Роль репертуара в развитии музыкально-этнической культуры учащихся средних классов фортепианного отделения ДМШ
Роль репертуара в развитии музыкально-этнической культуры учащихся средних классов фортепианного отделения ДМШ
Проблема репертуара для пианистов всегда была и остается актуальной.Пианистический репертуар на основе казахского народного мелоса накапливался и совершенствовался.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль репертуара в развитии музыкально-этнической культуры учащихся средних классов фортепианного отделения ДМШ»
Роль репертуара в развитии музыкально-этнической культуры учащихся средних классов
фортепианного отделения ДМШ
КГКП «ДМШ» г. Шахтинска
Канзафарова Маргарита Кабировна
преподаватель фортепианного отделения
І. Вступление
Проблема репертуара для пианистов всегда была и остается актуальной.
Пианистический репертуар на основе казахского народного мелоса накапливался и совершенствовался одновременно в процессе развития фортепианного исполнительства в Казахстане. Недостаточная обеспеченность оригинальным концертным репертуаром, а часто и его художественное несовершенство вынуждают педагогов-пианистов обращаться к классическим музыкальным произведениям, написанным для других инструментов, создавать самим на его основе переложения для фортепиано.
Учебно-педагогический и концертный репертуар является важным компонентом содержания музыкально-инструментального обучения учащихся. При этом репертуарная политика должна опираться на методологическое положение о том, что музыкальные произведения, предназначенные для разучивания в классе фортепиано, должны положительно влиять на эмоциональную проекцию личности учащегося, формировать его как личность самостоятельную, одухотворенную и высоконравственную. Вдумчиво подобранный репертуар является важнейшим фактором формирования этнической культуры учащихся.
ІІ. Основная часть
1. Известно, что индивидуальный план ученика ДМШ складывается из пройзведений различных эпох и стилей, - именно такая установка спасобствует наиболее интенсивному музыкальному развитию начинающих музыкантов.
В.В. Бесфамильнов и А.А. Семешко отмечают важность содержания индивидуального плана, где особое внимание следует уделить подбору музыкального репертуара: «Главное содержание предмета «Специальный инструмент» составляет, прежде всего, музыкальный репертуар – основа воспитания музыканта. Умение подобрать наилучший репертуар для каждого ученика – важнейший показатель педагогического искусства»
Индивидуальный план рекомендуется составлять по следующим направлениям:
Новый художественный репертуар для детального изучения.
Новый художественный материал для самостоятельного изучения.
Репертуар для эскизного изучения
Репертуар для повторения
Инструктивный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды).
Материал для развития навыков чтения с листа, транспонирования, игры по слуху, импровизации.
В учебном процессе репертуар приобретает особое значение, он является основой обучения и воспитания, в том числе этнокультурного образования. Недостаточное внимание педагога к воспитывающей роли репертуара ведет к стихийному, нецеленаправленному развитию художественных вкусов и интересов. Поэтому одной из основных задач педагога (с самого начала обучения музыканта) является тщательно продуманное, целенаправленное составление репертуара для каждого учащегося.
2. При подборе учебного материала педагог, прежде всего, должен решить два вопроса:
- Какие новые знания и навыки приобретет учащийся, работая над данным произведением?
- Развитию каких сторон личности будет способствовать художественное содержание произведения?
Каждый из этих аспектов работы связан с рядом проблем.
Перечислим основные из них:
1) Проблема знаний. Основным требованием, которое предъявляет современный уровень культуры к обучению, является его интенсификация. Говоря иными словами, цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но с большими и лучшими результатами. Каким образом можно сократить, например, первоначальный период обучения игре на фортепиано? Прежде всего, необходима тесная связь теоретического материала с практическим освоением инструмента - учащийся должен получать только ту информацию, которая нужна для овладения инструментом на данном этапе. Это приведет к прочному усвоению теоретических сведений, к приобретению знаний; практическая направленность знаний будет способствовать скорейшему формированию необходимых умений и переходу их в исполнительские навыки.
Отрицательным примером в этом плане может служить большинство издаваемых «Школ» и «Самоучителей игры на фортепиано», где с первых же страниц учащегося отягощают большим объемом теоретического материала, который не закрепляется на практике, и поэтому является тормозом в обучении.
2) Проблема навыков. Процесс образования умений, полученных на начальном этапе обучения и перехода их в навыки должен включать в себя не только двигательные действия учащегося, но и анализ музыкального материала, выбор рациональной аппликатуры, чтение нотного текста с листа и т. п.
3) Проблема воспитания. Педагог не может видеть свою задачу только в том, чтобы научить учащихся хорошо играть на фортепиано. В процессе овладения фортепиано ученикам должны прививаться и другие качества, такие как:
а) стремление постоянно обогащать свои знания в различных областях искусства; стремление к выработке эстетических взглядов и вкусов;
б) умение видеть красивое в художественных произведениях различных видов искусства; способность полноценно воспринимать прекрасное в любой области жизни;
в) стремление развивать свои художественные способности и совершенствоваться в одном из видов искусства - в данном случае в исполнительстве на фортепиано.
При выборе учебного репертуара рекомендуется руководствоваться критериями, предложенными Д.Б. Кабалевским. Произведение «…должно быть художественным и увлекательным…, оно должно быть педагогически целесообразным (то есть учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определенную воспитательную роль».
Выбор произведений должен основываться как на индивидуальных особенностях учащегося, так и на многообразии музыкальной литературы. По мнению Л.А. Баренбойма «…в исполнительском искусстве творческую фантазию сможет проявить тот, кто обладает большим музыкальным опытом, больше знает разнохарактерной музыки, разучил большее количество музыкальных произведений».
3. Рассмотрим основные принципы подбора учебно-педагогического и концертного репертуара для учащихся фортепианного класса.
1) Принцип художественной ценности музыкального материала.
Как известно, культурную и образованную личность, возможно, воспитать на высокохудожественных образцах мирового искусства, поскольку современная музыкальная педагогика на первое место ставит, прежде всего, воспитание личности. Узконаправленная специализация или, по определению В.Л. Яконюка, «технологический крен» в музыкальном образовании способны порождать дефекты общеинтеллектуального и общекультурного развития личности обучаемого. Зачастую такой подход в образовании приводит к искажению самого смысла постижения музыки как вида искусства, к деградации педагогики искусства как предмета.
2) Принцип педагогической целесообразности заключается в том, что на основе изучения музыкальных произведений учащийся должен:
- освоить современные виды исполнительской техники игры на инструменте;
- овладеть спецификой исполнения музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм;
- познать особенности интерпретации стиля того или иного композитора;
- овладеть как можно большим и разнообразным (по стилю, жанрам и форме) музыкальным материалом;
- расширить багаж музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений, овладеть навыками вербальной интерпретации музыки.
3) Принцип разнообразия стилей, жанров и форм изучаемой учащимся музыки является традиционным и педагогически оправданным в том смысле, что его соблюдение позволит будущему музыканту - исполнителю:
- выработать собственный индивидуальный исполнительский стиль игры, выражающийся как в интерпретации музыки на инструменте, так и в отношении к ней;
- расширить музыкальный интеллект и реализовать индивидуальные исполнительские возможности;
- овладеть навыками исполнения самой разнообразной музыки, определиться в собственном стиле и манере исполнения.
4) Принцип новизны предполагает введение в репертуар музыкальных произведений современных авторов, что позволит учащемуся овладеть стилем исполнения современной музыки, оригинальными приемами игры на инструменте.
4. Особое значение в подборе репертуара имеет его жанровое разнообразие. Современный пианист – это высокообразованный и интеллектуально развитый музыкант, которому доступны для исполнения как серьезная классическая, так эстрадная популярная и народная музыка.
Для формирования и развития этнической культуры учащихся фортепианного отделения основу учебно-педагогического и концертного репертуара должна составлять народная музыка.
Это положение подтверждают современные тенденции развития пианистической школы, выражающиеся в:
- широком и повсеместном обращении педагогов и концертирующих исполнителей к народной музыке, в ее популяризации среди профессионалов и начинающих музыкантов;
- поиске композиторами новых выразительных возможностей фортепиано в инструментальной интерпретации народной музыки. В настоящее время этот процесс носит разносторонний и разнонаправленный характер это фольклорные и стилизованные обработки народных мелодий, их аутентичное и авангардное звучание, эстрадные и джазовые транскрипции;
- выходе народной музыки на широкую концертную сцену;
- включение в обязательные программы исполнительских конкурсов произведений современных авторов на казахские народные темы.
Объективная необходимость изучения произведений народной музыки в классе фортепиано обуславливается необходимостью владения навыками интерпретации специфического народного стиля инструментального музицирования. Этот стиль отличается оригинальными исполнительскими приемами игры и звукоизвлечения на инструменте и даже некоторой манерностью, которую следует понимать как отражение творческой индивидуальности музыканта или демонстрацию его самобытной региональной принадлежности; яркой образностью, характерностью музыкального языка.
Инструментальные возможности фортепиано позволяют с особой выразительностью показать колорит казахской народной музыки. Продемонстрировать ее богатство ее тембровой и звуковой палитры, разнообразие метроритмической организации, лиризм мелодики.
Воспитание мыслящего музыканта – процесс многогранный и очень трудоемкий. Одной из составляющих этого процесса является воспитание восприятия и воспроизведение музыкального произведения через жанровое осознание характера музыки.
Песня, марш, танец – это три основные жанровые сферы, в которых музыкальное начало находится в неразрывном единстве со словом и движением. В них формируются все жанровое многообразие музыкальной культуры, вместе с тем они близки детскому мировоззрению и помогают ребенку сразу же включиться в процесс активного творческого действия.
Жанровые определения песни, марша, танца обычно не требуют длительных словесных пояснений, поэтому данные понятия можно вводить и закреплять через показ ярких и чистых в жанровом отношении образов, в которых не встречались бы смешанные типы (например, танцевальная песня).
Прослушивание разножанровых образцов и их чередование помогают ученикам ярче ощутить жанровый контраст произведений. Осознание характера музыки сочетается в этой работе с изучением элементов музыкальной грамоты и нотной записи. Усвоенное представление о музыкальном тексте как о соотношении ударных и безударных слогов в сочетании со звуковысотными и ритмическими характеристиками способствует выразительному воспроизведению его на инструменте.
Живой интерес у детей вызывает совместное музицирование с преподавателем, так как простейшая партия позволяет им деятельно включиться в исполнительский процесс. Даже до знакомства с нотной записью любое интересующее педагога произведение можно снабдить дополнительной партией из одного или двух звуков в различных регистрах с простейшим ритмическим рисунком. Музыка, звучащая на уроке, совместное с педагогом музицирование создают у ребенка эмоциональный тонус, который служит благоприятным условием для формирования практических исполнительских навыков. Последовательная работа над новыми образцами песни, марша, танца, созданных на основе казахского мелоса позволяет обнаружить типичные особенности жанра каждого произведения, а привычное представление об их разнообразии обогащается при сопоставлении двух контрастных по характеру песен, маршей и танцев.
Всякий раз, исполнив или прослушав произведение, ученик с помощью педагога должен задать себе вопрос: что выражает музыка? Ответ на этот вопрос должен помочь ученику проникнуть в содержание музыкального искусства. Таким образом, ученик начинает передавать свое ощущение музыки при помощи слов. В первое время, порой довольно долго, ребенку может не хватать словарного запаса, чтобы выразить свои мысли, поэтому можно предложить на выбор несколько подходящих и не подходящих по смыслу определений или стихов. На первых порах – это достаточно серьезная работа, развивающая художественное мышление ученика, играющая большую роль в осознании им образного содержания музыки.
Песня – это наиболее простая форма вокальной музыки. Ее не трудно отличить на слух от марша и танца. Но и сами песни очень разные: гимн – это песня, которую исполняют в особо торжественных случаях, а колыбельная – это тихая ласковая песня, которой убаюкивают ребенка или куклу. Весело и задорно звучат песни игровые, шуточные.
Осознанное восприятие мелодического содержания песни должно основываться на анализе ее наиболее характерных музыкально-выразительных особенностей. Вниманию ученика доступны такие характеристики мелодий, как темп (быстро, умеренно, медленно), артикуляция (связно, отрывисто), динамика (громко, тихо). Важно добиваться его представления о характере песни (светло, печально и т.д.), по возможности избегая образующегося набора словесных штампов.
ІІІ. Обзор детских произведении А.Абдинурова
В казахстанских музыкальных учебных заведениях всегда испытывалась потребность в обновлении педагогического репертуара, изучая который учащиеся знакомились бы с национальной культурой, развивали свои профессиональные умения и навыки, расширяли музыкальный кругозор. Главная причина популярности и востребованности фортепианной музыки для детей А. Абдинурова кроется в большой одаренности композитора, идущего в ногу со временем, тонко чувствующего детский мир образов и настроений.
Инновационным можно назвать сборник детских фортепианных пьес А. Абдинурова, состоящий из трех циклов: «В добрый путь! (Ак жол!)», «Степные мелодии (Дала сазы)» и «Мои друзья (Менiн достарым)». К каждой миниатюре прилагаются: аудиоприложение, поэтический эпиграф, картинка-раскраска, а также краткие исполнительские и методические комментарии на казахском и русском языках. Их комплексное использование предполагает творческий подход к работе над музыкальным произведением, направленный на развитие интерпретационных умений, музыкальных способностей, образного мышления и воображения юных пианистов в соответствии с требованиями современной методики обучения игре на фортепиано. Рассмотрим подробнее некоторые сочинения.
«Рождение (Бесiк той)» - пьеса праздничная, торжественная, неторопливая, полнозвучная. При ее исполнении начинающий пианист научится ведению мелодии левой рукой, ритмической организации синкопы, выполнению штрихов при гибком запястье, слуховому контролю скрытой мелодии в партии правой руки, выполнению динамических сопоставлений, выразительному интонированию при переменном размере.
«Колыбельная (Бесiк жыры)» - миниатюра со спокойным, ласковым, доброжелательным характером. Ее интонации напоминают качание колыбели, баюканье ребенка перед сном. Обращают на себя внимание варьированные штрихи на неизменном музыкальном материале в партии правой руки. К важным исполнительским задачам можно отнести передачу настроения пьесы в размеренном метро-ритмическом движении разными артикуляционными приемами, выстраивание звуковых соотношений элементов фактуры.
«Дождик и солнышко (Ак жауын)» - пьеса полифоничная, разнообразная по штрихам и звуковым краскам. Здесь важно выполнять рекомендуемую артикуляцию, хорошо координировать движения рук при игре, дифференцировать музыкальную фактуру.
«Дыхание весны (Коктем лебi)» - миниатюра красочная в звуковом отношении, в неторопливом темпе охватывающая обширный диапазон фортепианной клавиатуры. Для показа тембральных особенностей различных регистров уместно использование правой педали. Переменный размер 3/4 и 2/4 подчеркивает национальный колорит пьесы, интонации мелодии вызывают ассоциации с пением птиц весной, журчанием ручья, игрой солнечный зайчиков. Услышать все это поможет учащемуся аудиоприложение, содержащее не только фортепианные, но и синтезированные версии пьес. Юному пианисту нужно передать тембровый колорит различных регистров инструмента с помощью динамических оттенков, выразительно интонировать мелодию в партии правой руки, правильно организовать ритм при переменном размере, использовать запаздывающую правую педаль.
«Танец (Би)» - пьеса энергичная, с жизнерадостным характером, точным метроритмом, изысканной артикуляцией. Здесь важны: выполнение штрихов при гибком запястье, дифференциация музыкальной фактуры, выстраивание звукового соотношения «мелодия - аккомпанемент».
«В добрый путь! (Ак жол)» - миниатюра с эмоциональными и динамическими контрастами, требующими от исполнителя артистизма и определенной сценической выдержки. Можно обозначить следующие исполнительские задачи: передачу контрастных настроений по принципу «весело-грустно-весело», показ динамических контрастов «f» и «p», выбор темпов, соответствующих образному содержанию разделов пьесы, дифференциацию музыкальной фактуры, координацию движений рук при игре, естественность замедлений и фермат, а также цезур.
«Родная земля (Туган жер)» - завершающий цикл мелодичный фортепианный ансамбль, в котором партии доступны для исполнения начинающим пианистам. Название произведения наполнено большим гуманистическим смыслом, призванным пробуждать глубокие патриотические чувства. Совместная работа над художественным образом благотворно влияет на формирование исполнительских навыков ученика, чувства метро-ритма, умение фразировать и чутко интонировать мелодию. В цикле «Степные мелодии», состоящем из четырех миниатюр, это произведение предлагается для более сложного сольного исполнения. Данная миниатюра напоминает своеобразную песню без слов. При ее исполнении важна грамотная педализация, сохраняющая гармоническое единство и ясность фортепианной фактуры. Эпизоды с двойными нотами в мелодии требуют от исполнителя сохранения свободного запястья и игрового аппарата в целом, выразительности интонирования, а также хорошего слухового контроля компактности звучания.
«Тулпар (Тулпар)» - виртуозная пьеса, этюд, в основе которого лежит жанр казахского домбрового кюя. В техническом отношении для начинающих пианистов трудны репетиции (повторяющиеся звуки). Для их успешного исполнения предлагается аппликатура, опирающаяся на принцип зеркальности (одинаковые пальцы в обеих руках одновременно) и скольжения (использование на одной клавише разных пальцев). Необходимо при игре контролировать активность и самостоятельность каждого пальца. Обращает на себя внимание переменный размер, делающий интонационный строй пьесы богаче и изысканнее. Исполнителю нужно позаботиться о выразительности мелодической линии, цельности ее фразировки.
«Ветерок (Самал жел)» - пьеса гомофонно-гармонического склада, в подвижном темпе, прозрачная и легкая по фактуре. Рекомендуется мелодию исполнять с использованием позиционной аппликатуры, гибкого запястья, необходимо позаботиться о точном исполнении штрихов в мелодической линии, а также о гибкости ее интонирования и певучести.
«Воспоминание (Естелiк)» - миниатюра контрастная: в ней певучие эпизоды сочетаются с подвижными, танцевальными фрагментами. Переменные темпы влекут за собой разные настроения, изменчивую эмоциональную окраску музыки. Пианист должен проявлять здесь свои артистические качества, а также максимально использовать выразительные возможности рояля, ставить перед собой задачи, связанные с поиском звуковых красок и туше.
Неподдельный интерес у детей вызывают образы, представленные в цикле из семи пьес «Мои друзья (Менiн достарым)».
«Ягненок (Кошакан)» - пьеса, состоящая из трех разделов. Первый и третий из них - подвижны по темпу, веселы и жизнерадостны по характеру. Средний раздел медленный и печальный. Мелодическая линия в нем переходит из партии правой руки в нижний голос. Рекомендуется эпизодическое использование правой педали.
«Верблюжонок (Ботакан)» - скерцозная пьеса, с веселым игривым настроением. Фактура ее богата артикуляционными приемами, разнообразными штрихами. Юному пианисту необходимо постоянное интенсивное вслушивание в мелодическую линию, для ее гибкого интонирования, так как штрихи в партиях левой и правой рук не совпадают, а изменчивый темп в заключении требует соразмерности и естественности.
«Котенок (Марау)» - певучая неторопливая миниатюра. Мелодию в партии левой руки необходимо показать с помощью тембрового колорита, мягкого, но глубокого туше. Соотношение мелодии и аккомпанемента должно быть рельефным, многоплановым. Переносы левой руки через правую, имитирующие прыжки котенка.
«Козленок (Лал)» - пьеса, состоящая из трех разделов, крайние из которых - веселые и энергичные по характеру, ритмически точные, а средний - плавный по движению и певучий, с благозвучным полифоничным аккомпанементом. Артикуляция крайних разделов имитирует движения, связанные с прыжками и подскоками. Акценты и sf следует исполнять при гибком запястье. Небольшие фразы в мелодии, объединенные лигами, рекомендуется играть в одной пятипальцевой позиции. Динамические оттенки здесь весьма разнообразны и требуют поиска звуковых красок, исполнительского туше.
«Щенок (Кэшiк)» - задорная, веселая пьеса. Интересен синкопированный ритм в мелодии, разнообразная артикуляция и фактурные решения в аккомпанементе. Осваивая их, юный пианист развивает координацию рук, учится внимательно относиться к паузам и длинным нотам.
«Теленок (Бозау)» - певучая пьеса песенного склада. Ведение мелодии требует от исполнителя хорошего слухового контроля, владения легато свободным игровым аппаратом. В процессе работы над выразительностью интонирования эффективно развивается музыкальный слух. Рекомендуется пение мелодической линии вслух и про себя во время исполнения.
«Жеребенок» - виртуозная, пронизанная моторным движением шестнадцатых нот пьеса, требующая от исполнителя постоянной пальцевой активности и сценической выносливости. Пульсирующие восьмые и четвертные ноты в аккомпанементе создают эффект скачки. Рекомендуется придерживаться неизменного темпа и четкой ритмической пульсации.
Помимо названных сочинений начинающим пианистам целесообразно рекомендовать к изучению маленькие пьесы «Алакай», «Шымшык», «Дайын турмын мектепке», а так же цикл «Семь пьес для фортепиано» состоящий из миниатюр: «Размышление (Толгау)», «Песнь (Эуен)», «Мой малыш (Бобегiм)», «Кюй (Куй)», «Иноходец (Жорга)», «Пробудившееся чувство (Оянкан сезiм)», «Шалкыма (Шалкыма)». Разнохарактерные пьесы написаны доступным для детей музыкальным языком с использованием гомофонно-гармонического и полифонического видов музыкальной фактуры. В 2012 году к открытию первого конкурса детского музыкального творчества «Астана-Арай» вышел в свет новый сборник фортепианных пьес Серикжана и Алиби Абдинуровых «Абдінур». Наряду с новыми произведениями в него вошли некоторые ранее изданные сочинения, но в более подробной исполнительской редакции, а так же фортепианные ансамбли различного уровня сложности.
Краткий обзор детских фортепианных произведений казахских композиторов показал, что для них свойственны: программность, наличие национальных сюжетов, ритмов и интонаций, различные фактурные решения. Практический опыт их изучения доказал, что в процессе освоения разнообразных элементов музыкальной ткани совершенствуются музыкальные способности начинающих пианистов, их игровой аппарат и фортепианная техника. Названные произведения могут с успехом использоваться в качестве составной части педагогического репертуара младших, средних и старших классов ДМШ, что принесет несомненную пользу для учащихся-пианистов в приобретении профессиональных умений и навыков, позволит расширить музыкальный кругозор, сформирует этническую культуру на основе интонационного словаря казахского национального мелоса.
ІV. Заключение
Таким образом, в этнокультурном образовании учащихся ДМШ, в формировании их творческой индивидуальности, в совершенствовании музыкально-исполнительских навыков решающую роль играет репертуар, используемый в процессе обучения. Личность учащегося складывается из взаимосвязанных развивающихся компонентов: художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. Чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполненных произведений и, наконец, чем глубже они изучены, тем больше условий для разностороннего развития личности ребенка. Обогащение репертуара учащихся класса фортепиано ДМШ произведениями, созданными на основе интонационного словаря национального казахского мелоса, позволит вместе с музыкально-исполнительскими, учебно-воспитательными задачами сформировать этническую культуру школьников.
Этнокультурное образование учащихся ДМШ в классе фортепиано возможно при создании следующих педагогических условий: рассмотрении интонационно-импровизационной сущности национальной музыки, видов и жанров народного музыкального творчества как основы освоения национальной музыкальной культуры, в опоре на творческую деятельность самих обучающихся и базируются на взаимодействии изучения специфики национальной музыки и принципов развивающего обучения.
Список используемой литературы
А.Л.Бурштейн «Вопросы музыкальной педагогики» под ред. В.А.Натансона