Социокультурная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкальной деятельности.
Социокультурная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкальной деятельности.
в данной статье описывается практический опыт организации педагогом музыкальной деятельности как средства социализации и успешной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова:социокультурная реабилитация, метод музыкально-интегральной терапии, музыкальные способности, социализация и успешная адаптация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социокультурная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкальной деятельности. »
Мартынова Светлана Михайловна
учитель музыки, музыкальный руководитель
ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют»
д. Райсеменовское Московской области
Социокультурная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкальной деятельности
Аннотация: в данной статье описывается практический опыт организации педагогом музыкальной деятельности как средства социализации и успешной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова:социокультурная реабилитация, метод музыкально-интегральной терапии, музыкальные способности, социализация и успешная адаптация.
Социокультурная реабилитация – это процесс вхождения человека в сферу культуры, достижение гармонии с окружающим миром, обществом и с самим собой, развития культурных потребностей, творческих способностей и вкусов. Дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта, речи, со сложной структурой дефекта) из-за причин функциональных ограничений, с одной стороны, и из-за отсутствия в обществе условий для их полноценного культурного развития и деятельности, с другой, лишены возможности на равных с другими удовлетворять свои культурные потребности, знакомиться с культурными достижениями, творчески развиваться и самореализовываться. Поэтому проблема социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является достаточно важной и актуальной.
Отечественные дефектологи Т.А. Власова, В.И. Лубовский, И.А. Соколянский и др. считали, что личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в значительной мере зависит от специальных условий воспитания и непосредственного педагогического руководства. Организация педагогом музыкальной деятельности как средства социокультурной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволит им в доступной форме изучить всю палитру чувств и эмоций человека, избавит его от различных негативных эмоциональных состояний, научит строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками, разовьет индивидуальность ребенка, даст возможность самовыражения и саморазвития, возможность быть успешным в деятельности.
Данная работа проводится в форме индивидуальных и групповых музыкальных занятий два раза в неделю и состоит из трех блоков:
1 блок – коррекция негативных эмоциональных состояний средствами музыки.Основным методом данного блока является метод музыкально-интегральной терапии. Используются такие приемы:
слушание музыкальных произведений из «Музыкальной аптечки» - произведения композиторов В.А.Моцарта, Э. Грига, Л.В.Бетховена и др.;
выполнение дыхательных упражнений под музыку, используя русские народные инструменты (свирели, окарины);
пение психотерапевтических формул и песен для позитивного восприятия окружающих, для установления дружеских отношений («Ты мой друг, я твой друг», «Повернись и улыбнись» и другие);
музыкальные коммуникативные игры, представляющие синтез музыки с речью, движением (народные игры с пением «Лебедушка», «Пусть делают все так, как я» и так далее);
выполнение творческих заданий на музыкальных инструментах («Сыграй свое настроение»).
2 блок – развитие индивидуальных музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие музыкальных способностей состоит в активизации «деятельности слушателя», «исполнителя» и «композитора».
Для активизации «деятельности слушателя» используются приемы:
музыкально-дидактические компьютерные игры;
приемы контрастного сопоставления произведений;
уподобления характеру звучания музыки (двигательное, тактильное, словесное, вокальное, инструментальное уподобление).
Для активизации «деятельности исполнителя» используются графические партитуры (в процессе изучения нотной грамоты), применяются приемы:
разучивание и исполнение песен;
изготовление самодельных музыкальных инструментов (из подручных материалов) и игра на них;
обучение детей игре на музыкальных инструментах (шумовых, ударных, клавишных, миди-синтезаторе, баяне, терменвоксе).
Активизация «деятельности композитора» происходит путем выполнения творческих заданий: вокальных и инструментальных импровизаций – заданий «Озвучь видеофрагмент», «Придумай мелодию, сыграй ее на midi-синтезаторе и запиши ее на компьютер».
3 блок– создание условий для успешной социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. К ним относится организация внутришкольных и открытых мероприятий, подготовка концертных номеров детей для выступления на фестивалях и конкурсах («Роза ветров», «Музыкальная шкатулка», фестиваль детского творчества «Варенье» г. Казань, «Звездная карусель», «Два кота», конкурсы Центра «Динаода» в г. Москве, участие в православных фестивалях города Серпухова).
Результатом данной работы являются: снижение уровня негативных эмоциональных состояний среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (по данным школьного психолога Ю.Е.Гурьевой уровень тревожности за 2013-2014 учебный год снизился на 9, 5%, вербальная агрессия уменьшилась на 9,2 %, повысилась стрессоустойчивость на 20%). Учащиеся школы-интерната «Абсолют» за 2014-2015 учебный год стали участниками 20 школьных, 7 внешкольных мероприятий, 11 конкурсов и фестивалей художественной самодеятельности различных уровней (от городского до международного). В конкурсах завоевывали дипломы и грамоты лауреатов 1,2,3 степени.
Таким образом, работа по социокультурной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкальной деятельности оказалась эффективной и плодотворной.
Список литературы:
Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 1998 . – 253 с.
Петрушин, В.И. Практическая психотерапия в Большом городе [Текст] учебное пособие для психологов, психотерапевтов и социальных работников, а также для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология» / В.И.Петрушин. – М.: АПКиППРО, 2010. – 320 с.
Радынова, О.П.Музыкальные шедевры [Текст] Авторская программа и методические рекомендации. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.- 80 с.
Школяр, Л.В.Теория и методика музыкального образования детей [Текст]: науч.метод. пособие для учителя музыки и студ. сред и высш. учеб. заведений / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, В.В.Медушевский. – М.: Флинта-Наука, 1999. – 330 с.