kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"свирель"-мастер класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном мастер - классе я представляю свою работу о том,как можно с детьми научиться играть на свирели, не зная нотной грамоты.Для того,чтобы их научить я опиралась в своей работе на учебное пособие,которое разработала М.Л. Космовская "Девять уроков игры на свирели.Донотный и нотный периоды". В своём мастер - классе я не только познакомила детей с историей этого инструмента, научила как правильно надо брать дыхание, как можно играть на свирели, не зная нотной грамоты.За короткое занятие мы разучили русскую народную песню "Василёк".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс игра на свирели»









Методическая разработка мастер-класса

«Игра на свирели».



















Подготовила учитель музыки

МБОУ средняя общеобразовательная школа №3

г. Льгова Курской области

Клычёва Елена Анатольевна.











Цель мастер-класса: познакомить детей с инструментом свирель.

Задачи:

1. Познакомить с историей происхождения инструмента;

2. Познакомить с извлечением звука;

3. Разучить народную песню «Василёк».

Формирование Универсальных Учебных Действий :

Личностные УУД:

Формирование эстетических чувств и художественного вкуса.

Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств, интерес к различным видам творческой деятельности (игре на свирели).

Познавательные УУД:

Познакомиться с историей инструмента.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать и слышать музыкальный текст.

Формирование умения выражать свои мысли. Чувства через игру на музыкальном инструменте в группах и целым составом.

Регулятивные УУД:

Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на занятии.

Материалы и оборудование:

Музыкальные инструменты – свирели.

Форма проведения – педагогическая мастерская.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, в частности народной инструментальной музыки, является в наше время особенно актуальной. В наш стремительный век, с развитием технического прогресса идёт зависимость учеников компьютерам. Именно с раннего школьного возраста надо стремиться средствами музыкальной деятельности формировать активную творческую личность, способную понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

НОВИЗНА.

В данном мастер – классе происходит интеграция образовательных областей – музыка, коммуникация, познание.

Обучая игре на свирели, можно выделить несколько этапов:

1. Знакомство с инструментом – свирель (её историей происхождения);

2. Постановка исполнительского аппарата – корпуса;

3. Освоение простых приёмов игры на свирели;

4. Разучивание народной песни «ВАСИЛЁК» - не зная нот.

Ход занятия:

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами впервые встретились ,чтобы провести наше занятие. А оно будет не простое, а волшебное. Вы познакомитесь с удивительным, невероятно красивым по звучанию музыкальным инструментом. А, чтобы узнать его название. Сейчас, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Согласны?

Дети - да!

Учитель –

Приложу к губам я трубку,

понеслась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий

называется….

Дети – СВИРЕЛЬ!

Сегодня я познакомлю вас с самым древним и простым инструментом – свирелью. Это удивительно певучий и задушевный музыкальный инструмент. У каждого народа были инструменты похожие на нашу свирель. Они носили разные названия.

Существует много старинных преданий и легенд о происхождении этого инструмента. В Древней Греции его называли флейтой. Это название произошло от латинского слова «флатус»,что значит - дуновение. Древнегреческий бог лесов и пастбищ Пан, покровитель охотников и пастухов, полюбил прекрасную нимфу по имени Сиринкс. Она боялась страшного, хромого и уродливого бога Пана. Однажды убегая от него, она попросила у бога реки спасти её, и тот превратил её в тростник. Пан сломал тростинку, проделал в неё отверстия и подул. Жалобно и печально зазвучала мелодия издаваемая свирелью, которую стали называть «флейтой Пана».

У нашего народа тоже существует старинная легенда об этом прекрасном инструменте.

По старинному преданию жила богиня любви, и звали её Лада. Был у неё сын Лель. С утра и до вечера бегал он по холмам, без устали, сбивая в кровь свои ноги, собирая разбредшееся стадо овец и коз. Жалко стало богине Ладе своего сына, и подарила ему она свирель. А Лель так научился играть на свирели, что с тех пор ни одна овца, ни одна козочка не отходили от него, боясь пропустить прекрасную музыку, которую играл пастушок Лель на своей свирели.

Знаменитому русскому композитору Николаю Андреевичу Римскому - Корсакову так понравилось это предание, о пастушке Леле, что когда он написал оперу «Снегурочка», то одним из героев сделал пастушка Леля и дал возможность слушателям насладиться красотой звучания инструмента – свирель.

Широкое распространение свирель получила в 18 веке.
Владимир Андреев, создатель первого оркестра «Русских народных инструментов» ввёл её в состав оркестра. В руках мастера, свирель очень точно передаёт состояния души человека. Радуется и грустит, плачет и смеётся, вздыхает и заливается озорным смехом.

Итак, давайте возьмём в руки этот удивительный инструмент и рассмотрим его.

Видите – она состоит из мундштука и ствола. На стволе проделаны отверстия.

Попробуем с вами подуть в неё. Видите, какой пронзительный звук у нас получился. Свирель не любит, чтобы так в на ней играли. Мягкий и нежный должен быть звук у неё.

Как же нам этого добиться? Не знаете? Хотите научиться?

Прежде, всего, сядьте прямо.

Распрямляем плечи и слегка приподнимаем головку.

Вот так правильно надо сидеть. А вообще удобнее играть стоя.

Теперь нам надо отработать своё дыхание. Поставьте руку перед собой и представьте себе, что вы держите зажженную свечу. Дуем на неё так, чтобы наше пламя не погасло – нежно и медленно ( делаем несколько раз). Это очень трудно ребята. Вы со мной согласны? Видите не так – то легко научиться регулировать и управлять своё дыхание. Для этого нужно много усилий и тренировок.

А теперь попробуем с вами извлечь звук, закрывая по очереди 1, 2, 3 отверстия пальчиками. Будьте, внимательны, отверстия должны быть плотно закрыты. Если вы закроете отверстие не полностью, то звук, издаваемый вашей свирелью, будет фальшивым.

Внимание на меня!

Я буду управлять вами. Я – дирижёр!

Руки прямо – внимание!

Вверх – вдох!





Будем играть, не зная нот.

Ноль - играем первый звук, не закрывая отверстия.

1 пальчик – закрыли одно отверстие на свирели.

2 пальчика я показываю, следовательно, два отверстия закрыты.

3 пальчика – три отверстия закрыты. Ясно?

Перед вами стоит трудная задача. Ставьте пальчики прямо и следите за своим дыханием по моей руке. Сильно и резко дуть в свирель нельзя, помните почему? Вспомните упражнение на дыхание – «Свеча». Не забывайте, что свирель не любит резкого громкого звучания.

Итак, всё повторили, приготовились.

Внимание! Пробуем!



Так повторяем, несколько раз, пока не добьёмся слаженного звучания свирелей.

Ну, что понравилось играть на свирели?

У меня в руках небольшая книжечка, в которой даны 9 уроков игры на свирели, которая поможет нам сегодня, как, не зная нот, сыграть простую песенку. Вы готовы?

Будем с вами разучивать русскую народную песню «ВАСИЛЁК».

Чтобы у нас получилась песня, нашу музыкальную фразу будем повторять четыре раза.

Я буду петь, а вы мне - аккомпанировать.

Конечно, не всё у нас с вами сегодня получилось, но зато вы узнали много нового. Почему этот инструмент называется – у одного народа флейтой, как правильно брать дыхание.



Научились играть русскую народную песню «Василёк» не зная нот, что очень, немаловажно для нас с вами. Сегодня вы были маленьким оркестром, а я дирижёром и певцом.

Вам наверное стало понятно, как важно правильно играть в коллективе, если кто то сыграет неправильно хоть одну ноту, то работа всего оркестра будет испорчена одним неверным звуком.

Вы согласны со мной?



До свиданья, ребята! До новых встреч!




























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"свирель"-мастер класс

Автор: Клычёва Елена Анатольевна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 204902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства