kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социологическая теория природы лидерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лидер — это член организации (группы), обладающий высоким статусом, символ общности и образец поведения для остальных людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социологическая теория природы лидерства»

Социологическая теория природы лидерства

Понятие лидер происходит от английского «leader», что означает ведущий, управляющий другими людьми. Для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Становление и функционирование лидеров – это явление объективное и универсальное. Объективное – потому что любая совместная деятельность нуждается в организации и руководстве. Эти функции выполняют люди, в которых верят, которые пользуются авторитетом. Универсальное – потому что в лидере нуждаются все группы, организации, движения, виды совместной деятельности людей, в том числе и политическая. Давно замечено, что отдельные представители политической элиты отличаются явным приоритетом во влиянии на общество по сравнению с другими.

Лидер — это член организации (группы), обладающий высоким статусом, символ общности и образец поведения для остальных людей. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно присутствует везде, где есть более или менее устойчивое (пусть временное) объединение людей. С понятием лидер связано и другое понятие — лидерство. Его возникновение вызвано потребностью сложноорганизованных систем в сбалансированном и целенаправленном развитии. Совместная деятельность групп, индивидов, организаций, имеющих разные экономические, духовные интересы, требует руководящего начала — лидерства. Его задача — в выработке согласованных целей развития, распределения функций участников социальных взаимодействий, упорядочение отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для обеспечения прогресса социальной системы в целом.

Лидерство — это тип управленческого взаимодействия между лидером и его последователями, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Это явление многогранное и многозначное. Контекст использования понятия «лидерство» достаточно широк от характеристики доминирования определенной особи в животной среде до проявления руководящих начал в жизни сообщества людей. Однако для природной среды использование данного понятия достаточно условно. Вожак стаи является физически более сильной особью, и на его поведение ориентируются другие особи в процессе своего выживания. Общественное лидерство является социальной функцией, обусловленной способностью человека сознательно ставить общезначимые цели и определять способы их достижения в рамках создаваемых для этого политических институтов. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания прогресса социальной системы в целом. Понять феномен лидерства и его эволюцию можно, проанализировав его составляющие:

1) характер лидера;

2) его политические убеждения;

3) мотивацию политической деятельности;

4) свойства его сторонников и всех взаимодействующих с ним политических субъектов;

5) конкретно-историческую ситуацию прихода лидера к власти;

6) технологию осуществления лидерства.

Целостная и многогранная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, актуализирующих конкретные функции лидера.

Эффективность лидерства зависит от степени совпадения мотивации лидера и его сторонников, от способности первого создавать стимулы для продуктивной деятельности вторых. Лидеру необходимо знать и четко понимать установки и поведение его последователей, проявляющихся в удовлетворенности своей работой; одобрении или неодобрении его деятельности; мотивацию собственного поведения. Знание мотивации и поведенческих установок сторонников позволяет лидеру определять и возможный тип руководящего поведения: либо директивное лидерство, подчиняющее своих сторонников решению заранее поставленной цели; либо поддерживающее лидерство, стабилизирующее поведение своих последователей; либо ориентированное на достижение качественного результата деятельности сторонников путем значительных вознаграждений за нее. Древнекитайские философы времен Конфуция, анализируя природу лидерства, утверждали: «Мудрость недостаточна для приведения к покорности порочных, но влиятельное положение достаточно, чтобы согнуть мудрых», «Подчинение людей силой не приводит к подчинению сердец, люди подчиняются из-за недостатка в силах; подчинение людей добродетелью вызывает радость в сердцах и люди изъявляют настоящую покорность».

Лидерство невозможно без учебы, высокого уровня знаний, компетентности. Способность быть лидером – ключевое условие, чтобы стать менеджером, ведь лидерство – это процесс воздействия на группу людей с целью увлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений для достижения определенных целей.

Несмотря на различия в трактовке лидерства, в понимании его природы, оно рассматривается как постоянное, приоритетное влияние личности на общество или группу. Это влияние зависит от ряда переменных: от психологических черт личности, от характера взаимоотношений лидера и его сторонников, от мотивации лидерского поведения и поведения его сторонников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Социологическая теория природы лидерства

Автор: Свирепова Роза Айдаровна

Дата: 31.03.2020

Номер свидетельства: 544755


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства