"Специфика и влияние определённых музыкальных инструментов на внутренние органы и системы человека"
"Специфика и влияние определённых музыкальных инструментов на внутренние органы и системы человека"
Специфика и влияние определенных музыкальных инструментов на внутренние органы и системы человека. Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от её характера, но и от музыкального инструмента, с помошью которого она исполняется. Далее приводятся некоторые данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, почерпнутые из мирового музыковедческого опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Специфика и влияние определённых музыкальных инструментов на внутренние органы и системы человека"»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПУТЬ В НАУКУ»
СЕКЦИЯ общественных наук
Тема:
«Влияние музыки на здоровье человека »
Автор: Лёвина Надежда Викторовна
9 Г класс МБОУ «Цнинская СОШ№1»
филиал в с. Кузьмино - Гать
Руководитель: Грунская Елена Леонидовна,
учитель музыки МБОУ «Цнинская СОШ№1»
филиал в с. Кузьмино - Гать
2015
год
Содержание
Введение 2
1. Обзор литературы 3
1.1 Отношение к музыке в древности 3
1.2 Исследование современных психологов о воздействии звука на психику человека 4
1.3 Влияние музыки на физическое здоровье 4
1.4 Специфика и влияние определенных музыкальных инструментов на внутренние органы и системы. 6
1.5 Значение народной музыки 7
1.6 Влияние музыки на детей 7
1.7 Почему нельзя слушать рок в неумеренных количествах 8
1.8 О влиянии классической музыки 10
1.9 Музыка во благо, музыка во вред 10
2. Исследования и их результаты 12
2.1 Этапы и методы эмпирического исследования 12
2.2. Организация и анализ результатов исследования 12
3. Заключение 15
Информационные ресурсы 16
ПРИЛОЖЕНИЯ 17
Приложение 1 17
Приложение 2 18
Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие ребенка.
В. Сухомлинский
Введение
В последнее время мы все меньше задумываемся о музыкальном воспитании. Стараемся записаться на дополнительные занятия по английскому или математикой, полагая, что это гораздо больше пригодится в дальнейшей жизни, чем умение грамотно общаться с музыкой. Да, жизнь сегодня такова, что каждый спешит, прежде всего, получить практические навыки, которые должны помочь добиться успеха в будущей профессии. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет, везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. У каждого человека есть музыка, которая ему нравится. Кому–то нравится классическая музыка, кому-то рок-музыка или «попса». Вряд ли каждый из нас задумывается над вопросом: «Какое влияние оказывает музыка на организм человека?».
Цель проекта. Изучить возможности влияние музыки на физическое здоровье и успеваемость школьников.
Задачи проекта.
1.Изучить теоретический материал по данной теме.
2.Провести диагностику и исследовать влияние классической и рок музыки на функциональное состояние и успешность учебной деятельности школьников.
3. Провести работу по информированию учащихся о влиянии музыки на учебную деятельность и её влиянии на здоровье. Предложить рекомендации по оздоровлению
средствами музыкального искусства (см. Приложение 1).
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто утверждение: Если духовно развивать школьника средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья и успеваемость. Для доказательства данной гипотезы был изучен большой объем информации, полученной из различных источников, проанализированы результаты анкетирования.
1. Обзор литературы 1.1 Отношение к музыке в древности
В древности выделяли три направления влияния музыки на человека:
1)на духовную сущность человека;
2)на интеллект;
3)на физическое тело.
«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому мудрецы древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни». Именно «Единой силе Души, Мелодии и Песни» поклонялись друиды – кельтские жрецы древней Британии.
Известный учёный Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III веке до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Древние трактаты утверждают: «Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье». Конфуций, признавая музыку важнейшим средством воспитания души, утверждал, что посредством правильной музыки можно управлять государством.
Дошедшая до нас из Руси XVII века рукопись под названием «Четвертая мудрость» различает музыку слышимую (естественную) и неслышимую (богогласную), для восприятия и воссоздания которой необходимы необычные духовные силы.[2]
Важнейшим условием для исполнения знаменного распева в православной литургии была чистая жизнь поющего. Она называлась правильной, «праведной», причастной высшему гармоническому звучанию Вселенной, прославляющей Бога. Различными видами песнопений, а также «колокольностью», любимой на Руси, торились пути преображения народа Красотой и Гармонией.
Согласно исследованиям современного физика, академика А.Ф. Охатрина, разрушение храмов в послереволюционной России и уничтожение колоколов – одна из причин возросшей заболеваемости местного населения, лишившегося «благодетельной реакции» на организм человека колокольного звона.
1.2 Исследование современных психологов о воздействии звука на психику человека
Психолог Говард Гарднер, профессор Гарвардского университета, доказал, что музыка способна активизировать мозговую деятельность, улучшать память и воображение, повышать концентрацию внимания. Было установлено, что классика помогает сосредоточиться, благотворно влияет на память, улучшает внимание и стимулирует процессы мышления, а также развивает пространственное восприятие мира. Церковная музыка и любая музыка, которая исполняется в религиозном контексте, обладает способностью вдохновлять, вселять уверенность, укреплять дух человека, а также расслаблять мышцы и уменьшать болевые ощущения. Композиции Баха, Генделя, Вивальди, Монтеверди пробуждают у слушателя чувство стабильности и безопасности, помогает избавиться от гнева и раздражительности, прогоняют ощущение тревоги и страха. Считается также, что этот музыкальный стиль способствует работе интеллекта. Рок и металл, может на время сделать робких отважными и дерзкими. Но многих, наоборот, подавляет, может ввести в депрессивное состояние и даже сделать агрессивными.[3]
1.3 Влияние музыки на физическое здоровье
Музыка обладает огромным влиянием не только на психику, но и на физическое здоровье. Организм человека как микрокосм имеет свои естественные ритмы. Все органы и системы имеют свои циклические процессы и обладают уникальными гармониями и вибрациями (биоритмы сердца и мозга) и соответствующими ритмами жизнедеятельности: биение сердца, циркуляция крови, дыхательные процессы в легких и т.д. при этом наш организм постоянно взаимодействует и с внешними звуковыми волнами. Если внешние ритмы находятся в гармонии с внутренними, влияние на здоровье будет благотворным, если же музыка дисгармонична, агрессивна, это может расстроить работу нашего «биооркестра»: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность головного мозга, вызвать сильный стресс.
Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию.
Доктор Джон Даймонд в своей книге «Кинесиология поведеня» отметил, что определенные направления в рок-музыке построены на ритмах, прямо противоположных ритму нашего сердца и кровеносной системы. Изучая эту проблему, американские врачи провели медицинское обследование и обнаружили у 90% обследуемых значительную потерю мышечной силы при прослушивании подобной музыки. Кроме того, музыка, ритм которой противоположен ритму нашего организма, приводит к болезненному возбуждению или подавленности и прочим симптомам стресса, а также способствует потере баланса между двумя полушариями головного мозга, что ведет к дисфункциональным расстройствам в его работе, а в последующем – к серьезным нервно-психическим нарушениям. [9]
Большое значение имеет также тембр. По мнению некоторых исследователей, работе каждого органа соответствует звучание определенного инструмента. Например, легким – арфа, сердцу – гитара, печени - флейта, желудку – клавишные инструменты.
Основа музыки – тон и ритм. Французский композитор Фабьен Маман, основатель Французской академии звука. Цвета и движения, установил, что звучание ноты «до» как бы вытягивает клетку крови, а нота «ля» способна разрушать раковые клетки.
Огромное влияние музыки на наш организм подтверждают также опыты современного японского ученого Эмото Масару. Он доказал, что структура воды меняется в зависимости от того, какую музыку и речь она «слышит». Сделав серию снимков кристаллов замороженной воды, он заметил, что самые красивые и гармоничные формы вода принимает под влиянием звучания классической музыки (Баха, Бетховена, Моцарта), под пение мантр и молитв, после произнесенных над нею слов любви, благодарности, сострадания. Дисгармоничные эмоции и звуки вызывают противоположный результат. Насколько же мощным должно быть воздействие на наш организм музыки наших чувств, мыслей и порождаемых ими слов, если учесть, что на 70-90% состоит из воды![10]
Ни одна медицинская школа не излечивает эпилепсию. Однако лаборатории США и Великобритании изучают феномен выздоровления от этого тяжелого заболевания, нарушающего деятельность биоритмов мозга, под влиянием целительного прослушивания фортепьянной ре-мажорной сонаты В. А. Моцарта. Предполагают, что звуковые формулы – ритмические и гармонические – несут информацию, которая воздействует на гены и клетки, на электромагнитные процессы в организме в целом, нормализуют их состояние и деятельность, дают энергетические ресурсы для борьбы и восстановления.
Высокая музыка нейтрализует негативное влияние сильного электромагнитного поля. Но продукты музыкальной псевдокультуры, которой заполнено пространство нашей жизни (радио, ТВ, плейеры, мобильные телефоны и т.д.) в домах, на улицах, в маршрутных такси, магазинах, местах общепита – порождают опасное воздействие создаваемых ими энергетических полей. Это может вызывать сильное нервное напряжение, повышать утомляемость, раздражительность, даже вести к снижению этической стабильности в обществе и разгулу немотивированной жестокости. А кроме того может приводить к расстройству функций внутренних органов и систем в организме человека, прежде всего – сердечно-сосудистой и нейрогуморальной.
Народный артист СССР и России, профессор А. И. Полетаев считает, что произведения многих современных профессионалов трудно назвать музыкой, т.к. они являются оформлением патологии их авторов, предающих свои недуги слушателям. По его мнению, образно выражаясь, «на музыкальном фронте идет борьба Бога с дьяволом... недаром о злодее говорят: над ним мать не пела колыбельных песен. Какие песни, такой и народ. И наоборот, каков народ, таковы и песни... молодежи навязывают патологическую музыку. Она уже привыкла к ней. Дети с 14 – 15 лет созревают в половом отношении, и их старательно обрабатывают сексуальными ритмами. Они привыкают к звуковым формулам разврата, давят на педаль инстинкта, заняты только этой проблемой и ничего другого не хотят».[8]
То, что высокая музыка чистит и лечит душу и тело, а низкая – калечит, известно давно, а теперь подтверждается и современными научными исследованиями. Лаборатория Центра традиционных методов диагностики и лечения Минздрава России, которую возглавляет доктор биологических наук С.В. Зенин, исследовала воздействие народной и классической музыки и сделала официальное медицинское заключение о её лечебном эффекте. Он проявляется в таких психо-физиологических факторах как ощущение возвышенного состояния, эмоционального подъема, нравственного очищения, радости и душевного умиротворения, а также в благоприятном влиянии на иммуную систему и функциональную деятельность различных органов, что подтверждается исследованием биохимических показателей крови.
Ученые лаборатории Зенина установили также, что Второй концерт Сергея Рахманинова имеет наиболее сильные целебные свойства. Создание этого музыкального шедевра было результатом «битвы за жизнь» великого композитора, находившегося в тяжелой депрессии. Восхождение из бездны отчаяния к великой победе духа, отраженное в звуках, чувствах и темах этого гениального произведения, служит духовным и физическим лекарством для его исполнителей и слушателей. [7]
1.4 Специфика и влияние определенных музыкальных инструментов на внутренние органы и системы.
Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется. Ниже приводятся некоторые данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, почерпнутые из мирового музыкотерапевтического опыта:
Клавишные инструменты уравновешивают психику, нормализуют работу мочевого пузыря и почек, оказывают очищающее воздействие на щитовидную железу. Мозговую деятельность могут улучшить звуки органа, а также они нормализуют потоки энергии в позвоночнике. Инструменты ГАРМОНЬ, БАЯН, АККОРДЕОН – активизируют работу всей брюшной полости.
Струнные инструменты: скрипка, гитара, арфа, виолончель, альт –лучшие инструменты для “сердечников” (действуют преимущественно на сердечнососудистую систему, а также на тонкий кишечник и почки). Ученые из г. Самарканда на основе собственных изысканий пришли к выводу, что медленная негромкая музыка струнных инструментов снижает кровяное давление. Также, струнные инструменты вызывают чувство сострадания, лечат душу, успокаивают психику, помогают выйти на путь самопознания, готовность к самопожертвованию.
Духовые инструменты способствуют очищению легких и бронхов и вообще улучшают работу дыхательной системы. Благотворно их влияние и на кровообращение и работу почек.
Ударные инструменты способствуют излечению печени и кровеносной системы, восстанавливают ритм сердца. А инструменты металлофон и, колокольчики – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию);
1.5 Значение народной музыки
Музыке дана власть не только поднимать жизненный тонус и физиологический иммунитет человека, но и духовный иммунитет нации. Народная музыка и песня – мощные факторы национального иммунитета. В своих ритмах и энергиях они несут сакральную информацию из глубин тысячелетий, выражающую самобытные основы глубин народной души, особенности национального мышления и духовных качеств. Исследования ученых показали: если в эфире меньше 60% национальной музыки, то нация обречена на вырождение и ассимиляцию. Музыка великих предков дает силы противостоять вырождению.
Все эти и многие другие факторы активного влияния музыкальной и звуковой среды в целом на создание и здоровье человека (нравственное, социальное, психическое и физическое) ставят вопрос экологии звукового пространства страны. [8]
1.6 Влияние музыки на детей
Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.
Полезна музыка и для математиков. Ведь ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить ребенка очень естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства, что помогает делать успехи в написании сочинений и стихов. [1]
1.7 Почему нельзя слушать рок в неумеренных количествах
Научно обоснован тот факт, что не каждое направление в музыке благотворным образом влияет на организм человека. Как пример негативного воздействия на психику часто приводится современная рок-музыка. Этому популярному стилю присущи свои особенные отличительные черты, а именно жёсткий ритм, монотонные повторения, громкость, сверхчастоты, светоэффект. Они то как раз и не самым лучшим образом влияют на наш организм. Почему так происходит? Это связано с функциями нашего слухового аппарата. Ритм захватывает двигательный центр мозга, стимулирует определённые функции эндокринной системы. Но самый мощный удар приходится на участки головного мозга, связанные с половыми функциями человека. Барабанный грохот, например, использовали, чтобы довести себя до неистовства. Ритм способен оказывать влияние на способность к анализу, здравомыслию, логике. Можно даже добиться того, что они будут совсем нейтрализованы. В современной рок-музыке употребляются такие частоты, которые особым образом воздействуют на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства, так как сочетается от со сверхнизкими в 15-30 герц и сверхвысокими до 80 000 герц частотами. Перебор как высоких, так и низких частот, травмирует мозг. Были случаи, когда на рок концертах случались контузии, звуковые ожоги, потеря слуха и даже памяти.
Рок-музыка, несмотря на всю свою силу и мощь, относится к категории монотонных, мотороподобных звуков, воспринимая которые слушатели могут впасть в пассивное состояние. А чем чаще она прослушивается, тем больше эта способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности. Далее, фактор громкости. Наше ухо наилучшим образом воспринимает звук в 55-60 децибел. Громким считается звук в 70 децибел. А на площадке, где установлена аппаратура и динамики во время рок концертов, громкость составляет 120 децибел, а в середине площадки 160 децибел (надо сказать, что 120 дб - это громкость рёва взлетающего реактивного самолёта!). Что при этом происходит с организмом? Надпочечники выделяют стрессовый гормон - адреналин. Но так как воздействие раздражителя не прекращается, производство адреналина тоже не останавливается. И он, адреналин, стирает часть запечатлённой в мозгу информации. Человек забывает, что с ним было или что он когда-либо изучал, то есть умственно деградирует. Швейцарские ученые доказали, что после рок концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу.
Уже давно медики, психологи, учёные говорят нам о том, что ритм рок-музыки, частота звука, чередования света и темноты - всё это разрушает человеческое существо, извращает его. Однако, сегодня мало кто не попал под влияние стихии рок-музыки.
Рок-музыка навязывает свои шаблоны мировоззрения, указывает, как нужно одеваться, как думать... Люди безвольно живут по этим шаблонам с утра и до вечера... Эта музыка влияет на двигательный центр, эмоциональную, интеллектуальную, половую сферы жизни человека. В результате исследований установлено, что в результате длительного воздействия рок-музыки, возможны следующие состояния: агрессивность; ярость; гнев; депрессия; страх;
склонность к самоубийству; непроизвольное движение мышц; отсутствие концентрации внимания и способности чётко принимать решения; желание постоянного звучания рок-музыки; социальная отчуждённость.
Конечно, никто не говорит о том, что если человек страстно любит рок, то он обладает всем набором этих качеств. Нет, просто он наиболее к ним предрасположен, и при появлении соответствующих сочетаний других факторов, он обязательно подвергнется их губительному влиянию.
Опыты проводились и с растениями. Под влиянием тяжелого рока некоторые комнатные цветы быстро вяли, засыхали и гибли. В то время как наилучшие результаты наблюдались у цветов, над которыми играла классическая и церковная музыка! Именно ее ученые признают самой благотворной для человека.
Под своим воздействием пронзительные звуки на высокой громкости способны заставить свернуться белок. Эксперимент был проведен на одном из концертов, когда положили сырое яйцо на 3 часа перед колонками. После данного времени взяли яйцо, и оказалось, что оно из сырого стало вареным всмятку. Рыба погибла, когда на нее оказало воздействие светомузыка, в которой были звуки рока.
Гипнотическое воздействие музыки на людей. Так после пары часов нахождений подростков на дискотеке они становятся близки к такому состоянию, которое можно сравнить с состоянием людей, на которых воздействовали посредством гипноза. А значит, что с помощью музыки можно ввести человека в гипнотическое состояние и запрограммировать на определенные действия.[5]
1.8 О влиянии классической музыки
Когда ученые изучали влияние классической музыки на человека, то установили ее чудодейственный эффект. Особенно много разговоров ведется о музыке таких композиторов как Моцарт, Бетховен, Вивальди, Григ, Шуберт, Чайковский, Шуман и Дебюсси. Говорят, что музыка Моцарта способствует лучшему усвоению информации и вообще активизирует работу мозга. Классическая музыка может снять головную боль, особенно композиция Бетховена «Фиделио», Листа «Венгерская рапсодия», Полонез Огинского. Если у вас проблемы со сном, то от бессонницы вас избавят пьесы Грига, Чайковского и Сибелиуса. Вы можете улучшить память, если станете регулярно прослушивать Вивальди, его произведения из цикла «Времена года». И больные люди чаще в два раза быстрее выздоравливают, если слушали классическую музыку. В общем можно сказать, что классическая музыка полезна для здоровья, она улучшает деятельность мозга, память, снимает боль, избавляет от бессонницы.
Классическая музыка положительно влияет на поведение людей и их состояние. Был проведен опыт в одном криминальном американском парке, где наблюдался высокий уровень преступности. В этом парке включали через громкоговорители классическую музыку. И в итоге ситуация в этом парке резко сменилась в лучшее сторону. Известный pyсский хиpypг академик Б. Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю усталость и придает физическою бодрость.
Специалисты говорят: "Когда pадyется и смеется музыка, с нею вместе смеется и pадyется человек". Об этом говорил еще Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта»: "Лишь мyзыки сеpебpяные звуки, снимают, как pyкой, мою печаль". Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазypки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, превозмочь боль, обвести дyшевнyю стойкость. [7]
1.9 Музыка во благо, музыка во вред
В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение. Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Действительно, в последнее время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
* Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка – наоборот.
* Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.
* Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья.
* Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
* Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть.
* В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или кассеты – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки»… Ну, и так далее. Примерно тоже самое, существует в Японии, В Индии.
* Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.
* в Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.
* Любопытная деталь подмечена японцами: когда произведения Моцарта звучат возле дрожжей, то с их присутствием получается самая лучшая водка «сакэ».
* Музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
* Музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал.
В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.
2. Исследования и их результаты 2.1 Этапы и методы эмпирического исследования
Настоящее исследование проводилось в ноябре-декабре 2014 г. в МОУ Цнинская СОШ №1, в с. Кузьмино-Гать. Испытуемыми стали ученики 5-7 и 9 классов, общее количество опрошенных 63 школьника.Испытуемые – 33мальчика, 30 девочек. Возраст от 11 до 16 лет.
Тестирование проводилось индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки анкеты (см. Приложение 2). После проведения анкетирования, данные были обработаны и сведены в таблицы показателей. На основе полученных данных мы попытались сделать вывод о влиянии музыки на физическое здоровье и успеваемость школьников.
2.2. Организация и анализ результатов исследования
Всю выборку можно разделить на 2 группы, критерием послужило предпочтение прослушивания классической музыки.
1 группа – школьники отдают предпочтение классической музыке.
2 группа – ученики с большим предпочтением слушают рок, поп или рэп.
В первую группу вошло 16 учеников, что составляет 25,39 %, во вторую группу 47 человек, что составляет 74,6 %.
Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа учеников, которые не любят слушать классическую музыку. Интересен факт, что 51 школьник (80,95%) осознают , что большую пользу на организм человека оказывает классическая музыка, лучшим воздействием на организм рока считают 9 ребят (14,28% ) и 3 (4,76%) не думали о влиянии музыки на здоровье человека.
Это говорит о том, что большинство школьников не задумывается о возможных результатах не грамотного выбора музыкальных произведений и того воздействия на здоровье и учебу которые она оказывает. Хотя 77, 77 % опрошенных отмечают, что музыка влияет на их настроение.
В таблице 1 представлен анализ результатов анкетирования школьников по показателям успешности в обучении
Успеваемость
I группа
II группа
Результат
Отлично
25 %
2,12%
В I группе больше на 22,88 %
Хорошо
68,75 %
36,17 %
В I группе больше на 32,58 %
Удовлетворительно
6,25 %
61,70 %
В I группе меньше на 55,45 %
Нужен отметить тот факт, что единственный отличник во II группе, 7 лет проходил обучение в музыкальной школе, что возможно объясняет такие высокие результаты в обучении.
Успеваемость
Вывод: полученные результаты позволяют говорить о том, что в I группе учеников отличников и хорошистов на 55,46 % больше, чем во II группе. И учащихся имющих «3» в I группе меньше на 55,45 %.
В таблице 2 представлены результаты полученных данных по показателям здоровья.
Здоровье
I группа
II группа
Результат
Часто болеют
31,25 %
42,55 %
В I группе меньше болеют на 10,75 %
Болеют редко
68,75 %
57,44 %
В I группе реже болеют на 11,31 %
Заболевания
Вывод: анализ анкетных данных позволяет предположить, что ученики, предпочитающие классическую музыку имеют более устойчивый имунитет, который позволяет реже болеть на 11,31%.
Вывод:
На основании собранных данных можно сделать очень важные выводы: успеваемость учеников, отдающих предпочтение классической музыке, выше, чем у их одноклассников. Большинство учатся на «хорошо» и «отлично». Оценка «3» объяснима, в основном она по предметам физико-математического цикла.
Слушание классической музыки способствуют улучшению памяти, собранности, усидчивости. Дети более спокойны, организованы, умеют планировать время, быстрее и качественнее выполняют домашнее задание. Они с легкостью могут анализировать новый материал, поэтому более успешны в учебной деятельности. Но как показал анализ полученных данных, к сожалению, большинство школьников, не задумывается о возможных результатах не грамотного выбора музыкальных произведений и того воздействия на здоровье и учебу которые она оказывает.
Полученные данные позволяют предположить, что увлечение классической музыкой оказывает благотворное воздействие и на здоровье школьников.
3. Заключение
Музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности, и здоровья. Она способна дать мощный толчок и раскрыть множество способностей, заложенных в ребенке, а может стать серьезным препятствием в его развитии и даже негативно отразиться на здоровье.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что, если духовно развивать школьника средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья и успеваемость, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности. Полученные результаты диагностики подтвердили наше предположение. По этому очень важно прививать детям интерес и любовь к классической музыке, как важной составляющей здорового образа жизни, способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры. Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни.
Информационные ресурсы
1.Барышева Т.А., Шекалов В.А. «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей2 – Ростов-на Дону, 2004.
2. «Большая советская энциклопедия», 2003г.
3. Вайнцвайг П. Десяь заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.-С.71
4. Дмитрук М. Музыка исцеляющая. Журнал «Свет» природа и человек» № 5, 2005 г.
5. Кнаббе Г.С «Феномен рока и контркультуры» Вопросы философии 1990, №8.
6.Лобанова Е.А. «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»(Образование в современной школе. 2005г. №9).
7.Райгородский Б.Д. «Что может музыка?» (Музыка в школе, 2004г. №4)
8. Тулаев П. Русский концерт Анатолия Полетаева. Беседы о музыке и культуре. М.: Издательский центр «Слава!» ООО «Форт-Профи», 2007г.
9.Фролова Т.А. «Влияние музыки на здоровье человека» (Музыка в школе 2008г., №1)
10. Эмото М. Энергия воды для самопознания и исцеления. – София, 2006.- 96с.
11. Янковская А.В. Живые камни духовного храма..\\Искусство как способ познания. Материалы научно-общественной международной конференции. М.: 1999г.- С.152.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии.
Желаемое действие.
Рекомендуемое музыкальное произведение.
Снятие нервного напряжения
П.И.Чайковский «Июнь Баркорола» из цикла «времена года»; «Сентиментальный вальс».
Д.Шостакович «Романс» из к\ф «Овод»; К.Дебюсси «Лунный свет»; К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»; Л.Бетховен «соната№14».
Снятие депрессивного состояния.
Ф.Шуберт «Аве Мария»; В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле»; Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида».
Снятие головной боли и мигрени.
М.Огиньский «Полонез»; Ф Мендельсон «Весенняя песня»,«Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодия №1» Листа, сюита к драме «Маскарад» Хачатуряна и «Американец в Париже» Гершвина.
Повышение общего тонуса.
П.И.Чайковский «Вальс» из «Серенады для струнного оркестра»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Ж.Бизе Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».
Расслабление, успокоение.
Н.А.Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».«Симфонию№6», часть 2 Бетховена, «Колыбельную» Брамса, Ave Maria Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена и «Свет луны».