Авторский коллектив - преподаватели музыкальной и коррекционной школы № 1 г.Саратова делятся необычным опытом интеграции различных образовательных учреждений. Социокультурный арт-проект "На крыльях музыки", существует с 2009 года по настоящее время. Он обеспечиваает взаимодействие учителей и обучающихся, способствует социализации детей снарушениями интеллекта и воспитанию толерантности у обычных детей из музыкальной школы. Наш педагогический опыт показывает, что музыкальная терапия положительно сказывается на состоянии психических функций, мыслительной и эмоциональной сфер детей с дефектами в развитии.
Цель проекта - социальная реалибитация воспитанников С(К) ОШ и содействие восстановлению их здоровья, развитие у них духовных потребностей и художественно-эстетических эмоций и представлений, формирование поведения, ориентированного на ценности культуры, искусства и творчества. Задачи проекта имеют комплексный характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социокультурный арт-проект "На крыльях музыки"»
Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1
«На крыльях музыки» как средство решения комплексных задач образования детей с ОВЗ на базе коррекционной и музыкальной школ»
Автор проекта
учителей-дефектологов
Елисеев Г.Н.
Авторский коллектив — преподаватели музыкальной и коррекционной школ - делятся необычным опытом интеграции различных образовательных учреждений. Социокультурный арт-проект «На крыльях музыки», обеспечивая взаимодействие учителей и школьников, способствует социализации детей с нарушением интеллекта и воспитанию толерантности у обычных детей из музыкальной школы.
Проблема комплексной реабилитации детей с нарушением интеллекта является одной из важных задач государства и общества. Наш педагогический опыт показывает, что музыкальная терапия положительно сказывается на состоянии психических функций, мыслительной и эмоциональной сфер детей с дефектами в развитии.
Давно замечено, что музыка оказывает буквально волшебное действие на психофизиологическое состояние человека: повышает и понижает мышечный тонус, стимулирует появление эмоций, улучшает вербальные и арифметические способности, стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление. По оценке специалистов, музыкальная развивающая среда дает в 30 раз больше информации, чем любая другая среда. Слушание классической музыки дает прирост IQ на 35% , поэтому арттерапия (включая музыкальную) считается здоровьесберегающей технологией XXI века. Терапия творчеством автоматически включает в человеке внутренние механизмы саморегуляции и самоисцеления, помогает утвердить в человеке самоценность, свой неповторимый способ бытия в мире, а сам творческий процесс всегда вызывает положительные эмоции и улучшает настроение.
Примером подобной терапии, творческого взаимодействия и содружества двух школ стал наш инновационный артпроект «На крыльях музыки». Цель проекта — социальная реабилитация воспитанников С(К)ОШ и содействие восстановлению их здоровья, развитие у них духовных потребностей и художественно-эстетических эмоций и представлений, формирование поведения, ориентированного на ценности культуры, искусства, творчества.
Задачи проекта имеют комплексный характер.
1. Оздоровительная: улучшение психофизического состояния детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ( учащихся с нарушением интеллекта из С(К)ОШ № 1), поддержание и восстановление их здоровья;
2. развивающая: создание в специальной(коррекционной) образовательной школе № 1 музыкальной развивающей среды, которая способствовала бы развитию духовных потребностей учащихся, их художественной-эстетических чувств, формированию у них эстетического вкуса;
3. Познавательная: знакомство учащихся с шедеврами классической музыки, с разнообразными музыкальными инструментами, музыкальными жанрами и средствами музыкальной выразительности;
4. Воспитательная: формирование потребности в эстетическом восприятии мира, желания и умения культурно вести себя на концерте, внимательно слушать ведущего концерта, адекватно реагировать на звучащее произведение; воспитание толерантных отношений между учащимися двух школ — участниками проекта;
6. Коммуникативная: развитие умения взаимодействовать с партнерами по проектной группе, с учителем, в том числе — вступать в диалоги, задавать вопросы, адекватно выражать свои чувства и мысли; формирование элементарных артистических умений и навыков, в том числе уверенно держать себя на сцене во время выступления.
Результатом даже частичного решения этих задач является возможность общения детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками в естественных условиях совместной творческой деятельности, и именно это приводит к частичной компенсации недостатков развития, их сглаживанию. Важно так же приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к мировым культурным ценностям и формирование толерантности у всех детей.
Участники проекта — учащиеся 2-6-ых классов коррекционной школы № 1 VIII вида. Возраст участников проектной группы составляет от 8 до 13 лет. В силу нетипичности категории детей с ограниченными возможностями здоровья, все мероприятия согласуются с медико-педагогическими работниками специальной (коррекционной) школы № 1 VIII вида. Руководителем проекта в специальной (коррекционной) школе № 1 является учитель музыки, Почетный работник общего образования РФ Г.Н. Елисеев, преподающий так же в ЦДМШ.
Содержание проекта предполагает следующие этапы:
1. Подбор и запись музыки на диски CD и MP3 для музыкотерапии во время отдыха, динамических пауз на уроках, праздничных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе № 1 (преподаватели ЦДМШ и С(К)ОШ № 1 );
2. Проведение в специальной (коррекционной) школе № 1 концертов, музыкальных викторин, парадов музыкальных инструментов, театрализованных постановок и других мероприятий, не менее 4-х в учебном году (преподаватели и учащиеся ЦДМШ);
3. Разработка и проведение совместных музыкальных мероприятий, не менее 1 в учебном году (преподаватели ЦДМШ и С(К)ОШ № 1 ).
Кураторами проекта являются: директор ЦДМШ Э.А. Волкова, зам.директора ЦДМШ Н.Ю. Радаева; директор С(К)ОШ № 1 Е.Б. Мельник, зам.директора С(К)ОШ № 1 по воспитательной работе И.А. Белякова.
Ресурсное обеспечение: ЦДМШ предоставляет школьные музыкальные инструменты, наглядные пособия, учебные материалы, концертные и театральные костюмы; С(К)ОШ № 1 предоставляет оборудованный класс для проведения музыкальных мероприятий, технические средства (проигрыватель аудиодисков, микрофон, фортепиано).
В качестве примеров различные проведенных мероприятий хотелось бы назвать лекцию-концерт «Осенние праздники», театрализованное представление «Встречаем масленицу», диалог-концерт «Весенние голоса», концерт-сказка «Музыкальный магазин и др.
Проект «на крыльях музыки» - долгосрочная программа, рассчитанная на длительное сотрудничество двух школ, ежегодно составляются рабочие планы мероприятий.
У ожидаемым результатам программы мы отнесли активный интерес учащихся к мероприятиям проекта, положительное влияние музыки на психофизиологическое состояние детей, расширение кругозора участников проектной группы в области искусства, приобретение коммуникативных навыков, развитие познавательной и эмоциональной сферы, индивидуальных творческих способностей.
Наш инновационный проект « На крыльях музыки» живет и действует уже в течение пяти лет. Представители ЦДМШ, которые взаимодействуют с коллективом С(К)ОШ в рамках данного проекта, хорошо знают особенности школ и ее учеников, имеют налаженные контакты с руководством школы, педагогическим, врачебным персоналом. ЦДМШ является старейшей школой города и богатейший опыт 95-летней работы, наличие высококвалифицированного педагогического состава позволяет решать задачи любого уровня сложности. То же самое можно сказать и о коллективе коррекционной школы, которая уже 85 лет открывает детям новые горизонты. Поэтому не удивительно, что вся предшествующая работа дала положительные результаты. У детей, участников проекта, наблюдается повышение внимания и эмоциональной отзывчивости к музыкальному языку, осмысленное участие в проводимых встречах, постепенное формирование и развитие навыков взаимодействия с партнерами по проекту, в том числе с учителями и учащимися другой школы.
Промежуточные результаты и наши непосредственные наблюдения за учащимися позволяют надеяться на успешную, эффективную и плодотворную реализацию проекта. ЦДМШ находится неподалеку от С(К)ОШ № 1 VIII вида, что значительно облегчает реализацию технических вопросов проекта при организации «музыкальных» встреч» - именно в этом жанре с самого начала был задуман представленный проект.
Недостатком в реализации проекта является отсутствие финансирования некоторых его пунктов, поэтому мы планируем участие в конкурсе социальных проектов с целью получения недостающих средств.
Уникальность проекта заключается в том, что о разработан для конкретной школы и нацелен на решение задач, стоящих перед этим коллективом. В то же время опыт работы по данному проекту может быть распространен в других коррекционных школах с аналогичным направлением работы и подобными проблемами. Мы надеемся, что реализация проекта «на крыльях музыки» в целом приведет к положительным изменениям в личностном развитии детей — участников проекта, улучшит взаимопонимание в обществе и внесет определенных вклад в решение социальных проблем города.