«Сравнение произведений живописи и музыки: контраст, взаимосвязь двух видов искусств»
«Сравнение произведений живописи и музыки: контраст, взаимосвязь двух видов искусств»
Благодаря программе Алеева В.В. и Кичак Т.Н., где каждая тема связана с изобразительным искусством, я нашла возможность со всей полнотой проследить взаимосвязь этих видов искусств. Мелодии обычно вызывают у слушателя определенные мысли и чувства, рождают воспоминания, и эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сравнение произведений живописи и музыки: контраст, взаимосвязь двух видов искусств»»
«Сравнение произведений живописи и музыки: контраст, взаимосвязь двух видов искусств»
«Интеграция музыки и изобразительного искусства, как источник формирования музыкальной культуры».
«Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики: искусства ежеминутно переходит одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом» (Французский писатель и музыкант Ромен Роллан.)
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (Микеланджело Буанаротти)
С темой метапредметные связи я работаю давно, первой ее составляющей была «музыка и литература; второй
«музыка и история» и вот сейчас
«музыка и изобразительное искусство»
Благодаря программе Алеева В.В. и Кичак Т.Н., где каждая тема связана с изобразительным искусством, я нашла возможность со всей полнотой проследить взаимосвязь этих видов искусств. Мелодии обычно вызывают у слушателя определенные мысли и чувства, рождают воспоминания, и эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как будто звучит музыка. Еще Римский – Корсаков провел аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке. Работая с темой тембры в первом классе, я провожу аналогию с красками в изобразительном искусстве.
Темп голоса человека
Тембр музыкального инструмента
Тембр животных
Тембры - краски
мальчик
флейта
птичка
мужчина
арфа
кошка
дедушка
фортепиано
собака
Продуктивность восприятия, таким образом – 100%. Заключительный этап – игра – «Скок – скок – скок, угадай, чей голосок!» Много общего между музыкой и живописью мы найдем даже в терминах, употребляемых между музыкантами и художниками. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений. Что общего есть у музыки и живописи?
Динамика – распределение в произведении уровней громкости.
Я предлагаю детям взять на себя роль переводчика музыкальных терминов с итальянского языка.
Музыкальные термины
Обозначения в музыке
Перевод
Термины в живописи
пиано
тихо
оттенки
форте
громко
нюансы
крещендо
Усиление звука
фон
диминуждо
Уменьшение звука
рельеф
стаккато
остро
легато
плавно
штрихи
Нон легато
Фермата
остановка
Для изучения терминологии использую музыкальную азбуку: «Краски в картине, слово в стихах, образ рисует точность штриха».
Я работаю над формированием понимания терминов «Рельеф и фон» в музыке и изобразительном искусстве. Для этого учу детей сравнивать произведения живописи и музыки с точки зрения динамики, чтобы им становилось понятно объект, который изображен на переднем плане картины, «звучит» громче, рельефней, чем то, что является фоном .С точки зрения живописи рельеф – передний план, фон – задний план.
Музыка
Живопись
Первый концерт для фортепиано с оркестром муз. П.И.Чайковского 2-часть партию солирующего инструмента исполняет флейта – передний план, легкое оркестровое сопровождение – фон.
Картина «Стог сена в Живерни»
Клода Моне.
Стог сена – передний план.
Домики, цветы, лес – задний план – фон.
Эти пространственные понятия играют большую роль и в музыке, и в изобразительном искусстве.
Еще одно универсальное понятие, с которым мы работаем на уроках – контраст.
Музыка
Живопись
Лад
тон
Мажор - минор
холодный - теплый
Темп
цвет
быстрый - медленный
яркий - темный
регистр
масштаб
Высокий – средний - низкий
большой - малый
Динамика
динамика
Громко
тихо
Контраст присутствует почти в каждом произведении.
Музыка
Живопись
Цикл «Картинки с выставки» «Два еврея, богатый и бедный» М.А. Мусоргский.
Картина «Жизнь и смерть» Дробицкий. Э.Н.
– контраст уже заложен в самом названии.
– противоположность двух вечных философених категорий
Картина В. Гартмана «Два еврея богатый и бедный»
Контраст можно найти и в многочисленность «пейзажных» пьесах. Композиторов и художников, представляющих направление импрессионизм. Сама, заинтересованная этим методом в искусстве, я изучила множество работ студентов, преподавателей художественных и музыкальных учебных заведений и выбрала приемлемую методику простого объяснения этого явления.
Импрессионизм – (франц.) – впечатление. Знакомлю учеников с Клодом Дебюсси, который очень любил природу, о ней он говорил как о высшем источнике вдохновения. Импрессионисты считали, что реальность – это меняющиеся световые ощущения, так как ощущения постоянно меняются, художники работали над тем, чтобы уловить эти исчезнувшие мгновения.
Главная задача – возбудить фантазию слушателя, активизировать воображение, впечатление, настроение. Своеобразная живописная манера: поверхность картин кажется трепещущей и зыбкой, рябь на воде, ощущение воздуха, легкость и невесомость предметов.
Работая с циклом прелюдии К. Дебюсси, ставлю перед прослушиванием задачу – услышать «стихию природы», проследить за этим образом на протяжении всего произведения. Я была удивлена, с какой легкостью дети справляются с этим заданием и как нетрудно воспринимает их сознание этот сложный, казалось бы, термин. Таким образом, я работаю на опережение, поскольку в среднем и старшем звене дети легко воспринимают и музыкальные, и художественные, и изобразительные произведения этого направления.
Музыка
Живопись
Прелюдия «Паруса» К. Дебюсси
Картина «Море в Сен-Мари» В. Ван Гог
Говоря о влиянии живописи на музыку, я постоянно напоминаю, что многие понятия из области изобразительного искусства вошли в музыку. Музыканты сделали своим достоянием слова, ранее считавшиеся исключительной принадлежностью художников: гамма, тон и полутон, оттенок, и нюанс, музыкальная краска, колорит, холодные и теплые тембры, светлые и сумрачные мелодии.
Работая с темой «Картины, изображающие людей, играющих на различных музыкальных инструментах», даю задание увидеть взаимосвязь двух видов искусств. Рассматривая картины и анализируя их вместе с детьми, делаем вывод: с появлением новых музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, в которых запечатлевался не только сам процесс музицирования, но и то эмоциональное состояние, которая вызывала музыку. Живопись запечатлевает историю музыкального искусства. Это позволяет по произведениям изобразительного искусства судить об инструментах, формах музицирования, о связи музыки с бытом и общественной жизнью той или иной эпохи, а также о воздействии музыки на людей.
Картина «Лютнист» Караваджо
«Скрипач» А. Атрошенко.
В красках ребенок выразит тот восторг, который не всегда может выразить словами. В начальной школе я работала с проектом «Нарисуй песенку» - мультфильм. Слияние звука и цвета в XX веке привело к появлению новых видов искусств, как то: кинематография, мультипликация.