«Роль уроков музыки в формировании функциональной грамотности обучающихся 1-4классов в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО».
«Роль уроков музыки в формировании функциональной грамотности обучающихся 1-4классов в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО».
Что включает в себя функциональная грамотность? Как развивать функциональную грамотность на уроках музыки? В данной работе рассмотрим индикаторы функциональной грамотности обучающихся на конкретных примерах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Роль уроков музыки в формировании функциональной грамотности обучающихся 1-4классов в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО».»
Научно- практическая конференции педагогов «К вершинам педагогического мастерства»
«Система формирования и оценки функциональной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО»
«Роль уроков музыки в формировании функциональной грамотности обучающихся 1-4классов в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО».
Читао Л.Н.
учитель музыки
МБОУ СОШ №3» а.Адамий
с.Красногвардейское
2025г.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь»
(китайская пословица)
В современном мире функциональная грамотность является одним из важнейших показателей качества общего образования. Её критерии лежат в основе международных исследований по оценке читательской, математической, естественнонаучной грамотности, а также глобальных компетенций и креативного мышления. Сегодня важно не просто вложить в обучающегося определенные знания и умения- писать, читать, считать, но и необходимо их вывести на уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, научить его проявлять инициативность, способность находить нестандартные решения, творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Не осталась в стороне предметная область «Искусство».
Уроки музыки за последние годы претерпели большие изменения! Раньше в школе проходили уроки пения, где учитель с детьми разучивал песни. Сейчас урок музыки, как урок искусства, помогает познать мир, развить творческое воображение, воспитать художественный вкус, сформировать любовь к миру, жизни, природе, людям. Урок музыки требует компетентности учителя, так как на уроках он формирует музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение музыкальных понятий и терминов, творчества композиторов. И, в первую очередь, учитель музыки должен так построить свой урок, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, чтобы они смогли расширить музыкальные знания, полученные в ходе урока, которые пригодились бы им в дальнейшей жизни. Порой ученики на уроке задают вопрос на тему: «Зачем нужна музыка?».
И в итоге, после бурных дискуссий, признают то, что за какой-то год обучения могут отличить на слух ту или иную композицию, или мелодию, звучащую на каком-нибудь мероприятии, использовать свои знания, чтобы определить произведение того или иного композитора.
Что же включает в себя функциональная грамотность? Как развивать функциональную грамотность на уроках музыки? Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности обучающихся на конкретных примерах.
Общая грамотность развивается у учащихся, когда дается задание:
- написать эссе (небольшое сочинение) -поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении;
- подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;
- ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;
- заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, тесты, бланки с заданиями.
Компьютерная грамотность очень хорошо развивается когда ученики должны были найти информацию в сети Интернет;
- уметь пользоваться электронной почтой и приложениями WhatsApp, ВКонтакте;
- участвовать в онлайн-тестах;
- работать с материалами Российской электронной школы и др. обучающими сайтами.
Информационная грамотность развивается у обучающихся, когда дается задание:
- найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;
- посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;
- использовать данные из СМИ;
- пользоваться услугами детской и школьной библиотеки;
- анализировать информацию по теме урока.
Коммуникативная грамотность:
- работать в парах, группе, команде;
- расположить к себе других людей;
- не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса;
- использование физминуток и рефлексии на уроках музыки.
На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать следующие виды работ:
Установи общие признаки или различия (между жанрами музыки, инструментами)
б) виолончель, гусли... (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)
в) Бах, Чайковский... (фамилии композиторов)
Сгруппировать
Мануалы, контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра, фасад, трубы, органист, оркестр, ложки, песня, соната. (Признаки определяет учитель, в дальнейшем сами ученики).
Синквейн как приём формирования функциональной грамотности позволяет развивать креативные способности, умение анализировать и делать выводы, подводить итог.
Синквейн — это стихотворная форма, состоящая из пяти строк, характеризующая предмет (тему).
Правила написания синквейна:
Первая строка — одно слово — тема, обычно имя существительное.
Вторая строка — два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Третья строка — три глагола, описывающих действие по теме синквейна.
Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно ключевое слово, синоним к первой строке:
1.Музыка
2.Тихая, нежная
3. Звучит, играет, слышется
4.Музыка просачивается в сердце и оживляет его.
5.Искусство.
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся. Каждый урок можно построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Уроки музыки способствуют полному раскрытию всех внутренних психологических качеств учащихся (мышление, воображение, память, волю и т.д.), воспитывает эмоционально-чувственную сферу психики(чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний) и ,что самое главное-это постоянная возможность помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к семье ,к жизни , к человеку, к природе и своей Родине.
Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности.