Просмотр содержимого документа
«Татарские народные мелодии в репертуаре ДШИ»
Татарские композиторы бережно собирали и обрабатывали жемчужины народного музыкального творчества, чтобы слушатели могли знакомиться со своей музыкальной историей, духовными корнями. В древних напевах и народных песнях отражается быт и праздники, радости и горе народа, думы и переживания – одним словом, все, чем живет человек. Музыка – это зеркало души народа, в различные исторические периоды она не могла оставаться неизменной.
Многие образцы народной музыки оказались в забвении, а то и совсем утрачены ввиду отсутствия возможности их фиксации в каких-либо письменных источниках, документах. Если история народной музыки (как и самого народа) насчитывает многие тысячи лет, то фиксация ее практически началась лишь около ста лет назад. Отсюда исходит причина сложного изучения истории музыкальных стилей, жанров, реконструкция народной музыки прошлых эпох. Музыка татарских композиторов, в том числе и обработки народных мелодий, уже давно заслуженно популярны не только в России, но и за рубежом.
Татарский педагогический репертуар неразрывно связан и базируется на татарских народных мелодиях. Ритмы и мелодика татарских народных песен, их образы и характеры обогащают музыкальный опыт ребенка, а протяжные мелодии разовьют пластичность музыкального мышления и чувства ритма.
С. Рыбаков одним из первых внес большой вклад в собирание и обработку татарской народной песни. Он издал «50 песен татар и башкир с гармонизациями». Известны такие его работы как «Асламчылар», «Бакчаларда бадъян».
А. А. Эйхенвальд – композитор, дирижер и художник - также занимался собиранием и обработкой татарских народных песен. Он делал обработки для голоса с фортепиано, например, обработки песен «Алма», «Җизнәкәй», а также для голоса и симфонического оркестра.