Если кто-то задаст вопрос о том, какой музыкальный инструмент считается наиболее чувственным, то без сомнения услышит в ответ: саксофон. Многие меломаны называют его инструментом для души, ведь его страстный и экспрессивный тембр способен передавать нежность и страсть, осуществлять погружение в самые потаенные воспоминания. И этот инструмент действительно является непревзойденным.
Саксофон, будучи многогранным инструментом, может звучать нежно и лирично, а также смело и свободно, особенно в джазе. В этом жанре саксофон превращается в короля, поскольку становится голосом исполнителя, с помощью которого он общается со слушателями. Важно отметить, что саксофон имеет уникальные импровизационные возможности, которые делают его непревзойденным лидером в джазовом искусстве. Он позволяет музыканту воплотить свои музыкальные идеи в живой и свободной манере.
Историю саксофона и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Серебристый, бархатный, волшебный, магический - такими красивыми словами обычно описывают голос саксофона. Его певучий и сочный тембр зачаровывает с первых нот. Звук инструмента узнаваем без труда.
Его выразительные возможности очень велики, саксофон отличается не только певучестью и мелодичностью, но и техничностью, являясь одним из самых виртуозных в группе духовых инструментов, ведь ему посильны различные исполнительские задачи. Плавное легато с глиссандированными звуковыми переходами, отчётливое стаккато, фруллато, вибрация звука с большой амплитудой, а также использование очень высокого регистра с флажолетным звучанием - это только небольшой перечень приёмов, которыми пользуются саксофонисты.
Диапазон саксофона, составляющий более двух октав, делится на три регистра: низкого, среднего, и высокого звучания. Их выбор зависит от характера произведения заложенного композитором.
Звукообразующий элемент на инструменте - трость, которую исполнитель заставляет колебаться, вдувая в саксофон воздух. Принцип извлечения звука близок к звукоизвлечению на кларнете, а вот аппликатура саксофона похожа на аппликатуру гобоя.
Каждый год саксофонисты со всего мира съезжаются на родину великого бельгийца А. Сакса в бельгийский город Динант для участия в параде саксофонистов. Освещенное факелами и под звучание инструментов шествие проходит вечером по набережной вокруг города , создавая мистический эффект. Завершает мероприятие концерт саксофонистов на центральной площади.
Памятники саксофону и саксофонистам можно встретить в разных уголках планеты. Самый большой: 12-метровый находится на родине А. Сакса в Бельгии в г. Денау. Скульптуру саксофониста из бронзы, являющимся символом норвежского города Молде, местные жители ласково называют «Джаз мальчик». Памятники саксофону установлены в Латинской Америке, в Японии (остров Хоккайдо), в России (Ростов-на-Дону), в Грузии (Тбилиси), в Таиланде (Бангкок), а в Калифорнии (США) фанаты инструмента построили дом-саксофон.
Международные конкурсы исполнителей на саксофоне проходят по всему миру, но самый важный - это конкурс саксофонистов в Бельгии в Денау, на родине А. Сакса. По своей значимости его можно сравнить с конкурсом имени П.И. Чайковского. Настоящим и долгожданным триумфом для российского саксофона стала победа музыканта Сергея Колесова, завоевавшего первое место и три специальных приза.
Наиболее известные фирмы, которые изготавливают саксофоны находятся во Франции(Selmer и Buffet), Японии(Yamaha), Чехии (Amati), Германии (BS).
Саксофонисты в своей технике для исполнения длинных звуков очень часто используют перманентное дыхание. Первоначально рекорд был установлен Д. Кенни, который непрерывно исполнял одну ноту в течение 45 минут без остановки. Однако его рекорд был побит Д. Эскаланте, который продержал звук в два раза дольше - 1 час 30 минут.
Конструкция саксофона
Саксофон – инструмент, состоящий из множества деталей, которые изготавливаются отдельно, а затем собираются в инструмент. Корпус его это трубка конической формы, которая с одной стороны расширяется и в зависимости от вида инструмента, может заворачиваться, приобретая форму курительной трубки. С расширенной стороны корпуса находится раструб. Другая сторона инструмента заканчивается эской, тонкой трубкой, соединяющей основную часть инструмента и мундштук, который по строению очень похож на кларнетный. К мундштуку при помощи специального приспособления – небольшого хомутика, называемого лигатурой, крепится одинарная трость - звукообразующий элемент саксофона. Трости обычно делают из тростника, который выращивается на юге Франции, но иногда для их изготовления используются синтетические материалы.
На корпусе саксофона находится клапанный механизм, имеющий много довольно сложных взаимосвязанных соединений, количество клапанов в нем варьируется и зависит от вида инструмента, иногда их может быть до 22.
Разновидности
Изначально изобретатель разрабатывал саксофоны четырнадцати видов, но с течением времени исполнительская практика показала, что востребованными являются только восемь, а наиболее популярными - четыре: сопрано (строй- B), альт (строй - Es), тенор (строй - B) и баритон (строй - Es). Эти виды, обладающие красивым сочным звуком, а также большим техническим потенциалом, составляют квартет саксофонов и активно применяются в различных музыкальных жанрах.
К менее употребляемым видам относятся: саксофон-сопраниссимо (строй - B), сопранино (строй – Es), басовый(строй - B) и контрабасовый (строй - Es).
Кроме указанных выше разновидностей саксофона очень редко, так как они существуют в единичных экземплярах, можно встретить саксофон-пикколо (соприлло) и субконтрабасовый саксофон.
Применение
Саксофон в настоящее время является очень популярным инструментом с очень обширной сферой применения. Он полноправный член в духовых и эстрадных оркестрах. Во многих современных жанрах, таких как рок, поп, рок-н-ролл, регги, эр энд би, соул, блюз, фанк саксофон является очень важным инструментом. В симфонической и оперной музыке саксофон также находит применение, но, к сожалению, не так часто, то есть постоянной прописки в симфоническом оркестре инструмент не получил.
Саксофон своим необыкновенным тембром всегда привлекал внимание многих композиторов. Изначально французские композиторы, такие как Ф. Галеви, Д. Мейербер, Ш. Тома, К. Делиб, Ж. Массне, К. Сен-Санс, В. д’Энди эпизодически поручали инструменту соло напевного характера в своих операх. Также звучание саксофона мы слышим в балетных спектаклях Д. Шостаковича, С. Прокофьева и А. Хачатуряна. Звучанием инструмента украшены и симфонические произведения, С. Прокофьева, А. Берга, М. Мусоргского, А. Онеггера, С. Рахманинова, Ж. Бизе.
Нотная библиотека для саксофона очень богата и разнообразна - это переложения произведений великих композиторов различных эпох и направлений, а также оригинальные произведения, написанные специально для инструмента. Среди авторов, которые уделяли инструменту особое внимание, стоит отметить А. Глазунова, Л. Ларссона, К. Дебюсси, Ф. Мартину, В. д’Энди, Ф. Шмита, а также Ж Абсиля, Э. Бозза, Х. Бадинса, А. Капле, Г. Брента, М. Констана, Р. Шеврёя, А. Томази, У. Эйзенмана. Советские композиторы А. Эшпай, Н. Пейко, В. Артёмов, С. Губайдулина, Э. Денисов также оставили для инструмента немало прекрасных музыкальных сочинений.
Исполнители
С самого начала своего появления саксофон своим необыкновенно красивым тембром и большим потенциалом выразительных и технических возможностей всегда привлекал к себе особое внимание. Поэтому на протяжении всей истории своего развития каждый период выявлял замечательных саксофонистов-виртуозов. А поскольку саксофон очень активно применялся в различных музыкальных жанрах, то в каждом направлении были свои выдающиеся исполнители. Во второй половине XIX века, когда инструмент только начал появляться на концертной сцене, меломаны наслаждались исполнительством таких мастеров, как Л. Майера, Ж. Суаля, Ж. Мурмана, А. Вюиля и, несомненно, самого изобретателя саксофона Адольфа Сакса, который великолепно играл на инструменте. Чуть позже, в последней четверти столетия, когда саксофон пересек Атлантический океан, то очаровал американцев своим звучанием в лице Э. Лефебра, а также Э. Холл, очень много сделавшей для популяризации инструмента на континенте.
В начале XX века, с появлением новых направлений в музыке, в том числе джаза, интересы исполнителей стали разделяться. Джазовый саксофон, который доминировал в первой половине столетия был представлен такими выдающимися именами, как Д. Ходжес, Л. Янг, Д. Колтрейн, К. Хокинс, С. Роллинс и Ч. Паркер.
Во второй половине века джаз подарил миру: Д. Колтрейна, П. Дезмонда, О. Коулмана, Д. Маллигена, Б. Марсалиса, Ч. Паркера, И. Бутмана, Г. Гараняна, А. Козлова, Д. Голощёкина, Д. Эддерли, Д. Маллигэна, Б. Шенка, Ф. Вудса.
Классический саксофон связан с именами Ф. Мондельчи, М. Мюля, С. Рашера, Ж. Лонде, М. Шапошниковой, Л. Михайлова, Г. Бумке, С. Лизона, Ж. Вриса, Ж. Лондейкса.
История саксофона
Начало истории саксофона не надо искать в глубине веков, так как инструмент сравнительно молодой, и возник он только в сороковых годах позапрошлого века. Весь путь происхождения саксофона тесно связан с биографией его великого изобретателя Адольфа Антуана Жозефа Сакса, который появился на свет 6 ноября 1814 года в маленьком бельгийском городке Динанте. Отцом Адольфа был замечательный мастер по изготовлению музыкальных инструментов, настолько успешный, что смог получить приглашение в столицу Бельгии Брюссель для назначения на должность придворного мастера, отвечающего за обеспечение военных оркестров духовыми инструментами.
Музыкальные способности и увлечение конструированием у своего первенца Шарль Сакс заметил еще в раннем детстве. Мальчик вместо веселых игр со своими ровесниками любил проводить время в мастерской отца, наблюдая за его работой. Уже к шестнадцати годам Антуан, освоил филигранную технику производства деталей духовых инструментов и совместно с инструментами отца отправил на выставку изготовленные им кларнет и две флейты.
Сильное влечение к музыке и желание молодого человека поглубже узнать особенность звукоизвлечения на духовых инструментах приводят его в Брюссельскую консерваторию, где он учится играть на кларнете. В то же время Антуан не оставляет работу в мастерской своего отца, продолжая заниматься над совершенствованием духовых инструментов. В итоге он делает свой жизненный выбор, решив стать в дальнейшем музыкантом-изобретателем, и в 20 лет принимает на себя управление мастерскими отца. Уже в этом молодом возрасте Антуан активно работает над модернизацией клапанной системы кларнета в строе «B» немецкой системы и усовершенствованием басового кларнета. Несколько позже он начинает преобразование сопранового кларнета и системы Бема. Все начинания молодого Сакса приносят не только вознаграждения и патенты, но и опыт, который помог ему в дальнейших изысканиях. Занимаясь модернизацией инструментов, у Антуана возникает мысль создания нового инструмента, который бы имел характерные особенности звучания деревянных и медных духовых инструментов одновременно. Для воплощения своей идеи Сакс видоизменил металлический корпус офиклеида под форму басового кларнета, прикрепил мундштук с тростью от кларнета и приспособил клапанный механизм гобоя, тем самым соединив особенности деревянных и медных духовых инструментов.
Сначала инструмент не отличался красивым звуком, и мастеру понадобилось некоторое время, чтобы довести его до совершенства и затем представить на выставке в Брюсселе в 1841 году. Изначально инструмент был запатентован под названием «мундштучный офиклеид».
В 1842 году в жизни талантливого бельгийца произошло знаковое событие, он знакомится с молодым, но тогда уже популярным композитором и журналистом Гектором Берлиозом, который, услышав звучание нового инструмента Сакса, был приятно поражен. Положительно относившийся ко всему новаторскому в музыке Берлиоз пишет хвалебную статью об изобретателе и новом инструменте, который он первым назвал саксофоном. В результате этой публикации о саксофоне узнали не только в Европе, но и в России. Однако композитор на этом не остановился, он сочинил произведение, в котором впервые была написана партия для нового инструмента - «Хорал», и сам же его продирижировал. После такой премьеры новоявленного инструмента и другие композиторы стали использовать звучание саксофона в своих произведениях.
На пике успеха Адольф Сакс решает обосноваться в Париже, центре европейской культуры. Однако не все во французской столице были рады такому эмигранту. Кроме друзей, среди которых известные композиторы Г. Берлиоз, Д. Мейербер, Г. Доницетти, Д. Россини, Ф. Галеви, Л. Обер, были и недоброжелатели - местные мастера, завидовавшие таланту незаурядного бельгийца. Несмотря на интриги Сакс, открыв собственное производство, активно работает, изобретает инструменты и выполняет заказы правительств разных государств по поставке духовых инструментов для военных оркестров. В 1844 году он впервые выставляет саксофон на парижской промышленной выставке, а затем в 1846 году на инструмент и его разновидности получает патент. К сожалению, саксофон, как мечтал мастер, постоянного применения в симфоническом оркестре не получил, но зато в дальнейшем, стал поистине «королем» нового появившегося направления, который получил название «джаз».
Саксофон - это относительно молодой музыкальный инструмент, поскольку с момента его появления прошло всего лишь около двухсот лет. Однако, несмотря на это, он приобрел огромную популярность, будто существует уже веками. Востребованный во многих современных жанрах и стилях, сравнительно легкий в освоении и обладающий большим потенциалом выразительных и технических возможностей, он всегда привлекал к себе внимание начинающих музыкантов. На саксофоне можно музицировать все - от простых мелодий, звучащих по радио и телевидению, до исполнения классических пьес в разных стилях, а также сложнейших джазовых импровизаций.