kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник-брошюра "Музыкальные кроссворды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник - брошюра "Музыкальные кроссворды" предназначен для учащихся 3-7 классов.

  Кроссворды  – отличное развлечение для школьников. Они помогают развивать умственные способности, логику, заставляют задуматься, и, конечно, нравятся учащимся. Кроссворды – один из методов совершенствования восприятия и воображения у детей. Решение кроссвордов помогает ребенку развивать ассоциативное мышление.Музыкальные кроссворды  не только  развивают музыкальных способностей,но и в целом играют большую роль в интеллектуальном развитии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник-брошюра "Музыкальные кроссворды" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №14»

Полысаевского городского округа






Музыкальные кроссворды

(для учащихся 3-7 классов)








подготовила учитель музыки

Захарова Анна Александровна





г. Полысаево


2014г



Кроссворды

Слово «кроссворд» в переводе на русский язык означает «пересекающиеся слова».

Вписывая угаданные слова в нужные клетки, отгадчик получает возможность узнать контрольное слово или буквы для других слов.

В каждую клетку кроссворда вписывается по одной букве.

Задание для каждой головоломки описывается отдельно.

Интересным на уроке музыки для школьников является и отгадывание кроссвордов с вопросами по музыкальной тематике. Только предварительно учитель должен показать школьникам принцип отгадывания таких головоломок. С этой целью можно даже наглядно продемонстрировать, как надо отвечать на вопросы кроссворда и вписывать ответы в нужные клеточки.

Вот примеры нескольких кроссвордов, в составлении которых была использована тематика, изученная детьми в начальных классах.

Начнем разгадывать музыкальные кроссворды с самых простых.

I. Разгадав этот кроссворд, ты узнаешь, как на­зываются значки, которыми записываются музы­кальные звуки.

Вопросы к кроссворду:

(здесь все по горизонтали):1

  1. Музыкальный инструмент с двумя клавиатурами.

  2. Музыкальный инструмент в форме стола на трех ножках.

  3. Музыкальный инструмент с грифом и шестью (может быть, с семью) струнами.

  4. Звучит веселая, праздничная...




II. Разгадав второй кроссворд, ты узнаешь, что надо нарисовать в начале нотного стана, чтобы определить название ноты.

Вопросы к кроссворду

(тоже пока по горизонтали):

  1. Что мы слышим ухом?

  2. Форма головки ноты.

  3. Музыкальное произведение как упражнение.

  4. Палочка с натянутым вдоль нее волосом для игры на скрипке.

Кроссворд «О ком поется в песенке»

Если все слова в кроссворде будут отгаданы правильно, то в столбце можно будет прочесть имя героини народной песенки, которая «нашла азбуку в канавке».

  1. Песня, которая убаюкивает.

  2. Песня, танец, марш — это музыкальные... кто?

  3. Когда поют или танцуют вместе несколько человек, это называется...

  4. Музыкальный «кит», под который удобно шагать.



Контрольное слово по вертикали — «лиса», героиня русской народной песни «Уж как шла лиса по травке».


Кроссворд «Герой музыкальной сказки»

Если правильно отгадать кроссворд, то в выделенном столбце можно прочесть имя героя музыкальной сказки композитора С. С. Прокофьева.

  1. Музыкальная страна, в которой все поют.

  2. Музыкальный «кит».

  3. Увертюра М. И. Глинки «Арагонская...».

  4. Большая песня главного героя.





Если слова будут вписаны правильно, то в выделенном вертикальном столбце можно будет прочесть контрольное слово — Петя, имя героя музыкальной сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».

Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»

Для того чтобы отгадать этот кроссворд, надо вспомнить оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Если все слова в кроссворде будут вписаны правильно, то в вертикальном столбце можно будет прочитать слово, которое обозначает в опере большую песню главного героя.

  1. Главный герой сказочной оперы М. И. Глинки.

  2. Злой волшебник из оперы «Руслан и Людмила».

  3. Великий русский поэт, написавший сказочную поэму, по которой М. И. Глинка создал оперу «Руслан и Людмила».

  4. Легендарный русский певец, персонаж оперы «Руслан и Людмила».




Кроссворд с подсказкой «Инструменты народного оркестра»

Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный».

  1. Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.

  1. Древнейший струнно-щипковый инструмент.

  2. Такой инструмент считается главным в струнной группе симфонического оркестра, но он есть и среди народных инструментов. Его так и называют — народная...

  3. На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший...

  1. Струнный инструмент, напоминающий балалайку.

  2. Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием.

  3. Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными ложечками.

  4. Дудочка с голосом жалобного высокого звучания.




Кроссворд «Жанры народных песен»

В каждой строчке этого кроссворда вписано название жанра народных песен. Только слоги в этих названиях перепутаны.

Переставь слоги так, чтобы в каждом ряду получилось пра­вильное название жанра народных песен.

ДО ТРУ ВЫЕ (трудовые)

РЯДО ОБ ВЫЕ (обрядовые)

ЧЕС КИЕ ЛИРИ (лирические)

Е ВОДНЫ ХОРО (хороводные)

РИЧЕС КИЕ ИСТО (исторические)

Кроссворд «Вспомни ноты»










Думается, каждый из нас знает названия семи нот. Попробуйте вписать эти названия в горизонтальные ряды, пользуясь «словом-подсказкой».

Кроссворд «Музыкальные инструменты»

Если вы впишете в горизонтальные ряды названия семи музыкальных инструментов, то правильные ответы помогут вам угадать название восьмого, которое можно будет прочесть в вертикальном ряду. Подсказка: в названии большинства этих инструментов имеется буква «а».

  1. Шумовой музыкальный инструмент, играть на котором можно, ударяя в него или потряхивая им.

  1. Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть.

  1. Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок-групп?

  1. Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком.

  1. Струнный инструмент с самым низким звуком, на котором играют, «пощипывая» струны.

  2. Струнный инструмент, который называют «душой оркестра».

  3. Самый веселый музыкальный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать.








Кроссворд «Музыкальный спектакль»

Впиши в горизонтальные ряды правильные ответы, и в вертикальной строчке можно будет угадать, как называется музыкальный спектакль, в котором все исполнители не говорят, а поют.

  1. Если в опере поют все исполнители, которые присутствуют на сцене, то это называется...

  2. Если на сцене стоит певец, то чаще всего он поет...

  3. Как называется музыкальное вступление к опере или балету?

  1. Так в опере называется большая песня главного героя.

  2. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.









Еще несколько нижеприведенных заданий требуют дополнительных знаний о музыке, но, возможно, они тоже окажутся полезными для домашних и учебных развлечений.

Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»-2

Чтобы отгадать этот кроссворд, вам придется вспомнить героев опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», а также то, какие еще произведения написал этот композитор. Учтите, что в клеточку с цифрой также надо вписывать нужную букву.

По горизонтали:

  1. Имя дочери Ивана Сусанина

  2. Фамилия поэта, на сюжет сказочной поэмы которого Глинка написал свою оперу.

  3. Романс Глинки о весенней птичке.

По вертикали:

  1. Польский танец из оперы Глинки «Иван Сусанин».

  2. Главный герой оперы Глинки.

  3. Имя приемного сына Ивана Сусанина.

  4. Название симфонической фантазии Глинки, написанной на темы двух русских народных песен. Об этой фантазии Чайковский сказал: «Из нее вышла вся наша симфоническая музыка, как дуб из желудя».















Головоломка «Ступеньки»

Все слова этой головоломки начинаются на букву «Б». Каждое последующее слово длиннее предыдущего па одну букву, отчего написанные столбиком слова будут напоминать ступеньки.

  1. Великий немецкий композитор и органист, фамилия которого в переводе означает «ручей».

  2. Французский композитор, автор оперы «Кармен».

  3. Вид искусства, в котором все содержание передается через танец.

  4. Венгерский композитор, создавший музыкальный цикл для фортепиано под названием «Детям».

  5. Композитор, автор знаменитой песни «Катюша».

  6. Великий композитор, который в середине жизни потерял слух.

  7. Музыкальное произведение, название которого в переводе с итальянского означает «песня лодочника».


Головоломка «Лесенка»

Все слова-ответы этой головоломки начинаются с буквы «Ш». Их надо писать в столбик. Маленькая подсказка: слова-ответы 1 и 2 , а также 3 и 4 равны между собой.

  1. Польский композитор, проживший большую часть своей жизни во Франции.

  2. Немецкий композитор, который сначала собирался стать пианистом. Этот композитор создал сборник «Альбом для юношества», по которому учатся играть юные музыканты.

  3. Австрийский композитор, большинство пьес которого — песни и фортепианные миниатюры.

  4. Композитор, которого называют королем вальсов.

  5. Великий русский певец-бас.

  6. Композитор, в одной из симфоний которого есть эпиграф:
    «Посвящается моему родному городу Ленинграду и нашей
    грядущей победе над фашизмом».

Головоломка «Эскалатор»

Все слова этой головоломки начинаются с буквы «А». Ответы головоломки надо писать в столбик, тогда получатся ступеньки, напоминающие эскалатор. Маленькая подсказка: слова 1—3,4-5 и 6-7 равны.

  1. Струнный инструмент, ближайший родственник скрипки.

  2. Струнный музыкальный инструмент, на котором играют, перебирая пальцами его струны.

  3. В опере так называется большая песня главного героя.

  4. Большая ария.

  5. Имя принцессы, героини балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».

  6. Маленькая ария.

  7. Перерыв между действиями оперы или балета.

  1. Коллектив исполнителей-музыкантов.




Кроссворд «Вспомни «Евгения Онегина»

Если отгадать этот кроссворд, то по вертикали можно будет прочесть фамилию одной из героинь оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

  1. Русский композитор, руководитель музыкального кружка «Могучая кучка».

  2. Опера А. С. Даргомыжского по драме А. С. Пушкина.

  3. Герой оперы композитора А. П. Бородина.

  4. Имя героя оперы М. И. Глинки.

  5. Композитор, основоположник русской классической музыки.

  6. Музыкальный «кит».



Контрольное слово по вертикали – Ларина.

Чайнворд «Музыкальная спираль» (опера).

Каждая последняя буква слова является первой буквой следующего слова.

  1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют.

  2. Перерыв между действиями оперы.

  3. Действующее лицо в опере Ж. Визе «Кармен».

  4. Опера Дж. Верди.

  5. Коллектив музыкантов в опере.

  6. Главное действующее лицо в опере М. И. Глинки.

  7. Имя героини в опере украинского композитора Н. Лысенко «...-полтавка».

  8. Опера С. В. Рахманинова.

  9. Опера П. И. Чайковского.

Чайнворд «Музыкальная тропинка» (пение).

Последняя буква слова является первой буквой следующего слова.

Помоги грибникам поскорее вернуться домой.


  1. Небольшое вокальное произведение лирического характера.

  2. Лирическая песня под окном возлюбленной.

  3. Песня действующего лица в опере.

  4. Поэт 19 века, на слова которого написана песня «Нелюдимо наше море» (1829).

  5. Слово, обозначающее «профессиональное пение».

  6. Известнейший русский оперный певец-тенор, Народный артист СССР.

  7. Современная эстрадная певица.

  8. Имя Народной артистки СССР Образцовой.

  9. Полный сбор в театре, когда все билеты на данный спектакль проданы.

  10. Торжественная песня — символ государства.

  11. Иное название мелодии.

  12. Инструментальный проигрыш перед началом пения.

  13. Имя певицы Шавриной.

  14. Автор известного романса «Соловей» на слова Дельвига.

  15. Замечательный певец, артист эстрады, народный артист России, участник «Аншлага».

  16. Имя ведущей «Аншлага» Дубовицкой.

  17. Исполнительский коллектив певцов, музыкантов и т. д.

III. Кроссворд «Волшебный замок» (темпы исполнения произведений)

Если верно впишешь в клеточки по горизонтали слова, обозначающие темп исполнения музыкального произведения, то по вертикали прочтешь имя известной певицы.














  1. Не спеша.

  2. Очень медленно, широко, протяжно.

  3. Медленно.

  4. Медленно, спокойно.



IV. Кроссворд «Плоды»

Если верно впишешь в клеточки по горизонтали слова, обозначающие нарисованные плоды, то прочтешь по вертикали название деревянного духового инструмента.











V. Кроссворд «Рояль»

Если правильно расставишь буквы по горизонтали, то по вертикали прочтешь название музыкального лада.












  1. Знак альтерации.

  2. Знак альтерации.

  3. Ударение в музыке.

  4. Клавишный инструмент.

  5. Одновременное созвучие 3-х и более музыкальных звуков.


Чайнворд «Большой барабан»

    1. Несозвучие в музыке.

    2. Интервал.

    3. Одновременное звучание трех и более звуков.

    4. Интервал, который можно обозначить цифрой 10.

    5. Ударение в музыке.

    6. Скорость движения в музыке.

    7. Знак молчания в музыке.

    8. Быстрый музыкальный темп.


























VI. Кроссворд «Египетская пирамида»















Более 5 тысяч лет тому назад египтяне построили пирамиды, сохранившиеся до нашего времени.

Если ты сумеешь построить пирамиду, ответив на вопросы, тогда прочитаешь по вертикали название медного духового инструмента.

1. Какой цифре соответствует этот интервал?



2. Название этого знака.

  1. Старинный испанский медленный танец в трехдольном размере.

  2. Старинный музыкальный инструмент — маленький орган.








VII. Кроссворд «Гитара»

По вертикали:

  1. Часть грифа гитары.

  2. Азербайджанский и армянский струнный щипковый инструмент.

  3. Духовой мундштучный медный музыкальный инструмент высокого регистра звучания.

  4. Музыкальный инструмент, похожий на баян, с фортепианной клавиатурой для правой руки.

По горизонтали:

  1. Часть оперы.

  2. Части нотного текста, отделяемые друг от друга вертикальными чертами.

  3. Расстояние между двумя звуками по высоте звучания.

  4. Сколько тонов в тритоне?

  5. Приспособление для изменения характера звучания в музыкальных инструментах.

  6. Клавишный инструмент симфонического оркестра, по звучанию напоминающий звон колокольчиков.

  7. Последовательность звуков, образующая напев.

  8. Исполнение вокального произведения.









VIII. Кроссворд «Ксилофон» (жанры произведений)














Вопросы к кроссворду:

  1. Короткое музыкальное вступление, предшествующее основной части музыкального произведения (в сонате, симфонии, в опере).

  2. Музыкальное произведение типа концерта для инструмента соло, но с менее развитыми частями.

  3. Пьеса виртуозного характера с частой «капризной» сменой настроений, с многими неожиданными эффектами.

  4. Крупное оркестровое произведение, состоящее обычно из 3—4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.

  5. Крупное музыкальное произведение для пения обычно с оркестровым сопровождением, состоящее из сольных, ансамблевых и хоровых частей.

  6. Музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее обычно из 3—4 частей, объединенных общим художественным замыслом.

  7. Умеренный или быстрый танец в трехдольном размере.

  8. Музыкальная пьеса как вид упражнения.

  9. Многоголосная вокальная музыкальная пьеса, а также певческий коллектив.

IX. Кроссворд «Музыкальный треугольник» (Композиторы)











Вопросы к кроссворду:

По вертикали: 1. Известнейший современный российский композитор, автор замечательных песен.

По горизонтали: 2. Автор оперы «Князь Игорь». 3. Норвежский композитор. 4. Французский компо­зитор. 5. Известный прибалтийский композитор, ав­тор многих песен, написанных для А. Б. Пугачевой.6. Русский композитор, автор опер «Рогнеда», «Вражья сила» и др. 7. Российский композитор, автор песни «Одинокая гармонь» и др. 8. Русский композитор, автор «Музыкальной табакерки», «Кикиморы» и др. 9. Итальянский композитор, автор оперы «Риголетто». 10. Финский композитор 19 века. 11. Известнейший композитор современности, лауреат Государственных премий СССР, лауреат Ленинской премии, Народный артист России, Герой Социалистического Труда. 12. Популярный композитор России, автор «Гимна демократической молодежи мира», песен «Вася-Василек», «Эх, дороги» и др.

X. Кроссворд «Виолончель» (исполнители)

Вопросы к кроссворду:

По вертикали:

  1. Величайший виолончелист современности.

По горизонтали:

  1. Польский композитор XIX века.

  2. Известный российский скрипач.

  3. Знаменитый симфонический дирижер, композитор и пианист, Народный артист СССР.

  4. Российский пианист.

  5. Известная ленинградская (петербургская) певица.

  6. Гениальный российский пианист, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда.

  7. Знаменитый американский пианист.

  8. Выдающийся российский скрипач, Народный артист СССР.

  9. Известная российская арфистка.

XI. Кроссворд «Шарманка»

По горизонтали: 1. Знак, выставляемый в самом начале каждой строки нотоносца. 2. Отдельный снимок на киноленте. 3. Краткое содержание оперы, оперетты, балета. 13. Выдающийся норвежский композитор 19 века. 14. Прибор из двух стекол, используемый при ненормальном зрении. 15. В музыке называется «акцент». 17. Молдавский танец.20. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.21. Знак повторения в музыке.

По вертикали: 1. Переложение оркестровой пьесы для фортепиано. 4. Ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей, с бубенчиками по краям. 5. Азербайджанский и армянский струнный щипковый инструмент. 6. Струнный щипковый музыкальный инструмент народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции. 7. Переливчатый, дрожащий звук от быстрого чередования двух соседних тонов (звуков). 8. Небольшое вокальное произведение лирического характера. 9. Высота звучания голоса или инструмента. 10. Приспособление для издания свиста. 11. Старинный французский танец оживленного характера. 12. Тот, кто звонит в церковные колокола. 15. Забота о ком-либо, оказание помощи кому-либо. 16. Французский композитор 18 века. 18. Группа певцов, совместно исполняющих вокальное произведение. 19. Расстояние по звучанию между двумя звуками.

XII. Кроссворд «Живопись и музыка»

По горизонтали:

  1. Пьеса Э. Грига, рисующая наступление нового дня.

  2. Герой оперы М. Мусоргского, который очень похож на образ священника в картине И. Репина «Протодьякон».

  3. Красота, благозвучие.

  4. Русский композитор, который обладал «цветным» слухом.

  5. Французский композитор, которого называли импрессионистом в музыке.

По вертикали:

  1. Что чаще всего вдохновляет художников и композиторов на творчество?

  2. Литовский композитор-художник.

  3. Русский художник, которому М. Мусоргский посвятил свой цикл «Картинки с выставки».

  4. Музыкальная краска.












XIII. Кроссворд «Литература и музыка»

Вопросы

  1. Песня без слов.

  2. Автор романса «Жаворонок».

  3. Музыкальный спектакль, основа которого — танец.

  4. Древнегреческий певец, герой мифов.

  5. Музыкальный спектакль, где все артисты поют.

  6. Дом, предназначенный для постановки спектаклей.

  7. Ансамбль из четырех исполнителей.

  8. Песня романтического содержания с инструментальным сопровождением.

  9. Литературная основа оперы или балета.















XIV. Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»
















По вертикали:

  1. Благозвучие.

  2. Струнный инструмент.

  1. Музыкальная мысль, «душа» музыки.

  2. Сила звука.

  1. Способ изложения музыкального материала.

  2. Окраска музыкального звука.

По горизонтали:

  1. Лад.

  1. Лад.

  2. Чередование звуков различной длительности.

  3. Взаимосвязь музыкальных звуков, их согласованность.

  1. Вид фактуры.

  1. Скорость движения музыки.

  2. Способ извлечения музыкальных звуков.

  3. Чередование сильных и слабых долей.

  4. Одновременное звучание нескольких звуков.

Ответы на кроссворды



Кроссворд I. Ответ: НОТЫ




Кроссворд II. Ответ: КЛЮЧ









Чайнворд «Музыкальная спираль» (опера) . ОТВЕТЫ:








Чайнворд «Музыкальная тропинка» (пение). ОТВЕТЫ:














Кроссворд III «Волшебный замок» (темпы исполнения). Ответ: Алла.

















Кроссворд IV «Плоды». Ответ: ГОБОЙ












Кроссворд V «Рояль». Ответ: МИНОР







Чайнворд «Большой барабан».















Кроссворд VI «Египетская пирамида». Ответ: ТРУБА














Кроссворд VII «Гитара».









Кроссворд VIII «Ксилофон».












Кроссворд IX «Музыкальный треугольник». Ответ: БОГОСЛОВСКИЙ




Кроссворд X «Виолончель». Музыканты.






















Кроссворд XI «Шарманка»


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сборник-брошюра "Музыкальные кроссворды"

Автор: Захарова Анна Александровна

Дата: 06.07.2014

Номер свидетельства: 109488


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства