kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Савыденко Юлия Николаевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие эмоционального восприятия музыкального искусства у обучающихся младшего школьного возраста на уроках в детской музыкальной школы. Формы и методы работы, особенности подбора репертуара.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Савыденко Юлия Николаевна»

Ю. Н. Савыденко,

преподаватель хоровых дисциплин

МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4»

Старооскольского городского округа

Белгородской области


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.


Эмоциональное восприятие музыки является основной педагогической задачей в условиях детского образовательного учреждения художественного направления. Именно отношение ребенка к музыке способствует формированию его интереса к музыкальному искусству, накоплению впечатлений, развитию умения эмоционального выражения художественного смысла музыкального произведения во время его исполнения. Более того, с развитием эмоционального восприятия музыки в ребенке формируются эстетический вкус и музыкальная культура. Музыка при тесном общении ней становится эмоционально-оценочным стержнем, который позволяет ребенку воспринимать должным образом не только музыкальное искусство, но и другие его виды, а также способствует развитию образного мышления и воображения.

Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют два фактора, первый из которых – интонационная природа музыки, второй – закономерности психофизического развития детей. Поэтому музыка является одним из самых сильных видов искусств, эмоционально воздействующих на детей, заставляя их воображать, фантазировать, сопереживать ей. Проблемами развития эмоциональной сферы детей данного возрастного отрезка занимались многие ученые в области музыкальной педагогики и психологии. Б. М. Теплов писал: «Музыка прежде всего есть путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством» [3, с. 8]. Одной из музыкальных способностей он считал, как раз эмоциональную отзывчивость на музыку, что, по нашему мнению, является основным элементом эмоционального восприятия.

Е. Назайкинский определяет следующие объекты эмоционального восприятия музыки: «мелодия, лад, ритм, фактура, жанр, форма, соотношение содержательно-образной и конструктивной сторон произведения, взаимодействие композиторских и исполнительских средств» [2, с. 3]. Исходя из этого определения в музыкальной педагогике выработались формы и методы работы, способствующие развитию эмоционального восприятия детей в условиях детской музыкальной школы.

Говоря о младшем школьном возрасте, следует отметить их психофизические особенности. Э. Б. Абдуллин выделяет следующие:

«- разрозненный музыкальный опыт;

- недостаточная вокально-слуховая координация;

- преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;

- склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям:

- потребность в смене эмоциональных состояний, своеобразная импульсивность, бесконтрольность эмоциональных состояний;

- склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения;

- регуляция деятельности, общение в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление «увидеть» за словом конкретное представление; предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы, представления детей);

- интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно-привлекательных причин;

- личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных и т.д.» [1, с. 51].

Работа по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, как и музыкальное образование и воспитание в целом, требует от педагога учета психофизики детей. Поэтому формы и методы работы с детьми младшего школьного возраста четко определены именно указанными возрастными особенностями.

На уроке используются как общепедагогические, так и специальные методы работы с учениками. Среди общепедагогических методов в музыкальном образовании особенно актуальны:

1. Словесный метод – беседа с учеником о музыке, рассказ, диалог. Этот метод важен в воспитании музыканта с двух точек зрения – как с точки зрения передачи необходимой для исполнения произведения информации, так и с точки зрения образно-психологического настроя ученика, связывающего его с музыкальным искусством.

2. Наглядный метод. Этот метод подразделяется на:

- наглядно-слуховой – исполнение педагогом музыкального произведения либо прослушивание материала в аудио-, видеозаписи;

- наглядно-зрительный – подбор репродукций или иллюстраций к изучаемому музыкальному произведению;

- наглядно-двигательный – пластический показ (движение под музыку) с целью обосновать характер и жанр музыкального произведения.

Данный метод позволяет педагогу создать целостную картину музыкального произведения. Использование одновременно трех элементов наглядного метода помогает ребенку понять образную сущность музыки, ее музыкальные краски, а также ее ритмическую и жанровую основу. Все это дает ребенку основу для эмоционального восприятия музыкального материала и дальнейшего творчества.

3. Практический метод (в музыкальном образовании – художественно-практический). С помощью этого метода преподаватель развивает у обучающегося умение оценивать и анализировать средства музыкальной выразительности музыки и применять их в процессе исполнения.

Среди специальных методов в музыкальной педагогике используются:

1. Метод сравнения и сопоставления, подразумевающий под собой сравнение различных образов с целью выявления их сходства и различия.

2. Метод сопереживания выражается во восприятии музыкального произведения собственный жизненный опыт.

3. Метод ассоциативных сопоставлений. Он важен для активизации творческой деятельности обучающихся. При использовании метода ассоциативных сопоставлений используются красочные метафоры, сравнения для настраивания детей на определенное душевное состояние.

4. Эмоционально-образный метод основан на образном и ассоциативно-образном мышлении обучающихся и нацелен на их развитие. С помощью этого метода дети учатся «вживаться» в музыку, эмоционально в нее погружаться, что обогащает их музыкальное восприятие. С помощью этого воспитывается сценическое исполнение, некая театрализация, придающая исполнению эмоциональное насыщение.

Основной ролью специальных музыкально-педагогических методов является направление мышления обучающихся на более глубокое понимание музыкального языка и развитие их умения пользоваться выразительными средствами музыки во время исполнения.

Говоря о формах работы над развитием эмоционального восприятия, то среди прочих для детей младшего школьного возраста прекрасно подходят игровые формы работы, например, театрализация музыкального произведения – пение по ролям, инсценировка песни с применением музыкально-пластических движений и и. т.д. Немаловажным в обучении детей являются применение на уроках мультимедийных технических средств, так как прослушивание нескольких записей изучаемого музыкального произведения помогает обучающимся сделать более понятным его художественный образ и выбрать средства музыкальной выразительности для собственного исполнения, что, несомненно, развивает эмоциональное восприятие детей музыкального материала.

Конечно, говоря о развитии эмоционального восприятия обучающимися музыки, нельзя не коснуться репертуара. Общеизвестно, что в репертуар для изучения на уроках детской музыкальной школы должен состоять из высокохудожественных произведений классиков и современных авторов, разнообразных по стилю и жанровым особенностям, имеющих яркую образность, доступную для понимания детей данного возрастного отрезка.

Итак, развитие эмоционального восприятия музыкального искусства обучающихся младшего школьного возраста в условиях детской музыкальной школы должно быть связано с практической деятельностью детей, идти в соответствии с определенными методами и формами работы на качественном музыкальном материале.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336 с.

  2. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. – М.: Музыка, 1972. – 384 с.

  3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947. – 329 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Савыденко Юлия Николаевна

Автор: Савыденко Юлия Николаевна

Дата: 25.06.2017

Номер свидетельства: 423117


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства