«Сущность понятия кругозора учащихся начальных классов в теории и практике обучения»
«Сущность понятия кругозора учащихся начальных классов в теории и практике обучения»
Актуальность исследования Современный период в истории суверенного Казахстана, характеризующийся глубокими социально-политическими, экономическими и культурно-историческими изменениями, предъявляет повышенные требования к учебно-воспитательному процессу. В Законе «Об образовании» установлены следующие задачи системы образования: внедрение и эффективное использование новых технологий обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сущность понятия кругозора учащихся начальных классов в теории и практике обучения»»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Сущность понятия кругозора учащихся начальных классов в теории и практике обучения»
Введение
Актуальность исследования Современный период в истории суверенного Казахстана, характеризующийся глубокими социально-политическими, экономическими и культурно-историческими изменениями, предъявляет повышенные требования к учебно-воспитательному процессу. В Законе «Об образовании» установлены следующие задачи системы образования: внедрение и эффективное использование новых технологий обучения. В сложных и зачастую непредсказуемых реалиях сегодняшнего дня, когда идеи обновления и реформаторства проникают практически во все сферы жизни и деятельности, современный музыкально-педагогический процесс также неизбежно испытывает печать различного рода преобразований, влияющих на его структуру и содержание. Так, при всем многообразии наблюдаемых в нем направлений, идей, здесь явственно прослеживаются две взаимосвязанные тенденции, определяющие, в целом, пути развития современного музыкально-педагогического знания.
С одной стороны, это продиктованные социальной потребностью поиски новых теоретических и методологических подходов к решению проблемы личности, приобретающее ныне, в частности, в условиях обучения учащихся начальных классов качественно иной статус и многозначное смысловое наполнение.
С другой стороны, усилившееся в последние годы внимание к явлениям личностного порядка, их духовно-созидательных функций вообще и в деле подготовки музыкально-педагогических обучающихся, в частности, чрезвычайно актуализируют саму проблему расширения кругозора учащихся начальных классов в период их обучения в школе как инициативного и творчески-активного, мыслящего учащегося, а также обусловленную ею насущную необходимость привития ему полноценного комплекса знаний, умений и навыков.
Созвучность сказанного веянием нового времени документально подтверждается известным тезисом из закона Республики Казахстан, где особо подчеркивается следующее: «Главной задачей системы образования является создание необходимых условий формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений в образовании».
В обоих случаях предполагается обязательное участие еще не до конца реализованных, но обладающих огромным потенциалом познавательных возможностей личности и из проявлений в характере ее деятельности, столь же неограниченных, сколь неисчерпаем сам процесс познания. То есть, речь идет о познавательной деятельности обучаемого на пути овладения основ музыки учащимися планомерно организованной и управляемой со стороны опытного педагога.
Побуждаемая таким мощным индивидуально-психологическим импульсом, как профессиональный интерес, познавательная деятельность субъекта, представления во всех ее наиболее плодотворных формах, видах и направлениях, становится также неотъемлемым атрибутом общепедагогической и специальной музыкальной подготовки детей. И значимость ее в качестве стимула активизации этапов музыкально-педагогического образования трудно переоценить.
Возникает прямая зависимость между способами реализации познавательной деятельности и степенью сформированности у учащегося творческого, заинтересованного отношения к предстоящему музыкальному обучению и воспитанию школьников, сопровождаемого, как правило, устойчивой потребностью расширить свою «копилку» знаний, готовности его к непрерывному самообразованию. Это особенно актуально сейчас, в условиях все более обостряющегося противоречия между высокими профессиональными требованиями, предъявляемыми школой к учащимся начальных классов, и фактическим уровнем имеющихся у них знаний, причиной чего нередко является неподготовленность преподавательского состава к осуществлению контроля за ходом развития познавательной деятельности студентов.
Не случайно проблема расширения кругозора в различных ее педагогических аспектах вызывает к себе все более возрастающее внимание и научный интерес. Отметим, прежде всего, исследования, посвященные анализу кругозора как одного из эффективных путей совершенствования содержания, форм и методов обучения.
Однако следует признать, что, несмотря на очевидные успехи, достигнутые в данном направлении, подавляющая часть исследовательских работ так или иначе затрагивает, прежде всего, сферу расширения кругозора. В настоящее время в музыкальной педагогике отсутствует какой бы то ни было целостный подход к рассмотрению этого не менее значимого феномена.
В современных условиях, актуальной задачей образовательного процесса становится формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности, а также вопросы обновления школы, расширения кругозора детей, педагогической науки в целом. Вместе с тем раскрытие кругозора детей детей через воспитание любви к традиционной казахской музыке, изучения фольклора школьниками не стало предметом специального исследования. Актуальность темы данного исследования обусловлена целым рядом противоречий между:
потребностью общества в выпускниках образовательных учреждений, способных, грамотных, знающих иностранные языки и недостаточным уровнем развития их творческих способностей, знаний национальных обычаев и культурных ценностей;
значимостью развития кругозора школьниками и недостаточной разработанностью необходимых методик, способствующих освоению ими музыкального фольклора;
необходимостью самоопределения школьника в конкретном социуме и наличии механизма, обеспечивающего расширению кругозора;
Необходимость разрешения приведенных противоречий актуализирует проблему исследования, суть которой в обосновании педагогических условий расширения кругозора учащихся начальных классов.
Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Расширение кругозора учащихся начальных классов посредством электронных музыкальных инструментов».
Исходя из этого, в совокупность настоящего исследования вошли вопросы, связанные, главным образом, с научно-теоретическим обоснованием и экспериментальной проверкой методики расширения кругозора учащихся начальных классов посредством электронных музыкальных инструментов, что составило цель исследования.
Объект иcследования Расширение кругозора учащихся начальных классов посредством электронных музыкальных инструментов.
Предмет исследования Процесс расширения кругозора учащихся начальных классов на уроке музыки.
Гипотеза исследования Если целенаправленно и систематически осуществлять на уроках музыки активно-поисковую, интеллектуально-осмысленную, творчески направленную работу по обогащению знаниями, педагогическим опытом и управлять ею, то будут созданы оптимальные условия для эффективного процесса расширения кругозора учащихся начальных классов посредством электронных музыкальных инструментов, так как при этом обеспечивается исполнительская деятельность в их подготовке.
Задачи исследования
Охарактеризовать содержание понятия « кругозор» учащихся начальных классов.
Обосновать возможности расширения кругозора учащихся начальных классов посредством электронных музыкальных инструментов.
Определить эффективную методику опытно-экспериментальной работы по расширению кругозора учащихся начальных классов.
Разработать методические рекомендации по расширению кругозора учащихся начальных классов посредством электронных музыкальных инструментов.
Методы исследования. Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретические - изучение и анализ литературы по теме исследования, сравнение, сопоставление, обобщение;
педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении основ расширения кругозора творческих способностей посредством электронных музыкальных инструментов; выявлении воспитательного потенциала музыкального кругозора детьми.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов, выводов, предложенной методики в практике музыкального обучения и воспитания школьников.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и основных выводов обеспечивается опорой на проверенные в практике концепции и теоретические представления, тщательным анализом материала, полученного в результате теоретического и опытно-экспериментального исследования, адекватными методологическими подходами к решению проблемы, применением методов исследования, соответствующих его целям, задачам и логике, результатами фактического материала, полученного автором в ходе педагогического эксперимента.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Сущность понятия кругозора учащихся начальных классов в теории и практике обучения
Расширение кругозора учащихся начальных классов – основная задача поставленная перед педагогами. Кругозор-тоже, что и горизонт в переносном смысле-круг интересов и знаний человека. Актуальность кругозора это компонент эстетической и нравственной культуры учащихся начальных классов, а также музыкального воспитания. Цель и задача теоретической и методической модели расширения музыкального кругозора учащихся начальных классов во взаимосвязи классной и внеклассной работы и разработку соответствующей методики для преподавания учащимся начальных классов.
Широкий кругозор позволяет ребенку легко ориентироваться в окружающем мире, легко принимать правильные решения в различных ситуациях, позволяет чувствовать себя свободно не только в среде сверстников, но и взрослых, при широком кругозоре к ребенку приходит уверенность в себе и своих способностях. Проводить занятия на расширение кругозора можно год за годом, до самого окончания средней школы и даже в качестве дополнения к школьным урокам, дополняя багаж знаний полезными навыками и понятиями которые дадут уроки с использованием электронных музыкальных инструментов для расширения и развития кругозора учащихся начальных классов.
Объектом исследования выступает музыкальный кругозор учащихся начальных классов и его расширение в музыкальном образовании, цель, задача исследования - процесс формирования и расширения музыкального кругозора учащихся начальных классов на уроках музыки посредством электронных музыкальных инструментов. Практические и методические исследования показали, что теоретические положения, практические рекомендации по расширению кругозора, повышают качество и эффективность занятий на уроках музыки, используются педагогами и методистами в учебно-воспитательном процессе обучения учащихся начальных классах. Работа направлена на изучении психологической, педагогической, методической литературы по исследованию, научно-педагогическому анализу учебного материала на уроках музыки, относящемуся к формированию и расширению кругозора учащихся начальных классов. Так же шла разработка компонентов методической системы обучения, анализ полученных в последствии данных направленных на дальнейшее совершенствование средств по расширению кругозора. Кругозор-тоже, что и горизонт в переносном смысле - круг интересов и знаний человека.
Расширение кругозора является важнейшим компонентом эстетической культуры сущности учащихся начальных классов. В кругозоре личности - взрослого, так же и ребенка – заложены три Я: «Я знаю», «Я могу» и «Я хочу». Важно, чтобы эти три Я дополняли друг друга, гармонично, так-как развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов будет носить целостный и последовательный характер, но в отличие от взрослых расширение кругозора учащихся начальных классов имеют две стороны – отрицательную и положительную. Часто эти методы для расширения кругозора применяются в разнообразных комбинациях друг с другом и применение их на уроках музыки порой служит катализатором, создавая учащимся условия для реализации и практического применения на уроках музыки. Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес.
Объект исследования
В научной психолого-педагогической литературе еще не сложилось четкое определение данного феномена в целом и его компонентов, не установлены оценочные критерии, не ясен "механизм" его воздействия на личностные качества. Удивительное дело, но не все знают, что кругозор – это не только степень образованности, но и еще т горизонт, поговорим подробнее о двух значениях, а также расскажем о том, чем можно заменить это слегка устаревшее определение. Условно говоря, любой ученый, так или иначе, в ходе своего профессионального развития максимально сужается, особенно сейчас , когда любая область знаний обросла множеством деталей и частностей, поэтому время энциклопедистов прошло, а дилетанту, напротив, раздолье: ему же не надо выбирать, где именно специализироваться.
На пути исследования гипотезы, полученный материал позволил нам сформулировать, наметить его задачи и пути их разрешения. Проводилась разработка методической системы, коррекция, анализ, систематизация данных с целью совершенствования. Методический подход предполагает изучение понятия "кругозор" как индивидуально личностного образования, формирование которого происходит на основе сочетания различных видов познавательной методики по расширению кругозора.
Раскрывая терминологию кругозора как качество личности, начнем с трактовки слова, словарь В.И. Даля, в нем имеется две интерпретации: 1. кругозор -горизонт, пространство, окидываемое взором; 2. кругозор - широта интересов, знаний, объем. Наиболее полным, с нашей точки зрения, можно выделить следующее определение, что кругозор характеризуется как личностный показатель человека. В словообразовательном словаре русского языка дается пояснение кругозору, слово, имеют родственные однокоренные слова: зреть, зримый, зрелище, зрительный, взирать, воззрение, мировоззрение, взор, обозреть, обзор.
Так, ещё в 1947 году в статье "Воспитание музыкального кругозора" отмечалось: "Массовое музыкальное воспитание, являясь одним из звеньев воспитания, должно внести свою долю в формирование мировоззрения школьников, в воспитание их моральных качеств, воли, характера. Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расширять их музыкальный кругозор, и научить понимать музыкальную речь". О значении музыки в процессе формирования кругозора отмечала Н.Г. Борисова: "Родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру".
Так, академик И.В. Бестужев-Лада монографии "Мир нашего завтра" среди актуальных задач школы программы учащихся начальных классов выделяет следующее: "Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры. Раньше это было не столь актуально, поскольку представления о жизни передаваясь из поколения в поколение почти без изменения, раз и навсегда, а теперь очень актуально". Действительно, своевременность и необходимость подготовки школьников с разносторонним кругозором - веление настоящего времени.
Расширение кругозора - важный аспект формирования всесторонне развитой личности, являясь существенным показателем образованности выпускника современной школы, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует её развитие. Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес. Решение такой задачи возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств обучения, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств учащихся начальных классов, в том числе широкого кругозора.
Человек, стремящийся узнать, как можно больше, не просто реализует свою потребность в познании мира расширяя кругозор, но и увеличивает обзор видимости, то есть, чем больше мы видим, тем больше мы можем узнать. В этом заключается и смысл кругозора чем большими вещами мы интересуемся, тем больше новой информации мы узнаем. Если речь идет о расширении кругозора в широком смысле, то это любые новые познания. В нем анализируются сущность методологии педагогики музыкального образования, основные составляющие методологической характеристики музыкально-педагогического исследования, взаимосвязь педагогики музыкального образования с различными науками, а также принципы и технология анализа музыкально-педагогических проблем связанных с расширением кругозора учащихся начальных классов.
учащихся начальных классов.
Гипотеза исследования
В ходе своих наблюдений выявил и сделал вывод о том, что вопросы дают возможность судить: какие стороны действительности становятся доступными детскому мышлению. Она выделила 6 групп детских вопросов : -вопросы, направленные на выявление некоторых элементарных признаков знакомого предмета или явления; -вопросы, направленные на раскрытие причин явлений; -вопросы типа «Почему?»; -вопросы, помогающие ребенку классифицировать предметы и явления окружающей действительности; -вопросы, направленные на познание значения незнакомых слов; -вопросы оценки поступков, проявлений окружающих (детей и взрослых).
На основе теоретического рассмотрения проблемы кругозора, изложенной в предыдущей главе, нами разработана методика формирования кругозора, охватывающая отбор учебного материала, формы, методы, средства обучения и условия оперирования этим материалом в процессе поэтапного развития. Методы и методические приемы поставлены нами в прямую зависимость от содержания изучаемого музыкального материала, а также средств формирования музыкального кругозора. Последовательность использования этих методов выстроена поэтапно. В методике учитывается, что при формировании музыкального кругозора, как одного из компонентов становления личности, главным является обучающий результат.
Технический прогресс сделал нашу жизнь удобной, эффективной, целенаправленной и предсказуемой. Каждый из них говорит в пользу ширины вашего кругозора. Оригинальность ценилась всегда и никогда не утратит своей ценности, но большинство людей мыслят достаточно стандартно. Частично это не их вина: стандартизированное образование по одинаковым учебникам, однообразные фильмы и телепрограммы, все это формирует схожее мировоззрение. Частично люди и сами не склонны напрягаться, чтобы отличаться от других - наоборот, многие предпочитают быть «как все». В итоге человек, отличающийся в лучшую сторону своим кругозором, всегда оказывается в выигрыше. Чем однообразнее наши будни и повседневная деятельность, тем меньше мы знаем того, что выходит за рамки нашего сегодняшнего кругозора. Хотя могли бы наполнить даже ничем не примечательные дни и часы забавными, занятными и нестандартными мыслями. Современный мир обладает новой системой ценностей, на вершине которой стоит уже не золото и даже не энергетические ресурсы, а идея. А оригинальные идеи рождаются именно в развитый, эрудированных головах. Драгоценные идеи «кормятся» самыми разными знаниями, которые включает в себя широкий кругозор. Расширение кругозора заставляет мозг строить новые нейронные связи и клетки серого вещества, чтобы хранить поступающую новую информацию, а мозг, как известно - главный «контрольный пункт» всего организма, и его здоровьем определяется слаженность работы всех органов и систем.
Мозг образует новые нейроны в ответ на поступление информации нового типа, поэтому осваивайте как можно больше новых языков и наречий. Все люди разные, и потому их кругозор тоже разный. Чем больше новых людей вы встретите и поговорите с ними, тем шире станет ваш собственный кругозор. Серфинг по всемирной сети - простейший способ расширять кругозор каждый день. Это такая себе зарядка для ума, необходимая не меньше, чем закаливание по утрам. Заодно ваш кругозор расширится за счет понимания настоящих реалий и проблем, на которые многие закрывают глаза.
Однако формирование кругозора учащихся начальных классов как личностного качества - серьезная научная проблема и, надо признать, проблема далеко не разработанная. В научной психолого-педагогической литературе не сложилось четкое определение данного феномена в целом и его компонентов, не установлены оценочные критерии, не ясен "механизм" его воздействия на личностные качества. Тем не менее термин "кругозор" довольно широко используется учеными разных направлений. Но в работах данных ученых обращение к проблеме кругозора на эпизодический характер, и системный анализ проблемы формирования музыкального кругозора отсутствует. Обоснование использования понятия "кругозор" и его функциональное значение в образовании. Определение компонентов музыкального кругозора: музыкальное Знания, музыкальных интересов и потребности в самообразовании. Методика формирования кругозора, включающая необходимый отбор принципов, форм, средств обучения на основе отбора содержательно-информативного, исторического, регионального материала. В теме обосновывается актуальность выбранной темы, формируется цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, скрываются его научная новизна и практическая значимость, характеризуется методологическая основа и методы исследования, обрисовываются этапы и апробация результатов работы. Во втором знании представлено слово "кругозор" в словарях Д. Н. Ушакова, И. Ожегова, Ю. С. Сорокина. Близкий вариант - объем познаний, интересов, представлений - в словаре русского языка под редакцией П. Евгеньева.
Словообразовательный словарь русского языка дает пояснение кругозор, сложное слово, имеющее родственные однокоренные слова: есть, зримый, зрелище, зрительный, взирать, воззрение, мировоззрение, взор, обозреть, обзор. Синонимом кругозора является слово эрудиция - глубокие познания в какой-либо области знания, влияющие на высокую степень культуры. Следовательно, человек, обладающий широким кругозором - это человек образованный, эрудированный, обладающий зим мировидением, миропониманием.
Слушание (восприятие) музыки, которого фактически не может осуществляться никакая музыкальная деятельность способствует расширению музыкального кругозора учащихся начальных классов". Таким образом, представляется возможным определить компоненты музыкального кругозора учащихся начальных классов посредством электронных музыкальных инструментов. Электронные музыкальные инструменты только способствуют развитию кругозора учащихся начальных классов. Также структурным компонентом музыкального кругозора, на наш взгляд, является потребность в самообразовании, самосовершенствовании, поскольку всестороннее развитие личности предполагает не толы качественное овладение основами знаний в области музыки, но и стремление к постоянной самостоятельной творческой деятельности.
Задачи исследования
При изучении психологических особенностей учащихся начальных классов, мы выявили, что данный период совпадает с "психологическими кризисами" и сменой ведущей деятельности (Д.Б. Элькони, З.В. Давыдов). Во второй главе "Пути формирования музыкального кругозора на уроках музыки и внеклассных занятиях учащихся начальных классов" на основе теоретической модели формирования кругозора выдвигаются принципы, дается программа опытно-экспериментальной работы, выдвигаются критерии сформированные сущности. Традиционно в музыкальной педагогике считается, что учебно-воспитательный процесс учащихся начальных классов необходимо строить на принципах и методах общей (дидактики, где такие методы как объяснительно-иллюстративный являлся ведущим не только на занятиях математикой, но и музыкой. Современный подход, исходя из социокультурной ситуации, ставит другую проблему, так можно раньше давать азы теоретического, абстрактного мышления. Не отрицая важность общедидактических принципов, исследование исходило из интонационного подхода и таких показателей как художественность, ассоциативность, импровизационность собственная методика формирования музыкального кругозора учащихся начальных классов строилась на принципах:
а) активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
б) непрерывного формирования музыкального кругозора;
в) взаимодействия между педагогом и учащимися, в основе которого лежат сотрудничество, сопереживание, сотворчество.
С целью систематизации музыкального знания учащихся начальных классов, как компонента музыкального кругозора, нами выделены блоки:
- эмоционально-ценностный, формирующий эмоционально-ценностное, эстетическое отношение к музыке, к другим видам искусства, к окружающему миру; содержательно-информативный, дающий представления о логике возникновения музыкальных форм и жанров, закономерностях музыкального искусства, вытекающих из интонационно-образной природы, об особенностях музыкальной речи, о роли всех искусств в жизни человека, их восприятии и воздействии на духовный мир.
- исторический, раскрывающий взаимосвязь музыкального искусства с историческим процессом, обозначающий логику и динамику музыкально-исторического процесса, через смену эпохальных стилей, сопоставление национальных композиторских и исполнительских школ и в их контексте представляющий авторские стили и индивидуальные судьбы;
- региональный, раскрывающий вопросы, связанные с изучением музыки родного края, города, выдающимися музыкантами города в прошлом и настоящем.
Методы исследования
Классификация этих блоков условная, уточняющая место того или иного явления и факта в становлении музыкального искусства. Эффективность представленной в нашей работе методики во многом зависит от целесообразного сочетания форм и средств обучения. В исследовании специально изучался вопрос о наиболее предпочитаемых у школьников типах уроков, направленных на расширение их музыкального кругозора. Нами выделены такие виды:
- формы становления музыкального кругозора: урок - путешествие, урок - игра, урок с элементами интеграции, урок - свободное общение;
- формы расширения музыкального кругозора: урок - семинар, урок - обучение "Умей расширять свой кругозор", урок - панорама, урок - конкурс, урок - викторина, урок - диспут;
- формы закрепления и дальнейшего развития музыкального кругозора: урок - пресс-конференция, интегрированный урок, урок самообразования, урок - лекция, урок - КВН, урок - лекция - концерт, урок - конкурс.
Наряду с урочными формами развития музыкального кругозора нами были разработаны и апробированы внеклассные формы, такие как диспут-клуб "Мое мнение" и "Музыкальные гостиные", которые имели свое начало в уроке музыки, так как преследовали одну и ту же цель - сформировать культуру личности и развить музыкальный кругозор с учетом индивидуальности ребенка. Эти формы соединяют учебную и внеклассную музыкальную деятельность учащихся начальных классов и тем самым ликвидируют противоречие, возникающее при разделении у детей музыкальных впечатлений, полученных от уроков музыки и внеклассных мероприятий.
Связующим звеном в совместной деятельности учителя и учащегося по формированию кругозора служит определенная система заданий. Нами разработаны и апробированы такие задания, как самостоятельное наблюдение, сочинения, подготовка сообщений, докладов. Описанные выше формы предполагают адекватные средства, способствующие активизации интереса. Рассмотренные средства формирования кругозора выполняют определенные дидактические функции. Видеозаписи создают проблемную ситуацию, усиливают познавательную активность и интерес; карточки инструкции являются источником информации; карточки задания позволяют контролировать знания учащихся. Основной задачей опытно-экспериментальной работы было определение степени воздействия кругозора, в зависимости от его "объема" широты и глубины), на расширение кругозора учащихся начальных классов;
а) механизм усвоения музыкального Знания и качество последнего;
б) развитие интереса к музыке;
в) развитие потребности в самообразовании, самосовершенствовании, в области музыки.
На первоначальном этапе опытно - экспериментальной работы было заведено анкетирование учителей музыки с целью выяснения места и роли исследуемой нами проблемы формирования кругозора и изучения общей информированности учащихся.
Анализ первоначального этапа опытно - экспериментальной работы диагностики учащихся, включающий контрольные работы, опросные лист сочинения, показала низкую общую информированность, как в контрольной, так и экспериментальной группах, что свидетельствовало об узком наличии кругозора учащихся. На втором этапе эксперимента шло внедрение в практику методики формирования музыкального кругозора. В контрольных классах обучение шло традиционным путем, а в экспериментальных с использованием да ной методики, разработанных форм, средств обучения. На конечном этапе эксперимента диагностика музыкального кругозора учащихся охватывала все структурные компоненты исследуемого н, ми феномена и состояла из трех блоков. В первый блок исследования - проверки уровня сформированное музыкального кругозора - входило две исследовательских методики:
- первая была связана с определением обобщенного музыкального знания, которое характеризуется у учащихся начальных классов наличием сводных фактов и понятий. Это выяснялось с помощью опросников, тестов, которые проводились один раз в полугодие;
- вторая методика была связана с определением уровня музыкальной грамотности, восприятия, эмоционально-оценочного отношения к искусству. Для этого была использована методика из программы "Изучение музыкальной культуры", разработанная Л.В. Школяр.
Во второй блок исследования вошли анкета и опросник, с цель диагностики музыкальных интересов. В третий блок вошел тест, разработанный В.И. Андреевым, модифицированный применительно к нашему исследованию на сформированном потребности в самообразовании. Диагностика первой методики, связанной с определением обобщенного музыкального знания, в частности блоков содержательно-информативного, исторического и регионального свидетельствует, что уровень музыкального знания в экспериментальной группе повысился по сравнению с контрольной. Изучение эмоционально-ценностного блока музыкального знания, имело три варианта: встреча с музыкой на уроке, музыка для домашней фонотеки, и музыка для друзей. Анализ сочинений, проведенных в экспериментальных классах показал, что работы отличались самостоятельностью критичностью суждений, даже сопровождались стихотворениями собственного сочинения.
Диагностика потребностей в самообразовании показала в экспериментальной группе повышение количества высоких и сокращение средних показателей, чего нельзя сказать о контрольной группе, где уровень поздних и высоких показателей сократился или остался неизменным. В совокупности результаты диагностического исследования и цели подтверждают выдвинутую в работе гипотезу, что формирование музыкального кругозора, осуществляется в случае опоры на все пласты музыкальной культуры, систему предложенных нами форм, средств обучения, а также при условии учета возрастных особенностей учащихся начальных классов. Использование описанных форм и средств обучения влечет за собой повышение качества музыкального знания, активизирует интересы учащихся начальных классов к музыкальному искусству и способствует формированию потребности в самосовершенствовании и самообразовании.
Кругозор как индивидуально-личностное образование, формирующееся на широкой базе определенной системы знаний и интересов и проявляющееся через устойчивую потребность личности в самообразовании имеет огромное функциональное значение в становлении духовной сфере учащихся подростков. Музыкальный кругозор представляет собой синтез таких компонентов, как музыкальное знание, включающее наряду с содержателем научно-информативных, эмоционально-ценностных слоев, музыкальный интерес и потребности в самообразовании, самосовершенствовании. Музыкальный кругозор учащихся начальных классов вбирает в себя определенный опыт культуры музыкального восприятия, переживания, эмоционального разного мышления, художественной оценки музыкальных явлений.
В результате изучения литературы по вопросу формировании кругозора мы пришли к выводу, что наряду с общеизвестными дидактическими принципами и принципами музыкальной педагогики призваны сыграть специальные принципы формирования музыкального кругозора:
а) принцип активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся начальных классов;
б) принцип непрерывного формирования музыкального кругозора;
в) принципы взаимодействия между учащимися начальных классов, педагогом и учащимися, в основе которых лежат сотрудничество, сопереживание, сотворчество.
Используемая литература
Апраскина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие. Просвещение. 1983 г.
Попова С.К. Формирование музыкального кругозора учащихся на уроках музыки. Издательство Москва 1998 г.
Минова М.А. Диагностика кругозора и познавательных умений учащихся начальных классов. Издательство Учитель 2016 г.
Бордовский Г.А. Развитие общекультурного кругозора учащихся. Сборник научных статей Санкт-Петербург 1992 г.