Статья "Постановка артикуляционного аппарата у учащихся 7-9 - летнего возраста"
Статья "Постановка артикуляционного аппарата у учащихся 7-9 - летнего возраста"
В статье рассматривается наиболее экономичное использование артикуляционной мускулатуры на основе методики американского преподавателя вокала, режиссера Кристин Ликлейтер. Данную методику педагог использует в работе при постановке голоса, работая в образцовой эстрадной студии «Шанс» г. Владимира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Постановка артикуляционного аппарата у учащихся 7-9 - летнего возраста"»
Постановка артикуляционного аппарата
у учащихся 7 — 9 - летнего возраста
Педагог дополнительного образования
Педагог по вокалу эстрадной студии «Шанс»
Дворец детского (юношеского) творчества г. Владимира
Симаненкова Ю.А.
Слово "артикуляция" означает "сочленение", "соединение". Это сверхупрощенная оценка комплексной деятельности организма, при которой мысли трансформируются в слова.
В данной статье рассматривается наиболее экономичное использование артикуляционной мускулатуры на основе методики американского преподавателя вокала, режиссера Кристин Ликлейтер. Данные знания я использую в работе при постановке голоса, работая в Образцовой эстрадной студии «Шанс» г. Владимира. С подвижностью губ и языка приходит свобода от привычных зажимов в артикуляционных мышцах. Существует один критерий для ясной речи - это ясное мышление.
Артикуляционные поверхности.
Это, прежде всего передняя часть языка, его середина, задняя часть языка и поверхности, которых эти части касаются. Две губы в разнообразном соприкосновении друг с другом и возможные соприкосновения между верхними зубами и нижней губой обеспечивают всю остальную артикуляцию. Для того чтобы все слова могли быть сформированы в небольшом пространстве рта, артикуляционные мышцы должны совершать свою работу с энергией, педантичностью и согласованностью акробатической труппы. Координация движений дыхательных мышц и мышц горла, формирующих гласные, при переходе к формированию согласных слишком утончена и сложна, чтобы сознательное манипулирование этими мышцами было эффективнее, чем координация их на подсознательном уровне. В интересах отражения индивидуального мышления мы должны предоставить мышцам свободу от напряжения, сделать их гибкими и послушными в игре импульсов, сопровождающих мыслительный процесс.
Необходимо развивать податливость наиболее специфичной группы мышц верхней и нижней губы, обычно участвующих и формировании согласных. Развитие независимого функционирования этих мышц от движений челюсти является первой необходимостью. Когда зубы сомкнуты и челюсть неподвижна, артикулирующие мышцы работают помимо неподвижной челюсти ("м", "б").
Наиболее эффективно используемыми частями артикуляционного аппарата, с помощью которых образовываются звуки "д", "т", "с", "з", "п, "л", "н", является поверхность языка, находящаяся как раз за кончиком языка, и верхние альвеолы, которые представляют собой твердую кость между верхними передними зубами и куполом рта.
Для того чтобы изолировать переднюю часть языка и укрепить ее, Линклэйтер предлагает упражнения, преимущественно использующих работу мышц языка за пределами рта. В результате этих упражнений, артикулируя звуки в полости рта, язык действует с большей легкостью.
Во время упражнений может обнаружиться, что энергия, предназначенная для артикуляционных мышц, перенаправляется в область бровей, или рук, или плеч. На этот период работы все движения этого рода должны рассматриваться как посторонние. Импульс, вызывающий чувства, должен быть направлен исключительно в центр, а затем перенесен в полость рта. Это не значит, что голова, руки и плечи не должны участвовать в общении, но для того, чтобы подчеркнуть ответственность губ и языка в артикуляционном процессе, остальные зоны должны оставаться совершенно свободными. Движение бровей почти всегда подменяет собой артикуляционную четкость или непроизвольную реакцию мягкого нёба на импульс. Только несколько специфичных эмоций, как правило, сопровождаются движением бровей при экспрессии (крайне недоверчивый вопрос, неожиданный сюрприз, хмурый взгляд неодобрения). Чрезмерно поднятые брови всегда "обкрадывают" голос. Вместо самого голоса поднимаются брови.
В упражнениях на согласные Линклэйтер предлагает использовать различные скороговорки. При этом для того чтобы сохранить свободу во всем теле, стимулируя ваше сознание, дыхание, губы и язык, вы должны мыслить достаточно быстро. Чем большей физической релаксации вы достигаете, тем более сосредоточенным должно быть ваше сознание.
Литература
К. Ликлейтер «Связующее звено к тексту и игре на сцене». Издательство