Просмотр содержимого документа
«Свободная эссе-фантазия «Очаровательное зло»»
1.МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Свободная эссе-фантазия «Очаровательное зло»
Составитель: Глазунова Е.О.
Преподаватель теоретических дисциплин
г. Краснотурьинск
2020 г.
Очаровательное зло…
«Свет мой, зеркальце, скажи…»
Вы когда-нибудь задумывались о том, что непререкаемая чернота и упрямый мрак могут быть не только нехорошими, как принято считать, а еще и лирическими, драматическими, трагическими, и даже чуть смешливыми? Нет? Тогда вам стоит ознакомиться и с содержанием этой рецензии, и с видеофрагментами выступлений разных оперных див, которые, собственно, и рецензируются (кусочки выступлений, конечно, а не дивы).
Возьмем, например, четыре видеозаписи арии, демонстрирующие кардинально разную трактовку одного и того же сольного вокального номера. Все вокалистки (Diana Damrau, Nataly Dessey, Luciana Serra, Светлана Феодулова) исполняют арию Царицы Ночи из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта».
Каждая из исполнительниц нашла свой образ и полностью в нем растворилась. Несомненно, единого для всех прочтения образа Царицы Ночи нет, и быть не может. Так как же говорить о сфере зла и злом персонаже в целом, если исполнение одной и той же вещи настолько разнится? Предлагаю сделать это таким образом - выделим основные аспекты, по которым будем оценивать интерпретации арии.
Зло. Чистое зло?
Конечно же, нет. Абсолютное зло недостижимо точно также, как и абсолютный идеал, и кто, как не гениальный Моцарт, это понимал. Думаю, именно этой мыслью обусловлены такие разные грани в образе одной единственной Царицы Ночи. Diana Damrau олицетворяет неприкрытую, дикую ярость, злость – например, момент вручения кинжала дочери был настолько резок, что можно было даже испугаться. Диана - этакий эмоциональный гейзер. Nataly Dessey больше похожа на героиню трагического плана. Она оттолкнула дочь, и тут же её пожалела, обняла – несомненно, это мятущаяся Царица Ночи. Светлана Феодулова очень хотела быть злой, но не получилось. Или получилось, но зло милое и пушистое…А вот Luciana Serra в моем понимании наиболее соответствует беспощадной и непримиримой Царице Ночи – величественная, надвигающаяся на дочь, как ночь на мир. Тавтологично, но лучше аналогии не придумать.
Сценическое воплощение.
Теперь немного поговорим о драматическом искусстве. Это понятие достаточно широкое, но я остановлюсь только лишь на зрительно-слуховом восприятии. Diana Damrau, не побоюсь этого слова, атакует. Атакует пламенными взглядами, бьющей через край энергетикой, непоколебимой уверенностью в правоте своей героини. В основном, конечно, посылы принимает и пугается сценическая дочь, причем иногда пугается слишком достоверно для того, чтобы считать это актерской игрой, предусмотренной режиссером. Важную роль в столь напористом образе играют также индивидуальная окраска голоса певицы и чуть заметные отклонения от оригинальной партитуры - усиленные акценты на сильную долю в нисходящих хроматических ходах, «рычанье» там, где это возможно по тексту (т.е. присутствует буква «р»).
Nataly Dessey – зрители, смотревшие трансляцию выступлений певицы онлайн, придерживаются мнения, что актерская игра певицы как нельзя лучше соответствует героине «Волшебной флейты». А я поспорю – несмотря на все бурные изъявления эмоций, это эмоции абсолютно не такие, какие показала Damrau, и уж совсем не те, что должны быть, на мой взгляд, у отчаянной моцартовской Царицы Ночи. Разве может грозная властительница, само воплощение тьмы и зла, вести себя так суетливо, переживать крайнее волнение, обнимать и утешать непутевую дочь (у которой, кстати, в руках уже есть кинжал – можно подумать, что уже Царица боится Памину)? Конечно, нет. Колоратура голоса характером и обильными вибрато лично для меня создает ассоциацию с жалующейся на что-то героиней. А моцартовская Царица Ночи, как мы помним, предполагает совсем другие эмоции. Светлана Феодулова, несмотря на «пушистое зло», с эмоциональным посылом на удивление практически попала в точку. Кое-где проглядывала грозная правительница, а глаза Светланы на первых звуках арии могут сказать больше, чем самые красноречивые эпитеты. По крайней мере, мне сказали… Конечно, голос Светланы ни в каком сравнении не стоит с голосами примадонн (даже несмотря на уникальный диапазон в почти шесть октав) - она еще начинающая оперная певица. Я бы сказала, очень начинающая. Скорее всего, через определенное время эта вокалистка накопит навыки и опыт, но пока - в одном ряду с перечисленными выше певицами не стоит.
Наконец, Luciana Serra. Вынуждена признать, что и сценическое воплощение, и образ Царицы, показанный этой певицей, почти соответствует моему представлению моцартовской Царицы. Может быть, капелька лишнего пафоса. Но какой же властитель пройдет мимо патетики?
Что бы сказал Моцарт?
Подготовив девятый выпуск Con TEMPO в честь юбилея композитора, верю и надеюсь, что у каждого из редакционного коллектива сложилось определенное мнением о Моцарте, как о человеке и личности. Я же попробую чуть-чуть пофантазировать, и, таким образом, поделюсь своим. Моцарт был человеком экспрессивным, но в то же время, крайне замкнутым в себе. До сих пор не могу понять: как ему удавалось совмещать одновременное создание столь непохожих друг на друга произведений, как Реквием и «Волшебная флейта»? Наверное, Вольфганг Амадей действительно мыслил, жил, дышал музыкой, а в крови у него текли ноты (образно). Предположим, австрийский гений услышал свою арию в исполнении этих четырех певиц. Думаю, по душе ему пришлось бы исполнение Diana’s Damrau. Помните, Моцарт – человек замкнутый? Так значит, все свои эмоции он выражал в произведениях, а все его произведения крайне неоднозначны. И именно Diana исполнила арию с тем духовным содержанием, которое вложил, как мне кажется, сам Моцарт. Только, может быть, ей нужно было чуть меньше агрессии.
Наверное, вы хотите спросить, почему же этот раздел имеет такое название? О, все проще, чем вы думаете – в самом начале написания рецензии в голову влетела шальная мысль: что бы сказали сами дивы, доведись им увидеть свое исполнение в зеркале? Очень богатая тема для размышлений. Наконец, оправдывая название рецензии – посмотрите на наших исполнительниц взором, не отягощенным оценкой их таланта, воссоздания образа, вокальных данных. Лично мной давно замечена тенденция – любые прославившиеся исполнители имеют какую-либо изюминку, причем, чем эпатажнее певец, тем обычнее оказывается изюминка, но это уже тема для отдельной статьи… Взглянули? Нашли что-нибудь общее?
По моему мнению, объединить окончательно и бесповоротно таких разных вокалисток можно лишь в одном – они очаровательны в своем Зле.