Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование пластических этюдов на музыкальных занятиях в ДОУ"»
3
Пластические этюды на занятиях музыкой в ДОУ
Большое место в развитии творческих способностей и инициативы занимает выполнение несложных музыкальных этюдов.
Этюд – это набросок, импровизация. Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой школьников и индивидуально.
Исполняя этюды, дошкольники учатся точно соотносить определенные движения с характером музыки, выбирая и согласовывая с ним ходьбу, бег, прыжки и другие движения.
В чем развитие творчества и воображения? Содержание этюда остается единым, но детали исполнения могут изменяться в зависимости от того, как ребенок чувствует музыкальный образ и вносит дополнения в соответствии со своим воображением.
Этюды могут быть сюжетными (с заданным текстом) и несюжетные, где школьники учатся осмысливать чередование частей и в соответствии с этим, изменять движение.
Методика первичного разучивания этюда аналогична методике разучивания игры.
Этапы работы:
Подготовительная беседа о музыке.
Прослушивание музыкального произведения.
Разбор отдельных частей и музыкальных фраз.
Анализ средств музыкальной выразительности.
Показ варианта исполнения в сопровождении музыки музыкальным руководителем.
Показ движений детьми без музыки.
Исполнение этюда детьми.
В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Индивидуальный этюд требует сосредоточения всех сил и умений.
Возможно повторение этюдов (но не разучивание). Оно дает возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнять детали, совершенствовать согласованность движений с музыкой.
Таким образом, выполнение этюдов как наиболее сложных творческих заданий, обогащает дошкольников музыкальными впечатлениями, развивает умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать движениями образное содержание инструментальной музыки.
"Ветер и ветерок"
Программное содержание.
Продолжать развивать навык различения динамических оттенков и отражения их в движении, изменяя силу мышечного напряжения рук. Способствовать развитию согласованности движений.
Описание.
1 –8 такты.Ветерок слабо колышет ветви деревьев. Листочки едва шевелятся. Дети поднимают руки вверх и двигают их в разных направлениях.
9 -12 такты. Ветер поднялся так, что кажется, что вот - вот начнется гроза.
Дети отставляют одну ногу в сторону и броском сгибают корпус то влево, то вправо. Руки следуют за корпусом.
13 -16 такты. Сильный ветер пронесся мимо, и опять пришел маленький ветерок. Дети выполняют движения 1 - 8 тактов.
Методические указания.
Руки у ребят все время должны оставаться мягкими, без лишнего напряжения в плечах и мышцах.
"Цветы".
Программное содержание.
Развивать творческое воображение детей. Умение действовать с воображаемыми предметами, четко согласуя свои движения с музыкой. Добиваться плавных, мягких движений.
Описание.
У каждого ребенка в руке по цветку (воображаемому). Перед ними
Воображаемый ручеек.
Такт1. Плавно поднимают правую руку. Одновременно с движением руки поворачивается голова
Такты 3 – 8. Повторяются движения предыдущих тактов.
Такт 9. Делается 3 шага вперед ( идут к ручейку).
Такт 10. Бросают в ручеек воображаемый цветок(правая рука).
Такты 11 – 12. То же левой рукой.
Такт 13. Делают 3 шага к ручейку.
Такт 14. Стоят.
Такты 15 -16. Отходят назад, помахивая руками, прощаясь со своими
цветами.
Простейшая и любимая детьми форма музыкального движения музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению. Здесь коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Но стоит только этот предмет связать с музыкой – он станет самым любимым для дошкольников). Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой.