kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Скрипичные дуэты как метод работы над интонацией начинающих скрипачей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над музыкальным языком, а точнее,  над точным музыкальным интонированием - сложная задача, работа над которой начинается с первых шагов в ДМШ. Скрипка - инструмент с огромными выразительными возможностями. Овладение секретами мастерства потребует от ученика  не только много времени, но и предельной концентрации внимания и способности  к сложной умственной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Скрипичные дуэты как метод работы над интонацией начинающих скрипачей»




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская музыкальная школа №1 им. Э. Бакирова"

Елабужского муниципального района

Республики Татарстан













Методическое сообщение преподавателя по

классу скрипки

Липатовой Марины Евгеньевны



«Скрипичные дуэты как метод работы

над интонацией начинающих скрипачей»























г. Елабуга, 2019 г.





Скрипичные дуэты как метод работы

над интонацией начинающих скрипачей



Вопросы интонирования – самые сложные в скрипичном искусстве. Это связано не только со спецификой настройки инструмента. В большинстве случаев интонирование зависит от механизмов художественной выразительности, слуховыми представлениями и музыкальными ощущениями исполнителя.

Интонирование – это не просто правильно зафиксированный звук, это часть фразировки, причем, главная ее часть, по мнению П. Казальса.

Характерно, что сам П.Казальс играл на сцене с закрытыми глазами, как бы отрешаясь от всего, находящегося за пределами эстрады.

Музыкальный слух – понятие многообразное. Это не только определение слухом высоты звука. Это - прежде всего тонкое ощущение музыкальным слухом интонационных колебаний, допускающих отступление от темперированного строя и нарушающее энгармоническое равенство звуков, оправдывающих расширение и сужение интервалов, обострение вводного тона и т.д.

Работа над интонацией - работа над звуком, над выявлением его лучшего музыкального качества. К этому выводу приходят лучшие методисты в скрипичной области.

Л.Ауэр Й.Иоахим К.Мострас В.Григорьев

В работах Л. Ауэра, Й. Иоахима, К.Мостраса, В.Григорьева очень подробно разработаны пути исправления неточной интонации. Преимущественно это методы, применимые в обязательных самостоятельных («домашних») занятиях учащихся. Применение этих методов дает возможность рассчитывать на большую степень овладения устойчивой интонацией.

Скрипичная интонация – вещь парадоксальная. По мнению К.Флеша, «чистая игра в физическом смысле невозможна». И это высказывание не лишено основания. Наиболее исчерпывающее толкование и обоснование интонационных закономерностей мы находим в теории проф. Н.Гарбузова в главе о последних исследованиях в области современной 12-зонной системе, в которой он говорит о многообразии строя отдельных исполнителей.

Интонирование на начальном этапе обучения.

Работа над интонацией должна начинаться с первых уроков. Эта работа должна вестись параллельно с работой над ритмом, динамикой, штрихами. Невзятие ноты учеником не могут оставлять преподавателя безучастным. Всегда надо искать причину.

Во-первых, этой причиной может быть недостаточно развитый слух ученика.

Л.Ауэр рекомендовал в таких случаях метод Л.Моцарта, состоящий в предварительном сольфеджировании. Лишь после активного сольфеджирования Леопольд считал возможным дать в руки учащемуся скрипку и смычок. Метод профессора Л.Ауэра состоял так же и в том, что он чрезвычайно активно использовал игру в дуэте. Причем начинающий ученик играл на открытых струнах, и его партия являлась сопровождающей. Учитель же исполнял сложную мелодическую партию. Старинные скрипичные школы являлись, к слову сказать, зачастую дуэтными школами, в которых инструментальные примеры изучались учеником и учителем. Темперированные инструменты (фортепиано) в скрипичные школы не допускались. Тем самым интонирование в сознание ученика закладывалось как истинно скрипичное, пожалуй, наиболее тонкое и точное по сравнению с клавишными инструментами. Исполняя только открытые струны, ученик освобождал сознание для выполнения одного вида работы: правильным движениям правой руки. Левая рука просто держала скрипку. Причем в нотных примерах прослеживается ограждение ученика от длинных смычков, от нот большой длительности, благодаря этому работа над предлагаемым материалом и усвоение элементов естественного звучания проходят успешнее. И только по мере привыкания учеником к идеальному звучанию открытой струны можно начинать работу по постановке пальцев левой руки.

Теперь начинается период напряженной работы по исправлению фальши. Реплики учителя - «выше», «ниже»- притупляют внимание ученика, который начинает пассивно относиться к собственному интонированию. В таких случаях занятие надо временно приостановить, чтобы внимание ученика восстановилось, чтобы самоконтроль и самостоятельность вернулись.

Л.Ауэр считал, что сознательность и планомерность являются главной составляющей процесса обучения. Основное правило – это «подлинное делание того, что нужно». Постоянный самоконтроль, качественное делание – важнейшее условие продуктивных занятий. Но для правильного исполнения этого важен принцип постепенности, последовательного перехода от простого к сложному. Сначала делаем то, что проще (например, играем со средней силой нажима), потом сложнее (с сильным или же слабым нажимом). Сначала играем в среднем темпе, потом в быстром или же медленном. Проще играть «чисто аналитически», сложнее –эмоционально наполненно, выразительно. Если концентрация внимания у ученика пропадает, то эффективность обучения сводится к нулю.

Есть такое понятие, как усталость восприятия голоса собственной скрипки. Поэтому для контрольной проверки интонации применяется прием игры в нюансе «пиано». Появляется возможность точнее вслушаться в точное взятие ноты, в качественное ее звукоизвлечение.

Немаловажным является и постановочный момент. Правильное, устойчивое положение головы на подбороднике может значительно улучшить интонацию. К.Флеш говорил: «Левое ухо наслаждается, а правое критикует…» Во время кантилены скрипачи приближают ухо в кантилене, а в трудных местах отдаляют.

И еще один немаловажный момент. Часто скрипач настраивает инструмент, но не настраивается сам на тональность, в которой написана пьесы. В подобном случает интонация «поплывет».

Очень яркий пример: Полька М.Балакирева.

Без настройки слуховых предощущений возникнут дополнительные трудности в ходе исполнения пьесы, скрипач будет затрачивать время на исправление интонации, на донастройку. Закономерно предположить, что ладогармоническая система, в которой создано то или иное произведение является основополагающей для интонирования. Есть, конечно, стилевые и национальные особенности. Например, интонирование славянской и западноевропейской музыки будет различаться.

Главная особенность интонирования на скрипке – это специфика натурального, «острого» строя скрипки, которая значительно отличается от темперированной настройки рояля.

Второй особенностью интонирования является различие двух типов интонации (мелодической, основанной на пифагоровом строе и гармонической, основанной на «чистом» строе). Пифагоров строй скрипки с широкими квинтами отражает модальные закономерности народной музыки, где квинта играет особую роль. Соответственно, обостренно будут интонироваться малые секунды, большие септимы. Такое абстрактно – ладовое интонирование формируется с детства. И чаще всего в классных учебных дуэтах «Учитель-ученик».

Встает важнейший вопрос игры в сопровождении рояля. Стоит ли сближать интонирование скрипача с темперированным настроем рояля? Д.Ойстрах считал, что приближение к интонированию рояля значительно обедняет скрипичное исполнение. Скрипач обязан играть красочнее, с применением вибрато, не подчиняясь «тупой» настройке фортепиано. Ведь зонная природа нашего слуха (по теории проф. Н.Гарбузова) допускает заметную широту «чистого» звучания ноты.

А теперь поговорим о гармоническом интонировании. В дуэте необходимо согласовывать «вертикаль» (двойные ноты, аккорды для получения качественного их «созвучия»). Острое мелодическое интонирование часто мешает совместной интонации. Зачастую приходится идти на компромисс. Острое мелодическое интонирование выравнивается, уступая более строгому гармоническому («вертикальному»). В любом случае, дуэты – прекрасная возможность отработать механизм «предслышания» и дальнейшего исполнения. Превосхищение, настройка в скрипичном дуэте – это живая практика интонации. Это работа более трудная, требующая предельной длительной концентрации внимания обоих музыкантов, готовности пойти на исправление своих неточностей в угоду чистого ансамбля. В сборниках для начинающих музыкантов всегда можно встретить большое количество ансамблей. Продолжая традиции Л.Моцарта, Л.Ауэра, авторы современных скрипичных школ включают квинтовые (народно-ладовые) пьесы, мелодические переложения в терцовом изложении, строго гармонические переложения классических пьес. Весь этот репертуар способствует развитию разнообразного интонирования у учащихся младших классов, у которых недостаточно упорядоченная, недостаточно скоординированная работа рук создают дополнительные проблемы с интонированием. В частности пальцы и вся левая рука в целом могут быть лишены ловкости и эластичности. Однако нет проблемы, которой невозможно было бы решить. Надо лишь подготовить сознание к ее решению. В старших классах ученик начнет играть двойными нотами, но мышление его будет подготовлено дуэтным полноценным звучанием, в котором совместится «вертикальная» интонация с «горизонтальной», мелодической.



Литература:

Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М., Издательский дом «Классика –XXI», 2006;

Мищенко Г. Методика обучения игры на скрипке. С.-Петербург, 2009

Мострас К. Интонация на скрипке. Методический очерк. Материалы по вопросу о скрипичной интонации. Издание второе. Государственное музыкальное издательство. М.,1962




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Скрипичные дуэты как метод работы над интонацией начинающих скрипачей

Автор: Липатова Марина Евгеньевна

Дата: 27.06.2019

Номер свидетельства: 516166


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства