Роль вокального ансамбля в процессе обучения сольному пению в школе искусств
Роль вокального ансамбля в процессе обучения сольному пению в школе искусств
Вокальный ансамбль занимает большое место в развитии начинающего вокалиста.Этот предмет помогает лучше раскрыться учащимся и реализовать их способности и возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль вокального ансамбля в процессе обучения сольному пению в школе искусств»
Роль вокального ансамбля при обучении сольному пению в школе искусств.
Вокальный ансамбль в школе искусств является составной частью подготовки учащихся на вокальном отделении. Данный предмет предусматривает развитие навыков ансамблевого пения, необходимом для развития вокальных способностей, гармонического слуха, умения слышать партнёра.
На уроках вокального ансамбля перед учащимися ставятся творческие задачи, связанные с раскрытием идейно-художественного содержания и выявлением стилистических особенностей изучаемых вокальных произведений.
У учащихся совместно с другими участниками вокального ансамбля воспитывается умение решать музыкально-художественные задачи. Развивается чувство ансамбля, умения достигать творческого единства в процессе совместного исполнения музыкального произведения.
Воспитывается чувство коллективизма, требовательности к себе, повышение ответственности перед партнёрами, исполнительской дисциплины.
Ученики формируют исполнительские и технические навыки, воспитываются навыки умения воспринимать свою партию как часть целого, внимательно слушая своих партнёров, вести ее в соотвествии с общим исполнительским планом и художественным замыслом. На уроках вокального ансамбля учащиеся добиваются максимальной слитности звучания, динамического единства, распределения дыхания, фразировки. Овладевают умением следить за соблюдением изменением темпа, а также ритмической отчётливостью.
Одним из важнейших навыков ансамблевого пения является чистота интонационного строя. Очень важна работа с учащимися над дикцией чётким и осмысленным произношением текста. Работа над дикционным ансамблем формирует у учащихся единообразную манеру формирования в пении гласных и согласных звуков при полной свободе артикуляционного аппарата. Большое значение имеет знание поэтического текста наизусть всеми певцами
В повседневной работе ансамбля важно следить и за динамическим ансамблем. Это предполагает равновесие в силе звучания всех вокальных партий или умышленное выделение одной из них и ослабление, затушевание других. Легче достигнуть общего динамического ансамбля, когда на раздельных репетициях отработана фразировка в каждой партии.
Темповой ансамбль предполагает одновременность дыхания, ритма, произношения теста. Темповой ансамбль во многом зависит от навыков певцов в области ритмического и дикционного ансамблей. Значительную трудность в достижении такого рода ансамбля представляют произведения, в которых быстрый темп чередуется с медленным.
Большую сложность представляет установление тембрового ансамбля в коллективе. Задача преподавателя заключается в том, чтобы устранить пестроту тембров и соединить голоса в один сложный и красивый тембр. При размещении певцов внутри партии следует стремиться к тому, чтобы рядом находились певцы обладающие родственными по силе и тембру голосами, чтобы образовывался постепенный переход от голосов более легких к более тяжелым.
Гармонический ансамбль предусматривает наряду с равновесием звучания голосов, подчеркивание наиболее важных элементов гармонии, ясный показ тональных сдвигов, отчётливое проведение мелодического голоса и основного текста.
Усвоение всех видов ансамбля является важнейшим условием для полноценного развития и исполнения учебного репертуара. Большое значение имеют вокальные упражнения. Для воспитания навыков ритмического ансамбля обычно подбирают упражнения на различные ритмические формулы. Для развития гармонического слуха используют пение гармонических последовательностей. Для выработки динамической гибкости - упражнения на различные нюансы. Для тембрового и дикционного ансамбля - упражнения на различные гласные и согласные звуки. Очень важно, чтобы пение упражнений имело конкретные цели, к достижению которых сознательно стремились участники вокального коллектива и их преподаватель.