kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарь гитарных терминов и музыкальных жанров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый словарь создан для педагогов и учащихся музыкальных школ, школ искусств и учреждений дополнительного образования детей обучающихся по классу гитара, а также может быть полезен всем, кто интересуется вопросами культуры и искусства.

Данное пособие  составлено в алфавитном порядке и содержит основные понятия приемов игры, способов звукоизвлечения на гитаре,   сведения о  музыкальных жанрах.

Просмотр содержимого документа
«Словарь гитарных терминов и музыкальных жанров»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец детского и юношеского творчества

Городского округа Тольятти





Учебное пособие

к программе

Музыкальный инструмент

гитара



CЛОВАРЬ

ГИТАРНЫХ ТЕРМИНОВ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ



Составитель:

Светлана Викторовна Волгина

-педагог дополнительного образования









Тольятти






































Введение


Предлагаемый словарь создан для педагогов и учащихся музыкальных школ, школ искусств и учреждений дополнительного образования детей обучающихся по классу гитара, а также может быть полезен всем, кто интересуется вопросами культуры и искусства.

Данное пособие составлено в алфавитном порядке и содержит основные понятия приемов игры, способов звукоизвлечения на гитаре, сведения о музыкальных жанрах.

Использование словаря значительно облегчает самостоятельную подготовку учащегося при работе над произведениями, экономит его время, так как позволяет в домашних условиях получить нужные сведения.

Надеюсь, что именно это пособие станет для педагогов хорошим подспорьем в подготовке и проведении занятий в классе гитары.








Словарь гитарных терминов

и музыкальных жанров


А

Апояндо (apojando) – прием звукоизвлечения, заключающийся в скольжении пальца по струне с опорой или остановкой на последующей струне.

Ария – (в переводе с итальянского, английского и французкого - воздух) – законченный музыкальный эпизод в опере, кантате, оратории, исполняемый солистом в сопровождении оркестра. Иногда ариями называют инструментальные пьесы певучего характера. Разновидности арии – ариетта, ариозо, каватина.

Аллеманда – четырехдольный этикетный танец немецкого происхождения. Следуя сложившейся в феодальную эпоху традиции, исполнители аллеманды открывали бал торжественным шествием парадно одетых пар. Затакт d и акцентированная первая доля в следующем такте придавали интонациям аллеманды призывно-фанфарный характер. Темп танца - не очень быстрый. Ко времени Баха в жанре аллеманды сформировались два основных типа: первый – более торжественный, величественный, с пунктирным ритмом и богатой орнаментальной отделкой, и второй – лирический, в основе которого лежало ровное ритмическое движение. В XVII в. аллеманда вошла в сольную и оркестровую сюиту в качестве первой части, стала торжественной вступительной пьесой в умеренном темпе.

Б

Баррэ – прием игры, заключающийся в одновременном прижатии нескольких струн на одном и том же ладу указательным пальцем левой руки, который как бы играет роль передвижного порожка. 3 вида:

  • Полное баррэ: три фаланги указательного пальца прижимают пять или шесть струн;

  • Полубаррэ: две фаланги указательного пальца охватывают три или четыре струны;

  • Малое баррэ: две или три соседние струны прижимаются только последней фалангой указательного пальца.

Бранль - старинный французский танец, вначале народный, позже бальный. Был распространен во многих европейских странах под различным названием (бран, брандо, браул). В переводе с французского языка branle – качание, хоровод. В XIV- XVII вв. возникли многочисленные разновидности бранля, отличавшиеся по хореографии, структуре, метру, ритму, темпу. («двойной бранль», «простой бранль», «веселый бранль»). Тогда же закрепилась традиция исполнения нескольких бранлей в виде сюиты. К началу XVIII в. он исчез из танцевальной и музыкальной практики.

Бурре – французкий коллективный народный танец, живой и веселый. Пишется он в размере alla breve с затактом в одну четверть, отличается быстрым темпом, четким ритмом. Название танца происходит от bourrer – делать неожиданные скачки; движениям свойственны некоторая грубоватость, шутливая тяжеловесность, угловатость. Акценты на сильных долях исходят из народной танцевальной практики, когда в каждом четвертом такте танцоры резко ударяли подбитыми гвоздями сабо. В середине XVII в. бурре вошел в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части. В первой половине XVIII в. этот танец стал самым популярным в Европе.

Болеро - испанский парный танец, темп умеренно-быстрый, характерный ритм подчеркивается стуком кастаньет или прищелкиванием пальцев. Этот танец появился около 1780 г. распространение получил в XIX в. на балетной сцене и как самостоятельный жанр.

В

Вибрато - исполняется путем колебания влево и вправо пальца, прижимающего струну, без ослабления при этом нажима на струну. Такие короткие колебания продлевают звук, придают ему певучесть.

Вариации – старейшая музыкальная форма, в основе которой тема и ее видоизмененные повторения. Вариации восходят к народному музыкальному творчеству, к исполнительской деятельности певцов и инструменталистов. С XV века вариации уже появляются в музыкальной литературе, далее же они получают развитие в творчестве таких композиторов, как Ф.Куперен, И.С.Бах, Г.Ф.Гедель, писавших для органа, клавира, клавесина. Так появились две разновидности полифонических вариаций – пассакалья и чакона.

Вальс – (от немецкого - кружиться) бальный танец, исполняемый парами в плавном поступательном движении. Музыкальный размер 3/4. темп обычно быстрый или умеренно быстрый. Вальс появился во 2 половине 19 века, постепенно развившись из народных танцев Австрии, Чехии, Германии. В 19 веке распространился по всей Европе, также приобрел самостоятельное значение в виде фортепианной, оркестровой или другой музыки, используется как основа романса, арии.

Вильянсико - песенный жанр народного происхождения, распространенный в испанской музыке эпохи Возрождения. На рубеже вв. были популярны многоголосные вильянсико. В XVI в. они преобладали в виде сольных песен в сопровождении виуэлы. Авторами были – Л.Милан, А.Мударра и другие.

Виуэла - предшественница гитары. Имела 6-7 двойных струн (настроенных в унисон) и одну одинарную струну, на которой исполняли мелодию. Настраивали виуэлу по квартам, с большой терцией между третьей и четвертой струнами. Виуэла широко была распространена в Испании в XV – XVI вв., использовалась как сольный и сопровождающий пение инструмент.

Г

Гитара мавританская – гитара, существовавшая в XIII – XIV веках при дворе Альфонса Х (Испания). Он обладает овальной формой, нижняя дека выпукла, металлические струны прикреплены у основания корпуса. Широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Играют на ней преимущественно с помощью плектра, в наклонном положении инструмента. Привлекает коронованных особ.

Гитара латинская - гитара существовавшая в XIII – XIV веках. Имеет плоскую нижнюю деку и жильные струны, которые защипывают пальцами. Этот инструмент предпочитали любители утонченной музыки (менестрели).

Гитара баттенте - существовала в XVII веке вследствие широкого распространения аккомпанирования пению и танцам. Они отличались выпуклой нижней декой, относительно высокой обечайкой; металлические струны (пять рядов двойных и даже тройных струн), порожки сделаны из металла, слоновой или другой менее дорогой кости и вставлены в гриф. Искусство мастера заключается в определении такого их местонахождения, при котором хроматические звуки были бы интонационно точными.

Глиссандо – прием, когда палец левой руки, не отрываясь от струны, скользит с одного лада на другой. В гитарной технике используется для выразительности исполнения. Виды:

  • Когда палец левой руки скользит с одной ноты на другую, палец правой руки ударяет первую ноту и вторую.

  • Если две ноты соединены лигой и глиссандо, то первая нота ударяется пальцем правой руки, а вторая получается от скольжения пальца левой руки.

  • Если форшлаг соединен с основной нотой глиссандо, то скольжение пальца левой руки должно совпадать с ударом пальца правой руки.

Гавот – старинный французский коллективный танец. Первоначально существовал как разновидность народного хоровода (бранля). Исполнялся в умеренном темпе, имел четкий метр 4/4 или 2/2 с затактом в две четверти. Структура гавота членилась на двутакты, завершавшиеся на сильной доле. Характер раннего танца был обычно светлым, безмятежным, нередко с оттенком торжественности, движения отличались изяществом и грациозностью. В дальнейшем гавот меняет облик. В Провансе он превращается в острохарактерный, живой, задорный танец с моторным движением alla breve, хотя сохраняются и его пасторальные разновидности. В XVII веке, став придворным танцем, гавот приобретает изысканно-жеманный характер; около 1830 вышел из употребления. Типичная форма гавота XVII в. – трехчастная da capo, иногда средней частью является мюзет. Встречается в инструментальных сочинениях крупной формы, является постоянной составной частью танцевальной инструментальной сюиты.

Гальярда – старинный парный танец итальянского происхождения, буквальный перевод – веселый, бодрый. Для гальярды характерно: 3-дольный метр, умеренно быстрый темп, аккордовый склад, пунктирный и синкопированный ритм. Гальярда часто исполнялась после паваны. С середины XVI века известен и как самостоятельный танец. В XVII – XVIII вв. гальярда сохранилась только как часть инструментальной сюиты; для нее стали характерны медленный темп, полифоническая фактура. Гальярды писали У.Берд, О.Гиббонс, М.Франк, и другие.


Д

Дивертисмент – (с фр. языка - развлечение) –

1) сюита развлекательного характера (типа серенады);

2) легкая, иногда виртуозная пьеса типа попурри, вариаций и т.п.


Ж

Жига – простонародный быстрый комический танец кельтского происхождения. Отличительной чертой его движений является «притоптывание» на третьей доле. Первоначально жига была народным танцем, но в процессе развития превратилась в коллективный хороводный. Пьесы под этим названием встречаются уже в XVI в. В лютневой музыке Франции XVII получила распространение жига с одноголосным началом и гомофонным или имитационным продолжением. И.С.Бах и Г.Ф.Гендель включали ее в свои сюиты как последнюю часть.

И

Имитация - способ изложения и развития музыкальной мысли в полифонической музыке. В переводе с латинского означает «подражание». Имитация – это повторение голосом мелодии, непосредственно перед тем исполненной другим голосом.

К

Канон – музыкально-полифоническая форма, основанная на точной имитации основной мелодии во всех голосах, вступающих поочередно. В переводе с греческого языка означает правило, мерило, образец. Среди крупнейших мастеров канона – Г.Дюфан, Х.Изак, И.С.Бах.

Канцона – многоголосная светская песня, несложная по фактуре, близкая к народной. В XVI-XVII вв. в Западной Европе получают распространение инструментальные канцоны – пьесы имитационно-полифонического склада. С утверждением в музыке гомофонного склада в XIX-XX вв. появляются канцоны с «певучей мелодией» для одного голоса с инструментальным сопровождением. Этому типу подражают и инструментальные канцоны, своего рода «песни без слов».

Каприччио - (в переводе с французского языка – прихоть, каприз) – название инструментальных произведений, характер которых был различен в разные исторические эпохи. В конце XVI – начале XVII вв. каприччио – пьеса свободного строения, основанная на имитации.

Куранта – трёхдольный парный танец французского происхождения. Существует несколько разновидностей куранты. Первая отличается характерным движением, обострённым и подчеркнуто скерцозным. Этому типу танца свойственно особая живость и активность. Прыжковая основа его выявлена достаточно определенно. Вторую разновидность куранты можно охарактеризовать как лирическую. В ней прыжки уступают место галантным шагам на цыпочках, что делает танцевальные движения плавными, элегантными и менее подвижными. Куранта получила распространение на рубеже XVI-XVII вв. В профессиональной музыке сохранялась до первой половины XVIII в. (инструментальные сюиты И.С.Баха, Г.Ф.Генделя).

Л

Легато - прием игры, который исполняется преимущественно пальцами левой руки. Три вида:

  • Восходящее: самостоятельный удар по струне пальцем левой руки;

  • Нисходящее: перпендикулярное сдергивание струны пальцем левой руки;

  • Смешанное: сочетает в себе одновременно восходящее и нисходящее легато.


М

Менуэт – французкий танец, произошел от хороводного танца местечка Пуату в Бретани. Музыка менуэта изящная, в трехдольном размере с затактом. Темп умеренный. Часто менуэт написан в сложной трехчастной форме с серединой типа трио. Название «трио» появилось в связи с тем, что в старинных танцах средний раздел исполнялся тремя солирующими инструментами.

П

Позиция – охват пальцами левой руки четырех соседних ладов; определяется по первому пальцу левой руки.

Пиццикато – прием, изменяющий тембр инструмента. Исполняется: правая рука почти у самой подставки кладется на струны и большой палец извлекает звук.

Павана – старинный танец испанского происхождения, бытовавший также в Италии (под названием «падуана») и в других странах Европы. Этот танец-шествие исполняется торжественно и горделиво. Для паваны характерны четкость строения, квадратность метроритмической структуры, аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Музыкальный размер 4/4, 4/2, темп медленный. Со второй половины XVI в. до конца XVIIв. Павана существовала как самостоятельная инструментальная пьеса. Нередко объединялась в сюитное последование с быстрыми трехдольными танцами – гальярдой, сальтарелло, что сыграло важную роль в процессе формирования сюитного и вариационных циклов в европейской музыке. Инструментальная павана достигла расцвета в творчестве верджинелистов.

Партита – в переводе с итальянского языка означает «разделенная на части». Это цикл различных пьес, контрастных по характеру. Известны партиты И.С.Баха. Слово «партита» употребляется композиторами в значении сюиты.

Пассакалья – песня, танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества. Отсюда название Pazar – проходить и calle – улица. В XVII в. пассакалья стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Ее черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, трехдольный метр, минорный лад. Тема в пассакалье не меняется, она все время мерно и величаво звучит в самом нижнем, басовом голосе, в то время как в верхних голосах появляются и развиваются новые самостоятельные мелодии; начинается с третьей доли такта.

Пассамеццо – старинный итальянский танец. Происхождение названия не установлено. Возник в начале XVI века, вскоре приобрел известность и за пределами Италии. По музыкальному стилю близок паване, которую он вытеснил с ее традиционно первого места в танцевальной сюите.

Пастораль – в переводе с итальянского языка- пастушеский – инструментальная пьеса программно-изобразительного характера, рисующая жанровые сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Для пасторали типично плавное, размеренное движение мелодии (с тактовым размером 6/8, 9/8, 12/8), воспроизведение особенностей тембрового звучания народных духовых инструментов (волынки, свирели, рожка).

Полифония – это многоголосная музыка, в которой сочетаются в одновременном звучании две и более мелодии. В переводе с греческого языка – «поли» - многочисленный и «фон» - звук. Полифония эпохи Барокко и XVIIIв. Именуется «свободным стилем»; характеризуется интересом к внутреннему миру человека. Преобладание инструментализма привело к развитию полифонических вариаций, фантазий, таккат, канцон, из которых к середине XVIIв. Сформировалась фуга. Полифония достигла высшей точки своего развития в произведениях Г.Ф.Генделя и И.С.Баха.

Полонез - старинный польский танец-шествие степенного, торжественного характера. Первоначально был четырехдольным, в процессе эволюции стал трехдольным. В XVIIIв. Распространился по всей Европе, им открывали торжественные танцевальные вечера и придворные балы. Как музыкальная пьеса полонез стал известен с XVII в. в сочинениях И.С.Баха и Г.Ф.Генделя.

Прелюдия – от латинского – делаю вступление – инструментальная пьеса. Первоначально прелюдией считалось небольшое вступление импровизационного характера, исполнявшееся перед музыкальным произведением. С XV в. получила распространение у лютнистов, затем клавесинистов и органистов. В XVI-XVIIIвв. Развилась в органной музыке в самостоятельную пьесу свободного склада.

Полька – чешский народный танец. Исполняется парами по кругу. Музыкальный размер 2/4. живой и простой по форме, этот танец получил широкую популярность в XIX в. и распространился по всей Европе как бальный танец.

Р

Расгеадо – удар четырьмя пальцами правой руки по нескольким или всем струнам. Этот прием исполняется двумя способами:

  • При сильном акцентировании ударом четырех пальцев по всем струнам, то есть от 6 к 1. такой прием иначе называется fries.

  • При слабом акцентировании удар указательного пальца правой руки по всем струнам от 1 к 6. такой прием иначе называется index.

Ригодон – старинный французский танец, исполняется в размере 2/2, alla breve. Включает 3-4 повторяющихся раздела с неравным количеством тактов. Получил распространение в начале XVII века. Ригодон является одной из частей инструментальной танцевальной сюиты.

Романеска – название различных распространенных в XVII-XVIII вв. инструментальных танцевальных пьес, вариационных циклов, а также арий и песен с инструментальным сопровождением, в основе которых лежит мелодико-гармоническая модель, родственная фолии и старинному танцу – пассамеццо. Отличительным признаком романески была басовая фигура (ход на кварту скачком), однако с начала XVII в. басовые квартовые хода заполнялись промежуточными звуками. Самые ранние пьесы, названные романесками – танцы для лютни.


Рондо – с французского языка – круг. Инструментальная пьеса, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания. Главная тема проводится не менее 3 раз, эпизоды 2-4 раза. Рондо возникло из хоровых песен, в которых запевала исполнял разные по музыке куплеты (эпизоды), а хор подхватывал неизменный припев (рефрен). Рондо обычно отличается оживленным, легким, подвижным характером и сочетает в себе черты песенности и танцевальности.


Румба – бальный танец мексиканского происхождения, использующий элементы народного кубинского танца с остросинкопированным ритмом. Получил распространение в 1920-х гг. в США и Западной Европе. Музыкальный размер 4/4, темп умеренный с резким ускорением последней части. Румба – одна из форм джазовой музыки.

С

Стаккато – обозначается точками над или под нотами. Исполняется отрывисто, как бы создавая паузу после каждой ноты, над которой оно поставлено. Чтобы исполнить стаккато на гитаре, надо извлечь звук пальцем правой руки и немедленно приложить этот палец к той струне, из которой он извлекал этот звук, не давая ей отзвучать. Чем быстрее приложить палец правой руки к струне, тем отрывистее будет стаккато.

Скользящий удар – удар, при котором один и тот же палец скользит с одной струны на другую, извлекая звуки не отрываясь от струн.

Скерцо - (от итальянского шутка) типичен размер 3\4 или 3\8. Быстрый темп, свободная смена музыкальных мыслей. Подобно бурлеске, скерцо часто представляет выражение в музыке юмора от веселой игры, шутки до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих демонических образов. Обычно пишутся в трехчастной форме.

Сальтарелло – итальянский танец народного происхождения, подвижный, трех или шестидольный, с прыжками. Близок по характеру к гальярде, куранте. Исполнялся парой танцоров под аккомпанемент гитары и тамбурина. Включал быстрые двойные шаги, которые прерывались поклонами, приходящимися на кодансы. Наиболее ранние образцы сальтареллы относятся к XIV в. В XV-XVI вв. сальтарелла – часть танцевальной сюиты, следующая за умеренным плавным танцем в четном размере (аллеменда, пассамеццо, павана). В XVII-XVIII вв. сальтарелло вошел в инструментальную сюиту.

Сарабанда – старинный испанский танец. Исторический путь этого жанра наиболее сложен. Претерпев значительные изменения, он превратился из оживленного и эмоционального танца в степенное, величавое, иногда траурное шествие. Первоначально сарабанда представляла собой танец-пантомиму, посвященный теме плодородия земли. В начале XVII в. сарабанда включается в музыкальное оформление спектаклей испанского двора. Отличительными чертами становится сдержанность, величественность, торжественность. Писались сарабанды в трехдольном размере, начинались с сильной доли такта. С середины XVII в. она стала постоянной частью инструментальной танцевальной сюиты, исполнялась перед жигой. Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из инструментальных сюит Г.Ф.Генделя и И.С.Баха.

Сюита – в переводе с французского языка означает последовательность. Циклическая музыкальная форма, состоящих из нескольких самостоятельных частей, которые контрастируют между собой. Объединяет их общий художественный замысел. Форма сюиты возникла в XVI в. как объединение двух танцев – медленного и быстрого. В XVII-XVIII вв. старинную сюиту составляли уже 4 разнохарактерных танца: умеренная аллеманда, оживленная куранта, медленная сарабанда и быстрая жига. Высокие образцы сюиты оставили нам И.С.Бах и Г.Ф.Гендель.

Самба – бразильский танец городского происхождения. Появился в начале XX в. музыкальный размер 2/4, темп подвижный. Сопровождается пением и инструментальным ансамблем.

Т

Тирандо (tirando) – прием звукоизвлечения, заключающийся в оттягивании струны дугообразно изогнутым пальцем.

Тремоло – быстрое чередование одного и того же звука.

Тамбур – прием, которым изображается звучание тамбурина. Большой палец правой руки ударяет по всем струнам сверху у подставки.

Табулатура – система записи какого-либо музыкального произведения при помощи линеек (струны) и цифер (обозначение пальцев левой руки, ладов).

Танго – старинный испанский народный танец. Музыкальный размер четный, обычно 2/4 . темп медленный. В измененном виде танго получило распространение в Южной Америке. В XX в.под названием «аргентинское танго» этот танец вошел в моду в Южной, затем Северной Америке и Европе в качестве салонного и эстрадного парного танца.

Ф

Фламенко – народное песенно-танцевальное творчество Андалусии – южной области Испании. Основными элементами являются пение – его первооснова, музыкальное сопровождение и танец. Гитара является основным музыкальным инструментом. Основные признаки – импровизационность, полиритмия, тональная и ладовая переменность, наличие ориентальных элементов, исключительная эмоциональная насыщенность.

Флажолет – прием игры, заключающийся в прикосновении подушечкой пальца левой руки какой-либо струны над определенными ладами и после удара пальца правой руки быстро отнять, струна издает новый по окраске и высоте звук. Бывают натуральные и искусственные флажолеты.

Фолия – в переводе с португальского языка означает шумное веселье. Народный танец и танцевальная песня португальского происхождения. Впервые упоминается в XV в., была карнавальным танцем. Исполнялась мужчинами в женских костюмах; сопровождалась погремушками, кастаньетами, производящими шум. Музыка разных фолий быстрая и темпераментная, с преобладанием мажора. Позднее по своему строению она приблизилась к сарабанде, мажор сменился минором, темп замедлился. В конце XVI – начале XVIIвв. Фолия стала популярна не только в Португалии, Испании, но и в других странах как танец любовного содержания, сопровождавшийся игрой на гитаре. Музыкальный размер 3/4.

Фандангильо – маленькое фанданго – испанский народный танец, особо распространенный в Кастилии и Андалузии. Музыкальный размер 3/8, 6/8, реже ¾. Темп умеренный. Исполняется парами под аккомпанемент гитары и кастаньет.

Х

Хорал - религиозное песнопение на латинском языке. В католической церкви – унисонное, а в протестантской – многоголосное. Старинные хоралы носили возвышенный характер. Хорошо известны обработки хоралов для органа, сделанные И.С.Бахом.


Хабанера – испанский народный танец – песня. Появился на острове Куба, позднее получил широкое распространение в Испании. Музыкальный размер 2/4, с характерной ритмической фигурой, акцентом на последней восьмой такта. Темп медленный.


Ч

Чакона – первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в. Музыкальный размер 3/4 или 3/2, темп живой. Сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера, как правило – в миноре, с акцентом на 2 доле. В Италии она сближается с пассакальей, обогащаясь вариационным развитием. Во Франции чакона становится балетным танцем. В XVII – XVIII вв. она включается в партиту, сюиту. Чакона имеет много общего с сарабандой, фолией. К жанру чаконы обращались У.Бёрд, Дж.Фрескобальди, И.С.Бах.

Ю

Юмореска - (от английского юмор) музыкальное произведение юмористического характера, близкое к скерцо. Состоит из ряда лирических и скерцозных эпизодов. Впервые появилась у Роберта Шумана.









Список использованной литературы.


  1. Альманах старинной музыки. XVI – XVIII вв./ сост. Смахтина М.Е. – Самара, 2004.

  2. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: «Музыка», 1994.

  3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.

  4. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Часть 1. – М.: «Тоника», 1991.

  5. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Часть 2, тетрадь 1, 2. – М.: «Тоника», 1991.

  6. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Часть 3. – М.: «Тоника», 1991. – 2 шт.

  7. Катанский А.В., Катанский В.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Издание дополненное в редакции 2005 г.- М., 2005.

  8. Попов В.И. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России.- Екатеринбург, 1997.

  9. Хрестоматия гитариста для учащихся 1 -2 кл. ДМШ / сост. Н. Иванова-Крамская. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.

  10. Хрестоматия гитариста для учащихся 3 -4 кл. ДМШ / сост. Н. Иванова-Крамская. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.

  11. Хрестоматия гитариста для учащихся старших классов ДМШ / сост. Н. Иванова-Крамская. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.

  12. Хрестоматия гитариста для учащихся старших классов ДМШ. Ансамбли для гитары с духовыми, струнными инструментами и фортепиано./ сост. Н. Иванова-Крамская. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.

  13. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара. –М., 1991 г.

  14. Школа радости. 4-6 год обучения./ сост. Л.Иванова.- СПб., «Союз художников», 2006.


30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Словарь гитарных терминов и музыкальных жанров

Автор: Волгина Светлана Викторовна

Дата: 24.09.2018

Номер свидетельства: 478716

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства