kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РУССКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому целенаправленно нужно внедрять этнокультурный компонент на уроках музыки, т.к. наш предмет способствует сохранению народных традиций и культуры, поможет учащимся в развитии умений и навыкой по вокальному мастерству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РУССКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ. »

Русский этнокультурный компонент

во внеучебной работе учителя музыки.

МБОУ «Гимназия №125»

I квалификационной категории

Черняева Наталья Викторовна

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому целенаправленно нужно внедрять этнокультурный компонент на уроках музыки, т.к. наш предмет способствует сохранению народных традиций и культуры, поможет учащимся в развитии умений и навыкой по вокальному мастерству.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является, для ребенка его родной язык.

Таким образом, музыкальное образование в общеобразовательных школах республики представляет собой поликультурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:

  1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.

  2. Уважай другие народы, другую культуру.

  3. Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурной жизнью республики.

Как же я использую этнокультурный компонент на своих уроках и во внеклассной

работе?

На уроках музыки опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и органичным приобщение детей к музыкальному фольклору других народов мира, когда дети выявляют общность жизненного содержания образцов фольклора, «сходство и различие» родных напевов с фольклором других стран. Сопоставляя интонационный строй фольклора с особенностями разговорной речи народа, природными условиями жизни, темпераментом и т. п., учащиеся глубже познают свою родную музыку.

Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей любого возраста.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками. Сценарий праздника может быть разработан вместе с учителем начальных классов, с включением в него песен, инсценировок русских народных

сказок, танцев, веселых конкурсов, выставок детских рисунков и изделий декоративно-прикладного искусства с участием родителей.

Во время проведения предметной недели проводим мероприятия - посиделки. В прошлом учебном году провела открытое внеклассное мероприятие; посиделки «Приглашение на чай». Диапазон конкурсов посиделок был разнообразен: разгадывание загадок, викторин, угадывание послов, защита «блинного блюда». Само оформление помещения погружало и учениц, и гостей в старину: керосиновые лампы, самовары, вышитые полотенца, глиняная посуда, макет русской печи. Ученицы исполняли русские частушки под гармонь. Считаю, что такие предметные недели надолго остаются в детской памяти, стимулируют интерес, к предмету, способствуют дружбе. Учащиеся не только расширяют свой кругозор, но и стремятся знать и уметь больше.

Мероприятия с использованием этнокультурного компонента располагают большими возможностями для сохранения традиций и культурного наследия нашего народа, формирования представлений о мире, о себе, о добре и зле, развития чувства восприятия самого себя как сознательной, мыслящей, духовной личности.

Моя авторская разработка внеклассного мероприятия «Греческие мифы в музыке» опубликована в газете «Открытый урок» №3, март 2012г. Также моё выступление опубликовано в сборнике Республиканской научно-методической конференции «Взаимодействие школы и ВУЗа в реализации приоритетных направлений развития школьного образования». Чтения проходили на базе МБОУ «Гимназия № 90» 13 апреля 2012г.

Определяя критерии отбора произведений русского и татарского музыкального искусства, необходимо отметить, что в основе, должна лежать такая система, которая смогла бы обеспечить реализацию как общих задач музыкального образования учащихся, расширить их общий и музыкальный кругозор, сформировать интерес к русской и татарской культуре, так и показать национальное своеобразие музыкального искусства. Среди данных критериев мы можем выделить:

    1. Увлекательность музыкального репертуара.

    2. Доступность как в интонационно-ладовом, ритмическом отношении, так и в области возможностей детского голосового аппарата.

    3. Педагогическая целесообразность.

    4. Ценностный подход к произведению. Этот критерий исходит из необходимости социализации личности средствами национального музыкального искусства. В связи с этим предлагаемые учащимися произведения должны нести нравственные и эстетические идеалы русского и татарского народов, при этом выделяется их общность и национальное своеобразие.

    5. Национальное своеобразие музыкального материала в области музыкального языка

Таким образом, общеобразовательная школа может стать микроцентром пропаганды культур различных народов, населяющих республику, школой межэтнического общения, что в результате приведет к сохранению и развитию региональных и национальных культурных традиций и добрососедских отношений между народами.

Музыкальная аптечка

Может быть, настанет время, когда больной, придя к врачу, получит вместе с рецептом на лекарства или даже вместо него совет — какую музыку слушать. Медики считают не случайным тот факт, что среди любителей и исполнителей тяжёлого роки люди, принимающие наркотики. При этом, ни один музыкальный терапевт не будет отговаривать слушать «Битлз», Элтона Джона. Классика рок-н-ролла, повышает жизненный тонус и нормализует нервную систему. А бравурные; шлягеры советских лет такие как «Нам песня строить и жить помогает», «Не кочегары мы не плотники», любимые детьми песни о Щорсе, кавалеристах настраивают ни достижение цели.

Только, как говорили древние греки, во всём должно быть чувство меры. Даже гениальная Музыка утомляет, если ей лечиться слишком долго.

Бессонница —- Григ «Пер Гюнт». Сибелиус «Грустный вальс»,

Шуберт: «Серенада», Сен-Сан с «Лебедь».

Язва желудкаЧайковский «Вальс цветов».

Мигрень Огинский «Полонез».

Раздражительность, Бетховен «Лунная соната», Штраус

Неврозы, стресс - «Голубой Дунай», Чайковский «Времена года».

Тревожность Шопен— мазурки и прелюдии, Штраус —

вальсы, Шуберт «Аве Мария».

Головная боль - «Полонез Огинского», Хачатурян «Сюита, к драме «Маскарад», Гершвин «Американец в Париже».

Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой »Мусоргского.

Ещё не родившемуся малышу полезно слушать колыбельные,

музыку Моцарта.

Развитию умственных способностей у детей способствует

музыка Моцарта.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
РУССКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ.

Автор: Черняева Наталья Викторовна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства