2. | Мотивационный
Постановка цели и задач урока. | Предлагает учащимся определить направление музыки на слух (звучит академическая музыка, фольклор, авторская песня, рок музыка, поп музыка, джаз). Предлагает проверить тест.
Последний фрагмент определили как джаз. Предлагает назвать отличительные особенности джаза.
Предлагает сформулировать тему урока, цель, задачи.
Постановка задач: на какие вопросы мы должны дать ответ, изучая данную тему? | Выполняют задание-тест (на слух определяют направление в музыке). Цифрами отмечают звучащие фрагменты.
Проверяют правильность теста.
Называют отличительные особенности джаза (неровный ритм, синкопы, духовые инструменты).
Формулируют тему урока «Джаз – искусство XX века».
Определение задач учащимися. | Коммуникативные (сотрудничество с учащимися и учителем). Регулятивные (сравнивают фрагменты). Личностные (эмоциональное восприятие музыки). Познавательные (анализ, сравнение с целью выделения признаков джаза). Регулятивные (самостоятельно формулируют тему, цель, задачи урока). |
3.
4.
5. |
Актуализация знаний
Операциональный
Рефлексивно-оценочный | Предлагает послушать музыку.
Предлагает выяснить когда, где, какому народу принадлежит эта музыка.
Организует работу группы учащихся с книгой Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
Краткий рассказ об истории возникновения джаза.
Спрашивает учащихся, почему джаз возник в среде американских негров, какие идеи и мысли он выразил.
Предлагает вспомнить песни Джорджа Гершвина «Острый ритм» и «Хлопай в такт».
Спрашивает, какие особенности джаза ощутили в песнях (опираясь на слуховой опыт и нотную запись).
Предлагает послушать новую музыку.
Обобщает ответы детей, сообщает что звучал спиричуэл – один из истоков джаза (духовный хоровой гимн). Говорит что у джаза есть ещё один источник - блюз. Показ слайда с высказыванием поэта Л. Хьюза: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки, гораздо более грустной, чем спиричуэлс. Это потому, что в блюзах горесть не смягчена слезами, а, наоборот, ожесточена смехом – абсурдным, противоречивым смехов горя, который рождается, когда нет веры, на которую можно опереться».
Предлагает послушать блюз «Сегодня я пою блюз».
Спрашивает, какие два источника возникновения джаза узнали.
Обсуждение с учащимися высказывания Л. Бернстайна о джазе.
Обобщает высказывания учащихся, подводит их к выводу о том, что серьёзная тематика роднит джаз с классической музыкой.
Предлагает послушать «Караван» Д. Эллингтона (сравнительные интерпретации).
Даёт задание по группам представить себя в роли исполнителей на ударных инструментах, придумать и исполнить собственное ритмическое сопровождение к импровизациям.
Спрашивает учащихся, приходилось ли им слышать классические произведения в джазовой обработке. Предлагает послушать джазовые обработки классической музыки.
Спрашивает, какие инструменты в джазовом оркестре. Показ слайдов с джазовыми оркестрами.
Спрашивает, каких известных джазовых музыкантов знают учащиеся. Показ слайдов с изображением джазовых музыкантов.
Говорит о том, что в 20-ые годы XX века джаз пришёл в Россию. О появлении первых отечественных джазбэндов говорится в фильме «Мы из джаза».
Спрашивает, в каком стиле прозвучала песня, с помощью каких музыкальных средств определили этот стиль как джаз.
Предлагает разучить песню «Старый рояль».
Спрашивает, с каким направлением современного искусства познакомились.
Определение домашнего задания по выбору учащихся.
Подведение итогов совместной деятельности учеников. | Слушают спиричиуэл «Бог осушит мои слёзы». Отвечают на вопросы.
На основании текста говорят о жизни негров.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопрос учителя.
Исполняют песни. По нотной записи отмечают характерные мелодические и ритмические обороты.
Называют особенности джазовой музыки (синкопированный ритм, мелодические акценты, импровизационное начало).
Слушают спиричуэл «Вернёмся с Иисусом», размышляют о чём эта музыка.
Читают слова поэта, размышляют о том, какой может быть музыка блюза.
Слушают блюз. Сравнивают блюз и спиричуэл, находят отличительные черты блюза.
Называют (спиричуэл и блюз).
Обсуждают высказывание Бернстайна о джазе. Размышляют, можно ли назвать лёгкой музыку, затрагивающую серьёзные темы.
Делают вывод о сходстве серьёзной тематики джаза с классической музыкой. Находят отличия в импровизационной природе джаза.
Слушают джазовые интерпретации, находят отличия в звучании.
Придумывают и исполняют собственное ритмическое сопровождение.
Слушают джазовые обработки классической музыки. Находят и отмечают, какие новые черты приобрели классические сочинения в джазовых обработках.
Называют инструменты джазового оркестра. Смотрят слайды.
Отвечают на вопросы учителя. Смотрят слайды.
Смотрят фрагмент из кинофильма «Мы из джаза», слушают песню «Старый рояль» М. Минкова.
Называют отличительные черты джаза.
Разучивают песню «Старый рояль». Осуществляют самоконтроль, дают самооценку исполнения.
Отвечают, что узнали о джазе как искусстве XX века, какие истоки возникновения джаза усвоили; с творчеством каких джазовых музыкантов познакомились.
Определяют домашнее задание по своему выбору.
Подводят итоги совместной деятельности (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность). | Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Познавательные (работа с книгой, формулировка вывода).
Личностные.
Регулятивные.
Познавательные. Регулятивные.
Познавательные. Регулятивные.
Личностные. Регулятивные. Познавательные (слушают, размышляют, делают вывод).
Познавательные. Коммуникативные (ориентация на позицию автора в предстоящем общении и взаимодействии).
Познавательные (анализируют музыкальный материал, формулируют вывод).
Коммуникативные.
Познавательные (размышляют, анализируют с целью выделения признаков).
Познавательные (умение сравнивать, анализировать).
Коммуникативные (умение работать в группах, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). Познавательные (анализируют, дают собственную оценку). Личностные.
Личностные. Познавательные.
Познавательные. Личностные.
Познавательные. Личностные.
Познавательные (анализ, сравнение). Регулятивные.
Коммуникативные. Познавательные. Регулятивные.
Личностные (оценивают собственную учебную деятельность). Познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности). Регулятивные. |