Просмотр содержимого документа
«"Тенденции развития вокального искусства Казахстана XX-XXI веков"»
Тенденции развития вокального искусства Казахстана XX-XXI веков.
«Казахстан – страна безграничных степных
просторов и звенящих песен, льющихся то в
нежной печали, то в жизнерадостном ликовании.»
Вокальное искусство - один из наиболее популярных видов музыкального исполнительства - является важнейшей сферой духовного бытия человека. Вплоть до начала XVII века вокальная музыка доминировала над инструментальной, а музыкальные инструменты выполняли скромную роль сопровождения голоса. И в современной культуре она превосходит по объему все иные жанровые сферы музыки.
Динамика развития того или иного вида искусства тесно связана с потребностями общества. Общеизвестен факт, что в воспитании гармонично развитой личности музыка занимала в Древней Греции одно из первых мест. Цицерон в «Трёх трактатах об ораторском искусстве» перечислил занятия, привычные для свободного и благородного человека, - грамоту, поэзию, гимнастику, математику и игру на лире. Афиней в «Пирующих софистах» пишет о музыкальном воспитании: «...в Аркадии закон предписывал детям с младенчества практиковаться в пении гимнов.». Эта цитата указывает как на существование профессиональных певцов, так и на широкий круг любителей пения, что свидетельствует об определённом уровне развития вокальных традиций.
Таким образом, музыкально-исполнительские проблемы занимали умы ученых еще со времен Античности. Интерес к этой теме не угас и по сей
день. Пение — важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувства, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с анатомической и духовной структурой человека.
Значение занятий искусством, музыкой, а точнее, пением затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:
Здоровье. В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.
Интеллектуальное развитие. Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.
Самоактуализация. Формируются такие потребности, которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу. Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством –детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.
Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества.
Обращаясь к историческим аспектам развития хорового пения в Казахстане, следует отметить, что в течении многих веков музыкальное искусство казахов развивалось в сфере монодийной певческой культуры. Песни играли важную роль в формировании личности человека, созданные многими поколениями, они учили молодежь нравственности, формировали общие необходимые эмоции, направленные на объединение этноса.
В казахском языке до определенного времени не было слов «хор» или «хоровое пение», а было словосочетание «косылып айту», что обозначает выражение «желание петь вместе, группой».
Только после революции 1917г., в Казахстане активно внедряется хоровое искусство. Будучи самым доступным для восприятия и участия в нем - хоровое искусство явилось могучим средством воздействия на настроение и мышление народа.
Во II половине ХХ в. продолжаются поиски национального хорового стиля, намечаются позитивные сдвиги в развитии хоровой музыки. Соединение европейских традиций с казахскими музыкальными традициями приводит к художественно - ярким образцам музыкальных произведений для хора, в которых способы и приемы хорового изложения становятся более разнообразными; совершенствуются практические навыки хорового исполнительства в произведениях Е.Брусиловского, Б.Байкадамова, С. Мухамеджанова, Е.Рахмадиева, Б.Амангельдиева, Т.Ибраева, А.Даутбаева, Т.Альпиева, Г.Жубановой. Также, наиболее исполняемыми произведениями для хора стали произведения композиторов: Я.Дубравина, В.Левашова, В.Лаптева, А.Мосолова, А.Свешникова, А.Александрова.
В хоровом звучании:
1. Обогащается и усложняется гармоническое многоголосие, намечаются особые приемы голосоведения, которые воссоздают национальный колорит народных песен и кюев.
2. Применяются специфические междометия отражающие особенности народного говора и поэтической речи.( ги, ги, гай, хай ли ли ляй, дг, дн) 3.Фактура обогащается полифоническими элементами (имитация.подголоски)
4. Композиторы в своих хоровых произведениях используют традиционные жанры: жоктау, толгау, жар-жар, айтыс по новому выявляя их содержание. 5. Активно осваивается жанр а капелла - оригинальные хоры. Особенность хорового искусства верно подметил известный русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский: «Какое могучее средство – это хоровое пение! В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу».
Хор дает человеку ощущение счастья. Ну, а детское хоровое пение – это один из реальных путей формирования физически и духовно здорового молодого поколения. Хор – это особая – «ячейка общества», как большая семья, где каждая, обладает своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии. Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих.
«Запоёт школа (вуз, цех, завод, торговый центр, коллектив...) - запоёт страна!» И, действительно, к концу 80-х годов хоровое пение приобретает огромную популярность. Создание обработок, хоровых, сольных песен для многих казахских композиторов стало любимым жанром творчества. Благодаря композитору Ш.Калдаякову, песня становится художественно-эстетическим резонатором духовной жизни казахского народа. Наследие Н.Тлендиева стало тем эталоном, по которому композиторы следующих поколений соизмеряли собственный вклад в песенное искусство.
С темой борьбы за мир и дружбой народов связаны выдающиеся песни, подхваченные народами многих стран.
Народные артисты СССР Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Бибигуль Тулегенова и Алибек Днишев. Каждый из них внес неповторимый вклад в музыкальную культуру Казахстана этого периода. Имена этих певцов известны не только в Казахстане, но и за его пределами. Безусловно, в творчестве этих замечательных музыкантов произошло плодотворное слияние европейских (мировых) и национальных традиций. Это стало возможным благодаря становлению в республике профессионального музыкального образования европейского типа. Все названные мастера вокального искусства получили образование в стенах Алма-Атинской консерватории им.Курмангазы, под руководством крупнейших педагогов-вокалистов бывшего Советского Союза. Незаурядность музыкального дарования, красота голоса и неповторимость тембра, безупречный профессионализм обусловили успешность творческой судьбы каждого из певцов. Не будет преувеличением утверждать, что именно это позволило казахстанскому музыкальному искусству заявить о себе - первоначально – в масштабе Советского Союза, а затем и в мире.
В отличие от предшествующих десятилетий, ориентированных на традиции массовой песни и искусства, в конце ХХ - первой половине ХХI века происходят существенные изменения.
Современные культурные процессы в Казахстане многолики. Под ними понимается широкий спектр изменений, инноваций в различных жанрах искусства. Казахстан – полиэтническое государство, поэтому культурный процесс здесь связан с взаимовлиянием национальных культур.
Современный период развития вокально-исполнительского творчества проходит в условиях широкого распространения средств массовой коммуникации, с влиянием научно-технического прогресса на художественное творчество. Развитие и распространение информационных технологий приводит к резкому увеличению неконтролируемого потока разнородной информации. Возникает опасность информационного загрязнения, связанного с тем, что большое количество музыки сомнительного качества, низкого художественного уровня навязывается публике, особенно молодежи, далеко не всегда способной отличить подлинное искусство от подделки. В условиях информационного общества многие нетленные музыкальные ценности оказываются под угрозой профанации. Подобная ситуация наблюдается и в современной вокальной культуре: в короткий промежуток времени слушателем может быть воспринята и оперная ария, и популярные шлягеры рок-, поп-, фолк-направлений. Появляется музыка, потакающая сластолюбию, агрессивности, изнеженности, лености души, что в свою очередь приводит к привитию дурного эстетического вкуса у детей. И напротив, музыка, ориентирующая человека на духовность, мужественность, самоотверженность, остается невостребованной.
Неблагополучное состояние песенного творчества связано с тем, что приток свежих композиторских сил в эту область по-прежнему явно недостаточен. Многие из молодых авторов обходят этот жанр. Другие, если достигают положительных результатов, то все же не таких, которые могли бы существенно изменить положение. В композиторских кругах, музыкальных студиях, издательствах, на радио к новым песням зачастую относятся либерально, не требовательно. Именно сейчас особенно важно создавать обширный детский репертуар – песенный, хоровой – для самодеятельности, многочисленных хоровых коллективов.
В связи с этим, сейчас наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к хоровому искусству, к его истокам, к определению роли и места хорового искусства в художественной культуре Казахстана.
Но, наряду с этим, есть в вокальном искусстве положительные тенденции. По мнению Г.Нургалиевой «в Казахстане наблюдается большой расцвет оперных певцов молодого поколения, появилась сильная, грамотная молодежь. Большое количество певцов учится в Италии. Я думаю, что оперное будущее Казахстана - есть и будет. Казахстан не только не отстает от Европы, он даже идет немного впереди, - делится своей точкой зрения певица. - Я была в некоторых европейских оперных театрах, там вокалисты слабее. Казахстанская степь выдает голосовые бриллианты. Такое впечатление, что в Европе они иссякают, там расцвет прошел. У нас же он только начинается, появляются красивейшие голоса. Природа и европейская школа оперного пения дает потрясающие результаты. Оперное искусство Казахстана ожидает расцвет». Оперная певица сожалеет о том, что в стране в воспитании детей с детсадовского возраста не уделяется внимания классической музыке, хоровому пению. По ее мнению, желательно всех детей отдавать в музыкальные школы для общего развития. «У них откроется путь в мир музыки, который будет их сопровождать в течение всей жизни», - отметила она.
Тема возрождения хорового пения, создания хоровых коллективов как одного из путей укрепления физического и нравственного здоровья населения, прежде всего, детей, особенно актуальна.
Хоровое искусство в XXI столетии отличается характерным для музыкальной культуры, как и для культуры вообще, необычайным ускорением, находящим свое отражение в новых ритмах, новых звучаниях, новом образе музыкального мышления. Современное хоровое искусство не может обойтись без инновационных технологий в области электроники и электротехники, изобретения электронных инструментов, звукозаписывающей аппаратуры, которые существенно расширят границы возможного в создании новой звуковой картины мира. В свою очередь, современное хоровое искусство обогащает классическую, академическую музыку своеобразным музыкальным языком, понятиями, насыщает новыми гармоническими звучаниями, тембрами.
Изо дня в день, из года в год музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Литература:
1. Цицерон «Три трактата об ораторском искусстве» М , 1972 - С 253
2. Афиней «Пирующие софисты» М , 1908 -С 24
3. Венгрус Л.А. “Пение и “фундамент музыкальности”. Великий Новгород. 2000 4. Венгрус Л.А. “Начальное интенсивное хоровое пение”. С-П., Музыка, 2000
5. “Детский голос” под ред. В.Н. Шацкой. М., “Педагогика”, 1970
6. Лотман М. «Об искусстве» Изд «Искусство-СПБ», С -П , 1998 - С 288
7. Назайкинский Е. «Звуковой мир музыки» М Музыка, 1988 -с 76