kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сотворчество педагогов, детей и родителей (субъектов образовательного процесса) на музыкальных занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

От того, как складываются отношения между педагогом, учеником и родителями зависит успешность воспитательного процесса. 

1.Создание психологического комфорта на уроке

2.Изучение нотной грамоты в игровой форме

3.Развитие творческих способностей учащихся

4.Взаимодействие педагогов и родителей                                                                                    

  Благодаря нашей совместной работе мы видим  положительные результаты сотрудничества  детей, родителей и педагогов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сотворчество педагогов, детей и родителей (субъектов образовательного процесса) на музыкальных занятиях»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества «Новатор»

Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан











Сотворчество педагогов, детей и родителей

(субъектов образовательного процесса)

на музыкальных занятиях системы УДО















Педагог дополнительно образования, концертмейстер Ширшова Г.Д.















Уфа

Введение

От того, как складываются отношения между педагогом, учеником и родителями зависит успешность воспитательного процесса. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно организовать интересную совместную деятельность. Следовательно, целесообразно значительную часть внеклассной работы организовывать одновременно с учащимися и родителям, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Для этого с родителями надо советоваться, вместе размышлять, договариваться о совместных действиях. Часто приходится на помощь привлекать такие качества как терпение и такт. Особенность нашей профессии – индивидуальный подход к каждому ребёнку. У каждого ребёнка свой характер, и наша задача заключается в том, как выявить талант , как побудить его к творчеству. Ещё одна важная задача педагога- обеспечение психологического комфорта ученику на уроке.



  1. Создание психологического комфорта на уроке

Золотые правила создания психологического комфорта на уроке, про которые следует помнить любому педагогу:

  1. «оставить за дверью» плохое настроение перед началом урока;

  2. обращаться к ученику только по имени

  3. не допускать не компетентности в преподавании своего предмета

  4. корректность поведения педагога снижает напряжённость в общении с учеником

  5. не сравнивать успехи отдельных учащихся

  6. не кричать и не оскорблять ученика ни при каких обстоятельствах

  7. хвалить ученика лучше при всех, а прощать его поступки наедине

  8. замечать малейшие успехи, так как от постоянных неудач дети озлобляются

  9. на уроке создавать ситуацию успеха

  10. помнить, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»

  11. улыбка открывает все двери!





Главная задача – помочь любому ребёнку, не зависимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес и любознательность.

В работе с малышами стараюсь использовать принцип доступности, заключающийся в использовании небольших по объёму песен-игр, с ясной формой, запоминающейся мелодией.

Игровые формы работы помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным , раскрывают способности детей, активизируют их творческие наклонности.

С помощью игры каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, приобретают эмоционально-образное содержание.

Важно так выстроить игру, чтобы в её ходе ребёнок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. Ребёнок начинает чувствовать уверенность в своих сила. Самое главное, что бы с первого занятия ребёнок искал в звуках образное настроение и с этим чувством работал над заданием.

Весьма действенный результат дают такие методы обучения:

  1. заведомо неправильное исполнение музыкального произведения педагогом

  2. прослушивание незнакомого произведения и подбор к нему названия

  3. музыкальные загадки, различные задания

  4. игра в ансамбле с педагогом или другим учеником





  1. Изучение нотной грамоты в игровой форме

К изучению нотной грамоты можно подходить многими способами, главное не отпугнуть ребенка сложностью. Необходимо, чтобы он воспринял это как интересную игру, задачу. Я убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем «вызубривание» клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться «порядковым» методом. Дети не видят черных клавиш и при попытке найти любую белую клавишу , они, как правило, начинают длинный путь от ноты до. Чтобы этого не произошло, я использую различные игровые методы.

На своих уроках я использую такой приём: чтобы быстрее дети запоминали ноты, они рисуют нотный стан на альбомном листе, и разукрашивают каждую нотку, изображая из них лица мальчиков и девочек. Нотки на линейках - это девочки. А в окошках между линеечками - мальчики. Нота «до» – это принцесса, нотка «до» второй октавы – королева.

С малышами начинаю изучение клавиатуры по группам нот, запоминание которых происходит благодаря картинкам. Такой метод дает возможность ребенку включить в работу все виды мышления: образное, логическое и действенное.

Там, где две черные клавиши, мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поем для большего запоминания песенку «Домик», учимся играть ее в разных октавах .

Домик, домик, До-Ми

Хорошо ты в нем живи

Домик, домик, До-Ми,

До-Ми, До-Ми.

Дальше мы строим заборчик, ведь у каждого дома должен быть забор. Строим его там, где находятся три черные клавиши. У забора четыре дощечки. У первых двух мы посадим фасоль и споем про нее песенку:

«Фасоль, фасоль, растет фасоль,

Это – Фа, а это – Соль.»

Дальше прошу посадить фасоль для мишки, птички . Ребенок переносит песенку в разные регистры.

-А кого мы разместим у двух других дощечек забора? Спрашивая, я сажаю на оставшиеся клавиши лягушонка и синичку. Если нет игрушек, можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно. Поем и играем песенку:

« Ля и Си, Ля и Си,

Улыбнись, меня спроси: «Где же Ля, а где же Си?»

- У кого в гостях наши лягушонок и синичка? Играем песенку в разных регистрах.

А теперь надо посмотреть, какая же клавиша у нас осталась свободной?

Ребенок быстро находит ее, эта клавиша живет в домике. Я предлагаю посадить на нее собачку, пусть сидит в домике и охраняет его. Назовем его Рекс , ведь эта клавиша – Ре.

Исполняется песенка на одной клавише - Ре.



Ре, Ре, Рекс в доме поживает,

Ре, Ре, Рекс домик охраняет.

Все эти схемы я рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам любую клавишу. Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими героями и образами и поэтому является весьма эффективным. В домашних заданиях ставится задача в основном закрепить еще раз пройденный материал, причем весь дидактический материал я даю ребенку домой, что, весьма его радует и стимулирует к домашнему повторению материала.

Для лучшего закрепления учеником нот, я использую музыкальные головоломки и ребусы.

Разгадывая кроссворды или загадки, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления. Опыт показывает, что дети любят загадки, в которых нота является одним из слогов слова, поэтому форма игры широко используется в начальном периоде обучения.

Эти слова так и записывают: ноты- слоги на нотном стане, а остальные слоги пишутся буквами.

Большой интерес у детей вызывает игра «сыщик» (поиск ритмических ошибок в записи)

Одна из любимых детьми игр это - «Ищем нотки», суть её заключается в том, что я нажимаю ноту и ребёнок должен её найти.

Мы с детьми много фантазируем, придумываем слова к песенкам, подбираем песенки от разных клавиш тем самым изучая в игровой форме не только названия нот , но и знаки альтерации.

Дети делают поделки, рисуют к пьескам рисунки вместе с родителями дома. Например к песенке «Ёлочка» дети делают поделку «музыкальная ёлка».

Понятие октава” дети очень быстро запоминают в форме стихотворения:

В домике нотном семья обитает: 
“До” дом убирает и охраняет, 
“Ре” на речке весь день пропадает 
“Ми” - миндаль в саду собирает 
“Фа” - фасолью фасад украшает,

“Соль” - солью с хлебом знакомых встречает, 
“Ля” - гуляет всегда на поляне.
“Си”- сидит целый день на диване
В домике весело нотам живётся -
Видно, не зря он октавой зовётся.



Используя фортепианно-технические упражнения в занимательной форме для “осознания” каждого пальчика я часто предлагаю детям   “проговорить” - простучать



И в заключении хочу сказать, что игровые технологии с успехом можно использовать не только на начальном этапе обучения, но и с более взрослыми детьми.



  1. Развитие творческих способностей учащихся

К методам развития творческих способностей учащихся может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и сочинение сопровождения к данной мелодии. К этой группе методов относятся также и досочинение музыки, досочинение ритмического рисунка; редактирование нотного текста и т.д. На уроках фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения - ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы.

Задача педагога в организации творческой деятельности заключается в поддержке стремления ученика найти решение самостоятельно. Поэтому особенно важно организовать произвольное, творческое музицирование, которое может пробудить внутренние силы ученика и доставить ему удовольствие. Можно сказать, что именно воспитание самостоятельности мышления и является главной целью всех творческих заданий.

"Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей" - К.Орф



  1. Взаимодействие педагогов и родителей

Очень важную роль в воспитательном процессе занимает взаимодействие педагогов и родителей.

Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

-приобщение родителей к педагогическому процессу;

-информационно-педагогические материалы

-проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении;

-уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Практика показывает, что наиболее эффективным является сотруднический тип взаимоотношений родителей и педагогов. Конечно, формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей – длительный процесс, но тем значительнее и эффективнее показатели результативности данного сотрудничества:

Удовлетворённость родителей оказанной помощью, характером сложившихся взаимоотношений.

Повышение родительской посещаемости совместных мероприятий, что говорит об активной субъектной позиции родителей.

Желание вступать в контакт, готовность к взаимодействию.

Позитивные изменения в отношении к педагогу.

Смена социальных ролей и позиций родителей в рамках сотрудничества. Родитель может выполнять несколько ролей при взаимодействии с учреждением: спонсор, помощник, активный участник, собеседник, наблюдатель.

Совместные занятия родителей и детей в игре на фортепиано крайне важны, поскольку, во-первых, это положительный пример и помощь, а дети учатся на примерах и рассчитывают на помощь, а во-вторых – это возможность провести занятие в виде игры, а дети любят играть с родителями. Если взрослые не обращают внимания на его занятия, значит оно не так важно и необходимо, как ему об этом постоянно говорят. Родители должны обязательно помогать детям в подготовке домашнего задания, например найти информацию о композиторах, сделать поделку, рисунок и т.д.

Мы, преподаватели, должны объяснять родителям, что их помощь очень нужна детям, особенно, если родители, как и мы, хотят видеть хороший результат занятий. Можно, например, по очереди играть на фортепиано детские песни, можно вместе петь детские песни, можно посадить мягкую игрушку рядом и сказать, что медвежонок хочет послушать песенку или он хочет сыграть её, но не знает как. Нужно чередовать разучивание песенки с отдыхом, в процессе которого можно, например, попросить ребенка сыграть импровизацию на какую-нибудь тему. Если в нотах вместе с разучиваемой песней показано изображение, то можно в перерывах между разучиванием песенки уделить внимание рассказу о том, что на ней изображено. Детям необходимо всё показывать и объяснять с использованием наглядных для него примеров.

Очень хорошо, если родители могут присутствовать на некоторых уроках. И не просто присутствовать, а вместе с ребёнком хлопать, считать, играть.

Два раза в год проходят родительские собрания с концертом, где дети играют музыкальные произведения для родителей.

На новогодний праздник мы с родителями и учениками готовим игры, сценки, загадки, конкурсы. Родители готовят детям призы, подарки и устраивают чаепитие.

В рамках социального проекта «От сердца к сердцу» мы совместно с детьми и родителями готовили концертно-игровую программу «Сказочная карусель», которая проходила в Уфимской коррекционной школе - интернат № 92 .

Правильно поставленное сотворчество даёт хорошие результаты. Мои ученики и хореографический ансамбль «Акварель», концертмейстером которого я являюсь, участвуют в городских, районных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, занимают призовые места. На последнем прошедшем городском конкурсе юных исполнителей «Музыкальные узоры» мои ученики заняли первое и второе место.

В заключении, хочется напомнить золотые правила, которые помогут эффективно взаимодействовать с родителями учащихся:

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.



Заключение

Задача педагогов и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно…Только вместе с родителями, общими усилиями, мы можем дать детям большое человеческое счастье», - это высказывание В.А.Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех в совместной деятельности родителей и педагогов.

 Благодаря нашей совместной работе мы видим  положительные результаты сотрудничества  детей, родителей и педагогов. Благодаря нашему партнерству, направленному на развитие творческой активности у детей, мы наблюдаем позитивные изменениям в семьях наших воспитанников. Мы испытываем чувство радости за достигнутые успехи в развитии творчества детей и родителей.















Список использованной литературы





  1. Т.Смирнова «Методические рекомендации»

  2. Е.Королева «Музыка»

  3. А.Артоболевская «Методические рекомендации»

  4. О. Трефилова «Методическая разработка»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ширшова Галина Дмитриевна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 381059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства