kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Вокально-хоровые упражнения в формировании музыкальной культуры детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются проблемы развития певческого голоса детей как наиболее доступной формы музицирования и самовыражения в младшем школьном возрасте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Вокально-хоровые упражнения в формировании музыкальной культуры детей"»

Галушкина Наталья Валерьевна

учитель музыки,

МАОУ гимназия №49 города Тюмени



Вокальные упражнения в развитии певческого голоса у младших школьников

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития певческого голоса детей как наиболее доступной формы музицирования и самовыражения в младшем школьном возрасте. Даны понятия певческого голоса, развитие певческого голоса, основных вокально-хоровых навыков, определено значение вокально-хоровых упражнений в работе над певческим голосом младших школьников.

Автором рассмотрены методические приемы и последовательность работы по развитию певческого дыхания, звукообразования и дикции на начальном этапе вокально-хоровой работы с младшими школьниками. В статье представлены примеры вокально-хоровых упражнений для развития певческих навыков младших школьников на начальном этапе обучения хоровому пению.


Ключевые слова: певческий голос, развитие певческого голоса, вокально-хоровые навыки, вокально-хоровые упражнения.


На современном этапе развития общества происходят значительные и быстрые изменения во всех областях жизни человека, в том числе и в сфере образования. В настоящее время развитие музыкальных способностей детей является мощным источником воздействия на их дальнейшее полноценное развитие.

Музыкальное воспитание – важная составляющая эстетического воспитания ребенка. Музыка как наиболее эмоциональный вид искусства напрямую воздействует на чувства человека, а через них на его отношение к окружающему миру.

В музыкальном развитии детей младшего школьного возраста актуальным является развитие их певческого голоса, так как пение это наиболее доступная форма музицирования и самовыражения. Владение голосом дает возможность ребенку выразить свои чувства и настроения в пении, что активизирует его мироощущение и заряжает жизненной энергией.

Наиболее благоприятное развитие певческого голоса происходит в младшем школьном возрасте, где происходит формирование музыкального слуха, памяти и других музыкальных способностей. Именно в этот период закладывается фундамент музыкальной культуры ребенка, для развития которой необходима организация таких моделей воспитания.

Под певческим голосом понимается способность человека петь. Певческий голос – это энергетический поток, создаваемый певцом во время пения, а звучание певческого голоса, качество субъективного слухового восприятия этого потока [3, c.55].

Развитию певческого голоса отводится особое место в вокально-хоровом воспитании детей. Проблеме развития певческого голоса уделяли внимание многие ученые, педагоги-хормейстеры: Ю.Б. Алиев, Е.И. Алмазов, О.А. Апраксина, Л.Б. Дмитриев, Н.Н. Добровольская, Т.И. Глушакова, В.В. Емельянов, Г.П. Стулова, Г.А. Струве, В.А. Шереметьев и др.

Г.П. Стулова под развитием детского голоса понимает качественное и количественное изменение состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а также развитие специфически вокальных способностей [2, c. 6].

Как и все функции, пение человека, не имеющего природных данных, по мнению Л.Б. Дмитриева, может быть усовершенствованно, развито, и в некоторых случаях, развито до уровня, с достаточного до профессионального [1, c.74].

Ведущим методом обучения пению признается метод упражнения.

Все вокально-хоровые упражнения условно делят на две группы. Первая группа упражнений имеет целью подготовку голосового аппарата к работе, как говорится «распевание» его. Вторая группа упражнений направлена на формирование и развитие вокально-хоровых навыков у певцов: певческую установку, певческое дыхание и опору звука, правильное звукообразование и ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, использование различных видов звуковедения, дикционные, артикуляционные и орфоэпические навыки.

В своих разработках мы опирались на вокальные методики В.В. Емельянова, Г.А. Струве, К.И. Плужникова, А.Н. Стрельниковой, Г.П. Стуловой.

Основой вокально-хоровой техники, является навык певческого дыхания. Правильное певческое дыхание дает возможность регулировать певческий звук, придает ему подвижность, длительность и силу.

Среди практических упражнений по выработке правильного певческого дыхания у детей на начальном этапе применяются упражнения без пения, направленные на выработку правильного вдоха, задержки дыхания и выдоха.

Упражнение «Свеча» направлено на выработку длительного выдоха. Представим, что в нашей руке горит свеча и что нам ее нужно потушить. Спокойно и глубоко делаем вдох, затем медленно дуем на «свечу», чтобы она погасла.

На начальном этапе целесообразно начинать пение с упражнений на гласную «у», это дает возможность округлить, «собрать» звук, легче перейти от речевой к певческой манере исполнения.

Упражнение 1.


Упражнение 2.


Для осветления звука «у» к нему можно присоединить согласный звук «к».

Упражнение 3.

Гласные звуки «о» и «е» дают возможность выработать округлое, светлое, головное звучание. Поэтому слоги «ду», «ку», «ле» можно широко использовать в вокально-хоровых упражнениях.

Упражнение 4.


Упражнение 5.


Один из важных вокально-хоровых навыков, на который следует обращать внимание в пении младших школьников – дикция. Под дикцией понимается ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция – непременное условие вокального, том числе хорового пения. В целях развития дикции в вокальной практике рекомендуются разные скороговорки. На начальном этапе работы над дикцией с младшими школьниками, можно использовать проговаривание, скандирование в заданном ритме текстов народных прибауток, песенок-попевок: «Барашеньки», «Дон, дон», «Бык-тупогуб» и др.

Для активизации языка используется специальное упражнение.

Упражнение 6.


Данная система вокально-хоровых упражнений дает возможность расположить последовательно учебные задачи, позволяя на простом музыкальном материале вырабатывать у младших школьников навыки певческого дыхания, звукообразования и дикции в пении.

Вокально-хоровые упражнений и их выбор зависят от уровня развития певческого голоса детей, наличия в пении имеющихся недостатков. Такая техническая работа над вокально-хоровыми навыками всегда должна проводиться в комплексе с работой над выразительностью исполнения и тогда у детей разовьется не только певческий голос, но и музыкальный слух.


Список использованных источников

  1. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики : учеб. пособие для вузов / Л.Б. Дмитриев. – М. : Музыка, 1968. – 675 с.

  2. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Стулова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.: ноты.

  3. Юшманов, В.И. Вокальная техника и ее парадоксы : изд. 2-е, / В.И. Юшманов. – СПб. : изд-во ДЕАН, 2002. –128 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Вокально-хоровые упражнения в формировании музыкальной культуры детей"

Автор: Наталья Валерьевна Галушкина

Дата: 21.03.2023

Номер свидетельства: 627980


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства