Регулярное обращение к методическим работам классиков необходимо в работе каждого педагога. Это позволяет правильно расставить акценты, выделить главное в работе с учеником, развить индивидуальное современное направление в методике обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школа Маттео Каркасси. Традиции и новаторство»
МБОУ ДО
«Детская музыкальная школа №1 им Э. Бакирова»
Елабужского муниципального района
«Школа Маттео Каркасси.
Традиции и новаторство»
Работа подготовлена преподавателем
по классу гитары
Липатовой Мариной Евгеньевной
2018 год
Елабуга
КАРКАССИ МАТТЕО, как основатель Школы игры на гитаре, внес неоценимый вклад в дело гитарной музыкальной педагогики. Изучая его Школу, неизбежно приходим к тому, что основы, заложенные М. Каркасси, до нынешнего времени необыкновенно актуальны. Благодаря современным педагогам-гитаристам эти идеи получили новую жизнь. Но что за идеи это были? И почему М. Каркасси является одним из основоположников классической педагогики? На эти вопросы попробуем найти ответы.
КАРКАССИ МАТТЕО. Знаменитый итальянский гитарист и композитор, принадлежавший к славному «Золотому веку гитары». Родился в артистическом городе Флоренции в 1792 году.
С детских лет он упорно занимался гитарой, которой настойчиво посвятил многие годы; начал выступать в 1810 году; благодаря своим исключительным способностям, уже после первых концертов завоевал славу очень хорошего гитариста. Обладая непоседливым характером и жаждой новых успехов, он предпринимает свое первое зарубежное турне в Германию, а также знакомит публику со своими первыми и основополагающими сочинениями, право издания на которые добивались многие немецкие издательства. Увенчанный лаврами за границей, он возвращается в Италию, желая завоевать сердца своих соотечественников, и после многочисленных концертов добивается этого, что укрепляет его в желании поехать в центр всеобщего музыкального притяжения – в Париж. Сюда приезжали одновременно самые известные гитаристы, такие как Сор, Кост, Агуадо, Карулли, Мейсонье, которого он уже знал и очень уважал, познакомившись с ним в Германии. Два года, с 1820 по 1822 г., с 28 до З0–летия он провел в Париже. Вдохновляемый желанием слышать аплодисменты все новой публики, он уезжает в Англию, где с первых концертов привлекает заинтересованное внимание знатоков. С этого времени ему сопутствует постоянный успех, он непрерывно выступает то в Лондоне, то в Париже по контрактам как концертный исполнитель и преподаватель гитары самой изысканной публики. Он вновь приезжает в Германию, где выступает в крупных городах с успехом, оправданным его блестящими способностями. Возвращается в Париж и Лондон, выступает, как обычно, с шумным успехом и предпринимает третье артистическое турне в Германию, где его принимают превосходно. Вновь приехав в Лондон, он дает памятный концерт в "Королевской опере", где был единственный выступавшим по контракту гитаристом. Через год, 30 июня 1828 года Каркасси выступает в "Эрджил Румз" со знаменитой певицей Мадам Штокхаузен. Вся эта деятельность, благодаря бурному темпераменту артиста происходит в течение 4 лет с 1824 по 1828 гг. В апогее славы он возвращается в Париж, где в это время выступал его соотечественник Фернандо Карулли (см.), пользовавшийся всеми преимуществами знаменитого гитариста, композитора и преподавателя. На его концерты был очень большой спрос, право издания его сочинений оспаривают друг у друга основные европейские издательства. Карулли единолично царил в Париже в широких музыкальных кругах, но скоро о своем гении заявил неистовый молодой Каркасси; как исполнитель и композитор, он превзошел Карулли, звезда которого постепенно стала закатываться, на что повлияло введение Маттео Каркасси новых, более подходящих для техники гитары приемов. Карулли, уже достигшего преклонного возраста, уже не так охотно, как раньше, слушали, в то время как его соотечественник, обладавший более современным, мелодичным, с различными гитарными приемами, стилем, играл с удивительной легкостью и завоевал бесспорное восхищение публики, что послужило причиной эмоциональной и болезненной артистической дуэли двух гитаристов. Победитель Каркасси стал артистом аристократических салонов, знати , стремившихся овладеть искусством владения гитарой.
В 1836 году он возвращается в Италию и выступает во многих городах, где ему повсюду сопутствует успех, имя его звучит во всех местах полуострова. Но скоро его попросили выступить за границей, и Каркасси едет в Англию, где выступает в основных городах. Обосновавшись затем в Париже, он остается там до начала 1853 года.
Большинство сочинений Каркасси вышли в издательстве Шотта (Германия), а также у обосновавшегося в Париже в качестве издателя его друга Мейсонье. Наследие Каркасси почти полностью находится в библиотеке автора данного Словаря, наряду со "Школой игры" и основными произведениями в первом издании. Общее число опусов 73, многие из которых – собрание нескольких пьес, и если считать их отдельно, то получается огромное число в 300 произведений, включая опус 59 – его "Школу" и опус 60 – 25 этюдов – оба хорошо известные; транскрипции оперных тем разных композиторов.
Музыка Каркасси преимущественно не полифоническая, а мелодическая, спонтанная и всегда приятная, с правильнейшей структурой с соблюдением канонов гармонии. В развитии его тем нет расплывчатости, музыкальной широты Н.Коста, но он более точен и драматичен. Ни Кост, ни Таррега не смогли дать такие примеры построения, как Три Сонаты, опус 1 Каркасси; ведь сам факт того, что он взялся за такие музыкальные сочинения, выявляющие настоящую цену композитора, поднимает выше заслуги вышеупомянутых авторов, поскольку можно сказать, что по трудности этот музыкальный жанр–эссенция музыкального искусства.
Его не так давно незаслуженно позабытая школа вновь применяется маэстро, кажется, убедившихся в его преимуществах, т.к. это дидактическое сочинение заслуживает такого же внимания и популярности, что и "25 этюдов", опус 60. Здесь мы не можем уделить внимание всему его творческому наследию: Рондо, Каприччо, дивертисментам, фантазиям и т.д., поскольку для этого нужен отдельный труд. Матео Каркасси умер в Париже 16 января 1853 г.
Прошло время. Однако Ор. 59 Школа М.Каркасси по-прежнему актуальна. Чем же заслужил сей труд внимание потомков? Ответ на этот вопрос мы и попробуем найти.
К началу 20-х годов 19 века, ко времени становления М.Каркасси как исполнителя и педагога, в Париже уже сияли другие звезды. Д.Агуадо, Ф.Карулли, Ф. Сор делили на только концертные площадки Франции, Англии, Германии, но и педагогические лавры, издавая свои методические труды в Париже, в Берлине. На фоне других гитарных школ и методов Школа М.Каркасси не была самой передовой. Да и издана она была с опозданием на 11 лет после Школы Дионисио Агуадо. В сравнительной таблице мы видим, по каким параметрам отличались три ведущих гитарных школы, изданные в Париже в первой половине 19 века.
ТРИ ШКОЛЫ, ИЗДАННЫЕ В ПАРИЖЕ ТРЕМЯ ВЕЛИКИМИ ГИТАРИСТАМИ «ЗОЛОТОГО ВЕКА ГИТАРЫ»
М.Каркасси
Д.Агуадо
Ф. Сор
1836 год. Париж
1825 год. Париж
1834 год. Париж
1
Традиционная посадка с подставкой под левую ногу и положение гитары на левом колене
Использование в качестве подставки треноги, которая могла менять угол и высоту. Левая рука свободно перемещается вдоль грифа.
Использование в качестве опоры стола-подставки, левая рука избавляется от необходимости поддерживать гриф.
2
Игра подушечками
Игра ногтями
Игра подушечками
3
Преимущественная игра тирандо, апояндо лишь для баса
Использование тирандо и апояндо в басу и в голосе.
В дальнейшем в творчестве Ф. Тарреги, Д.Фортеа тирандо почти всех звуков, не заглушающих часть аккорда и арпеджио.
Преимущественная игра тирандо, апояндо лишь для баса.
4
Мизинец опирается на верхнюю деку
Мизинец дублирует работу безымянного пальца, не оттопыриваясь и не подворачиваясь под кисть.
Мизинец опирается на верхнюю деку
Однако, говоря о традициях М.Каркасси в современной гитарной педагогике, мы должны понимать, что некоторые консервативные методы 19 века оказались актуальными и в наши дни. Но использовать надо их очень избирательно, понимая их историческую специфику. Изучая страницы Школы, мы приходим к выводу, что дидактический материал ориентирован на взрослых учеников, коими являлись представители аристократии, для которых и была написана Школа. Отсюда и краткость изложения для грамотных в музыкальном отношении учеников, среди которых были замечательные музыканты, владеющие многими инструментами. Становится понятна и резко возрастающая сложность от пьесы к пьесе. В современных условиях обучение игре на гитаре рассчитано на детей 5-7 лет и начинается в музыкальных школах в подготовительных классах. В начале 19 века это было большой редкостью, детей такого возраста начинали обучать лишь в семьях потомственных музыкантов.
Начало XIX века
Начало XXI века
1
Во времена М. Каркасси обучение начиналось в довольно зрелом возрасте ученика. И только в семьях профессиональных музыкантов обучение начиналось с 4-5 лет. Например, в семье Моцартов.
Сейчас обучение игре на гитаре можно начинать в очень раннем возрасте, с 5 лет. Существуют методики для ДМШ и ДШИ. Например, «Обучение с увлечением» И. Фидельман (г. Саров)
2
Учебный материал в печатных изданиях рассчитан на взрослого, грамотного в музыкальном отношении ученика. Материал не имеет четко обозначенного национального колорита, хотя интонационно эта музыка итальянская. В Школе есть единственный указание на национальную принадлежность - это Вариации на тему швейцарской темы.
Современный учебный материал должен быть основан на народных мелодиях. Возрастание сложности очень и очень постепенное. Главное - это поддерживать неослабевающий интерес к музыке, желание преодолевать трудности. Отсюда, использование резерва музыкальной педагогики – образного восприятия, работы воображения.
3
Взрослое мышление –логическое, анализирующее, обобщающее, материал Школы М.Каркасси построен по этому принципу.
Детское мышление –эмпирическое (зрительное, слуховое, пространственное), ребенок постигает мир не логикой, которой у него нет из-за отсутствия опыта. Ребенок учится жить, говорить, не зная правил, он - первооткрыватель. Реальность у него переплетается с домыслами, т.е. со сказкой. Любой науке, в том числе и музыке, ребенок учится эмпирическим путем, путем экспериментатора, путем проб и ошибок.
4
Работа над постановкой взрослого человека
Работа над рациональной постановка у ребенка имеет свои сложности. Неправильную постановку рук и зажимы во время игры через короткий промежуток времени невозможно исправить.
Этапы пошаговой работы:
1.Посадка и держание гитары без игры на ней.
2.Выполнение простейших игровых движений правой и левой рукой отдельно. Простейшие упражнения на отдельных струнах.
3. Соединение работы правой и левой рук.
4. Обязательная игра на память
5
Обучение ведется только по нотам
Возможен и желателен донотный период, игра по слуху знакомых попевок и мелодий.
Такого метода придерживается преподаватель Казанской ДМШ №3 им. Р. Яхина Рябинина Л.Е. (пение без знания нот). В Школе Судзуки изучение тоже начинается с ознакомления с попевками. Ребенок сначала учится неосознанно, интуитивно говорить на музыкальном языке, и только позже записывать свои мысли, читать чужие. То есть осваивает запись, музыкальное правописание.
В современной музыкальной педагогике большую роль играет образ, помогающий разбудить фантазию ученика. От образа рождается форма произведения, с образом связаны его размер, тональные краски, штрихи, эмоциональные и динамические оттенки.
Однако помимо возрастных отличий в обучении необходимо учитывать и национальные отличия. Основные различия существуют между итальянской и испанской гитарными школами. Итальянская школа игры на гитаре определяется двухголосием, двойными нотами, арпеджио, аккордами.Отсюда и основной прием игры – тирандо, при котором палец должен защипывать струну без предварительного нащупывания, с замахом, без вредной, тормозящей фиксации. Важно почувствовать равновесие на струне, хотя рука чаще всего находится в воздухе. В этой ситуации важна кратковременная опора на все пальцы (при игре арпеджио) или опора на отдельный палец. Для нахождения равновесия необходимо выучить характеристику каждой струны. Струна имеет толщину, индивидуальную силу натяжения, свою толщину канители.
Для наработки стабильного положения правой руки над струнами, а конкретно каждого пальца над своей струной современная методика предлагает огромное количество небольших пьес, понятного содержания. «Прелюдия дождя», «Танец дождевых капель», «Танец фарфоровой балерины», «Песня беспризорника» Олега Киселева, «Вальс осенних листьев», «Бабушкина сказка» Т.Захаровой, «Маленькая арфистка» Виктора Козлова – все эти пьесы написаны в стилистике пьес М.Каркасси, однако наполнены ярким образным содержанием, современными элементами (флажолетами, pizz. за верхним порожком, сочными гармониями).
Детские композиторы берут за основу то, что остается устойчивым стандартом, выработанным два века назад педагогами М. Каркасси, Ф. Сором,Д. Агуадо.