Просмотр содержимого документа
«Специфика оценки качества знаний обучающихся по междисциплинарному курсу «Музыкальный инструмент»»
Специфика оценки качества знаний обучающихся
по междисциплинарному курсу «Музыкальный инструмент»
Горобец Т.А.,
председатель ПЦК
музыкально-теоретических дисциплин
Оценка качества формирования профессиональных компетенций по музыкальным дисциплинам имеет свою специфику. Рассмотрим особенности оценки знаний, умений и навыков обучающихся по междисциплинарному курсу "Музыкальный инструмент".
Начнём с того, что форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Оценка качества знаний по МДК "Музыкальный инструмент" включает в себя все традиционные виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация обучающихся;
- итоговая аттестация обучающихся.
Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои задачи и формы.
Вид контроля
Задачи
Формы
Текущий контроль
- поддержание учебной дисциплины,
- выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету,
- повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем в рамках расписания занятий. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении, семестровых, полугодовых, годовых оценок.
контрольные уроки
Промежуточная аттестация
- определяет успешность развития обучающегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.
контрольные прослушивания
Итоговая аттестация
- определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета
итоговое контрольное прослушивание проводится по окончанию курса предмета
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по музыкальному инструменту. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы обучающегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование).
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение семестра в зависимости от индивидуальной успеваемости обучающегося, от этапности изучаемой программы, с целью повышения мотивации в обучающемся к учебному процессу.
Контрольное прослушивание - основная форма контроля за выполнением обучающимися учебной программы по междисциплинарному курсу "Музыкальный инструмент".Контрольные прослушиванияпроводятся в конце семестра или учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного периода обучения. Контрольное прослушивание проводится с применением дифференцированных систем оценок. Прослушивание проходит в присутствии комиссии. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления, оно носит аналитический, рекомендательный характер, отмечаются успехи и перспективы развития обучающегося.
Контрольные прослушивания дают яркую картину работы и успеваемости обучающихся. Работа показывается во всем объеме: характеризует сильные и слабые стороны педагогических приемов, специфику подбора репертуара и интерпретации музыкальных произведений, индивидуального подхода к обучающимся, умение ставить задачи перед ними.
Итоговое контрольное прослушивание - это итог работыобучающегося ипреподавателя.Итоговые контрольные прослушиванияопределяют уровень и качество освоения обучающимся образовательной программы. Прослушивание проводится по окончанию курса предмета в соответствии с действующими учебными планами.
Итоговое контрольное прослушивание проходит в присутствии комиссии. Коллегиальное обсуждение оценки успехов обучающихся, работы преподавателя – вот специфика труда педагогов. Для более объективной оценки выступления определился основной критерий: главное – музыкальность исполнения, основанная на техничности игры, на характерных игровых приемах и выразительных средствах, свойственных инструменту. Объективности оценки способствует также предоставление слова преподавателю по специальности, игру обучающегося которого обсуждают. Уровень требований к оценке успехов обучающихся должен быть общим для всех, потому что при дифференцированном подборе программы уже учтены разные музыкальные данные обучающихся. Учитывая это, нужно давать обучающимся задание, с которым каждый должен справиться. Особое место в решении педагогических проблем занимает вопрос об оценке. Когда следует ставить «5» и на каких основаниях снижать оценку. Вот примерно сгруппированные требования, предъявляемые к контрольным прослушиваниям.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Оценка
Критерии оценивания исполнения
5 ("отлично")
Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.
4 ("хорошо")
Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить "отлично". Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.
3 ("удовлетворительно")
Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал; нераскрыт художественный замысел музыкального произведения.
2 ("неудовлетворительно")
Обучающийся не справился с заданием; или задание выполнено, но не соответствует параметрам оценки, произведенным выше; или обучающийся отказался выполнять задание.
При выставлении оценок за контрольное прослушивание учитывается качество исполнения обучающегося.
Качество исполнения:
Соблюдение авторских указаний по тексту исполняемых произведений.
Точное выполнение требований преподавателя.
Непрерывность исполнения в соответствии с авторским текстом.
Музыкальность исполнения (динамичность, ритмичность, эмоциональность, понимание исполняемого произведения, умение слушать себя, владеть звуком и т.д.).
Можно выделить в отдельную группу наиболее часто встречающиеся на контрольных прослушиваниях методические ошибки: текстовые неточности; неправильное владение инструментом (аппликатура, работа мехом, и т. д.); слабое владение штрихами; неправильная посадка, постановка рук и т. д.); интерпретация, нарушающая смысл произведения.
При подготовке контрольных прослушиваний, преподаватель должен уделять большое значение организации выступления обучающегося.
Организация выступления на итоговом контрольном прослушивании:
Культура поведения при выступлении (выход, уход, представление программы и т.д.)
Организация выступающего (профессиональное сосредоточение, пауза между исполнением произведений, проявление волевых качеств в умении исполнить произведение полностью, без остановок, доводить его до конца, показать степень законченности работы над произведением, умение артистично держаться на сцене и т. д.)
Степень полноценности исполнительской формы обучающегося зависит от реакции преподавателя. Целесообразно не торопиться с внешней реакцией на неожиданную паузу исполнителя, педагогу необходимо быть спокойным и подождать, пока обучающийся самостоятельно не выйдет из подобной ситуации. Поведение педагога имеет большое воспитательное значение для обучающегося. Но если он всё же не в состоянии выйти из создавшегося положения, преподаватель должен дружески подсказать, что делать дальше. Неприемлемы у преподавателя отстукивания, громкие отчеты, жестикулирование.
Помимо оценивания исполнительских особенностейигры на инструменте,при выведении итоговой оценки учитываются следующие параметры:
Семестровые оценки обучающихся.
Оценки за контрольные прослушивания.
Другие выступления обучающихся в течение курса инструмента.
Самостоятельная работа обучающегося.
Посещение уроков.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного курса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Обобщая все, хочется сделать вывод о том, что важной спецификой оценки качества знаний обучающегося по междисциплинарному курсу "Музыкальный инструмент" является основные принципы:
систематический контроль учёта успеваемости обучающегося;
учёт индивидуальных особенностей обучающегося;
коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся).
Данная система контроля за выполнением учебной программы, стимулирует работу преподавателей и обучающихся. Контрольные уроки и прослушивания – средство воспитания воли; они развивают артистичность исполнения, приучают обучающихся к публичному творчеству, дают возможность привыкать к тому, что выступление это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателями, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом.
Список использованной литературы
1. Радынова О.П., Комисарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей. – М., 2011.
2. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. Учебное пособие под ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003.
6. Шаров О.М.; Аккордеонно - баянное исполнительство. Вопросы методики, теории и истории. СПб.: Композитор, 2006.
7.Смирнова С.А.; Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. - М.: Академия, 2000.