РУССКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ.
РУССКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому целенаправленно нужно внедрять этнокультурный компонент на уроках музыки, т.к. наш предмет способствует сохранению народных традиций и культуры, поможет учащимся в развитии умений и навыкой по вокальному мастерству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РУССКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ. »
Русский этнокультурный компонент
во внеучебной работе учителя музыки.
МБОУ «Гимназия №125»
I квалификационной категории
Черняева Наталья Викторовна
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому целенаправленно нужно внедрять этнокультурный компонент на уроках музыки, т.к. наш предмет способствует сохранению народных традиций и культуры, поможет учащимся в развитии умений и навыкой по вокальному мастерству.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является, для ребенка его родной язык.
Таким образом, музыкальное образование в общеобразовательных школах республики представляет собой поликультурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:
Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.
Уважай другие народы, другую культуру.
Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурной жизнью республики.
Как же я использую этнокультурный компонент на своих уроках и во внеклассной
работе?
На уроках музыки опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и органичным приобщение детей к музыкальному фольклору других народов мира, когда дети выявляют общность жизненного содержания образцов фольклора, «сходство и различие» родных напевов с фольклором других стран. Сопоставляя интонационный строй фольклора с особенностями разговорной речи народа, природными условиями жизни, темпераментом и т. п., учащиеся глубже познают свою родную музыку.
Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей любого возраста.
Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками. Сценарий праздника может быть разработан вместе с учителем начальных классов, с включением в него песен, инсценировок русских народных
сказок, танцев, веселых конкурсов, выставок детских рисунков и изделий декоративно-прикладного искусства с участием родителей.
Во время проведения предметной недели проводим мероприятия - посиделки. В прошлом учебном году провела открытое внеклассное мероприятие; посиделки «Приглашение на чай». Диапазон конкурсов посиделок был разнообразен: разгадывание загадок, викторин, угадывание послов, защита «блинного блюда». Само оформление помещения погружало и учениц, и гостей в старину: керосиновые лампы, самовары, вышитые полотенца, глиняная посуда, макет русской печи. Ученицы исполняли русские частушки под гармонь. Считаю, что такие предметные недели надолго остаются в детской памяти, стимулируют интерес, к предмету, способствуют дружбе. Учащиеся не только расширяют свой кругозор, но и стремятся знать и уметь больше.
Мероприятия с использованием этнокультурного компонента располагают большими возможностями для сохранения традиций и культурного наследия нашего народа, формирования представлений о мире, о себе, о добре и зле, развития чувства восприятия самого себя как сознательной, мыслящей, духовной личности.
Моя авторская разработка внеклассного мероприятия «Греческие мифы в музыке» опубликована в газете «Открытый урок» №3, март 2012г. Также моё выступление опубликовано в сборнике Республиканской научно-методической конференции «Взаимодействие школы и ВУЗа в реализации приоритетных направлений развития школьного образования». Чтения проходили на базе МБОУ «Гимназия № 90» 13 апреля 2012г.
Определяя критерии отбора произведений русского и татарского музыкального искусства, необходимо отметить, что в основе, должна лежать такая система, которая смогла бы обеспечить реализацию как общих задач музыкального образования учащихся, расширить их общий и музыкальный кругозор, сформировать интерес к русской и татарской культуре, так и показать национальное своеобразие музыкального искусства. Среди данных критериев мы можем выделить:
Увлекательность музыкального репертуара.
Доступность как в интонационно-ладовом, ритмическом отношении, так и в области возможностей детского голосового аппарата.
Педагогическая целесообразность.
Ценностный подход к произведению. Этот критерий исходит из необходимости социализации личности средствами национального музыкального искусства. В связи с этим предлагаемые учащимися произведения должны нести нравственные и эстетические идеалы русского и татарского народов, при этом выделяется их общность и национальное своеобразие.
Национальное своеобразие музыкального материала в области музыкального языка
Таким образом, общеобразовательная школа может стать микроцентром пропаганды культур различных народов, населяющих республику, школой межэтнического общения, что в результате приведет к сохранению и развитию региональных и национальных культурных традиций и добрососедских отношений между народами.
Музыкальная аптечка
Может быть, настанет время, когда больной, придя к врачу, получит вместе с рецептом на лекарства или даже вместо него совет — какую музыку слушать. Медики считают не случайным тот факт, что среди любителей и исполнителей тяжёлого роки люди, принимающие наркотики. При этом, ни один музыкальный терапевт не будет отговаривать слушать «Битлз», Элтона Джона. Классика рок-н-ролла,повышает жизненный тонус и нормализует нервную систему. А бравурные; шлягерысоветских лет такие как «Нам песня строить и жить помогает», «Не кочегары мы не плотники», любимые детьми песни о Щорсе, кавалеристах настраивают ни достижение цели.
Только, как говорили древние греки, во всём должно быть чувство меры. Даже гениальная Музыка утомляет, если ей лечиться слишком долго.