kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Техника эстрадного вокала. Современные приемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью  методической  работы  является создание условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей и воспитание эмоционально – чувственной сферы у детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Техника эстрадного вокала. Современные приемы.»



ТЕХНИКА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ.



СОДЕРЖАНИЕ.



1. Введение.

2. Современный эстрадный вокал. Отличия от других стилей.

3. Основные приемы и техники.

4.Роль дыхания.

5. Дикция.

6. Правила работы с детскими голосами.

7. Список используемой литературы.











1. ВВЕДЕНИЕ.



Музыкальное образование детей в раннем возрасте благотворно влияет на их культурный уровень. Пение - одно из самых доступных и понятных для ребенка видов музыкального искусства. Музыкальные впечатления, полученные ребенком на занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь. Поэтому надо, чтобы они были запоминающимися, радостными и правильными по содержанию. Конечно, у всех детей разные музыкальные способности разные голосовые и психофизиологические данные. Поэтому к каждому нужно подбирать индивидуальный подход. Для каждого ребенка нужно подбирать репертуар, учитывая его индивидуальные особенности. Так же для каждого ученика подбираются упражнения, учитывая тип дыхания, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона, опираясь на возраст, пол, физиологическое устройство певческого аппарата. Целью методической работы является создание условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей и воспитание эмоционально – чувственной сферы у детей. С самого раннего возраста нужно начинать занятия, так как в это время музыка может стать близкой и понятной на всю жизнь. Ребёнок не только начинает познавать то, что его окружает, но и испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всем. К каждому ребенку, независимо от степени одаренности, можно найти соответствующий подход, незаметно ввести в мир звуков, пробудить любовь к пению.

Издавна самым любимым искусством было пение. Песня – это средство нравственно-эстетического воспитания. В последнее время очень популярно эстрадное искусство. Понятие эстрадного вокала связывают с легкой к пониманию музыкой. Это эстрадное пение, сочетающее множество направлений: поп, рок, соул, R&B, рэп, хип - хоп и другие.

Первый этап любого урока вокала - это постановка дыхания и постановка голоса. Только после этого в работу добавляется микрофон и пение под минус.

В программе обучения запись песен на диск (для прослушивания себя со стороны) дает хорошие результаты в работе над ошибками.

2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ. ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ СТИЛЕЙ.



Эстрадный вокал по звучанию определяют как соединение академического и народного вокала. Главное отличие его состоит в целях и задачах вокалиста. Детское вокальное развитие начинается с постановки дикции и дыхания, так как слова являются важной составляющей песни. Эстрадный вокал отличается от других стилей исполнения тем, что в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются технически сложные фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания.

Академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного звучания. Задача эстрадного пения заключается в поиске своего оригинального звука, своей легко узнаваемой манеры исполнения и сценического образа. Следовательно, основной особенностью эстрадного вокала являются поиск и формирование неповторимого, уникального голоса вокалиста. Во время уроков вокала голос постепенно приобретает свой естественный, индивидуальный тембр звучания, становится ярче, смягчается. Чтобы добиться высоких результатов и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть широким диапазоном певческих приемов.

В отличие от академического вокала, целью которого является передача красоты голоса, в эстрадном вокале приоритет в передаче эмоций. Особенностью эстрадного пения заключаются то, что вибрации голоса ощущаются, не фиксировано в одном месте, а и в грудной клетке и в носоглотке исполнителя. Мышцы, задействованные в звукообразовании, подталкивают воздух, а не полностью преобразуют его в звук. Существуют следующие виды эстрадных вокальных композиций:

  • джазовое исполнение;

  • современная интерпретация народных композиций;

  • произведения рок-исполнителей и шансонье;

  • авторские, бардовские песни. 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ.



Техники и приемы эстрадного вокала весьма разнообразны. Самые распространенные вокальные техники:

  1. фальцет;

  2. глиссандо;

  3. обертон;

  4. субтон;

  5. расщепление;

  6. штробас или фрай;

  7. драйв;

  8. йодль;

  9. тванг.

ФАЛЬЦЕТ.

Фальцет подразумевает высокий диапазон звучания голоса, который применяется исполнителями, чтобы подчеркнуть кульминацию композиции. Может применяться при громком и негромком пении в зависимости от желаемого эффекта. Это – пение без опоры, придающее композиции особенную энергетику, добавляющее напряжение. Также основы фальцета используется мужчинами, исполняющими женские соло.

ГЛИССАНДО.

Прием глиссандо заключается в скольжении с одной ноты на другую. Он напоминает игру на гитаре, во время которой пальцы скользят по струнам. Во время обучения следует начинать в медленном темпе и подниматься с одной ноты на другую, стараясь не упустить ни одной, постепенно ускоряясь. Помимо классического глиссандо (поднятие тона) существует обратное исполнение, когда певец начинает с высоких нот и заканчивает низкими. Этим приемом характеризуются эстрадно джазовое и джазовое направления. Ознакомиться с упражнениями, которые помогут освоить данный прием, можно так же на уроках джазового вокала.



ОБЕРТОН.

Обертон также является разновидностью расщепления голоса, история которой очень интересна. Это горловое пение, во время которого задействованы не только голосовые связки, но и горло. Обертон – распространенная техника среди народов Дальнего востока. Его можно услышать в песнях монголов, тувинцев, тибетцев. Помимо одновременного задействования голосовых связок и горла, обертон подразумевает вокальное многообразие – свист, подражание звукам, издаваемым животными. Этот прием часто используют современные эстрадные фолк-рок коллективы.

СУБТОН.

Под субтоном подразумевается имитацию шепота, когда исполнитель ставит своей целью быть услышанным ни одним человеком, а целым залом. Эта техника эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода. 

РАСЩЕПЛЕНИЕ.

Во время расщепления голос исполнителя представляет собой чистый звук и шум. Субтон, о котором говорилось ранее, является разновидностью расщепления. С данным приемом работают эстрадное направление и экстремальный вокал, а преподаватели академического вокала считают его серьезным дефектом.



ШТРОБАС.

Штробас – самый низкий диапазон звучания голоса. Это эстрадное пение отличается отсутствием напряжения в голосовых связках во время вибрации. Голос исполнителя, работающего в этой технике, напоминает треск, имитацию которого представляет собой второе название штробаса – фрай. Данная техника применяется в немногих направлениях и является основной в экстремальном вокале.

ДРАЙВ.

Драйв – еще одна разновидность расщепления голоса. Стили драйва – гроулинг и скриминг. Чтобы правильно выполнить эту технику, нужно научиться работать с диафрагмой, тогда сольное пение получится чистым и не дребезжащим. К драйву необходимо подходить с осторожностью и под присмотром педагога. При неправильном подходе к этому приему можно повредить голосовые связки. 

ЙОДЛЬ.

Также известен как "тирольское пение". Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет.



ТВАНГ.

Тванг подразумевает звонкое и резкое звучание голоса. Для детей обучение этому приему начинается с задания изобразить звуки живой природы – кошки, лягушки и т.д., чтобы найти резонанс. Для тванга характерно поднятие гортани и языка во время пения, сжатие гортани, короткие выдохи. Различают оральный тванг, во время которого звук резонирует во рту, и назальный, когда резонатором выступает носоглотка. Этот прием используется многими мировыми звездами.



Джазовое исполнение богато приемами и штрихами, поэтому оно интересное и яркое. Иногда для того, чтобы освоить и применить тот или иной прием джазовому вокалисту может понадобиться много времени. Вокальные техники осваивать лучше под присмотром педагога. 


Наиболее характерные для джазового исполнения техники:

Глиссандо

Глиссандо – (итал. Glissando — скользить) «колористическое» пение, при котором происходит плавный переход нот, скольжение от одного звука к другому. 

Шаутинг, или шаут-стиль Шаутинг — Шаут/ Shout (англ. кричать), то есть «крикливое» пение. Истоки происхождения от африканского фольклора. В этой технике используются различные приемы интонации – крик, стон, шепот, фальцет. Применяется как в вокальном, так и в инструментальном джазе. Бендинг

Бендинг – (англ. bend-сгибаться). Исполнение в узком диапазоне – тоне или полутоне, подход от одного звука к другому. Данный джазовый прием применяется не только в вокале, но и в исполнении на музыкальных инструментах.

Дёрти-тоны Дёрти-тоны – (англ. dirty нечистый) «нечистое» пение. Специфический прием интонации и подачи звука. Отличие его заключается в высокой звуковой неустойчивости, при которой присутствует частая вибрация и предельная напряженность. Скэт пение

Скэт пение – воспроизведение отдельных звуков и слогов. Есть схожесть с музыкальным инструментом, другими словами когда голос имитирует музыкальный инструмент.



Современное джазовое исполнение включает в себя особую манеру и средства выражения. Особенности джазового вокала заключаются в том, что исполнитель должен донести слушателю открытое и свободное пение максимально естественно.  Также нужно помнить про основные технические приемы:

  • Связное звучание

  • Прикрытое пение

  • Округление звука

  • Голос ровный на всех участках диапазона

Категорически недопустимо носовое и горловое пение.

Не нужно торопиться освоить все техники сразу. Лучше начинать с базовых элементов – с постановки дыхания и артикуляции, расширять диапазон, отрабатывать различные джазовые приемы в вокале. 




4. РОЛЬ ДЫХАНИЯ.



Дыхание – это источник звука. Разные певцы по-разному относятся к проблеме дыхания вообще, к типу и количеству дыхания, необходимого для пения. Если присмотреться к тому, как пользуются своим дыханием профессиональные певцы, можно отметить большое разнообразие видимых дыхательных движений. Есть исполнители, у которых набор дыхания происходит совершенно незаметно. У других грудная клетка весьма ощутимо включена в работу. И само количество набираемого дыхания для пения у разных певцов различно. Различное отношение к вопросу дыхания наблюдается и в школах пения. Некоторые педагоги начинают обучение с показа правильного певческого дыхания, другие ничего не говорят о дыхании, если не видят грубых ошибок (поднятия плеч во время вдоха, перебора дыхания). Некоторые педагоги считают ненужным специально набирать дыхание для пения и предлагают хорошо выдохнуть, так как при этом воздух сам войдет в легкие в нужном количестве. Есть и другая точка зрения - нужно брать много дыхания, удерживать, опирать. То же касается типов дыхания. Одни считают, что во время пения грудь должна быть поднята, а живот втянут. Другие говорят, что надо вдыхать вниз, в живот, а потом перевести дыхание в грудь и живот подобрать. Третьи рекомендуют делать вдох в бока, четвертые - в спину, пятые - только в живот, выключая грудь из движения. У современных педагогов прослеживается разнобой в рекомендациях целесообразного типа дыхания. Но большинство педагогов все же предпочитают пение на опоре.

Опора – это удерживающий диафрагму верхний пресс. Чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук.

Учителя вокала настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ: 

  1. Пение исполнителя на опоре более громкое, яркое, выразительное.

  2. Исполнителю намного легче перейти на высокие ноты и не взлететь на писк. 

  3. Вокал получается более мощным и при этом без чувства напряжения. 

  4. Атака звука становится активной.

  5. Удерживать звук легче. При этом исполнитель может долго и ровно тянуть ноту без срывов и дрожания голоса.

  6. Минимальный риск сорвать голосовые связки, так как напряжение действует не на них, а на диафрагму.

  7. Опора существенно облегчает процесс пения. Вокалист не чувствует дискомфорта при увеличении громкости звука.



Для того чтобы научиться петь на опоре, есть несколько упражнений: 

  1. Сделайте вдох, создавая давление на диафрагму (в животе), удерживайте его и равномерно выпускайте звук, ослабляя диафрагму. Упражнение выполняется на одном гласном звуке (А, У, О). Если вы чувствуете, что голос становится более устойчивым и сильным, значит, вы всё делаете правильно. Растяните пение на одном звуке на 10-20 секунд.

  2. Если сила звука не увеличивается, или растянуть его надолго не получается, возможно, вы очень быстро выдыхаете воздух. Тогда стоит выдыхать больше воздуха, чтобы живот сильно втягивался, а затем немного вдыхать, сопротивляясь сжатию пресса. Это научит вас петь при сильном давлении. Попробуйте петь стаккато. Для этого нужно выпускать воздух активными рывками.

  3. Начните декламировать знакомый текст, обращая внимание не на содержание, а на ощущении опоры. Читайте его громко, но не переходите на крик. Вам нужно чувствовать повышающееся давление при увеличении громкости. Для этого надо сильнее давить против диафрагмы.


Добиться максимальной мощности вам сразу не удастся, даже если вы всё делаете верно. Диафрагму нужно развивать, чтобы она стала сильнее. Если делать упражнения регулярно, то вы сможете достигнуть максимальной громкости. Певческое дыхание требует систематической тренировки. Для этого хорошо подходит система дыхательных упражнений Стрельниковой.



А) поворот головы вправо-влево, вверх-вниз и одновременно с поворотом вдох носом. Б) имитация насоса: амортизируя, наклоняем корпус вперед на вдох, на движении е вверх – выдох. В) руки скрещиваем впереди себя, обхватывая туловище и закидывая за спину на вдох. Исходное положение на выдох. Далее можно соединить упражнения Б и В. Так же очень эффективны следующие упражнения на постановку дыхания: - активный вдох, задержка, длинный активный выдох на «С», - глубокий вдох и короткие выдохи на «Ф» (хорошая тренировка для диафрагмы), - короткий вдох носом и длинный выдох со счетом: раз - два - три – четыре - пять… (при повторе выдох удлиняется, за счет увеличения ряда цифр и замедлению темпа).



5.ДИКЦИЯ.



Одно из важных первостепенных значений для каждого певца имеет дикция, так как голос имеет две формы – разговорную и певческую. Пение еще называют музыкальной речью, а слово должно быть четким и выразительным. Для этого необходима отличная дикция. Звуки речи формируются артикуляционным аппаратом, а органы в его составе – артикуляционные органы. Это - ротовая полость (губы, щеки, язык, зубы, челюсти и небо), глотка, гортань. В пении гласные должны звучать округло, протяжно, а согласные произносятся четко и быстро. Этого можно добиться путем снятия зажимов и стимуляции мышц. Согласные в пении и речи формируются практически одинаково, но в пении произносятся легче и четче. Гласные являются носителями вокального звука и занимают почти всю длительность.

Есть ряд упражнений, развивающих группы мышц верхней и нижней губы, участвующих в формировании согласных:

а) зубы сомкнуты, улыбка с оскалом. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой до счета 10. б) «лошадка» - пофыркать подряд по нотам от «до» до « соль».

Чтобы укрепить гортань:

а) энергично произносим Г-К, Г-К. Затем - Д-Т, Д-Т.

Язык не должен быть вялым или стоять колом во рту:

а) «бежит лошадка» - имитация цокота копыт. б) «шпага» - покалывание кончиком языка каждой щеки. в) «прилипала» - присосать широкий язык к небу. Не отрывая языка открывать рот. Закончить щелканьем языка.

Для освобождения нижней челюсти:

а) откройте рот, подвигайте челюстью из стороны в сторону. б) челюсти не зажаты. Постучите мелко передними зубами, как в ознобе.

Выполняя упражнения нужно следить, чтобы голова, руки и плечи не были задействованы. Для того, чтобы подчеркнуть ответственность губ и языка в артикуляционном процессе, остальные зоны должны оставаться совершенно свободными.

Очень хороши для тренировок скороговорки. Начинать нужно медленно, постепенно ускоряя темп. Следить за ритмичностью произношения.

1) Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.

2) Сорок сорок ели сырок, рог носорог принес на порог. Зачем он явился, кричат тараторки, его не хватало для скороговорки.

3) Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.

4) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

При выполнении упражнений лицо должно быть спокойно, без гримас и напряжения. В работе важна тренировка, внимание и контроль.

6. ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДЕТСКИМИ ГОЛОСАМИ.



Работа строится на строгом соблюдении правил работы с детским голосом:

1.Работа начинается с трех-пяти звуков в примарной зоне звучания голосового аппарата (это звуки ми 1- ля 1). Диапазон голоса в обе стороны нужно расширять постепенно. Нужно контролировать звучание голоса ребенка, следить, чтобы не было напряжения и утомления голосового аппарата. Диапазон у детей от «ре 1» до «до 2».

2. Перед началом работы нужно точно формулировать задачи.

3.Особое внимание уделяется выравниванию гласных, их округленному звучанию. Звук должен быть ровным, легким, полетным, без напряжения и форсирования.

4.Вся вокальная работа обязательно ведется в негромкой динамике.

5. При пении используется мягкая атака (смыкание связок происходит одновременно с возникновением звука).

6.Работа над песней начинается с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием ритмического рисунка, притоптыванием и другими ритмическими движениями. Это помогает выявить слоговую структуру слова.

7.Для развития силы голоса можно применять упражнения на контрастах: спеть тихо и громко, грустно – весело и т.д.

8. При выборе репертуара обращать внимание на диапазон, который должен соответствовать голосу ребенка.

Большое внимание уделяется работе над дыханием. Независимо от того, поют дети сидя или стоя, положение корпуса и головы должно быть прямым, ненапряженным. Плечи опущены, а подбородок слегка приподнят. Это обеспечивает правильное положение дыхательного и звукообразующего аппарата. Л.Б.Дмитриев в своей книге «Основы вокальной методики» говорил: "В настоящее время можно с полной очевидностью утверждать, что не столь важным является тип вдоха, сколько организация выдоха"

Спокойный, но достаточно активный вдох с последующей задержкой обеспечивает необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит для длинного звука. Такое пение называется пением "на опоре". Красивый, полный звук получается только при правильной координации всех систем, участвующих в процессе пения. Умелое использование дыхания для достижения выразительности пения связано с применением определенной певческой атаки. Ограниченная сила звука детского голоса сама требует мягкой атаки, где связки смыкаются неплотно в момент начала звукообразования, что обеспечивает мягкий звук средней силы. Это способствует получению наилучших качеств тона, определяющих тембр.

Однако, у мало эмоциональных детей, часто мягкая атака приводит к утечке воздуха и плохому звукообразованию. Поэтому у таких детей нужно использовать твердую атаку. При этом виде атаки голосовая щель смыкается плотно уже до начала звукообразования, а затем с силой прорывается потоком выдыхаемого воздуха. Твердая атака обеспечивает активную работу голосового аппарата и помогает точности интонирования.

Если у ребенка имеется "зажатость" голоса, громкий звук, связанный с чересчур активным смыканием связок, то для исправления этого недостатка надо применять мягкую, а может даже и придыхательную атаку, когда связки смыкаются неполно. В это время происходит интенсивный выдох, что приводит иногда к неточным переходам со звука на звук. Обычно этот вид атаки применяется эпизодически.

Последними научными данными установлено, что дети и взрослые пользуются смешанным дыханием, иногда с преобладанием то грудного, то брюшного типа. Важно отметить, что певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения.

В работе с детьми важно соблюдать принцип постепенности и систематичности. В начале года детям даются более легкие задания, постепенно переходя от знакомого к новому. Это облегчает детям усвоение знаний, придает уверенность в своих силах и способствует повышению интереса. В противном случае дети быстро теряют интерес к пению, утомляются, плохо усваивают песенный репертуар.

К 1 степени трудности относятся песни, где музыкальный образ передается простой мелодической линией, без скачков на большие интервалы, с простым, ровным ритмическим рисунком.

Ко 2 степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан более сложными мелодиями и аккомпанементом, а так же сложным ритмом. Такие песни полезны для музыкального, вокального и общего развития детей.

По мере развития детского голоса и увеличения диапазона можно расширять и тональный план, брать песни в более высоких тональностях.



В процессе обучения важную роль играет так называемая звуковая наглядность. Во время пения высотность звука ребенок может показывать, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких. Можно использовать звукоподражание («га», «мяу», «кря» и т. п.).

Долго пропевать один звук детям сложно. Поэтому, ученика можно попросить «нарисовать» звук. Мелок будет двигаться по доске столько, сколько будет звучать нота.

Пение на легато можно сравнить с игрой на скрипке одним смычком или ласково «погладить» рукой и спеть всю цепочку звуков на одном движении руки.


Распевки для эстрадного вокала – это вокальные упражнения, которые практически не отличаются от классических распевок. Они также начинаются с дыхательной гимнастики, упражнений на дикцию для артикуляционного аппарата. Одной из самых популярных распевок является сочетание согласного «м» с гласными звуками («ма», «мо» и т.д.), исполняемое на одной высоте. Также можно использовать распевку «Мииа», подразумевающая нисходящее движение (от высоких нот к низким). Очень хорошие упражнения представлены в « Практическая школа эстрадно - джазового пения» Е. Сокольской. Все распевы идут с английскими слогами («уа», «дю», «уа-пи-ду-би-уап»). Важно следить, чтобы произношение англ. слогов было чистым (без акцента). Параллельно в некоторых упражнениях дается задание отбивать руками и ногами доли в такте, что так же развивает чувство ритма. Детям очень нравятся такие задания.



Важное значение для детей имеет речь преподавателя, разнообразные интонации в голосе, выразительная мимика, поэтому объяснения должны быть эмоциональными, выразительными и вызывать у детей эмоциональный отклик, желание повторить не хуже.

Важно воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Нужно не допускать механического исполнения. Дети должны понимать, куда идет мелодия и направлять соответственно свой голос. Как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо.

Обязательно нужно приучать детей к осознанию как положительных моментов в пении, так и ошибок. От сознательного повторения зависит прочность усвоения вокальных навыков.

Постановка голоса – это сложный процесс воспитания одновременно слуховых и мышечных навыков поющего. Это выработка хороших, правильных певческих привычек.



























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



1.Л.Дмитриев « Основы вокальной методики».

2. В. Емельянов « Развитие голоса».

3.А. Стрельникова « Дыхательная гимнастика».

4. Е.Кошелева « Методическое обеспечение учебного процесса».

5.Е. Сокольская « Практическая школа эстрадно-джазового пения».

6. Е. Белоброва « Техника эстрадного вокала».

7.Seth Riggs « Как стать звездой».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Техника эстрадного вокала. Современные приемы.

Автор: Бегджанян Каринэ Юрьевна

Дата: 20.08.2021

Номер свидетельства: 585554


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства