kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое комплексное занятие по музыке для учащихся 5-7 классов «Особенности русского фольклора- Масленица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое комплексное занятие по   музыке для учащихся 5-7 классов

«Особенности русского фольклора- Масленица»

Разработано  в целях воспитания любви к творческому наследию Российского народа, возрождения утерянных традиций русской культуры, формирования эстетических вкусов, эстетических убеждений, развития художественных склонностей и задатков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое комплексное занятие по музыке для учащихся 5-7 классов «Особенности русского фольклора- Масленица»»

Тематическое комплексное занятие по музыке для учащихся 5-7 классов

«Особенности русского фольклора- Масленица»

Разработано: учителем музыки МБОУ Наримановского района «СОШ №2» Астраханской области, Лаврентьевой Н.Н.

План тематического комплексного занятия.

Тема: Особенности русского фольклора- Масленица

Цель: воспитание любви к творческому наследию Российского народа, возрождение утерянных традиций русской культуры, формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений, развитие художественных склонностей и задатков.

Задачи:

Образовательные:

-сформировать представление о русских национальных традициях;

-закрепить знания о русском фольклоре;   

-привить любовь к русской народной музыкальной культуре;  

-познакомить с приёмами игры на простейших русских народных инструментах.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, русским праздникам и русской культуре, уважение русских традиций.

Развивающие:

Развивать психические процессы, творческое мышление, культуру общения, культуру слушания и исполнения.

Методы:

-рассказ, исполнение, слушание, игры, танцы.

Оборудование:

Фортепиано, русские народные инструменты (трещотки, ложки, треугольники, свистульки), ноутбук, проектор.

Подготовка: разучивание песен, частушек, игр, танцев, изготовление костюмов, реквизита.

Музыкальный материал:

-Русская народная песня «Масленица»;

-Русская народная песня «Блины»;

- Русская народная песня «Милый мой хоровод»;

- Русская народная песня «Веснянка»;

- Русская народная песня «Прощай Масленица»;

-Русская народная песня «Светит месяц» (инструментальная для сопровождения игр);

-Русская народная песня «Барыня» (инструментальная для сопровождения игр);

-Русская народная песня «Калинка» (инструментальная для сопровождения игр);

-Инструментальная музыка для исполнения Русской кадрили.

Место проведения: актовый зал или большой класс, стилизованный под русскую старину (макет избы, рядом макет печи, стол с элементами домашней утвари, скамьи, угощения – блины, подарки, народные музыкальные инструменты, чучело Масленицы.


Ход занятия:


Звучит фонограмма - русская народная веселая мелодия

(презентация-слайд 1)

Ведущая(учитель):

- Добрый день красны девицы, здравствуйте добры молодцы. Очень рада видеть вас в нашей русской народной избе.

А пришли мы в нашу избушку не зря, сегодня мы совершим путешествие в далёкий и загадочный мир наших предков и узнаем, как жилось на Руси народу, который не только переживал тяжелые трудовые будни, но и умел радоваться жизни, слагал красивые народные песни, танцевал разудалые танцы, придумывал народные игры и просто любил веселые русские праздники.

-Какие русские народные праздники вы знаете?

-Какой сегодня русский народный праздник мы встречаем с вами?

-Почему этот праздник так называется?

(ответы детей)

Ведущая(учитель):

Наступало время, когда зима с весной сходится и в деревнях и городах России устраивали проводы зимы, праздновали весёлую Масленицу. Среди всех народных праздников Масленица была самым любимым, самым веселым и разгульным праздником. В старину в этих народных гуляниях не принимали участие только старики да младенцы.

Ведущая(учитель):

-На праздники всегда приходят гости, и в нашу избушку они сегодня пожаловали.

Звучит фонограмма - русская народная веселая мелодия

(презентация-слайд 2 - выбегают скоморохи - дети в костюмах)


Скоморох 1:

-Веселись и пой честной народ, Масленица к нам идёт.

Скоморох 2:

- Разрумянная душа-девица, и искусница, и мастерица!


- Скоморох 1:

Ребята, а вы знаете традиции празднования Масленицы?

Готовились к Масленице заранее. В воскресенье, накануне праздника ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежных баб, поливали водой горки, чтобы можно было на них кататься, из соломы делали чучело Масленицы, которое символизировало зиму.

Сколько дней праздновали Масленицу?

(ответы детей)

Скоморох 2:

-Первые день Масленицы - Понедельник «Встреча» - презентация-слайд 3

В этот день встречали Масленицу, звали её, приглашали в гости.

Душа ль ты моя Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широкий двор.

На горах покататься,

В блинах поваляться

Давайте и мы встретим нашу дорогую гостью.

(исполнение Русской народной песни «Масленица» разрумяными блинами).

Скоморох 1:

-Второй день Масленицы - Вторник «Заигрыши» - презентация-слайд 4.

С этого дня начинались самые разнообразные развлечения: народные гуляния, балаганные представления, катание на тройках, качелях, каруселях. А также пели песни, водили хороводы.

(исполнение Русской народной хороводной песни «Милый мой хоровод»).

Скоморох 2:

-Третий день Масленицы - среда «Лакомка» -презентация-слайд 5

Чем же лакомились, угощались в этот день?

(ответы детей)

-На Масленицу пекли блины и щедро поливали их маслом, отсюда и название праздника.

-Пекли блины, а не пироги и ватрушки. Почему? На что похож блинчик?

(ответы детей)

Блинок такой же круглый, как солнышко и такой же теплый как солнышко. Горячими блинами, песнями и плясками закликали весну красавицу

Во всех домах готовили самые вкусные блюда, в первую очередь блины. Каждая хозяйка держала в секрете свой секрет приготовления, а наши хозяюшки сегодня поведают свой секрет вкусных блинов.

(исполнение Русской народной песни «Блины» - звучит фонограмма, часть учащихся играют на русских народных инструментах, остальные исполняют песню, часть девочек в костюмах танцуют, у стола показывают сценку «Пеку блины» и в конце песни угощают всех блинами).

Ведущая(учитель):

-Ребята, мы узнали, что на масленицу пели весёлые песни, танцевали разудалые танцы, водили хороводы, а с помощью чего люди обращались к силам природы? презентация-слайд 6

(ответы детей)

-Большой популярностью во время празднования проводов Зимы
и встречи весны, пользовались –Заклички и Потешки.

Заклички это песенные обращения к силам природы.
Например - закличка для солнца, дождя, ветра, радуги, времен года.

Потешки – это небольшие стихотворения,
которые предназначены для одновременного развлечения
и обучения детей.

-А какие вы знаете заклички и потешки?

(дети читают заклички и потешки)

Скоморох 1:

-Четвёртый день Масленицы - «Разгуляй четверток» или «Широкий четверг» - презентация-слайд 7.

Масленичное веселье в разгаре. Молодежь развлекалась штурмом крепостей, проводились кулачные бои – как «Один на один», так и «Стенка на стенку».

В этот день, как в прочем и в остальные дни Масленицы, парни искали невест, а девушки женихов.

(звучит русская народная музыка, проводятся русские народные игры - «Перетягивание каната» и «Заря-зарница» - с лентой).

Скоморох 2:

-Пятый день Масленицы - «Тёщины вечёрки»,

-Шестой день- «Золовкины посиделки» - презентация-слайд 8.

В эти дни ходили в гости к родственникам на блины, веселились-пели песни, танцевали, особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой.

(исполнение Русской народной песни «Веснянка», исполнение русского народного танца «Кадриль»).

Скоморох 1:

-Седьмой- последний день Масленицы - «Прощеное воскресенье» - презентация-слайд 9.

В этот день везде светились огни балаганов, выступали раешники, продавали сладости, чай, блины.

Катание, песни, звук гармошки, шум и гам в последний день продолжались до вчера.

Что было принято делать в этот день? Кого провожали на Руси?

(ответы детей)

Вечером Масленицу провожали, вывозили за околицу и там сжигали, при этом водили хороводы и пели песни.

(исполнение Русской народной хороводной песни «Прощай, Масленица»).

Ведущая(учитель):

-Ребята, сегодня мы много нового узнали с вами об одном из наших любимых праздников, который дошел до нас с далёких времен. Этот праздник очень весёлый, яркий, музыкальный- презентация-слайд 10.

Скоморох 1:

Издавна на Руси принято было встречать, а особенно провожать этот праздник достойно, чтобы потом не жить весь год в горькой беде.

Скоморох 2:

-Русская пословица гласит: «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи!».

Скоморохи:

- Поздравляем всех с праздником, ну а нам пора прощаться до свидания, до новых встреч.

Ведущая(учитель):

-С праздником!

(Звучит русская народная музыка – мероприятие завершается).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лаврентьева Наталья Николаевна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417406


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства