Статья "Вокально-хоровые упражнения в формировании музыкальной культуры детей"
Статья "Вокально-хоровые упражнения в формировании музыкальной культуры детей"
В статье рассматриваются проблемы развития певческого голоса детей как наиболее доступной формы музицирования и самовыражения в младшем школьном возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Вокально-хоровые упражнения в формировании музыкальной культуры детей"»
Галушкина Наталья Валерьевна
учитель музыки,
МАОУ гимназия №49 города Тюмени
Вокальные упражнения в развитии певческого голоса у младших школьников
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития певческого голоса детей как наиболее доступной формы музицирования и самовыражения в младшем школьном возрасте. Даны понятия певческого голоса, развитие певческого голоса, основных вокально-хоровых навыков, определено значение вокально-хоровых упражнений в работе над певческим голосом младших школьников.
Автором рассмотрены методические приемы и последовательность работы по развитию певческого дыхания, звукообразования и дикции на начальном этапе вокально-хоровой работы с младшими школьниками. В статье представлены примеры вокально-хоровых упражнений для развития певческих навыков младших школьников на начальном этапе обучения хоровому пению.
На современном этапе развития общества происходят значительные и быстрые изменения во всех областях жизни человека, в том числе и в сфере образования. В настоящее время развитие музыкальных способностей детей является мощным источником воздействия на их дальнейшее полноценное развитие.
Музыкальное воспитание – важная составляющая эстетического воспитания ребенка. Музыка как наиболее эмоциональный вид искусства напрямую воздействует на чувства человека, а через них на его отношение к окружающему миру.
В музыкальном развитии детей младшего школьного возраста актуальным является развитие их певческого голоса, так как пение это наиболее доступная форма музицирования и самовыражения. Владение голосом дает возможность ребенку выразить свои чувства и настроения в пении, что активизирует его мироощущение и заряжает жизненной энергией.
Наиболее благоприятное развитие певческого голоса происходит в младшем школьном возрасте, где происходит формирование музыкального слуха, памяти и других музыкальных способностей. Именно в этот период закладывается фундамент музыкальной культуры ребенка, для развития которой необходима организация таких моделей воспитания.
Под певческим голосом понимается способность человека петь. Певческий голос – это энергетический поток, создаваемый певцом во время пения, а звучание певческого голоса, качество субъективного слухового восприятия этого потока [3, c.55].
Развитию певческого голоса отводится особое место в вокально-хоровом воспитании детей. Проблеме развития певческого голоса уделяли внимание многие ученые, педагоги-хормейстеры: Ю.Б. Алиев, Е.И. Алмазов, О.А. Апраксина, Л.Б. Дмитриев, Н.Н. Добровольская, Т.И. Глушакова, В.В. Емельянов, Г.П. Стулова, Г.А. Струве, В.А. Шереметьев и др.
Г.П. Стулова под развитием детского голоса понимает качественное и количественное изменение состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а также развитие специфически вокальных способностей [2, c. 6].
Как и все функции, пение человека, не имеющего природных данных, по мнению Л.Б. Дмитриева, может быть усовершенствованно, развито, и в некоторых случаях, развито до уровня, с достаточного до профессионального [1, c.74].
Ведущим методом обучения пению признается метод упражнения.
Все вокально-хоровые упражнения условно делят на две группы. Первая группа упражнений имеет целью подготовку голосового аппарата к работе, как говорится «распевание» его. Вторая группа упражнений направлена на формирование и развитие вокально-хоровых навыков у певцов: певческую установку, певческое дыхание и опору звука, правильное звукообразование и ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, использование различных видов звуковедения, дикционные, артикуляционные и орфоэпические навыки.
В своих разработках мы опирались на вокальные методики В.В. Емельянова, Г.А. Струве, К.И. Плужникова, А.Н. Стрельниковой, Г.П. Стуловой.
Основой вокально-хоровой техники, является навык певческого дыхания. Правильное певческое дыхание дает возможность регулировать певческий звук, придает ему подвижность, длительность и силу.
Среди практических упражнений по выработке правильного певческого дыхания у детей на начальном этапе применяются упражнения без пения, направленные на выработку правильного вдоха, задержки дыхания и выдоха.
Упражнение «Свеча» направлено на выработку длительного выдоха. Представим, что в нашей руке горит свеча и что нам ее нужно потушить. Спокойно и глубоко делаем вдох, затем медленно дуем на «свечу», чтобы она погасла.
На начальном этапе целесообразно начинать пение с упражнений на гласную «у», это дает возможность округлить, «собрать» звук, легче перейти от речевой к певческой манере исполнения.
Упражнение 1.
Упражнение 2.
Для осветления звука «у» к нему можно присоединить согласный звук «к».
Упражнение 3.
Гласные звуки «о» и «е» дают возможность выработать округлое, светлое, головное звучание. Поэтому слоги «ду», «ку», «ле» можно широко использовать в вокально-хоровых упражнениях.
Упражнение 4.
Упражнение 5.
Один из важных вокально-хоровых навыков, на который следует обращать внимание в пении младших школьников – дикция. Под дикцией понимается ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция – непременное условие вокального, том числе хорового пения. В целях развития дикции в вокальной практике рекомендуются разные скороговорки. На начальном этапе работы над дикцией с младшими школьниками, можно использовать проговаривание, скандирование в заданном ритме текстов народных прибауток, песенок-попевок: «Барашеньки», «Дон, дон», «Бык-тупогуб» и др.
Для активизации языка используется специальное упражнение.
Упражнение 6.
Данная система вокально-хоровых упражнений дает возможность расположить последовательно учебные задачи, позволяя на простом музыкальном материале вырабатывать у младших школьников навыки певческого дыхания, звукообразования и дикции в пении.
Вокально-хоровые упражнений и их выбор зависят от уровня развития певческого голоса детей, наличия в пении имеющихся недостатков. Такая техническая работа над вокально-хоровыми навыками всегда должна проводиться в комплексе с работой над выразительностью исполнения и тогда у детей разовьется не только певческий голос, но и музыкальный слух.
Список использованных источников
Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики : учеб. пособие для вузов / Л.Б. Дмитриев. – М. : Музыка, 1968. – 675 с.
Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Стулова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.: ноты.
Юшманов, В.И. Вокальная техника и ее парадоксы : изд. 2-е, / В.И. Юшманов. – СПб. : изд-во ДЕАН, 2002. –128 с.