового материала;

  • урок закрепления изученного материала;

  • урок повторения, систематезирования и обобщения пройденного;

  • уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Все эти типы уроков повсеместно используются в педагогическом процессе музыкальной школы.


Существенная особенность организации учебной работы в музыкальной школе – это индивидуальная форма обучения и ориентация на модель личностно-ориентированного образования. В условиях такой организации обучения каждый ученик это индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, собственным опытом. Специфика личностно-ориентированного образования проявляет себя в следующем:

  • в удовлетворении познавательного и творческого интереса каждого учащегося;

  • в развитии природно-генетического потенциала;

  • в индивидуально-дифференцированном подходе к каждой обучающейся личности;

  • в отсутствие образовательного стандарта, что дает возможность педагогу самостоятельно выстраивать и корректировать образовательный процесс в зависимости от потенциала и потребностей обучающегося.

Именно поэтому дифиренцированный подход к учащемуся – это и есть один из ключиков конструирования урока музыки в исполнительском классе. Некоторым учащимся необходимо несколько уроков просто слушать музыку, чтобы вникнуть в суть того, чему его хотят научить. А другим ученикам бывает достаточно несколько раз сыграть, чтобы запомнить музыкальный текст. С одним учеником мы можем детально прорабатывать музыкально-исполнительские нюансы и готовиться к конкурсу, а с другим едва ли можем разобрать текст за несколько уроков. Одним словом, здесь на первое место выступают способности ученика.


Планирование учебного процесса

Планирование учебного процесса в исполнительском классе строится исходя из намеченного преподавателем индивидуального репертуарного плана.

Учебный материал основан на освоении учеником творческих видов деятельности – игра на инструменте и последующем вынесении своего обучения на публику – концертное выступление, технический зачет, академический концерт и.т.д.

Также учащийся должен освоить такие виды деятельности как чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху и (иногда) сочинение музыки. В связи с этим в конструировании учебного процесса в музыкальной школе возможны различные вариации. На уроке мы можем комбинировать различные виды творческой деятельности. Это не только возможно, но и сделает учебный процесс более разнообразным и интересным.

Подбирая репертуар ученику, мы анализируем его исполнительские возможности и психологические особенности. В некоторых случаях мы намеренно подбираем репертуар с определенной сверхзадачей, например с опорой на развитие крупной техники, или освоение педализации, изучением музыки определенного стиля, или эпохи и.т.д.

Одним словом – план – это наш основной стратегический документ, в освоении которого и будет строиться процесс обучения, и в зависимости от задач, которые актуальны на определенный момент обучения и будет конструироваться урок музыки.


Современная проблематика музыкального образования

Все эти теоретические факты нам хорошо понятны и известны, но есть и другая сторона вопроса. Если мы говорим об индивидуализации обучения, то не стоит забывать и такой момент как индивидуальность педагога. Именно педагог является куратором всего учебного процесса. В индивидуальном обучении роль учителя особенно высока!

Дидактическая литература, раскрывающая педагогам пианистам путь организации урока не столь разнообразна как в общеобразовательном обучении.

В основном мы полагаемся на пример обучения мэтров фортепианного искусства, таких как Алексеев, Баренбойм, Артоболевская, Николаев, Нейгауз, Любомудрова и.т.д. Величайшие педагоги оставили нам огромное наследие в виде своего личностного опыта по работе с учениками, разработали хрестоматийные сборники и написали методические пособия.

Работая над методическим сообщением, я обратилась к таким незыблемым трудам как «Обучение игре на фортепиано» Генадия Моисеевича Цыпина, «Фортепианная педагогика» Льва Ароновича Баренбойма, «Индивидуальное обучение музыки» Тамары Львовны Беркман, «Методика музыкального воспитания в школе» Ольги Александровны Апраксиной, «Методика обучения игре на фортепиано» Натальи Андреевны Любомудровой и многим другим.

В реалиях нынешнего времени эти труды мне показались слегка иллюзорными. Понятно, что теоретическая и дидактическая составляющая этих трудов – это основа нашей педагогической работы. Мы используем принципы работы над музыкальным произведением и этапность исполнительской работы. Воспитание технической стороны учащегося и развитее музыкально-исполнительского мышления ученика не возможно без целенаправленной работы над техникой, фразировкой, педализацией, туше и.т.д.


Но сегодня мы столкнулись с тем, что многим из наших учеников углубленное изучение фортепианного искусства не представляет былого интереса.

Если спросить среднестатистического ученика: «Зачем он занимается музыкой?» можно услышать ответ – «Ну чтобы подобрать и сыграть понравившуюся мелодию», или «Не знаю, мама привела, чтобы дома не скучал без дела» и много разных вариантов такого плана.

Иными словами – ученик, который шел в музыкальную школу в 1970-80 годы – (советский ученик) - это был ребенок, достаточно подготовленный в музыкально-слуховом плане, воспитанный на хоровых патриотических песнях. Он имел представление о том, что такое фортепианное исполнительство и классическая музыка, так как по центральному телевиденью было нормой трансляция концертов классической музыки. Ученик при поступлении в музыкальную школу мог безошибочно определять жанры музыки и владел уже обширным песенным репертуаром, знал музыку композиторов.

Не будем рассказывать о том, какие музыкальные знание имеют сегодняшние первоклассники. Естественно я не говорю обо всех, но определенная негативная тенденция существует.


Таким образом, анализируя реальные проблемы в обучении современной молодежи, можно сделать вывод, что помимо обучения исполнительскому мастерству наши юные ученики нуждаются в углубленном изучении музыкального искусства на познавательном (бытовом) уровне. Для наибольшей результативности конструирование учебного процесса, и урока музыки в частности, должно строиться комплексно - на взаимопроникновении обучения исполнительскому мастерству и накоплении представлений о музыкальном искусстве в целом.


Учителю исполнительского класса не стоит забывать о постулатах общей педагогики. В методологии общей педагогики разработано невероятное количество разнообразных интересных методов и подходов к творческому постижению музыки учащимися. Написано много планов-конспектов по музыкальным урокам.


Содержание предмета музыка как художественной дисциплины

Важным ключевым моментом в общей педагогике является содержание обучения. Это то, чему мы хотим научить!

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что в первую очередь мы хотим не только обучить исполнителя играть на фортепиано, а воспитать личность, которая понимает духовную ценность музыкального искусства. Мы формируем человечка, который постепенно понимает нравственную и эстетическую сторону музыки.

Человека, который в последующем будет ходить на концерт и с удовольствием играть сам. Возможно, со временем, приведет своих деток учиться музыке.

Через музыкальное исполнительство мы раскрываем личность нашего ученика, при этом воспитываем его нравственно и духовно. Для каждого учителя будет отрадно услышать от своего ученика, что он, закончив музыкальную школу, по-прежнему играет и любит музыку, ходит на концерты и интересуется музыкой.


В содержание предмета музыки как художественной дисциплины условно выделяют четыре основных уровня, все эти уровни тесным образом переплетаются с исполнительским искусством и являются основой нашего обучения.


Раскроем каждый из этих уровней и приведем примеры как можно на уроке работать над этими важными темами.


1 – концептуально-эстетический

Говоря о музыкальном произведении, мы затрагиваем такие темы как прекрасное и безобразное, возвышенное и земное, добро и зло. Как можно стать исполнителем, если не понимать художественно-смыслового содержания музыкального произведения? Ученик должен на личностном уровне переживать эстетические чувства: лирические, драматические и.т.п. Прежде чем исполнять, ученик должен научиться воспринимать!

Спросите первоклассника о прослушанной музыке. Скорее всего, он охарактеризует ее как «веселая» или «грустная».

У Владимира Ражникова есть специально разработанный «Словарь признаков звучания». Для примера к характеру РАДОСТНО он подобрал 25 синонимов, среди которых такие слова как искрометно, блестяще, лучисто, феерично, смело и.т.д. На мой взгляд, разнообразие оттенков слова к разнообразию оттенков музыки это немаловажно при обучении исполнительству!

При конструировании урока можно отдать несколько минут на слушание музыки. (Не смотря на то, что учебной программой предусмотрен такой предмет). Исполнительский показ учителя – это живое общение с учеником. Мы вместе погружаемся в атмосферу живого звучания и учимся рассуждать о музыке, подбираем поэтические строки, рисуем картины словом и живописью.

Поэтому такая банальная строчка в плане как формирование музыкально-эстетических представлений становится важной не только в первом классе, но и на протяжении всех лет учебы в школе!


2 – искусствоведческий

Здесь формируются понятия об интонационном языке музыке, раскрываются средства музыкальной выразительности и музыковедческие термины. Музыкальное произведение принадлежит определенному автору, относится к определенному стилю и написано в особой музыкальной форме. Все эти знания основа интеллектуального образования музыканта-исполнителя.

Не случайно программа переводного экзамена построена на пьесах разных стилей и жанров. Для нас это огромная палитра к изучению музыки разных эпох.

Опираясь на принцип развивающего обучения, который подробно излагает Цыпин в «Обучении игре на фортепиано» мы используем в работе эскизное разучивание произведения. Цыпин в этом видел основу развития музыканта! Цитата - «Занятия на инструменте, строящиеся по принципу создания исполнительских эскизов, имеют все основания быть причислены к наиболее результативным способам общемузыкального развития учащегося (и, что особо важно, развития музыкально-интеллектуального). Он подробно разбирает технологию эскизного разучивания и при конструировании урока и разработке репертуарного плана нужно учитывать произведения для эскизного разучивания. Равнозначным по важности является чтение с листа. Этому виду деятельности также важно уделять значение в процессе обучения.

Для музыкантов-исполнителей искусствоведческий уровень раскрывается также в изучении с учеником основ звукоизвлечения. Важно чтобы ученик понимал значение исполнительских терминов и обозначений, умел ими грамотно оперировать.

«Пианист в звуках раскрывает смысл, поэтическое содержание музыки», - пишет Г.Нейгауз. И как вывод из этого он утверждает, что для того чтобы содержание могло быть выявлено нужна «техника и техника». Под техникой понимаются здесь пальцевая техничность музыканта и все средства окраски звука, связанные с выразительностью исполнения, фразировкой, характером мелодико-гармонической фактуры. Блуменфельд сказал замечательные слова: «Пианист должен уметь писать фортепианным звуком, как живописец красками».

Раскрытие в процессе урока особенностей музыкального звукоизвлечения – это основа исполнительского урока.


3 – художественно-образный уровень

Это опроный уровень обучения. Это наш репертуар. От того на каких произведениях будет построен процесс обучения и зависит итог обучения. Чем шире палитра изучаемых образов, жанров, стилей, композиторов тем ярче будет раскрываться личность музыканта исполнителя.


4- художественно-творческий

Аспект содержания раскрывается в умении интерпретировать музыку. Это и есть непосредственный процесс исполнения. Ученик накапливает опыт игры на фортепиано, примеряет на себя роль исполнителя на учебных академических концертах. Осваивает технологии игры различных технических структур крупной и мелкой техники – пассажей, гамм, аккордов, основ педализации, овладеваем видами аккомпанемента и различным туше.

Именно на этом уровне наиболее ярко раскрывается педагог как проводник в мир музыкально-исполнительских знаний. Здесь происходит взаимопроникновение двух граней педагогического мастерства – музыканта-учителя и музыканта-исполнителя. Можно замечательно исполнять музыку, но научить исполнять ученика – это уже совсем другое искусство.


Мы иногда просто не задумываемся над такими терминами как методика и технология. Современная дидактика понятию технология уделяет сегодня самое большое значение. Методика – это понятие общее, а технология – это более узкое понятие.

Один преподаватель может несколько уроков биться над разучиванием сложного пассажа с учеником, а другой педагог знает некий маленький «секретик», который вмиг заставит зазвучать этот сложный пассаж. Оба учителя работают в рамках одной методики, но у успешного учителя есть своя технология, которая была им некогда открыта и отработана.

На этом уровне при конструировании уроков нам очень придут на помощь труды наших мэтров пианизма. Говоря современным языком дидактики, они с нами в них делятся именно своей технологией обучения. Не случайно одно и то же музыкальное произведение имеет иногда несколько редакторских трактовок. Каждый музыкант-исполнитель выбирает то, что ему удобно!

Наиболее ярко понятие технология обучения проявляет себя на начальном этапе обучения. Выбор той, или иной хрестоматии, методического сборника влияет на траекторию обучения маленького ученика. Кто-то следует пути, намеченного Николаевым и Артобалевской, а кто-то любит Королькову и Геталову.

Но, не смотря на обилие индивидуальных методик и технологий учащийся, покидая стены школы должен точно знать музыкальные стили и композиторские, уметь работать над вальсовым аккомпанементом, гаммообразными пассажами, стаккатным звукоизвлечением, прямой и запаздывающей педалью и.т.п.


Все уровни содержания музыкального образования должны работать во взаимосвязи и комплексно. Художественно-эстетическое восприятие должно подкрепляться исполнительскими умениями и творческим опытом.

Особое требование при проведении урока выдвигается и учителю. Художественно-педагогическое общение не может осуществляться без артистизма учителя. Важно дать понять ученику что то, чему мы его учим, нами самими впитано и прочувствовано. Наша любовь к музыке проявляется в выразительности взгляда, мимике, словесно-речевой интонации общем тоне урока.

Мы являемся авторами и исполнителями каждого урока, искусствоведами и сценаристами, артистами и критиками, а также психологами наблюдателями. Учитель музыки должен быть художником своего урока, ведь мы создаем самую тонкую человеческую структуру – состояние души нашего ученика! И лишь там, где урок – искусство, есть место искусству…


Таким образом – ориентация на модель личностно-ориентированного образования, индивидуально-дифференцированный подход к ученику и донесение содержания музыкального образования и есть основа конструирования урока музыки.





Использованная литература


Н.Н. Гришанович «Музыка в школе: методическое пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ.средн.образования» / Изд. Юнипресс,2006

Л.А. Баренбойм «Фортепианная педагогика» / Издательский дом Классика, 2007

Н.А. Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано» / Музыка, 1982

Г.М. Цыпин «обучение игре на фортепиано» / Музыка и пение, 1984

О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе» / Музыка и пение, 1983

Т.Л. Беркман «Индивидуальное обучение музыке» / Просвещение 1964

И.Ф. Харламов «Педагогика» / Вышэйшая школа, Минск, 2004



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Теоретические основы конструирования урока музыки в исполнительском классе

Автор: Лавренова Елена Викторовна

Дата: 26.05.2017

Номер свидетельства: 418734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства