kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Заметки о Б.В.Асафьеве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье подробно освещена деятельность русского композитора, музыкального критика Б.В.Асафьева. Его жизнь и вклад в музыкальное искусство

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Заметки о Б.В.Асафьеве"»







СТАТЬЯ

на тему: «Заметки о Б.В. Асафьеве"





Московская государственная филармония была основана в 1921 году по инициативе наркома просвещения А.В. Луначарского. Первый концерт в филармонии состоялся 22 января 1922г. В 1946 году Московской филармонией совместно с Музеем музыкальной культуры был организован цикл Исторических концертов. Огромную роль в подготовке этих концертов сыграл Борис Владимирович Асафьев. В программу цикла были включены четыре монографических концерта: «Е.И.Фомин», «Д.С.Бортнянский», «А.А.Алябьев», «А.Н.Верстовский». Все детали подготовки концертов согласовывались с Б.В.Асафьевым.

Борис Владимирович Асафьев (17 июня 1884г. – 27 января 1949г.) – это виднейший советский музыковед, русский и советский композитор, музыкальный критик, пианист, педагог, балетовед, общественный деятель и публицист. Не случайно Родина отметила его творческие деяния крупнейшими наградами. Он Лауреат двух Сталинских премий, единственный из советских музыкальных учёных был удостоен звания народного артиста СССР (1943г.). Вклад Б.В.Асафьева в развитие мирового музыкознания поистине бесценен.

Круг интересов Б.В.Асафьева был чрезвычайно широк. Трудно назвать историческую эпоху, национальную композиторскую школу, жанр и вид музыки, специально теоретическую и общественную проблему, которые бы прошли мимо его внимания. Но более всего интересовали его русская музыка в самом широком временном и жанровом диапазоне и творчество своих товарищей-современников. Эпохальное значение имеют его исследования о музыке М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Б.М.Мусоргского и других виднейших русских композитором. Глубоки и проницательный его суждения о произведениях первых трёх десятилетий истории советской музыки.

Первым в цикле Исторической концертов, был концерт из произведений композитора Е.И.Фомина, а именно одноактная опера «Ямщики на подставе» и мелодрама «Орфей». Советы Б.В.Асафьева по подготовке гениальной мелодрамы «Орфей» были точные и практичные. Например, он предложил вместо рогового оркестра, указанного в партитуре, ввести тромбоны и тогда тембр будет соответствовать всему, что связано с загробным миром сюжета мелодрамы.

В концерт, посвящённый Д.С.Бортнянскому, филармония включила трёхактную оперу «Сын-соперник». Б.В.Асафьев сказал о Д.С.Бортнянский: «Удивительный композитор: его музыка на первый взгляд поражает необычностью своих составов и приёмов изложения, все, казалось бы, сделано «навыворот» и звучать не может. А между тем при исполнении, произведения Борзнянского всегда поражают именно безукоризненностью и прелестью звучания»[3, с.167 ]. Вот в таких удивительно проницательный, глубоких высказываниях проявляется весь ум Б.В.Асафьева.

Он всегда восхищался музыкой, был человеком редкостной и всесторонней образованности, знал много языков, имел отличные познания во всех областях искусства. Как человек, многие годы отдавший исполнению старинной музыки, например на специальные вопросы, что делать при исполнении ряда трудных мест, особенно когда встречаются скачки на широкие интервалы, Б.В.Асафьев сказал: «Старые мастера были не дураки, они знали, что у них трудно, и не скрывали, а, наоборот показывали эти трудности. В частности, при широких скачках движение чуть-чуть расширялось, чтобы всё прозвучало безукоризненно, но замедления эти конечно были минимальными, не воспринимались слухом как нарушения единого потока движения»[2, с. 47].

Творческая активность Б.В.Асафьева была необычайно интенсивна, хотя многое в его наследии, будучи разбросано по страницам журналов, газет, сборников, оказалось несправедливо забытым. Также можно сказать и о Б.В.Асафьеве, как композиторе. Его имя обычно связывается с балетами «Бахчисарайский фонтан» и « Пламя Парижа». Об Б.В.Асафьева, как человеке, о его глубокой гуманитарной культуре, о его поистине энциклопедических знаниях и ярчайшим остром уме рассказывают в своих воспоминаниях его современники. Б.В.Асафьев часто встречался с музыкантами, которые именуются советскими классиками, например с С.С.Прокофьевым. После одной из встреч с С.С.Прокофьевым он полушутя сказал: «Прокофьев все же похитил мой любимейший балетный сюжет – «Золушку»[1, с. 21].

1948 год принёс всеобщее признание заслуг Б.В.Асафьева. Он занял пост председателя Союза композиторов, получил вторую Государственную премию за книгу о М.И.Глинке и даже несмотря на то, что болезнь подтачивала его силы, сделал редакцию неизвестного варианта сцены у Финна в опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Ведя обычный разговор Б.В.Асафьев незаметно для собеседника вкладывал в него много драгоценных, ярких идей. Идеи часто растворились в его многоречивости и только много времени спустя вдруг неожиданно всплывали в памяти как призыв к новым поискам, находкам, работам. Б.В. Асафьев был кладезем идей и передавал их собеседникам очень тактично, незаметно, от всей широты своего щедрого сердца.

В общении с Б.В.Асафьевым, каждый чуткий человек, воспринимая его яркие мысли, становился выше и чище. В тоже время Б.В.Асафьев оставался очень скромным человеком, только изредка и перед немногими раскрывающих всю свою душевную прелесть.

Список литературы:

  1. Богданов-Березовский В., Б.В.Асафьев/ В.Богданов-Березовский. – Ленинград.: Музгиз, 1937. – обл., 29с.: порт.

  2. Сборник статей. Памяти Б.В.Асафьева/Сборник статей. – Издательство Академии наук СССР, 1951. – 96с., 1л.: порт.

  3. Орлова Е.М., Крюков А. Академик Борис Владимирович Асафьев/ Е.М.Орлова, А.Крюков. – Ленинград.: Советский композитор, 1984. – 271с.

  4. Оссовский А.В. Б.В.Асафьев, 4 сборник/А.В.Оссовский. – Москва.: Музгиз, 1945. – 156с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья на тему "Заметки о Б.В.Асафьеве"

Автор: Дорожкина Римма Николаевна

Дата: 22.05.2022

Номер свидетельства: 607590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства