kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Роль уроков музыки в формировании функциональной грамотности обучающихся 1-4классов в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Что включает в себя функциональная грамотность? Как развивать функциональную грамотность на уроках музыки? В данной работе рассмотрим индикаторы функциональной грамотности обучающихся на конкретных примерах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Роль уроков музыки в формировании функциональной грамотности обучающихся 1-4классов в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО».»

Научно- практическая конференции педагогов «К вершинам педагогического мастерства»


«Система формирования и оценки функциональной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО»









«Роль уроков музыки в формировании функциональной грамотности обучающихся 1-4классов в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО».







Читао Л.Н.

учитель музыки

МБОУ СОШ №3» а.Адамий


с.Красногвардейское

2025г.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь»

(китайская пословица)

В современном мире функциональная грамотность является одним из важнейших показателей качества общего образования. Её критерии лежат в основе международных исследований по оценке читательской, математической, естественнонаучной грамотности, а также глобальных компетенций и креативного мышления. Сегодня важно не просто вложить в обучающегося определенные знания и умения- писать, читать, считать, но и необходимо их вывести на уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, научить его проявлять инициативность, способность находить нестандартные решения, творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Не осталась в стороне предметная область «Искусство».

Уроки музыки за последние годы претерпели большие изменения! Раньше в школе проходили уроки пения, где учитель с детьми разучивал песни. Сейчас урок музыки, как урок искусства, помогает познать мир, развить творческое воображение, воспитать художественный вкус, сформировать любовь к миру, жизни, природе, людям. Урок музыки требует компетентности учителя, так как на уроках он формирует музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение музыкальных понятий и терминов, творчества композиторов. И, в первую очередь, учитель музыки должен так построить свой урок, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, чтобы они смогли расширить музыкальные знания, полученные в ходе урока, которые пригодились бы им в дальнейшей жизни. Порой ученики на уроке задают вопрос на тему: «Зачем нужна музыка?».

И в итоге, после бурных дискуссий, признают то, что за какой-то год обучения могут отличить на слух ту или иную композицию, или мелодию, звучащую на каком-нибудь мероприятии, использовать свои знания, чтобы определить произведение того или иного композитора.

Что же включает в себя функциональная грамотность? Как развивать функциональную грамотность на уроках музыки? Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности обучающихся на конкретных примерах.

Общая грамотность развивается у учащихся, когда дается задание:

- написать эссе (небольшое сочинение) -поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении;

- подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;

- ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;

- заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, тесты, бланки с заданиями.

Компьютерная грамотность очень хорошо развивается когда ученики должны были найти информацию в сети Интернет;

- уметь пользоваться электронной почтой и приложениями WhatsApp, ВКонтакте;

- участвовать в онлайн-тестах;

- работать с материалами Российской электронной школы и др. обучающими сайтами.

Информационная грамотность развивается у обучающихся, когда дается задание:

- найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;

- посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;

- использовать данные из СМИ;

- пользоваться услугами детской и школьной библиотеки;

- анализировать информацию по теме урока.

Коммуникативная грамотность:

- работать в парах, группе, команде;

- расположить к себе других людей;

- не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса;

- использование физминуток и рефлексии на уроках музыки.

На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать следующие виды работ:

  1. Установи общие признаки или различия (между жанрами музыки, инструментами)

2.Найди лишнее слово (аккордеон, баян, гармонь, пианино)

  1. Соотнести с именем композитора:

а) фрагмент его биографии б) портрет

в) фрагмент истории создания произведения

г)фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.

  1. Продолжить ряд:

а) пианист, трубач ... (профессии музыкантов-исполнителей)

б) виолончель, гусли... (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)

в) Бах, Чайковский... (фамилии композиторов)

  1. Сгруппировать

Мануалы, контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра, фасад, трубы, органист, оркестр, ложки, песня, соната. (Признаки определяет учитель, в дальнейшем сами ученики).


Синквейн как приём формирования функциональной грамотности позволяет развивать креативные способности, умение анализировать и делать выводы, подводить итог.

Синквейн — это стихотворная форма, состоящая из пяти строк, характеризующая предмет (тему).

Правила написания синквейна:

Первая строка — одно слово — тема, обычно имя существительное.

Вторая строка — два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка — три глагола, описывающих действие по теме синквейна.

Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно ключевое слово, синоним к первой строке:

1.Музыка

2.Тихая, нежная

3. Звучит, играет, слышется

4.Музыка просачивается в сердце и оживляет его.

5.Искусство.

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся. Каждый урок можно построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Уроки музыки способствуют полному раскрытию всех внутренних психологических качеств учащихся (мышление, воображение, память, волю и т.д.), воспитывает эмоционально-чувственную сферу психики(чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний) и ,что самое главное-это постоянная возможность помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к семье ,к жизни , к человеку, к природе и своей Родине.

Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Читао Людмила Нурбиевна

Дата: 09.09.2025

Номер свидетельства: 674001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
2220 руб.
3170 руб.
1900 руб.
2710 руб.
2050 руб.
2930 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства