Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии в работе хормейстера: между традицией и инновацией»
Современные педагогические технологии в работе хормейстера:
между традицией и инновацией
Представим себе идеальный образ детского хора: горящие глаза, устремленные на вас с трепетным ожиданием; открытые чуткие сердца, готовые слиться в едином эмоциональном порыве; чистые голоса, наполняющие слушателей гармонией и одухотворенностью.
Детский хор - это живой организм, постоянно растущий и изменяющийся, удивительное существо, несущее энергетику оптимизма и обаяния; особый исполнительский инструмент, нежный, гибкий и отзывчивый, способный на самое искреннее и непосредственное выражение человеческих чувств. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...
Хормейстеру предстоит решить главный вопрос: как создать по-настоящему художественный детский хоровой коллектив? Это большая и увлекательная работа, полная экспериментов и ошибок, анализа и размышлений.
Руководитель коллектива должен помнить, что главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, музыкальной грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение музыкального кругозора) и исполнительства. Только такой комплексный подход позволит хору полноценно развиваться, при этом раскрывая способности каждого отдельно взятого ребенка.
К психологическому содержанию учебной деятельности особенно близко определение, данное Д.Н. Узнадзе, грузинским психологом и философом: "Обучение - это особая форма деятельности - не игра и не труд, но и то, и другое". Не секрет, что сложный процесс освоения навыков хорового пения требует от обучающихся огромной эмоциональной увлеченности и сосредоточенности, и только чередование характера и методов деятельности способно преодолеть чувство усталости в процессе занятия. Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.
Что же такое инновации? Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности моего хорового коллектива. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся. Инновационный подход в обучении распространяется на содержание образования, методы преподавания и формы контроля качества обучения.
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе дополнительного образования требует от современного педагога знания основных тенденций инновационных изменений и возможность их применения в собственной практике. Обновленные методики хорового воспитания, обобщенный предыдущий опыт своих коллег - любой материал может быть проанализирован, использован хормейстером в собственной практике, введен в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе.
Очень важно понять, какой результат мы должны получить в процессе воспитания с помощью инновационных воспитательных технологий. Как говорил Сенека, римский философ и драматург: "Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным". В одной методической статье говорилось, что целью инновационной деятельности в воспитательном процессе является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Но любой опытный педагог скажет, что это крайне неверное суждение. Применительно к детскому пению следует отметить, что именно традиции, опыт прошлых поколений, и обусловили исключительное значение хоровой музыки в нашей культуре. Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось выражением русского духа, русской художественной натуры, национального характера. Хоровая школа России - это определенный эталон хоровой звучности: ясное, чистое пение и, как говорил А.Д. Кастальский: "...где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом".
Следуя лучшим образцам хорового исполнительства, я совмещаю традиционный и инновационный подход в обучении, тем самым прививая детям лучшие традиции академического пения и решая вопрос повышения качества обучения c использованием инновационных образовательных технологий. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет детский хор.
При выборе репертуара хормейстер должен знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара; должен уметь моделировать для каждого занятия и выступления все новые "комплексы" музыкального материала, а так же гибко реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.
Например, сегодня многие руководители детских хоровых коллективов отмечают недостаток в юмористическом, шуточно-игровом материале, особенно для самых маленьких исполнителей. Песни современных авторов, входящие в новые сборники, как правило, интонационно неудобны для исполнения или текст плохо воспринимается обучающимися. Это происходит оттого, что авторы часто не имеют практики работы с хоровым коллективом. Сборники С. Мышкиной, С. Крупа-Шушариной, М. Живова отчасти восполняют этот недостаток. Так, М. Живов, сознательно не расписывая песни на голоса и по возможности избегая жестких авторских ремарок, предоставляет исполнителям широкие возможности для совместного творчества, свободных импровизаций, для превращения "забавных" историй в самостоятельные театрально-хоровые постановки. "Я хотел бы, чтобы эти новые забавные музыкально-поэтические истории стали бы поводом для детского творчества, материалом для развития у детей чувства юмора, воображения, фантазии и артистизма", - писал автор.
Репертуар хора должен содержать по возможности обширный и интересный музыкальный материал, включая народные песни и музыку композиторов-классиков, сочинения a cappella и с сопровождением, полифонические и гомофонные, произведения собранные по тематическому принципу и стилистическому единству и т.д.
Работая с таким благодатным репертуаром на хоровых занятиях, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.
1. Личностно ориентированные технологии. Они предусматривают диагностику личностного роста, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Эти технологии музыкального образования являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже проводя занятия в группах, педагог обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.
2. Игровые технологии обучения.В современной практике они получили большое распространение (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.). Эти технологии характеризуются наличием игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможностей альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев оценки результатов работы.
Применяются игры познавательные, театрализованные, имитационные, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.
3. Проблемно-развивающая технология обучения(М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование у обучающихся критического мышления, умений и навыков активного речевого общения, положительных эмоций, а также организация деятельности педагога по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на хоровых занятиях, хотя многие из методов этой технологии уже широко применяются в практике и являются скорее традиционными.
4. Нетрадиционные формы хорового занятия. Ягненкова Н.В. в статье "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на хоровых занятиях" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных занятий (Автор - А.А. Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий занятий:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.;
- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.;
- занятия с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, телепередача и т.д.;
- занятия, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная и т.д.;
- перенесение в рамки занятия традиционных форм внеклассной работы: утренник, инсценировка, "посиделки" и др.
Практически все названные виды занятий могут быть использованы на хоровых занятиях.
5. Взаимоконтроль.Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому обучающемуся сообщить о своих успехах, снятие неуверенности у слабых воспитанников, развитие певческих навыков обучающихся, интенсификация опроса. Группа разбивается на "учителей" и "учеников". "Ученики" отвечают своим "учителям".Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.
Таким образом, изложенные инновационные формы и методы работы на хоровых занятиях, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса, поэтому их необходимо активно внедрять в педагогическую практику, но при этом не забывать о важности воспитания школы академического пения в духе лучших традиций хоровой культуры.
Руководитель хорового коллектива МКОУ ДОД ДТД и М «Успех» О.В. Зубикова